- 8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики
- Светлана Лаврентьева
- Внешняя и внутренняя мотивации
- Стратегия 1. Продемонстрируйте провал в знаниях учеников
- Стратегия 2. Покажите последовательность знаний
- Стратегия 3. Подскажите маленькие хитрости
- Стратегия 4. Бросьте вызов ученикам
- Стратегия 5. Предложите парадоксальную задачу
- Стратегия 6. Укажите практическую полезность темы
- Стратегия 7. Расскажите уместную и интересную историю
- Стратегия 8. Обсудите с детьми математические курьезы
- Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики
8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики
Светлана Лаврентьева
21 июня 2017 • 13:37
Педагог Альфред Посаментье на портале Edutopia опубликовал статью, представляющую его опыт по развитию мотивации школьников при изучении математики.
Мотивация школьников — один и наиважнейших аспектов обучения математики и важный аспект любой учебной программы. 8 стратегий мотивации, о которых пойдет речь ниже, уже не раз доказали свою эффективность, и я могу с честной совестью их рекомендовать коллегам.
Внешняя и внутренняя мотивации
Внешняя мотивация всегда основана на выгоде, которую обещают ученику учителя или родители. Внутренняя мотивация всегда основана на стремлении самого ученика добиться какой-то цели.
Стратегия 1. Продемонстрируйте провал в знаниях учеников
Дайте несколько заданий, среди которых будут очень простые, простые и сложные. На выполнении очень простых и простых заданий ученики почувствуют вкус к процессу выполнения, но споткнутся на сложных. Может возникнуть желание получить новые знания, необходимые для выполнения сложных заданий.
Стратегия 2. Покажите последовательность знаний
Эта стратегия связана с предыдущей. Важно доказать ученикам, что они имеют необходимый набор базовых знаний для того, чтобы легко усвоить новую тему.
Стратегия 3. Подскажите маленькие хитрости
Например, если вашим ученикам необходимо выучить таблицу умножения, подскажите им следующие закономерности:
1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное — 5.
3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.
Стратегия 4. Бросьте вызов ученикам
Когда детям бросают вызов, даже берут «на слабо», они загораются. Только внимательно выбирайте задачу для такого вызова, она должна быть сложной, но по силам ученикам.
Стратегия 5. Предложите парадоксальную задачу
Например, при изучении теории вероятности, поговорите про парадоксальную задачу с днями рождения. В группе, состоящей из 23 или более человек, вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%. Например, если в классе 23 ученика или более, то более вероятно то, что у кого-то из одноклассников дни рождения придутся на один день, чем-то, что у каждого будет свой неповторимый день рождения.
Для 60 и более человек вероятность такого совпадения превышает 99%, хотя 100% она достигает, согласно принципу Дирихле, только тогда, когда в группе не менее 367 человек (ровно на 1 больше, чем число дней в високосном году; с учётом високосных лет).
Такое утверждение может показаться неочевидным, так как вероятность совпадения дней рождения двух человек с любым днём в году (1/365 = 0,27%), умноженная на число человек в группе (23), даёт лишь (1/365)×23 = 6,3%. Это рассуждение неверно, так как число возможных пар ((23 × 22)/2 = 253) значительно превышает число человек в группе (253 > 23). Таким образом, утверждение не является парадоксом в строгом научном смысле: логического противоречия в нём нет, а парадокс заключается лишь в различиях между интуитивным восприятием ситуации человеком и результатами математического расчёта.
Стратегия 6. Укажите практическую полезность темы
При изучении процентов составьте задачу про банковские кредиты. Опирайтесь на материал, который детям будет близок: например, на ситуацию, при которой они берут образовательный кредит.
Стратегия 7. Расскажите уместную и интересную историю
Например, о том, как Карл Фридрих Гаасс в 10 лет решал сложные математические задачи за 1 минуту.
Стратегия 8. Обсудите с детьми математические курьезы
Например, что число 37 обладает многими любопытными свойствами. Так, умноженное на 3 и на числа, кратные 3 (до 27 включительно), оно дает произведения, изображаемые одной какой-либо цифрой:
37 × 3 = 111;
37 × 6 = 222;
37 × 9 = 333;
37 × 12 = 444;
37 × 15 = 555;
37 × 18 = 666;
37 × 21 = 777;
37 × 24 = 888;
37 × 27 = 999.
Учителя математики должны понять основные мотивы, уже присутствующие у учеников. Учитель может затем играть на этих мотивациях, чтобы максимизировать взаимодействие и повысить эффективность процесса обучения.
Источник
Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики
Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики
Докладчик: Ефимова Марина Владимировна
учитель математики ГБОУ ООШ имени Героя
Советского Союза Кузнецова Г.И. д.Баландаево
« «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией»
З.Фрейд
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? И главное, что делать?
Я наткнулась на древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Да, можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Так как же сформировать интерес у ребенка?
Это можно спросить у самого ребенка. Я провела анкетирование у учащихся с 5-9 классы. Участвовали 26 учащихся. Вопросы для анкеты выбрала простые:
Хорошо ли ты учишься?
