Способы мотивации классного руководителя

Статья «Мотивирование классных руководителей»

Система работы заместителя директора

по воспитательной работе по развитию мотивации классных руководителей

Лапко И.В., заместитель директора

по воспитательной работе МОУ «Школа № 80 г.Донецка»

Делается то, что вознаграждается

Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим, в мире и стране событиям, культурном и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий, совершаемых действий, открытие к взаимопониманию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. Такие задачи сформированы в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования, наша с вами роль, уважаемые коллеги.

Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:

Как создать благоприятную среду для работы педагогов?

Что побуждает классных руководителей хорошо работать?

Почему классные руководители, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью?

Почему один и тот же учитель в разных ситуациях работает по-разному?

Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Это процесс внутреннего управления поведением человека.

Мотивирование – внешнее побуждение, побуждение со стороны, попытка побудить другого человека к какой-либо деятельности.

Мотив – это то, что побуждает к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

В процессе работы с классными руководителями выявлены группы в зависимости

— от мотива и самореализации:

классный руководитель реализует свои личностные ценности,

деятельность классного руководителя является творческой,

классный руководитель посвящает себя в эту деятельность,

классный руководитель, которого не имеет смысла специально мотивировать

— по профессиональной мотивации:

с низкой профессиональной мотивацией,

классный руководитель не находит удовлетворение в воспитательной деятельности

классный руководитель, реализующий в воспитательной деятельности свои личностные ценности.

Выявив потребности классных руководителей, становится возможным осуществление мотивации, через:

Обсуждаемые нами аспекты управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе направлены на поиск путей сохранения работоспособности классных руководителей, на повышение их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Из опыта работы можем предложить инструкцию по осуществлению мотивационной деятельности.

Источник

« Мотивация учащихся к учебной деятельности. Работа классного руководителя»

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

муниципального образования города Братска

« Мотивация учащихся к учебной деятельности. Работа классного руководителя»

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

1. Успешность воспитательного процесса по усилению учебной мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами – предметниками, работающими в классе. Классный руководитель должен знать, как его ученик проявляет себя на уроках. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формировать его веру в свою успешность, понимания необходимости личностного роста, добиваться, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Ведь человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Я постоянно держу связь с учителями, работающими в моем классе. Вместе мы решаем возникающие проблемы.

2. Важной задачей в своей работе я считаю создание классного коллектива. В классе не должно быть отверженных детей. Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.
— Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).
— Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).
— Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).
— Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Читайте также:  Способы невербального взаимодействия с ребенком

И на данном этапе это задача классного руководителя, сплотить коллектив. Сплочение детей посредством внеурочных мероприятий направленных по теме «Толерантность» (тренинги, игры, беседы и т.п.), во время проведения которых дети находят себе друзей, близких по духу и интересам. Сотрудничая со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы. Сотрудничество с одноклассниками дает возможность получения первых «деловых» контактов. И если ребятам комфортно , они чувствуют свою значимость в коллективе, то и дела в учебе у них будут идти лучше.

3. Чтобы учеба была успешной, надо правильно её организовать. Для этого я провожу индивидуальные беседы, классные часы по темам: «Научи себя учиться», «Режим дня школьника», «Как стать внимательным», «Значение знаний в жизни человека» и другие.

На классных часах такой тематики ребята знакомятся с методами и приемами самообразования, учатся рационально организовывать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление.

4. Творческая активность- это участие в конкурсах, смотрах, олимпиадах разного уровня. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы мой класс принимал участие во всех школьных мероприятиях. Учащиеся моего класса активно без принуждения принимают участие. Напутствующие слова классного руководителя для мотивации творческой активности учащихся такие: «Главное, что мы участвуем, нам это нравится, мы пробуем свои силы!»

5. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Со всеми учащимися я провожу индивидуальные беседы о целях на ближайшее будущее, о будущей профессии, о семье – какая она должна быть и т.п. В беседах я мотивирую их на то, что получение образования, это обеспечение себя в будущем как самостоятельного человека.

6. В развитии познавательного интереса играет роль и внеурочная деятельность. Все учащиеся класса записаны в СОО «Импульс». На больших переменах, перед уроками и после уроков играют в теннис.

Также в начале учебного года на классном часу учащиеся сами определяют актив класса: старосту, редколлегию, спортивную группу, творческую группу. Выбор учащиеся делают по своим способностям. По моим наблюдениям сразу начинают проявлять большую активность дети с девиантным поведением, но чтобы не обидеть никого, я стараюсь записать всех детей по группам. Так в течение учебного года, учащиеся знают, кто за, что отвечает и никогда не отказываются от участия.

7. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а общение с детьми мягкое и теплое. И напротив, где родители безразличны к детям или осуществляют не надлежащий контроль, у детей формируется низкий уровень мотивации и здесь задача классного руководителя найти подход к родителям постоянно быть на связи с родителями, посещение семьи, проведение бесед о надлежащем контроле за воспитанием и обучением несовершеннолетних детей. Частые случаи в моей работе, что родители не знают, что ответственность за надлежащее обучение детей лежит на самих родителях. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с классным руководителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.

