- Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
- Как это работает: семь видов мошенничества в разъяснениях Пленума ВС
- Как обманывают коммунальщики: юрист раскрывает опасные схемы
- Счета за лишние услуги
- Договор управления без обязательств
- Двойники УК (самая опасная схема)
- О методах обмана УО и ТСЖ со стороны мошенников и как их распознать
- Признаки нечестной рекламы в виде уведомлений
- Спам-рассылка от имени органа ГЖН как способ ввести в заблуждение
- Лже-проверки и возмездные услуги Роспотребнадзора и МЧС
- Вымогательство денег у ТСЖ по телефону
- Обман при размещении отзывов – для привлечения клиентов
- Как не стать жертвами мошенников и не платить за бесплатное
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Как это работает: семь видов мошенничества в разъяснениях Пленума ВС
Современные виды мошенничества могут вызвать немало вопросов у судов, которые разбирают уголовные дела. Расплатиться чужой кредиткой в магазине – это мошенничество или кража? А если снять с нее деньги в банкомате или использовать карту вместе с похищенным конвертом с ПИН-кодом? Как выглядит мошенничество с социальными выплатами и какие дотации к ним не относятся? Какие особенности есть у хищения безналичных денег? И почему хищение денег через поддельные благотворительные сайты не относится к мошенничеству в сфере компьютерной информации? На эти и другие вопросы ответил Пленум Верховного суда в постановлении, принятом 30 ноября 2017 года.
1. Мошенничество – хищение путем обмана или злоупотребления доверием. А что такое обман и злоупотребление доверием?
Обман – это сознательное сообщение или представление ложных сведений, или умолчание об истинных фактах, или умышленные действия для того, чтобы ввести в заблуждение. К последним, например, относятся передача сфальсифицированного товара, имитация использования кассы, обманные приемы в азартных играх и т.п. А ложные сведения могут касаться чего угодно: юридических фактов и событий, качества и стоимости имущества, личности обманщика, его возможностей и намерений.
Злоупотребление доверием – это его использование с корыстной целью. Доверие может объясняться личными или служебными отношениями. Злоупотребляет доверием и тот, кто получает деньги или имущество по договору, но не собирается его исполнять. Например, человек получил кредит в банке или аванс за работы или услуги.
2. Когда мошенничество считается законченным?
В тот момент, когда преступник или другие люди завладели имуществом и получили реальную возможность пользоваться и распоряжаться им.
Если мошенник получил право на чужое имущество (например, убедил оформить на себя недвижимость или ценную бумагу), преступление считается оконченным с момента регистрации или другого решения уполномоченного органа.
3. Какие особенности есть у хищения безналичных денег?
Они точно такой же объект посягательства, как и наличные средства, но с некоторыми юридическими отличиями. В случае хищения безналичных денег преступление считается оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета владельца или электронных денег, а не с того момента, как ими завладел преступник. Главное, что потерпевшему причинен ущерб, а куда ушли электронные деньги – неважно. К тому же часто их путь сложно отследить, как показывает судебная практика.
Место окончания преступления определяют по адресу банка, его филиала или другой организации, где был открыт счет или велся учет электронных денег. Это поможет определить, к территории какого суда относится преступление.
4. Сколько есть разных видов мошенничества и зачем нужно такое разделение?
Кроме «простого» мошенничества (ч. 1–4 ст. 159 УК), есть мошенничество в предпринимательстве (ч. 5–7 ст. 159 УК), в сфере кредитования (159.1), при получении выплат (159.2), с использованием платежных карт (159.3), в сфере страхования (159.5), в сфере компьютерной информации (159.6). При таком условном разделении их получается семь.
Он служит для дифференциации наказания в зависимости от общественной опасности преступления. Например, за «простое» мошенничество без отягчающих обстоятельств можно получить до двух лет лишения свободы, а аналогичное мошенничество с кредитами или страховыми выплатами грозит максимум четырьмя месяцами ареста.
5. А что такое мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК)?
Это действия заемщика, который от своего лица или от лица своей фирмы сообщил банку заведомо ложные или недостоверные сведения, чтобы получить кредит и не отдавать его. Эта неверная информация должна касаться условий, на которых банк выдает кредит (например, сведения о месте работы, доходах, финансовом состоянии, наличии кредиторской задолженности, предмете залога).
Чаще случается, что предприниматель или директор фирмы подают неверную отчетность, просто чтобы получить кредит или льготные условия кредитования. При этом они планируют отдавать деньги банку. Это не является мошенничеством. Но если такой обман причинил ему крупный ущерб (2,25 млн руб.), то бизнесмену или менеджеру грозит ответственность по ч. 1 ст. 176 УК («Незаконное получение кредита»).
