Способы мотивации студентов примеры

Как мотивировать студентов учиться: 3 рекомендации для преподавателей

Ежедневно преподавательские форумы, блоги и соцсети наполняются болью и жалобами: студенты не хотят учиться, сдают зачеты и экзамены абы как, все время отвлекаются на телефоны и планшеты, и едва ли кто-то из них ответит на вопрос о целесообразности присутствия на занятиях. Диплом для них не больше чем корка, так считают разочарованные в нынешнем поколении люди, университет — то место, где образовательная машина проставляет печати в выпускных работах и ведомостях.

Смысла в происходящем порой не видят и сами преподаватели, и пока учащиеся расслабленно «грызут» граниты разных сортов, сотрудники вузов формализуют и без того менторский подход к ведению лекций и семинаров, превращая актуальные знания в витиеватую словесную абракадабру, переполненную чувствами фрустрации и разочарования. Таким образом, туманом тлена и уныния укрыты все без исключения демотивированные факторы образовательного процесса. Выход из тьмы к свету разума труден и долог, но найти его придется всем вместе, и вот почему.

К образовательным процессам применимы две теории мотивации, дополняющие друг друга: иерархическая теория самодетерминации и теория достиженческих целевых ориентаций. Недавнее исследование ВШЭ выявило, что наиболее эффективен комплексный подход к мотивированию учащихся, а наилучшие результаты показывают студенты, стремящиеся не просто достичь высоких показателей в учебе, а реально увлеченные изучаемыми дисциплинами.

Кроме того, в классическую парадигму высшего образования заложены принцип совместного действия и механика обратной связи. Это означает, что виноваты в плачевном положении дел, в падении интереса к учебе и, как следствие, в низкой успеваемости не только студенты, но и люди, преподносящие знания. Если провести аналогию между демотивированностью и преступлением, то педагоги-посредники окажутся соучастниками нежелательного акта, людьми сопричастными. И с этим придется смириться либо срочно найти оптимальный для всех выход из тупиковой ситуации.

Первый шаг на пути перемен к лучшему — верное осознание своей роли и цели. Помните, что преподаватель как катализатор в химических процессах, он должен доступными способами ускорять реакции образовательного действия, которое представляет собой совокупную цель, слагаемое множества разнородных элементов. Очевидно, у преподавателей нет возможности сделать всех учащихся лауреатами Нобелевской премии, тем не менее, им доступны инструменты управления формами дистрибуции знаний и содержанием преподаваемых дисциплин.

Сначала разберемся с содержанием. Тысячи статей в Интернете написаны о том, что однообразные лекции изжили себя, и с этим трудно поспорить. Дополните их понятными студентам примерами, историями из своей научной практики, близкими темам занятий. Расскажите о текущих исследованиях, если, по вашему мнению, этот рассказ поспособствует освоению предмета. Не забывайте о дополнительных материалах к лекциям и семинарам, и оперативно присылайте их на электронные адреса старост. Не бойтесь коммуникации во время и после пар, в профессиональных и универсальных социальных сетях. Не исключено, что кто-то из студентов сможет разобраться в вашем предмете, прочитав сообщение в Snapchat, посмотрев иллюстрацию в Instagram, и получит дополнительный стимул к самостоятельной работе, увидев рекомендацию в книжных сервисах Goodreads или Worldcat.

Теперь о форме. Используйте всю силу современных технических средств: интерактивные доски и проекторы, гаджеты, иную компьютерную технику. Проводите интерактивные коллоквиумы, презентации и круглые столы вместо стандартных семинаров, приглашайте специалистов в своей области, которые расскажут больше того минимума, который уже был заложен методистами в учебные материалы и программы. Интерактивные технологии значительно оживят обстановку в аудитории, позволят учащимся аккумулировать новый опыт.

А если не боитесь перемен — смело выбирайте альтернативную образовательную парадигму в рамках своего курса, к примеру, попробуйте peer-to-peer learning, или «сетевое обучение», главенствующим принципом которого является самостоятельная подготовка и распределение учебных ролей «ученик-учитель» самими студентами. Не исключено, что попав в шкуру преподавателя, многие учащиеся иначе будут оценивать ваш каждодневный труд и это позволит им получить дополнительные компетенции, например, научит работе с аудиторией, организации рабочего времени, самостоятельной подготовке докладов и лекционных планов.

