Приёмы мотивации на уроке
Приемы организации деятельности учащихся на этапе мотивации в рамках урока в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Эпиграфы, пословицы, поговорки, притчи
4. Проблемный вопрос (ситуация)
5. Загадки, отсрочка отгадки ( Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде .)
6. Дыхательная или пальчиковая гимнастика
7. Устные счет (пятиминутки чтения, математический диктант)
8. Визуальные образы, знаки
9. «Да, нетки» ( задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”. )
10. Графический диктант
11. Удивляйка ( В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. )
12. Ключевые слова, картины
13. Верно или неверно утверждение
14. Тонкие и толстые вопросы
15. Верите ли вы
16. Вопросы по вариантам
17. Ролевая игра
19. Фантастическая добавка ( Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.)
21. Древо предсказания
22. Прогнозирование ( Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах” .)
23. Привлекательная цель ( На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. )
24. Оратор ( За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.)
25. Автор ( Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?)
26. Фантазёр ( Записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.- Вот видите, как важно…)
27. Кумир ( Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?)
28. Профи ( Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?)
1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2008.
2. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
Источник
Методы мотивации по ФГОС.
учебно-методический материал на тему
К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_motivatsii_po_fgos.docx | 334.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности учащихся
Учитель: Александрова Н.С.
МОУ «СОШ № 63 с УИП» г. Саратов
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
В самом названии»метод стимулирования и мотивации»находит отражение взаимодействие учителя и учеников. Посредством этого метода достигается цель обучения .Метод служит учителю средством побуждения учащихся к учению , стимулятором к познавательной деятельности.
Ценным стимулирующим качеством обладают:
1)Проблемно- поисковый метод (но только тогда, когда проблемные ситуации доступны для самостоятельного разрешения учащимися)
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование целой цепи последовательных приемов:
- создание проблемной ситуации;
- организация коллективного обсуждения, возможных подходов к ее разрешению;
- выбор рационального способа решения проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирование выводов.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы учащихся, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
*Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
*Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.
* Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.
Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету .
Современные учебники переработаны авторами и в учебном материале уже заложены задания и вопросы, которые побуждают учащихся к поиску, решению проблемы.
Я работаю по УМК » Перспективная Начальная Школа». Так в учебнике «Окружающий мир» на стр.17 перед учащимися ставится вопрос :Паук- насекомое? Конечно, можно дать учащимся задание прочитать текст и ответить на данный вопрос .Я даю задание распределить картинки с изображением животных на группы: рыбы, насекомые, звери. Учащиеся, выполняя данное задание, сами сталкиваются с затруднением, не зная к какой группе отнести паука. Проблема как- бы возникает сама собой. Роль учителя не ставить перед детьми проблему, а умело подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны,. а возникает как- бы сама собой, то возрастает мотивация.
Можно подводить учащихся к проблеме разными способами: заполнением таблицы, столкновением мнений. Например: бактерии- друзья или враги?
Заполняя таблицу полезных свойств, учащиеся исследуют свойства бактерий и сами ( через опыты и исследования) приходят к выводу, что эти организмы могут приносить как пользу, так и вред. Эту же проблему можно предложить детям в виде диспута .Затем можно дать задание отнести бактерии к одной из групп: растения или животные. Опять дети сталкиваются с затруднением, так как бактерии обладают признаками и тех и других. Возникшая проблема побуждает учащихся обратиться к поиску дополнительной информации( в учебнике, других источниках).
2) Влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость.
3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в начальной школе является познавательная игра. Игра используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению.
В своей практике я использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Например дидактическая игра » Сначала- потом» Изучая весенние изменения в природе, предлагаю выстроить цепочку: птицы, цветы, насекомые. Учащиеся , как показывает мой опыт, ставят на первое место перелётных птиц. Тогда предлагаю детям вспомнить, чем питаются перелётные птицы. После этого учащиеся сами исправляют свою ошибку и выстраивают цепочку верно . Эту игру можно применять и на других уроках(математика » Сложение двузначных чисел: десятки, единицы.)Даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и мотивация.
4) К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.