6. Как выглядит мошенничество с социальными выплатами (ст. 159.2 УК)?
Это предоставление чиновникам, которые назначают выплаты, заведомо ложных или недостоверных сведений с целью получить деньги. Например, неверной информации о личности получателя, об инвалидности, наличии детей или иждивенцев, участии в боевых действиях, невозможности устроиться на работу.
Умолчание тоже могут назвать преступлением в том случае, когда человек потерял право на выплаты (например, ему дали другую группу инвалидности), но продолжил их получать.
За приготовление к мошенничеству должны судить того, кто получил обманом сертификат или другой документ, но не смог его «обналичить» по объективным обстоятельствам. В этом случае нужно обязательно доказать умысел совершить преступление.
К социальным выплатам не относятся гранты, стипендии в поддержку науки, образования и т.п., сельскохозяйственные субсидии и выплаты в поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при их получении квалифицируют как «простое» по ст. 159 УК.
7. Что отличает мошенничество в предпринимательской деятельности (ч. 5–7 статьи 159 УК РФ)?
Здесь нарушитель – это индивидуальный предприниматель или член правления коммерческой организации, который умышленно не исполняет обязательства по предпринимательскому договору. Например, таким преступлением могут назвать привлечение денег под видом инвестиций.
Здесь обязателен прямой умысел на хищение чужого имущества, который возник у преступника до того, как он его получил. Минимальный ущерб для преступления составляет 10 000 руб.
8. Что такое мошенничество с помощью кредитных карт (ст. 159.3 УК)?
Это хищение денег с использованием поддельной или чужой платежной карты – кредитной, дебитной и т.д. Чтобы рассчитаться с ее помощью, мошенник сообщает кассиру или другому работнику, что эта карта принадлежит ему, или просто умалчивает, что карта чужая.
Если преступник расплачивается с помощью чужой карты в банкомате или использует карту совместно с похищенными ПИН-кодами или паролями – это считается кражей, а не мошенничеством.
9. Как выглядит мошенничество со страховками (ст. 159.5 УК)?
В этом случае мошенник может обманывать насчет наступления страхового случая – например, инсценирует ДТП, несчастный случай, хищение застрахованного имущества. Другой вид преступления – завышение размера страхового возмещения по наступившему случаю.
Преступником может быть страхователь, застрахованное лицо, иной выгодоприобретатель, а также представитель страховщика, который вступил в сговор, или эксперт.
10. Что понимают под мошенничеством в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК)?
Его обязательный признак – целенаправленное вмешательство в работу программ и баз данных, которое нарушает процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации. Примером может служить вирус, собирающий данные кредитных карт, с помощью которых пользователи оплачивают покупки в интернете.
Если преступник воспользовался телефоном потерпевшего с «мобильным банком» или авторизовался в системе платежей под чужим аккаунтом, – такое получение денег считается кражей, а не мошенничеством. Если он, конечно, не вмешивался в работу компьютерных программ. К таким воздействиям не относится изменение данных о счете или движении денег.
«Простым», а не «компьютерным» является известный в Интернете вид обмана – например, поддельные сайты благотворительных организаций, интернет-магазинов.
Источник
Как обманывают коммунальщики: юрист раскрывает опасные схемы
Систему жилищно-коммунального хозяйства с уверенностью можно назвать одной из самых главных проблем страны: бюрократия, коррумпированность, зачастую низкая эффективность по завышенной цене. Можно продолжать перечислять очень долго, и большинству граждан, скорее всего, будет что добавить в этот список.
Некоторые управляющие компании легко могут посоперничать с Остапом Бендером, которому было известно целых 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. В этой же статье мы разберем некоторые из основных, самых популярных схем, которые коммунальщики все еще используют в 2020 году, чтобы продавать жильцам «воздух». Одна из них особо опасна.
Счета за лишние услуги
Очень старая и примитивная схема, которую в принципе может раскрыть любой жилец и на которой «ловили за руку» огромное множество УК. Но не смотря на все это, она до сих пор является одной из самых распространенных.
Просто в платежках однажды появляется новая строчка со счетом за услуги, которые на самом деле не оказываются. Делается это с расчетом на то, что никто не будет вчитываться, проверять или интересоваться, можно ли вообще включать в квитанцию такую строку.
Опытные работники недобросовестных компаний уже имеют наготове отработанный годами ответ на вопрос граждан о новой строке.
