Способы мотивации детской деятельности

Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

Елена Додонова
Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

«Помоги мне», «Помоги игрушке».

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей, организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Роль мотивации в структуре занятия

Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как превратить рядовое занятие в увлекательную для детей игру? Нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивациистроится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка. Ведь цель мотивации состоит именно в этом – заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

— обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Использование игрушек или игровых персонажей:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными,

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

— должны иметь обучающую ценность,

— должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности» СОДЕРЖАНИЕ.

Приобщение детей к видам искусства посредством организации проектной деятельности Позвольте представить вам опыт работы по теме: «Приобщение детей к видам искусства через организацию проектной деятельности». В связи с.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Использование макетов в игровой деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

Читайте также:  Способ намотки бинтов бокс

Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных» Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах» Воспитатель.

Консультация «Мотивация в деятельности педагога» Мотивация в деятельности педагога. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и.

Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег» Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег. Что такое бег? Характерным признаком бега, отличающим его от.

Мотивация к деятельности в команде Цель: обеспечить необходимыми знаниями для способности формирования мотивации к совместной деятельности у детей пребывающих в пионерском.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен. М. Монтессори.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес.

Источник

Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями

Светлана Черкасова
Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями

Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.

1. Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.

2. Мотивация-это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности.

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в «путешествие по стране знаний», но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой- либо деятельности, мотивации на достижение цели. Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да, подобные методы используются в педагогике в дошкольных организациях. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова.

«Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать –отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит». М. Горький

Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам. И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно? На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности,условно разделив их на две группы: методы словесно- эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия

Раньше в учебных пособиях методы этой группы имели более выразительное название – «методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений». Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании приемов разъяснения, увещевания, упражнения, поручения, поощрения, одобрения, похвалы и проч.

Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. Для детей младшего дошкольного возраста используются элементарные приемыи средства разъяснения типа: «Поступать нужно так», «Все делают так». Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Читайте также:  Сушка каким способом образовано

Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях. Самое главное, о чем должен помнить воспитатель, – это то, что все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемый тип поведения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер,например: накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н. Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!»рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение.», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав (а?»

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

• прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;

• косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;

• опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;

• предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;

• отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!» и т. д.). Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания,например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина – умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна – заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

Читайте также:  Все народные способы лечения хеликобактера

Принимая во внимание важную роль положительной оценки для различных сторон воспитательного процесса и зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, необходимо целенаправленно использовать таковую для повышения результативности педагогической деятельности.

Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

соревнование – один из давнейшних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования. Рассмотрим примеры некоторых подобных пособий.

1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам, на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет.Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки, причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей (данная цифра условна, получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки»).

2. «Времена года»метод стимулирования воспитанников, Пособиеприклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года: осенью – это корзина (банка, в которую в виде поощрения кладут осенние листочки или овощи; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки. Дети стараются собрать как можно больше наград. По окончании определенного (заранее оговоренного)периода подводится итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена и красива. Дети видят, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

3. «Оценочные карты» –На специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание»зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески, зубной щетки и пр., мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам.

Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил им границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

Все эти методы и приемы способствуют созданию условий для позитивной социализации личности, поддержки и развития детской инициативы, мотивации, способностей и познавательных интересов детей в различных видах деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы