Способы мотивации студентов статья

Повысить мотивацию студентов к обучению: 18 приемов

Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. Поэтому неудивительно, что за время существования блога ЛаЛаЛань неоднократно освещала те или иные способы повысить студенческую мотивацию.

При желании углубиться в тему вы также можете обратиться к следующим нашим материалам:

  • «Как мотивировать студентов учиться: 3 рекомендации для преподавателей»;
  • «Стоит ли учитывать интересы студентов в образовательном процессе? 4 аспекта подготовки кадров в высшей школе»;
  • «30 правил мотивации студентов Гарварда» (в этой же статье найдете небольшое расследование о китайском происхождении «гарвардских правил»).

В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.

Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Объяснить таким учащимся в школе, как гуманитариям по жизни пригодятся логарифмы и зачем физикам учить стихи наизусть, а затем уже в университете увлечь учащихся в длительное и непростое путешествие в мир Науки, сформировать необходимые нейронные связи и расширить кругозор — вот те задачи, которые берет на себя педагог, вооружившись знаниями о повышении мотивации к обучению.

Всем ли студентам нужна мотивация?

Разумеется, нет. «Студент замотивированный» как отдельный биологический вид, без сомнения, существует. И таких очень много: инициативные, любознательные, с энтузиазмом и интересом берущиеся за новое задание и новый предмет.

Однако таких студентов часто рассматривают как отдельные случаи, в то время как общую картину характеризуют, разделяя учащихся на бюджетников и платников. Мол, бюджетники замотивированы больше, поскольку от оценок и баллов ЕГЭ зависело их поступление и сейчас зависит стипендия, в то время как платники всегда могут пересдавать экзамены, доплатив за очередную попытку, а лишением стипендии их не испугаешь…

Конечно, это не так, и любой преподаватель, работающий в университете, понимает, что бывают разные направления подготовки и в каких-то учебных заведениях они только платные; сами студенты тоже очень разные, и для кого-то коммерческая основа обучения — совсем не показатель знаний, умений и навыков, а просто неудачное стечение обстоятельств.

В данном случае мы вновь настаиваем на индивидуальном подходе к каждому студенту и на отказе от стереотипов.

Определить глубинный мотив

Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.

Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал. Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные.

Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать. Так и с обучением в университете: все выпустятся со знаниями и навыками, но какие они будут и как будут получены — этот вопрос напрямую связан с мотивацией.

Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?

  • Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
  • Желание получить престижное образование в статусном вузе, чтобы в дальнейшем использовать корочку диплома как аргумент при поступлении на работу.
  • Потребность в общении и желание получить новые знакомства.
  • Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей.
  • Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
  • Возможность оставаться в состоянии жизненной неопределенности во время обучения в вузе, избежать нежелательных решений и этапов (например, армии) и так далее.
Читайте также:  Преимущества традиционных способов получения электроэнергии

Разумеется, это не единственные глубинные мотивы, но одни из многих. Эти ориентиры определяют сам факт поступления в университет. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, студент расставляет приоритетность разных предметов в учебном курсе.

На этот показатель преподаватель уже может повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на уважение к своему предмету и погружение в тонкости своей предметной области?

Приемы повышения мотивации

Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.

Взаимодействие педагога и студентов

  • Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Если это возможно, обращайтесь к ним по имени.
  • Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.
  • Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.
  • Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.
  • На занятиях обращайтесь к приему апперцепции, то есть связывайте изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личными опытом студентов, их интересами и потребностями.

Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала

  • Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.
  • Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.
  • Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
  • Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями.

Техническое, дидактическое обеспечение занятия

  • Используйте различные формы представления учебного материала, удивляйте и вызывайте интерес: фото-, видео-, аудиоматериалы, графики, наглядные пособия, тактильные и ролевые игры и пр.
  • Позаботьтесь о том, чтобы каждый студент мог работать с вашими материалами.
  • Не игнорируйте современные технологии. Например, отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере позволит оперативно задавать вопросы и присылать домашнюю работу.

Непосредственно учебная мотивация

  • Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности. Зачем мы изучаем эти минералы? Чем вам в дальнейшем будет полезна фонетическая система якутского языка?
  • Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать пару с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.
  • Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.

Отношения в студенческом коллективе

  • Используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.
  • Для разнообразия учебной ситуации меняйте рассадку в аудитории, если помещение и количество учащихся это позволяет. Для коллоквиумов и проблемных обсуждений садитесь по кругу, в мае проводите занятия в парке и пр.
  • Включайте в программу задания по взаимоконтролю и взаимопомощи студентов.

Приемы мотивации: реализовать на практике

Вышеперечисленные приемы при всей своей эффективности кому-то могут показаться чрезмерно обтекаемыми и лишенными конкретики.
Не ограничивая ваш творческий потенциал в части применения названных рекомендаций, предложим несколько примеров их практической реализации.