Договор управления без обязательств
Требования к содержанию общедомового имущества содержатся в постановлении Правительства № 491 от 13 августа 2006 года. Однако некоторые управляющие компании пытаются скинуть с себя часть обязательств и исключить их из проекта договора. Многие ли жильцы знают или хотят узнать, что там должно быть, и что каждый пункт означает? К сожалению — нет.
Это приводит к тому, что граждане годами платят буквально за «воздух», в то время как имущество не обслуживается, изнашивается и приходит в упадок. Но оснований требовать его обслуживания по договору нет. Отсюда и падающие лестничные пролеты, затопленные подвалы, текущие крыши и т.д.
Двойники УК (самая опасная схема)
Это, пожалуй, самая серьезная и разнообразная схема, с самыми опасными для жильцов последствиями. Изначально это компании, которые копируют название давно существующих организаций. Они отличаются только организационно-правовой формой или всего одним символом в названии, но учредители, как правило, те же самые, как и адрес. Создаются такие двойники в разных целях. Например, для того чтобы пропихнуть основную компанию в конкурсах на получение права управления тем или иным домом.
Но главное назначение таких компаний — в конечном итоге заменять старые, «намывшие» при помощи махинаций достаточно денег и спокойно себе вступившие в процедуру банкротства.
Но есть и более опасная для жильцов схема, когда договор заключен со старой компанией, а квитанции начинают приходить от ее нового двойника. Жильцы платят по другим реквизитам, средства поступают на счет клона, а долг перед УК, с которой заключен договор, продолжает расти.
Так происходит очень долго, а когда возникает опасность судебных разбирательств, липовая компания уже начинает банкротиться или находится в предбанкротном состоянии. Итог один — обратно с нее ни копейки не получит ни один жилец.
К слову, преднамеренное банкротство — это вообще один из любимых приемов недобросовестных УК, ведь благодаря нему можно, собрав «в мешок» большую сумму, прекратить выполнять обязательства перед жильцами и ресурсоснабжающими компаниями.
Источник
О методах обмана УО и ТСЖ со стороны мошенников и как их распознать
Компании, в том числе предлагающие услуги в сфере ЖКХ, для привлечения клиентов порой действуют нечестными методами. В их арсенале псевдо-официальные рассылки в адрес УО и ТСЖ, заказные отзывы, даже вымогательство. Поговорим об этих методах введения в заблуждение и о том, как не быть обманутыми.
Признаки нечестной рекламы в виде уведомлений
Одним из популярных методов обмана и давления на потенциального клиента у компаний является рассылка лже-уведомлений: электронных или бумажных. Такая спам-рассылка обычно носит следующие признаки:
- нет конкретной информации о получаете письма, оно безличное, рассчитанное на массовое распространение;
- много общих ссылок на НПА, без указания конкретных статей, например: «согласно жилищному законодательству», «как указано в постановлении Правительства № 354»;
- используются официальные бланки, печати, гербы, должности, а также штрих-коды и регистрационные номера;
- нет сведений и контактов исполнителя письма;
- размыто указываются нарушения и чётко – его последствия в виде штрафов;
- предложение обратиться за платной услугой, чтобы избежать штрафа.
Одним из самых наглядных примеров таких поддельных уведомлений являются уведомления, рассылаемые коммерческими фирмами под видом официальных предупреждений о выходе из строя приборов учёта коммунальных ресурсов, необходимости их поверки или замены.
Спам-рассылка от имени органа ГЖН как способ ввести в заблуждение
Порой спам-рассылка может быть сделана «от лица» надзорного ведомства, например, органа Государственного жилищного надзора или органа МСУ. Это придаёт информации в письме значимости и важности.
В мае 2018 года управляющие организации и ТСЖ по всей стране получили письма в виде предписаний жилинспекции. Авторы письма требовали от УО, чтобы до конца месяца они получили класс энергоэффективности многоквартирным домам, находящимся у них в управлении.
Предписания были оформлены с использованием государственной символики. Авторы писем ссылались на Минстрой РФ. За невыполнение требований, изложенных в письме, мошенники от имени органа ГЖИ грозили УО и ТСЖ штрафами от 25 000 до 250 000 рублей. В рассылке был указан телефон горячей линии для обращения за льготами на оформление паспорта энергоэффективности по одной из госпрограмм.
Госжилинспекция Московской области, куда по поводу таких предписаний обратились управляющие организации и ТСЖ, опубликовала на своём сайте напоминание о том, что КоАП РФ не предусматривает штрафов за неприсвоение многоквартирному дому класса энергоэффективности.
ГЖИ МО подчеркнула, что работы по определению класса энергетической эффективности выполняются ведомством на безвозмездной основе. Спам-рассылка с требованием получить для домов энергопаспорт была лишь способом ввести УО и ТСЖ в заблуждение, чтобы они воспользовались услугами отправителя письма.
