«Принципы морального воспитания дошкольников»
статья
Как известно, воспитание – это не то на сколько человек знает правила и нормы поведения, а то, на сколько он им следует, как действует в тех или иных обстоятельствах. При этом часто наблюдается, что наличие моральных знаний вовсе не обеспечивает моральное поведение. Задача современной педагогики, не только сформировать представление у детей о нормах достойного поведения, но и сформировать потребность следовать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_moralnogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Колобова Наталия Владимировна
МАДОУ «Центр развития ребенка – д/сад №161»
«Принципы морального воспитания дошкольников»
Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как надо себя вести (Ш. Амонашвили), «внушает» ребенку, что он добрый. Хороший, прилежный (С. Соловейчик), является словесным «поглаживанием», создающим благоприятный эмоциональный микроклимат для жизнедеятельности (Н. Формановская).
В настоящее время, как никогда, от целенаправленного морального воспитания детей зависит благополучие общества. В дошкольной педагогике всегда существовал раздел нравственного воспитания. Однако по числу разработанных методических материалов раздел во многом уступает другим разделам.
В традиционной дошкольной педагогике нравственное воспитание состоит из идеологического воспитания, знакомства с моральными нормами и понятиями, обучения правилам вежливости.
Основными критериями успешной педагогической работы в сфере воспитания – наличие моральных знаний и навыков культурного поведения.
Однако для полноценного развития личности ребенка этих компонентов недостаточно.
Как известно, воспитание – это не то на сколько человек знает правила и нормы поведения, а то, на сколько он им следует, как действует в тех или иных обстоятельствах. При этом часто наблюдается, что наличие моральных знаний вовсе не обеспечивает моральное поведение.
Безусловно, умения и навыки культурного и вежливого поведения должны прививаться с ранних лет. Основными наставниками и примером нравственного поведения для ребенка являются родители. Но и немаловажную роль играет детский сад.
Как родители, так и педагоги должны понимать, что моральное поведение – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интереса при отсутствии внешнего контроля и принуждения.
Исходя из вышесказанного, программа нравственного воспитания должна включать не только задачи по формированию у детей моральных знаний и обучению культурным манерам, но и задачи по формированию тех психологических особенностей, которые позволяют противостоять желанию нарушить норму.
Но способен ли дошкольник на такую сложную внутреннюю работу, как моральный выбор? Многочисленные исследования российских психологов показывают: да, способен. Дети пяти лет и даже раньше могут отказаться от того, что им приятно и интересно ради соблюдения правильного и принимаемого ими морального принципа.
Более того, считается, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом для морального развития. Именно в этом возрасте возникают условия для практического усвоения норм и правил морального поведения.
Дошкольники зачастую болезненно воспринимают критику в свой адрес. Есть основания полагать, что именно отрицательная оценка себя в случае возможного нарушения нормы и желания сохранить высокую самооценку и хорошее мнение о себе является тем стимулом, который побуждает ребенка преодолевать сиюминутное желание.
Потребность в сохранении самоуважения, в высокой оценке себя есть у дошкольников, особенно у старших, и вполне может являться тем внутренним стержнем, который позволяет удерживать их от нарушения моральных норм.
Для того, чтобы данный механизм начал работать, необходим целый ряд условий:
1.Отрицательная самооценка должна быть дана до самого поступка, т. е. воображаемому, а не реальному нарушению морали.
2.Соблюдение и нарушение нормы следует оценить, а для этого необходимо знать соответствующие моральные требования. Оценка предполагает не только наличие знаний, но и отношение к тому, что оценивается: нравится человеку данный поступок или нет.
Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что примерно с четырех лет дети уже знают многие моральные правила, но это вовсе не значит, что они всегда одобряют их соблюдение и осуждают нарушение.
3.Важно не только знать нормы и правила, верно относиться к их соблюдению и нарушению. Важно ценить и одобрять их соблюдение самим собой и осуждать собственное нарушение этих норм.
У детей, соблюдающих ту или иную норму, следование ей входит в их положительный образ себя, а нарушение закреплено за таким отрицательным образом, сходство с которым для них неприемлемо.
По итогам освоения программы нравственного воспитания у дошкольников должны быть сформированы:
1)способность совершить в воображении морально противоположные действия,
2)знание некоторых моральных норм и требований и правильная оценка их соблюдения и нарушения,
3)наличие положительного образа себя и одновременно отрицательного образа.
-статьи С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева, С. Чернавина.