Читайте также:  Основные способы повышения речевой культуры

Теперь обратимся к пониманию того, кто такие студенты и чем их привлекает университет. Во-первых, успешный студент сегодня — молодой ученый. Этой метаморфозе способствует как архитектура трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), так и ее содержательные требования (балло-рейтинговая система, зачет публикациями в Scopus) и установки.

На старших курсах бакалавриата студент априори способен провести самостоятельное исследование, написать статью в рецензируемый журнал. Советская высшая школа подобных компетенций не давала, ставя во главу угла выпускные работы. Преподаватель, памятуя об этом, должен помочь с оформлением исследования и его результатов. Не отказывайте своим студентам, ведь возможно перед вами будущие светила науки, которым для успешного старта не хватает самой малости внимания и поддержки. Если подобных предложений нет, самостоятельно инициируйте активность, предложите написать работу для промежуточной аттестации в виде мини-диссертации или статьи для академического журнала, круглого стола или в форме кейс-стади.

Каждое поколение преподавателей и ученых комфортно чувствует себя в материале своего времени. Советские ученые неслучайно и не только ради слепого следования догматам КПСС постоянно цитируют работы К. Маркса, М. Вебера, З. Фрейда, В. И. Вернадского, И. С. Кона, Н. Лумана и др. Им комфортно в этом хорошо знакомом материале, ставшем стройной научной базой, в данном случае исследования общественных явлений. Однако время не стоит на месте, и знания требуют постоянного обновления. Хорошими источниками актуальных знаний могут стать электронно-библиотечные системы и агрегаторы рецензируемых журналов. Актуализация знаний позволит вам взглянуть на прописные истины с других сторон, продемонстрировать подвижность ума и открытость к новым знаниям.

Но этого недостаточно. Учиться сегодня означает осваивать смежные области знания, осваивать и разрабатывать передовые исследовательские подходы. Это расширяет академическую мобильность: социологи и лингвисты нередко становятся хорошими программистами и активно используют IT-инструментарий, профессиональные журналисты получают знания в сфере авторских прав и менеджмента, историки и археологи легко осваивают редакторское дело. Междисциплинарность поможет каждому преподавателю по-новому взглянуть на свои знания и безо всяких сомнений укрепит его имидж.

Образование структурно подвижно и переменчиво, поэтому уместить в один материал все актуальные способы и советы по мотивации студентов не получится: они и в кратком изложении едва вмещаются в стандартный том учебника. Одни практики продолжают приносить результаты, другие быстро устаревают. Видимое разнообразие не должно вводить вас в заблуждение: неудачно мотивировать учащихся лучше, чем ничего не делать, а любой опыт лучше, чем его отсутствие.

Каким был ваш опыт мотивирования студентов — напишите в комментариях.

Источник

Повысить мотивацию студентов к обучению: 18 приемов

Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. Поэтому неудивительно, что за время существования блога ЛаЛаЛань неоднократно освещала те или иные способы повысить студенческую мотивацию.

При желании углубиться в тему вы также можете обратиться к следующим нашим материалам:

  • «Как мотивировать студентов учиться: 3 рекомендации для преподавателей»;
  • «Стоит ли учитывать интересы студентов в образовательном процессе? 4 аспекта подготовки кадров в высшей школе»;
  • «30 правил мотивации студентов Гарварда» (в этой же статье найдете небольшое расследование о китайском происхождении «гарвардских правил»).

В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.

Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Читайте также:  Способы разрушения железобетонных конструкций

Объяснить таким учащимся в школе, как гуманитариям по жизни пригодятся логарифмы и зачем физикам учить стихи наизусть, а затем уже в университете увлечь учащихся в длительное и непростое путешествие в мир Науки, сформировать необходимые нейронные связи и расширить кругозор — вот те задачи, которые берет на себя педагог, вооружившись знаниями о повышении мотивации к обучению.

Всем ли студентам нужна мотивация?

Разумеется, нет. «Студент замотивированный» как отдельный биологический вид, без сомнения, существует. И таких очень много: инициативные, любознательные, с энтузиазмом и интересом берущиеся за новое задание и новый предмет.