Читайте также:  Способы производства сырья молоко

8. В целях развития общего кругозора детей, формирования устойчивой мотивации к учебе, внедряла в своей работе такую форму, как встречи, экскурсии. Посещали пожарную часть, психоневрологический диспансер, СИЗО, военкомат, ДОСААФ и.т.п. Для детей совместная поездка — возможность неформального общения с классным руководителем и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Организованные встречи, экскурсии — это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и впечатления.

• Сплочение коллектива в классе – главная задача классного руководителя.

. Совместное участие учащихся и классного руководителя в мероприятиях как в школе так и вне.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.

Контакт классного руководителя с семьей учащегося.

Возьмите себе за правило : ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа . Никогда не отмахивайтесь от его «почему»

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и до­стижения, будьте при этом искренними.

• Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объ­ективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозмож­но научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.

• Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоя­тельный поиск ребенка.

• Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Выводы: у классных руководителей есть большие возможности по повышению мотивации учащихся к обучению.

Источник

«Различные формы повышения учебной мотивации учащихся через работу классного руководителя»

«Различные формы повышения учебной мотивации учащихся через работу классного руководителя».

Мотивация в учении школьников – это побуждения, вызывающие их активность. Поэтому одной из задач классного руководителя является: поиск форм повышения учебной мотивации. В начале учебного года, когда был сформирован 10 класс, я, изучив личные дела учащихся, поставила перед собой задачи:

Воспитание нравственного гражданина общества, формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие самостоятельности и инициативы учащихся в организации их деятельности.

Сплочение детского коллектива.

Определение профессиональной ориентации.

10 «А» класс сформирован из выпускников 9 классов . Филиппова Ирина, Чадова Анна, Ульянычев Тимофей), из школы №21 пришла Лапшова Юлия.

Читайте также:  Какие способы защиты прав потребителей есть

Учащиеся выбрали профильный класс гуманитарного цикла, так как хотят связать свое будущее с журналистикой, филологией, лингвистикой, пиаром. Для достижения этой цели ученики проходят предпрофильную подготовку в Политехническом университете.

Большинство учащихся имеют средние способности, хотя имеются и такие ученики, которые могут учиться на «5», и у остальных ребят есть высокий потенциал в учебе.

В отношениях друг к другу ребята доброжелательны, приучены к труду, ответственно относятся к поручениям, очень активны.

Я проанализировала качество знаний прошлого учебного года и отметила, что оно составляло 48%, в классе было 5 хорошистов, отличников не было.

По итогам первого полугодия качество знаний составило также 48%, но появились 2 человека которые стали «отличниками».

Был проведен мониторинг в сравнении результатов по 9 классу с предметами, которые остались в 10 классе.

В результате сравнения годовых оценок и оценок за 1 полугодие была выявлена позитивная динамика качества образования.

Как же удалось достигнуть таких результатов? Еще в сентябре я поставила перед собой задачу сплочения детского коллектива, так как (повторюсь) класс сборный. С этой целью мы решили вместе отмечать дни рождения. Все ребята пишут в поздравительной открытке пожелания, а это невольно вызывает у них добрые чувства. Затем я стала настраивать всех учеников на сознательное отношение к учебе, уверяя их, что каждый из них может поступить в институты, что они самые лучшие, и что я радуюсь их успехам вместе с ними.

Второе, необходимо было наладить тесный контакт с учителями, работающими в классе. И мне кажется, цель достигнута. Главное, существует взаимопонимание сторон, и это положительно сказывается на учебе ребят.

Следующий этап в повышении мотивации учения – это организация работы с родителями. Контакты классного руководителя с родителями должны носить постоянный характер. И мне кажется, такие контакты налажены достаточно быстро, они прочные, а отношения — доверительные. Каждый родитель знает, что классному руководителю можно позвонить домой, прийти в школу на консультацию, попросить совета, поделиться своими тревогами или успехами. Уже на первом собрании мы выбрали действенный родительский комитет, который активно помогает в работе с классом. Я категорично настояла на том, чтобы родители сообщали мне причины отсутствия ребенка в школе либо по телефону, либо в письменном виде. И если в первой четверти у нас были прогулы у отдельных учеников, то во второй все пропуски уроков имеют подтверждение родителей.

Одной из основных форм работы с родителями остаются родительские собрания. На них обсуждаются проблемы жизни классного коллектива, строятся планы на будущее. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. На собрании я никогда не ругаю учеников за неуспеваемость, за плохую дисциплину, только позитивная информация о достижениях детей и размышления о том, как мы можем помочь ребятам в учебе. Поэтому родители не боятся ходить на собрания, так как знают, что на общее обозрение неудачи ребенка не будут выставлены.

Но в начале собрания я говорю, кто из родителей мне нужен для индивидуальной беседы, и после собрания разговариваю с каждым отдельно.

В результате совместных усилий родителей, учителей – предметников, классного руководителя класс имеет хорошие достижения не только в учебе, но и в общественной жизни школы. Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах, являются корреспондентами школьной газеты «Переменка».

В заключение надо отметить, что доброе отношение к ученику, взаимодоверие, воспитание сознательного отношения к учебе являются основными показателями в повышении мотивации учения.

Источник

Оцените статью
Разные способы