Источник
Морально-нравственное воспитание дошкольников
Лусинэ Мазяркина
Морально-нравственное воспитание дошкольников
Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Исторический опыт воспитания ребенка дошкольного возраста показывает, что проблема формирования морально-этических чувств, поведения, представлений всегда была актуальной. Первые упоминания о воспитании норм общечеловеческой морали у детей, в частности почтительного отношения к старшим и родителям, находим в произведениях выдающихся деятелей еще во времена Киевской Руси, в частности летописца Нестора, князя В. Мономаха. Особенно ценны мысли В. Мономаха относительно единства воспитания и обучения, значение примера взрослых в воспитании ребенка и положения, направленные на приучение детей соблюдать общечеловеческие моральные нормы,которые автор считает ориентирами собственного и общественного поведения молодого человека: слушаться и уважать старших, уважать равных себе и младших, приносить пользу другим, не лукавить, не позволять сильным обижать слабых, не бездельничать, сочувствовать человеческому горю. В ряде работ классиков отечественной педагогики (С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.) также раскрываются вопросы морально-нравственного воспитания детей. Так, К. Ушинский, учитывая особенности детской психики, в частности ее способности к копированию, подражанию, рассматривал образец взрослых как важное средство нравственного воспитания детей. Он правильно отмечал, что личность может воспитать только личность. Ученый акцентирует внимание и на необходимости использования ряда приемов в нравственном воспитании детей,а именно: предупреждение, выговор и поощрения ребенка, его упражнения в выявлении нравственных чувств к родным и другим людям и т. п. Весомый вклад в теорию и практику морально-нравственного воспитания детей, в частности в семье, сделал Сухомлинский, который рассматривал семью как главный центр, где из поколения в поколение передаются нравственные ценности человечества. Первоосновой нравственного воспитания педагог считал взаимоотношения между родителями, уважение и внимание к старшим в семье, а одним из главных методов морально-нравственного воспитания – практические действия ребенка, в кругу семьи должны иметь возможность проявлять свою заботу, сочувствие, сопереживание. Анализ научных трудов как классиков отечественной педагогики, так и современных ученых позволяет определить устное народное творчество одним из действенных средств морально-нравственного воспитания дошкольников, формирования у них нравственных норм и оценок с позиций добра, справедливости, понимания ими поступков и поведения взрослых, обогащения лексического запаса и развития их творческих способностей. В ряде исследований доказано влияние сказок народов мира на воспитание нравственных чувств младших школьников, роль пословиц и поговорок в воспитании гостеприимства детей старшего дошкольного возраста в семье. Также для воспитания нравственных качеств у ребенка должен быть эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное — побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и пр. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному решению. Эталоном может стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения. В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитателя. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение детей любого возраста. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым. Помимо средств педагогического воздействия, важное значение отводится сюжетно – ролевым играм, и при их помощи можно осуществлять нравственное воспитание дошкольников. Д. В. Менджерицкая определяет следующие педагогические условия, которые будут способствовать воспитанию моральныхкачеств ребенка в игре: 1. Целенаправленное руководство игрой. Если воспитателю удается заинтересовать детей тем. Что он показывает или рассказывает, направить их внимание на моральную сторону фактов и событий жизни, повлиять на их эмоции без излишнего морализования, а в игре естественно отражается то хорошее, с чем знакомят детей. 2. Организация активности ребенка в игре. Характер активности, ее направленность в значительной степени определяют положения ребенка в детском коллективе. 3. Индивидуализация задач руководства игрой. Необходимо учесть, что субъектный опыт ребенка влияет на отношение его деятельности; следовательно, чтобы полностью использовать воспитательный потенциал игры, необходимо понять особенности, интересы каждого ребенка и опираться на них. 4. Выработка единой линии воздействия на ребенка в различных видах деятельности. Целым рядом психологических и педагогических исследований показано, что при систематическом руководстве игрой, к пяти годам дети овладевают основными способами игрового поведения и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого вмешательства взрослого. Таким образом при условии целенаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие нравственных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства. Игровые формы обучения социальным и практическим навыкам вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься игровой деятельностью ради самого процесса, который доставляет им удовольствие.
Театрализованное представление «Дорогою добра». Театральная студия «Веселинка» Видео Сделайте милость — творите добро! Когда на свет ребёнок появился, Событие, но здесь важней всего, Что человек конечно не родился, А родилась.
Жизнь группы В группе проводится работа по нравственному воспитанию дошкольников. Дети с большой любовью заботятся о растениях, ухаживают за рыбками.
Источник
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике).
Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
— методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
— методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
— методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
-соответствие метода цели и задачам воспитания;
— гуманный характер метода;
— реальность метода;
— подготовленность условий и средств для использования метода;
— избирательность отбора метода;
— тактичность применения метода;
— планирование возможного результата воздействия метода;
— терпение и терпимость педагога при использовании метода;
— преобладающая практическая направленность метода в нравственном
воспитании дошкольников.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.
Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.
План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.
Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.
Источник