Методы мотивации учащихся на уроках истории
Встречается такое, что ученик не желает учиться, нет желания и инициативы. В этом случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя принудить учиться, если относиться к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Существует мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому и неизведанному, обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно, ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играет содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших классов), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Именно в этом случае у детей будут создаваться тенденция и настрой на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Что же такое мотивация? В разных источниках отражено разное толкование данного термина. Некоторые исследователи отмечают, что мотивация (от лат. movere — побуждение к действию) — психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. С другой стороны, мотивация есть система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в трудах немецкого философа А.Шопенгауэра. Советский психолог и педагог А.Н.Леонтьев дает следующее понятие мотивации – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать определенные виды действий.
Научить – значит дать ученику набор необходимых знаний, умений и навыков. Однако этого недостаточно: важно воспитать мотив, инициативу, стремление к получению этих знаний, умений и навыков. Так школьная мотивация является одним из основополагающих факторов получения образования.
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации у учащихся к изучаемому материалу.
- Обращение к жизненному опыту детей. Прием заключается в обсуждении с учащимися хорошо знакомым им жизненным ситуациям, всестороннее понимание которых возможно при изучении предлагаемого материала. В этом случае необходима «живость» рассматриваемой ситуации, ее острота и актуальность. Например, на нежелание ребенка изучать тему развития рыночных отношений можно задать вопрос: «Знаешь ли ты о древних как мир способах обвешивания покупателя?». Как правила, даже у взрослого человека проявляется интерес.
- Моделирование проблемной ситуации. Прием состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую ученик осваивает необходимые знания и навыки. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (на этапе актуализации знаний) задавать особым образом сконструированные вопросы, требующие анализа, сравнения, сопоставления и разъяснения информации, а также более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации в большинстве случаев гарантирует интерес к изучаемому.
- Прием деловой игры. Суть в том, что за каждым учеником закрепляется определенная роль. Сам формат деловой игры требует разноплановой и скрупулезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учеников, взамен обеспечивая высокую отдачу и успех такого урока у учащихся. Играть школьникам интереснее, чем учиться.
Стоит отметить, что данный метод широко применяется в различного рода тренингах, при обучении психологии взаимоотношений и других, не менее важных для обучающихся мероприятиях. Притом участники таких игр нередко представители разных возрастных групп, которые в игре, как правило, не замечают процесса обучения.
- Решение логических задач. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем обыденные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для отвлечения и смены вида работы в течение урока, а порой и для дополнительного решения дома. Метод особенно актуален в рамках подготовки к олимпиадам, и важен наряду с высокой ролью развитого логического мышления при изучении истории.
- Состязания и конкурсы. Любому учителю известно, насколько бывает трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить различные игровые и конкурсные, по своему формату стимулирующие детей на соревнование. Состязательный компонент может стать существенным вкладом в развитие мотивации у детей.
В продолжении темы необходимо сказать, что личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету. Обратимся к русскому историку В.О.Ключевскому, который справедливо утверждал, что «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Для этого ученый открыл следующую нехитрую, но основополагающую формулу – «Необходимо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
Следует добавить, что в условиях динамично развивающегося общества объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрастает с каждым годом. А с развитием истории как науки и новыми технологиями, приводящими к новым открытиям, расширяется и источниковая база.
Итак, развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность. Урок необходимо организовать таким образом, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения как с учителем, так и с одноклассниками. В классе должна царить рабочая атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес, стремление и удовлетворение от проделанной работы должны становиться ключевыми ощущениями ребенка в ходе учебного процесса.
Также важна для мотивации ориентация учителя на индивидуальные достижения учеников. В этой связи необходимо сравнивать результаты отдельного ученика с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание уверенности в своих силах и как результат – обеспечение мотивации и роста показателей в учебе.
Список используемой литературы
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.-№4.-с.22-29.
2. Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению // Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.
3. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации // Вестник высшей школы. – 2014. -№7. –с.37-44.
4. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009.
5. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007. -с.77.
6. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.
7. Подласый И.П. Мотивация обучения. Педагогика: учеб. Для студентов. – М.: 2008.
8. Северина О.А. Проектная деятельность учителя. — Волгоград: Учитель. 2011.
9. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.-с.32-35.
10. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экcперимент. 2012.-№1.-с.13-17.
Источник
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский»
Искитимского района Новосибирской области
«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»
Автор: Батуева Кристина Александровна.
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ п.Чернореченский»
В работе «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории» описываются различные приёмы работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучению. Развивающие мышление, коммуникативные способности, повышающие умственную активность у учащихся.
Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет – ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом. [2]
Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной деятельности. Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация — это искра, которая зажигает факел познания». [4] Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация учащихся стала серьезной проблемой современной школы.
Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.
Цель работы: поделится опытом использования мотивационных приёмов на уроках истории.
Показать, как работают педагогические приёмы для формирования познавательного интереса школьников на уроках истории.