Хотел бы ты учиться лучше?
От кого это зависит? (от учителя, от себя, от родителей)
Что ты должен сделать, чтобы начать лучше учиться?
Каким должен быть учитель?
Что нужно сделать учителю для повышения качества твоего образования?
Из результатов на диаграмме видно, что все дети хотят повысить уровень своего образования. И самое интересное то, что 50/50 считают зависимость уровня образования от себя и от учителя, от родителей в меньшей степени. 5 учеников считают, что от учителя и от самого себя зависит в одинаковом отношении. Практически они правы.
К учебным мотивам относятся такие как
1. собственное развитие в процессе учения;
2. действие вместе с другими и для других;
3. познание нового, неизвестного.
4. понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
5. процесс учения как возможность общения,
6. похвала от значимых лиц;
7. учеба как вынужденное поведение;
8. процесс учебы как привычное функционирование;
9. учеба ради лидерства и престижа;
10. стремление оказаться в центре внимания,
11. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.
Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
· Это увлеченное преподавание,
· новизна учебного материала,
· историзм , связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики;
· показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
· использование новых и нетрадиционных форм обучения,
· чередования форм и методов обучения,
· проблемное обучение, эвристическое;
· обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
· тестирование знаний, умений,
· показ достижений обучаемых,
· создание ситуаций успеха,
· соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
· создание положительного микроклимата в классе,
· доверие к обучаемому,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· Учет возрастных особенностей школьников.
· Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
· Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
· Эмоциональная речь учителя.
· Применение поощрения и порицания.
· Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Остановимся на некоторых из них.
1. Использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика — наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.
Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом.
Все дети знакомы со сказкой «Приключение Алисы в стране чудес», знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона.
Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.
Л.Ф.Магницкий это псевдоним Л.Ф.Телятина. Данную фамилию он получил благодаря Петру I , за умение притягивать к себе знания как магнит.
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.
«Точка» – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
«Конус» — это латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.
«Цилиндр» — латинская форма греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».
Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы «Окружность и круг» сообщим детям, что по- латински «радиус» — «спица колеса», и предложим им нарисовать радиус окружности.
В 7 классе нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески «параллелос» — это идущие рядом.
2. Применение различных форм и методов для изучения математики. На геометрии часто применяю практические задания на вырезание из листа бумаги: равных треугольников, виды четырехугольников, сгибанием выявляем и формулируем свойства четырехугольников. Вырезаем египетский треугольник. Когда в 5 классе изучаем площадь складываем различные фигуры из квадратов площадью 1 кв.см.
Необычная форма обучения: урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета ), защита проектов (например,«Экспериментальное получение числа p»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов
(например, тема «Линейная функция»:
Задание. В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, — 4 ≤ х ≤ — 2;
2) У = — 2х +1, — 2 ≤ х ≤ — 1;
3) У = 3, – 1 ≤ х ≤ 1;
4) У = — 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете как оно называется?
Это Кассиопея. Историческая справка.
3. Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно, фронтально, возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний, и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы). Проблемную ситуацию можно создать, например, при построении биссектрисы угла, делении отрезка пополам и т.д.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Без оценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
4. Использование компьютерных технологий.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Стараюсь на уроках часто использовать интерактивные компьютерные средства (мультимедиапроекторы, интерактивные доски), различные компьютерные презентации (уже готовые или создаю самостоятельно) на различных этапах урока (большая помощь от готовых презентаций, т. к. на создание собственных уходит много времени).
Их использование позволяет распределить время на уроке более продуктивно.
Кроме того использование презентаций обеспечивает наглядность,визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
В 7 классе есть у меня внеурочная деятельность. С ними часто работаем на комьютерах. Решаем задачи на развитие мышления – «Танграмм», «Петамино».
Интерактивную доску используем при преобразовании графика квадратичной функции.
В системе АСУ РСО почтой отправляю домашние самостоятельные работы.
Повышает интерес к математике проведение предметных недель. В это время провожу веселые математические перемены, каждый класс выпускал плакат по математике. А с учащимися 7класса мы начали выпускать математическую газету с рубриками: 1. Исторические сведения. 2. Старинные русские меры. 3. Задачи по выбранной теме. 4. Страничка для смекалистых.
Немаловажную роль при мотивации ученика конечно же оценка: как устное оценивание, так и письменная отметка. Ради оценки многие дети у нас и учатся. Поэтому надо проводить самостоятельные работы, тестирования, мониторинговые работы. Это тоже детей стимулирует. Еще я считаю, что ребенок должен иметь право в любом случае исправить свою отметку, ему надо дать шанс.
На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.
Поэтому в конце урока обязательно провести:
Вот примеры способов рефлексии, которые используют на своих уроках.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Итак, я описала некоторые методы, применяемые на уроках математики и направленные на развитие интереса ученика, на то, чтобы сформировать положительную мотивацию к обучению, на то, чтобы ученик был убежден в необходимости получаемых знаний.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
В конце хотела бы рассказать вам одну притчу.
Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: «Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно». После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение — грусть: алмазов было так мало!
Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».
Источник