Способы мотивации учащихся по фгос

Приёмы мотивации на уроке

Приемы организации деятельности учащихся на этапе мотивации в рамках урока в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Эпиграфы, пословицы, поговорки, притчи

4. Проблемный вопрос (ситуация)

5. Загадки, отсрочка отгадки ( Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде .)

6. Дыхательная или пальчиковая гимнастика

7. Устные счет (пятиминутки чтения, математический диктант)

8. Визуальные образы, знаки

9. «Да, нетки» ( задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”. )

10. Графический диктант

11. Удивляйка ( В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. )

12. Ключевые слова, картины

13. Верно или неверно утверждение

14. Тонкие и толстые вопросы

15. Верите ли вы

16. Вопросы по вариантам

17. Ролевая игра

19. Фантастическая добавка ( Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.)

21. Древо предсказания

22. Прогнозирование ( Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах” .)

23. Привлекательная цель ( На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. )

24. Оратор ( За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.)

25. Автор ( Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?)

26. Фантазёр ( Записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.- Вот видите, как важно…)

27. Кумир ( Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?)

28. Профи ( Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?)

1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2008.

2. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

Источник

Методы мотивации по ФГОС.
учебно-методический материал на тему

К методу мотивации учебной деятельности относятся:

Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Скачать:

Вложение Размер
metody_motivatsii_po_fgos.docx 334.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методы стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности учащихся

Учитель: Александрова Н.С.

МОУ «СОШ № 63 с УИП» г. Саратов

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

В самом названии»метод стимулирования и мотивации»находит отражение взаимодействие учителя и учеников. Посредством этого метода достигается цель обучения .Метод служит учителю средством побуждения учащихся к учению , стимулятором к познавательной деятельности.

Ценным стимулирующим качеством обладают:

1)Проблемно- поисковый метод (но только тогда, когда проблемные ситуации доступны для самостоятельного разрешения учащимися)

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование целой цепи последовательных приемов:

  • создание проблемной ситуации;
  • организация коллективного обсуждения, возможных подходов к ее разрешению;
  • выбор рационального способа решения проблемы;
  • обобщение полученных результатов;
  • формирование выводов.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы учащихся, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

*Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

*Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

* Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.

Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету .

Современные учебники переработаны авторами и в учебном материале уже заложены задания и вопросы, которые побуждают учащихся к поиску, решению проблемы.

Я работаю по УМК » Перспективная Начальная Школа». Так в учебнике «Окружающий мир» на стр.17 перед учащимися ставится вопрос :Паук- насекомое? Конечно, можно дать учащимся задание прочитать текст и ответить на данный вопрос .Я даю задание распределить картинки с изображением животных на группы: рыбы, насекомые, звери. Учащиеся, выполняя данное задание, сами сталкиваются с затруднением, не зная к какой группе отнести паука. Проблема как- бы возникает сама собой. Роль учителя не ставить перед детьми проблему, а умело подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны,. а возникает как- бы сама собой, то возрастает мотивация.

Можно подводить учащихся к проблеме разными способами: заполнением таблицы, столкновением мнений. Например: бактерии- друзья или враги?

Заполняя таблицу полезных свойств, учащиеся исследуют свойства бактерий и сами ( через опыты и исследования) приходят к выводу, что эти организмы могут приносить как пользу, так и вред. Эту же проблему можно предложить детям в виде диспута .Затем можно дать задание отнести бактерии к одной из групп: растения или животные. Опять дети сталкиваются с затруднением, так как бактерии обладают признаками и тех и других. Возникшая проблема побуждает учащихся обратиться к поиску дополнительной информации( в учебнике, других источниках).

2) Влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость.

3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в начальной школе является познавательная игра. Игра используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению.

В своей практике я использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Например дидактическая игра » Сначала- потом» Изучая весенние изменения в природе, предлагаю выстроить цепочку: птицы, цветы, насекомые. Учащиеся , как показывает мой опыт, ставят на первое место перелётных птиц. Тогда предлагаю детям вспомнить, чем питаются перелётные птицы. После этого учащиеся сами исправляют свою ошибку и выстраивают цепочку верно . Эту игру можно применять и на других уроках(математика » Сложение двузначных чисел: десятки, единицы.)Даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и мотивация.

4) К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.