Описать педагогические приёмы, используемые на уроках истории, для создания мотивации школьников,.
Актуальность: Использование современных приемов и методов обучения в рамках реализации системно-деятельностного подхода оказывает существенное воздействие на социализацию обучающегося.
Приёмы мотивации учащихся
Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий. [4] Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу.
Существует множество педагогических приёмов и на стадии мотивации. Но я остановлюсь на тех что применяю сама.
Самым распространённым приёмом является «Кластер-технология» Прием кластеров универсален и возвращаться к работе с ним можно на протяжении всего урока. Сам приём состоит в следующем: в центре –это наша тема, а вокруг все крупные смысловые единицы. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом). Этот приём имеет большое значение и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений или заполнения их на основе новой информации.
Он формирует у учеников такие навыки:
умение грамотно формулировать вопросы;
работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
способность выявлять логические и причинно-следственные связи
Существует множество вариаций кластера:
Кластер с картинками
(Смотри Приложение №1)
Часто использую на этапе мотивации игровые методы. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу. Игра так же содержит в себе коммуникативную функцию.
Например, самым распространённым является игра «Верите ли вы?» Прием помогает пробудить интерес к теме урока, а также обнаружить и осознать о недостаточности знаний у ребят. Суть данного приема сводиться к тому, что учитель задает вопросы, на которые надо ответить в таблицах, приготовленных перед уроком, «да» или «нет» в первой строке, а вторая строка остается пустой. Необходимо доказать в течение урока правильно ли они дали ответы на вопросы «Верите ли вы?». Тем самым интерес возрастает, и дети с легкостью работают в течение урока. Им важно проверить правильность и точность своих ответов. (Смотри приложение №2)
Очень увлекательными методами являются головоломки. Например, использование пазлов и ребусов на уроках истории. Головоломки на уроках способствует развитию мышления, запоминанию исторических дат. (Смотри приложение №3, 4)
Следующим интересным приёмом мотивации является визуализация. Например, демонстрация картинок, портретов, При их использовании задействуется образное мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные, проблемные вопросы, необычность преподнесения материала.
Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует развитию памяти, мышления, воображения учащихся.
Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.) учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Очень хорошо этот метод помогает ученикам с ограниченными возможностями, так как визуализация способствует лучшему усвоению материала, а также формированию исторического мышления в целом.
Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько содержащийся в ней познавательный материал.
Приведем несколько примеров из практики. Большой интерес учеников, при изучении темы «Россия в годы правления Петра I» вызывает инфографика «Петр I. «Особые приметы первого императора России Петра I» используется на этапе мотивации к уроку. Детям будет интересно узнать и увидеть наглядно каким был Петр 1.
Из инфографики учащиеся смогут узнать о высоченном росте первого императора России, на кого он был похож, почему он всегда ходил с тростью, какое было его любимое блюдо, десерт, и много всего интересного (Смотри приложение №5)
Историческая картина может являться непосредственным источником знаний учащихся. Например, в 6 классе, по теме «Средневековая деревня и ее обитатели», предлагается учащимся рассмотреть картину И. Лопеса » Сдача оброка феодалу».
Вопросы учителя, примерные ответы учащихся:
1.Какой вид повинности крестьян изображен на картине? (крестьяне сдают оброк феодалу);
2.Где крестьяне сдают оброк? (на господском дворе);
3. Как вы думаете, кто эти богато одетые люди, стоящие справа?
(«Это феодал со своим помощником,» — отвечают одни. Другие: «Это управляющий феодала и приказчик.» (второй ответ правильный).
4. Опишите внешность крестьян, сдающих оброк. (ученики описывают внешность старика и его жены, а также группу людей, сдающих в складчину корову);
5. Почему на картине много людей с оружием, кто они и что им здесь надо? (Крестьяне сдают последние и скудные запасы. Чтобы крестьяне не протестовали, управляющий в разных концах двора расставил пеших и конных воинов, которые готовы проучить непокорных). (Смотри приложение № 6)
Метод применения видеофрагментов.
Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и художественных фильмов. Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты с историческими текстами. Рассмотрим пример на тему «Иван Грозный» На этапе мотивации можно включить несколько отрывков из кинофильма Иван Васильевич меняет профессию, просмотрев, ребята должны сами назвать тему урока. Также можно предложить в конце урока сравнить каким показан Иван Грозный в фильме и каким его описывают историки. Такой приём очень сильно мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы.
Или видео фрагменты можно использовать как основную часть урока. Например, в 5 классе при изучении Древней Спарты и Греко-персидских войн. (Приложение №7)
В завершении следует отметить, что в современных условиях, мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и средства. Большие возможности открывает применение информационных технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. Какими приемами и средствами можно формировать мотивацию на уроках истории? Следует отметить, что вариантов много, и среди них невозможно выделить лучшие. Выбор оптимальных мотивирующих приемов и средств зависит от психологических, возрастных особенностей группы, оснащенности кабинета, изучаемой темы и других факторов. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней мотивации хорошего результата добиться нельзя
Источник