Однако таких студентов часто рассматривают как отдельные случаи, в то время как общую картину характеризуют, разделяя учащихся на бюджетников и платников. Мол, бюджетники замотивированы больше, поскольку от оценок и баллов ЕГЭ зависело их поступление и сейчас зависит стипендия, в то время как платники всегда могут пересдавать экзамены, доплатив за очередную попытку, а лишением стипендии их не испугаешь…

Конечно, это не так, и любой преподаватель, работающий в университете, понимает, что бывают разные направления подготовки и в каких-то учебных заведениях они только платные; сами студенты тоже очень разные, и для кого-то коммерческая основа обучения — совсем не показатель знаний, умений и навыков, а просто неудачное стечение обстоятельств.

В данном случае мы вновь настаиваем на индивидуальном подходе к каждому студенту и на отказе от стереотипов.

Определить глубинный мотив

Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.

Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал. Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные.

Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать. Так и с обучением в университете: все выпустятся со знаниями и навыками, но какие они будут и как будут получены — этот вопрос напрямую связан с мотивацией.

Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?

  • Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
  • Желание получить престижное образование в статусном вузе, чтобы в дальнейшем использовать корочку диплома как аргумент при поступлении на работу.
  • Потребность в общении и желание получить новые знакомства.
  • Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей.
  • Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
  • Возможность оставаться в состоянии жизненной неопределенности во время обучения в вузе, избежать нежелательных решений и этапов (например, армии) и так далее.

Разумеется, это не единственные глубинные мотивы, но одни из многих. Эти ориентиры определяют сам факт поступления в университет. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, студент расставляет приоритетность разных предметов в учебном курсе.

Читайте также:  Способы окончательной остановки кровотечения механические физические химические биологические

На этот показатель преподаватель уже может повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на уважение к своему предмету и погружение в тонкости своей предметной области?

Приемы повышения мотивации

Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.

Взаимодействие педагога и студентов

  • Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Если это возможно, обращайтесь к ним по имени.
  • Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.
  • Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.
  • Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.
  • На занятиях обращайтесь к приему апперцепции, то есть связывайте изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личными опытом студентов, их интересами и потребностями.

Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала

  • Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.
  • Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.
  • Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
  • Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями.

Техническое, дидактическое обеспечение занятия

  • Используйте различные формы представления учебного материала, удивляйте и вызывайте интерес: фото-, видео-, аудиоматериалы, графики, наглядные пособия, тактильные и ролевые игры и пр.
  • Позаботьтесь о том, чтобы каждый студент мог работать с вашими материалами.
  • Не игнорируйте современные технологии. Например, отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере позволит оперативно задавать вопросы и присылать домашнюю работу.

Непосредственно учебная мотивация

  • Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности. Зачем мы изучаем эти минералы? Чем вам в дальнейшем будет полезна фонетическая система якутского языка?
  • Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать пару с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.
  • Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.

Отношения в студенческом коллективе

  • Используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.
  • Для разнообразия учебной ситуации меняйте рассадку в аудитории, если помещение и количество учащихся это позволяет. Для коллоквиумов и проблемных обсуждений садитесь по кругу, в мае проводите занятия в парке и пр.
  • Включайте в программу задания по взаимоконтролю и взаимопомощи студентов.

Приемы мотивации: реализовать на практике

Вышеперечисленные приемы при всей своей эффективности кому-то могут показаться чрезмерно обтекаемыми и лишенными конкретики.
Не ограничивая ваш творческий потенциал в части применения названных рекомендаций, предложим несколько примеров их практической реализации.

Так, при знакомстве с новым курсом или новой группой, можно попросить студентов анонимно или с указанием личных данных рассказать о своих истинных мотивах и о том, чего они ждут от курса. Такую информацию, разумеется, стоит воспринимать критически (кроме того, на самом деле не все студенты до конца ясно осознают причины тех или иных своих поступков), но какое-то первоначальное мнение вы сможете получить.

Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне университета и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях. Например, на историческом спецкурсе по разным видам огнестрельного оружия можно в качестве домашнего задания просить пройти игру Counter-Strike c тем или иным автоматом или пистолетом.

И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.

Источник

Оцените статью
Разные способы