Например: прививка- друг или враг? Арбуз- фрукт или овощ?
Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению.
5) Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Тут необходимо подбирать задания, посильные для этой группы учащихся, чтобы ребёнок видел свою успешность, а затем эти учащиеся переходят к более сложным заданиям.
Ситуации успеха организуются учителем путем поощрения школьников . Мощным стимулом в учении является оценка. В 1 классе оценки не ставятся, но поощрение присутствует; слово учителя, оценка товарища, самооценка. Здесь я применяю» Лесенки успеха»( см. приложение)
6) Метод эмоционального стимулирования учения — создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, интригующее начало урока.
Например , на уроках литературного чтения зачитываю начало текста и прошу учащихся предположить, как же дальше будут развиваться события. Затем предлагаю уч-ся сравнить свои предположения с тем, что предложил нам автор произведения.
К данному методу можно отнести ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказ, физминутки для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки с элементами танца.
7) Методы, направленные на формирование чувства долга .Это
ответственность перед коллективом,( работа в парах, группах), перед учителями, родителями и перед самим собой. Мотивы долга и ответственности формируются с помощью разъяснения школьникам значимости учения. Учащимся тактично указываются недостатки с тем, что бы в последующем ученик подходил к выполнению задания более ответственно.
Источник
Статья на тему «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС»
Пользовалась статьей журнала «Педагог», автор Михайленко Зоя Евгеньевна, учитель русского языка и литературы. Дата публикации 19.10.2019
Тема: Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС.
Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у учеников нет желания учиться
В. А. Сухомлинский
Мотивация — совокупность всех фактов, которые побуждают человека к активности.
1. 1ЭСреди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
тап выСреди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Приемы работы, которые повышают мотивацию учебной и познаватеоьной деятельности:
Работа в парах и группах
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
Стимуляция вопросов со стороны учащихся
Деление заданий на дозы
Рациональная система упражнений
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
Согласование объема домашнего задания.
Наличие интереса являетсяодним из главных условий успешного протекания учебного процесса и говорит о правильной его организации.Отсутствие интереса у школьниковявляется показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Это во многом зависит от отношения родителей к будущему ребенка, т.к.оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.
Нужно вести целенаправленную работу в начальной школе не только с учениками, но и с их родителями в отношении ученика, что способствует полноценному развитию.
Научить других можно только тому, что можешь сам ( И.Гете)
Воспитанию положительной мотивации учителя способствует:
Создание эмоционально – комфортной обстановки в школе и в классе.
Сотрудничество учителя и учащихся.
Нестандартная форма проведения урока.
Организация коллективной деятельности.
Привлечение учеников к оценочной деятельности.
Умелое применение учителем поощрения и наказания.
Эмоциональная речь учителя.
Систематическая воспитательная работатакже способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.
Индивидуальная работа с родителями.
Классные часы, экскурсии.
Принимают участие в общественно – полезном труде, генеральной уборке класса,территории, изготовление подарков, игрушек для детских домов.
Проведение праздников и концертов для родителей.
Формирование мотивации замедляет :
Эмоциональная бедность сообщаемого материала.
Невысокая компетентность педагога, его незаинтересованность работой
Излишняя повторяемость одних и тех же приемов
Однообразные задания, отсутствие оценки
Недоброжелательное отношение к обучающимся
Родителям для формирования положительной мотивации к учению необходимо:
Интересоваться делами, учебной работой.
Помогать при выполнении домашних заданий.
Объяснять ребенку причины его неудачи в учебе.
Формирование положительной мотивации к учению:
Чаще хвалить за успехи, давать стимул двигаться дальше.
Самим показывать положительное отношение к процессу обучения в школе.
Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.
Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности. Которая максимально способствовала бы раскрытию мотивационного потенциала личности ученика.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности.
11. Нужно вести целенаправленную работу в начальной школе не только с учениками, но и с их родителями, т. учителя и родителей в отношении
ученика, что способствует полноценному
2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.
3. Этап завершения мотивации.
Этап вызывания исходной мотивации.
2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.
3. Этап завершения мотивации.
1. Этап вызывания исходной мотивации.
2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.
Источник