Например: прививка- друг или враг? Арбуз- фрукт или овощ?

Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению.

5) Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Тут необходимо подбирать задания, посильные для этой группы учащихся, чтобы ребёнок видел свою успешность, а затем эти учащиеся переходят к более сложным заданиям.

Ситуации успеха организуются учителем путем поощрения школьников . Мощным стимулом в учении является оценка. В 1 классе оценки не ставятся, но поощрение присутствует; слово учителя, оценка товарища, самооценка. Здесь я применяю» Лесенки успеха»( см. приложение)

6) Метод эмоционального стимулирования учения — создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, интригующее начало урока.

Например , на уроках литературного чтения зачитываю начало текста и прошу учащихся предположить, как же дальше будут развиваться события. Затем предлагаю уч-ся сравнить свои предположения с тем, что предложил нам автор произведения.

К данному методу можно отнести ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказ, физминутки для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки с элементами танца.

7) Методы, направленные на формирование чувства долга .Это

ответственность перед коллективом,( работа в парах, группах), перед учителями, родителями и перед самим собой. Мотивы долга и ответственности формируются с помощью разъяснения школьникам значимости учения. Учащимся тактично указываются недостатки с тем, что бы в последующем ученик подходил к выполнению задания более ответственно.

Источник

Статья на тему «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС»

Пользовалась статьей журнала «Педагог», автор Михайленко Зоя Евгеньевна, учитель русского языка и литературы. Дата публикации 19.10.2019

Тема: Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС.

Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у учеников нет желания учиться

В. А. Сухомлинский

Мотивация — совокупность всех фактов, которые побуждают человека к активности.

1. 1ЭСреди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

тап выСреди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Приемы работы, которые повышают мотивацию учебной и познаватеоьной деятельности:

Работа в парах и группах

Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками

Стимуляция вопросов со стороны учащихся

Деление заданий на дозы

Рациональная система упражнений

Проговаривание, комментирование, систематическое повторение

Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.

Согласование объема домашнего задания.

Наличие интереса являетсяодним из главных условий успешного протекания учебного процесса и говорит о правильной его организации.Отсутствие интереса у школьниковявляется показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Это во многом зависит от отношения родителей к будущему ребенка, т.к.оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.

Нужно вести целенаправленную работу в начальной школе не только с учениками, но и с их родителями в отношении ученика, что способствует полноценному развитию.

Научить других можно только тому, что можешь сам ( И.Гете)

Воспитанию положительной мотивации учителя способствует:

Создание эмоционально – комфортной обстановки в школе и в классе.

Сотрудничество учителя и учащихся.

Нестандартная форма проведения урока.

Организация коллективной деятельности.

Привлечение учеников к оценочной деятельности.

Умелое применение учителем поощрения и наказания.

Эмоциональная речь учителя.

Систематическая воспитательная работатакже способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.

Индивидуальная работа с родителями.

Классные часы, экскурсии.

Принимают участие в общественно – полезном труде, генеральной уборке класса,территории, изготовление подарков, игрушек для детских домов.

Проведение праздников и концертов для родителей.

Формирование мотивации замедляет :

Эмоциональная бедность сообщаемого материала.

Невысокая компетентность педагога, его незаинтересованность работой

Излишняя повторяемость одних и тех же приемов

Однообразные задания, отсутствие оценки

Недоброжелательное отношение к обучающимся

Родителям для формирования положительной мотивации к учению необходимо:

Интересоваться делами, учебной работой.

Помогать при выполнении домашних заданий.

Объяснять ребенку причины его неудачи в учебе.

Формирование положительной мотивации к учению:

Чаще хвалить за успехи, давать стимул двигаться дальше.

Самим показывать положительное отношение к процессу обучения в школе.

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности. Которая максимально способствовала бы раскрытию мотивационного потенциала личности ученика.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности.

11. Нужно вести целенаправленную работу в начальной школе не только с учениками, но и с их родителями, т. учителя и родителей в отношении

ученика, что способствует полноценному

2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.

3. Этап завершения мотивации.

Этап вызывания исходной мотивации.

2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.

3. Этап завершения мотивации.

1. Этап вызывания исходной мотивации.

2. Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации.

Источник

Читайте также:  Как лечить кишечник народными способами
Оцените статью
Разные способы