Лже-проверки и возмездные услуги Роспотребнадзора и МЧС
Нередко мошенники представляются сотрудниками другого надзорного ведомства – Роспотребнадзора. Такие случаи фиксировались по всей стране: в Калининграде, Омске, Смоленске, Бурятии, Ставропольском крае.
Мошенники под видом инспекторов Роспотребнадзора звонили в организации с предупреждением о предстоящей проверке в сфере защиты прав потребителей, санитарного и эпидемиологического контроля. Лже-сотрудники надзорного ведомства предлагали компаниям приобрести материалы по защите прав потребителей в обмен на положительные результаты предстоящей проверки.
Проводили мошенники и сами проверки: в организации приезжали люди в форменной одежде Роспотребнадзора и выписывали штрафы в 3 000 – 5 000 рублей. Выплатить штраф можно было сразу, во время проверки.
Роспотребнадзор массово распространил информацию о мошенничестве. Ведомство напомнило, что его сотрудники не оказывают платных услуг и не действуют на возмездной основе.
О мошенниках, под видом сотрудников инспекции проверяющих соблюдение норм пожарной безопасности, сообщали региональные управления МЧС России.
Вымогательство денег у ТСЖ по телефону
Государственная жилищная инспекция Владимирской области распространила в СМИ предупреждение о мошенниках, под видом сотрудников ГЖИ вымогающих у ТСЖ деньги.
Неустановленные лица звонили сотрудникам ТСЖ и от имени жилинспекции требовали предоставить на проверку документы, связанные с работой по управлению многоквартирным домом. Разговор всегда сводился к тому, что при переводе определённой суммы на счёт мобильного телефона результаты проверки будут положительными.
ГЖИ Владимирской области напомнила управляющим организациям и ТСЖ о том, что все запросы в их адрес на предоставление документов направляются только официальными уведомлениями с подписями должностных лиц. Инспекторы ведомства никогда не запрашивают сведения по телефону.
В Ленинградской области мошенники придумали новый способ обманывать председателей ТСЖ и руководителей управляющих организаций. Неизвестные приглашали представителей организаций ЖКХ в прокуратуру, а в день визита настойчиво просили пополнить счёт мобильного, чтобы можно было связаться с представителем ведомства. Такая ситуация произошла с 8 ТСЖ области.
Обман при размещении отзывов – для привлечения клиентов
К нечестным методам привлечения клиентов и увеличения прибыли порой прибегают не только мошенники. Известен случай, когда на сайте компании, предлагающей услуги по размещению обязательной информации в ГИС ЖКХ, были размещены положительные отзывы с использованием фотографии председателей ТСЖ из разных регионов страны, но под вымышленными именами.
Так были использованы фото помощника одного из депутатов Госдумы РФ и бывшего председателя ТСЖ г. Томска. А использование без разрешения чужих фотографий нарушает ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина».
При этом отзывы на деятельность компании носят те же признаки, что и псевдо-уведомления от официальных служб: нет конкретных фактов об услугах, приведены только общие оценочные слова и речевые штампы. Например, «поможет повысить эффективность», «упростить работу», «всё системно и упорядоченно».
Как не стать жертвами мошенников и не платить за бесплатное
Чтобы не стать жертвами мошенников и предприимчивых компаний, управляющие организации и ТСЖ должны помнить:
- Надзорные органы (ГЖИ, Роспотребнадзор, МЧС) не запрашивают документы и не уведомляют о проверках по телефону. Их взаимодействие с УО и ТСЖ происходит на основании официальных запросов и писем с подписями руководителей.
- Любые предложения о предоставлении платных услуг перед или во время надзорных проверок – мошенничество и нарушение закона.
- Если письмо, уведомление или предписание вызывает подозрение (отличается от ранее полученных писем, подписано неизвестным лицом), следует проверить его на признаки мошенничества:
- отсутствие конкретного адресата;
- отсутствие конкретных фактов;
- наличие общих фраз, общих отсылок на НПА;
- отсутствие данных об исполнителе;
- наличие коммерческого предложения, платных услуг;
- большое количество печатей, штампов, гербов и другое.
Если УО или ТСЖ получили уведомление или предписание с такими признаками, не следует звонить по указанным телефонам. Лучше обратиться в надзорное ведомство, от имени которого направлен документ, по официальным телефонам и уточнить, направляли ли они подобные документы. Также спорные письма можно показать юристам: они подтвердят или опровергнут изложенную в документе информацию.
Источник