Так, при знакомстве с новым курсом или новой группой, можно попросить студентов анонимно или с указанием личных данных рассказать о своих истинных мотивах и о том, чего они ждут от курса. Такую информацию, разумеется, стоит воспринимать критически (кроме того, на самом деле не все студенты до конца ясно осознают причины тех или иных своих поступков), но какое-то первоначальное мнение вы сможете получить.

Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне университета и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях. Например, на историческом спецкурсе по разным видам огнестрельного оружия можно в качестве домашнего задания просить пройти игру Counter-Strike c тем или иным автоматом или пистолетом.

И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.

Источник

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

преподаватель специальных дисциплин ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», г. Горловка

Аннотация: В статье подчеркивается основополагающая роль мотивации студентов в учебном процессе и факт, что мотивация студентов добиваться отличных результатов падает. Дается характеристика тем факторам, которые играют в этом процессе важную роль.

Ключевые слова: мотивация; студент; учебный процесс; преподаватель

Мотивация — это побуждения, которые вызывают активность личности и определяют её направление, а также вложение человеком своих ресурсов, таких как, время, знания, энергия, талант, воля и т.д. в достижение желаемой цели. Нет сомнения, что мотивация — это ключевое условие эффективного процесса. [4]

Читайте также:  Наиболее эффективный способ коллективной защиты это

Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, способы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке чувства и желания, интересы и запросы, идеалы и установки. И поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Для студентов мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Ведь движущими силами процесса обучения и усвоения материала являются именно мотивы. Мотивирование к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Главной движущей силой в поведении и активности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала является мотивация. Поэтому очень важным становится вопрос о причинах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов. Поэтому им необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и постоянному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. [3]

Таким образом возникает объективная необходимость изучения способов мотивации студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно существенно влиять. Даже если студент выбрал будущую профессию не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Внимательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Коэффициент полезного действия учебного процесса непосредственно связан с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс — это сложный вид деятельности. Мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:

Большей части студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:

— получение свидетельства об образовании для увеличения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;

— получения нужных знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;

— желание расширить свой круг общения;

— неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию. [1]

Рассмотрим ошибки, которые допускают преподаватели в процессе мотивирования студентов.

Первая ошибка — «Голые знания». Преподаватели стремятся дать максимально возможное количество «голых» знаний, часто без обоснования их нужности. Но студенту необходимо объяснить, зачем эти знания ему пригодятся в будущем, в противном случае обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим сотрудником и рабочим. Преподаватель должен и обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка — отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между преподавателем и студентом нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не стоит. Ведь студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником

Третья ошибка — отсутствие уважения к студентам.

Этим грешат, в основном те, которые считают своих студентов лентяями, хотя нередко у студента просто не получается разобраться в предмете или какой-то теме.

Каким бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе надлежащего внимания и отношения.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

— познавательные мотивы (приобретение новых знаний, умений и обладать эрудицией);

— широкие социальные мотивы (выражаются в желании личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

— прагматические мотивы (получать достойную оплату за свой труд);

— профессионально-ценностные мотивы (увеличение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

— эстетические мотивы (получение удовлетворения от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

— статусно-позиционные мотивы (получение авторитета окружающих, соответствие определенной должности, стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность);

— коммуникативные мотивы (расширение круга общения путем повышения своего интеллектуального уровня и новых связей и знакомств);

— традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

— утилитарно-практические мотивы (стремление к самообучению);

— учебно-познавательные мотивы (ориентирование на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

— мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное место в обществе);

Читайте также:  Жак аттали мы найдем способ

— неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги писал: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». [7]

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся собственное развитие в процессе учения. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы идут от родителей, педагогов, группы, в которой учится студент, окружения или общества, т. е. это учеба, как вынужденное поведение, нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому главное значение должно придаваться не внешнему натиску, а внутренним побудительным силам. [3]

Перечислим возможные способы мотивации студентов.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в колледже пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в определенной области. В свою очередь, преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет необходим и полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить интересующие его вопросы.

А также в целях морального и материального стимулирования труда студентов нужно публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты, отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям .

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, которые стимулируют человека и побуждают его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели важное значение для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду». Так и студента можно заставить сидеть на занятии, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Чтобы повысить учебную мотивацию необходимо понять, главное — это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги. Когда идет положительный настрой в системе отношений педагог — студент, и преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения, тогда срабатывает мотивация у студента.

Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, подкреплённого прочными и стабильными знаниями. [2]

Мотивация студентов — это процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В совокупности все это является движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

Основой для понимания обеими сторонами процесса обучения могут стать слова «учителя народов» Яна Амоса Коменского: «Подойди сюда, дитя, учись быть мудрым», т.е. «Приходи, студент, я помогу тебе всем, что в моих силах, но учиться — это только твоя работа»…

Список использованных источников

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2006. – 184 с.

2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы