Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе
Наталия Каширина
Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе
Организация и проведение мониторинга образовательного процесса, направленного на оценку результативности качества образовательного процесса.
Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов?
Чтобы принять правильные управленческие решения для повышения качества образования, необходимо иметь представления о результатах качества в данный момент времени и понимать, каких результатов нужно добиться. Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.
Мониторинг в образовании — «это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение правления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития». Он рассматривается как процесс наблюдения за состоянием обучения с целью эффективного подбора образовательных задач, средств для их реализации, а также как система мероприятий для контроля и диагностики уровня усвоения учебного материала в динамике. Для принятия правильных управленческих решений, необходимо грамотно организовать мониторинг. Нужно определить и выбрать приемлемое сочетание форм, видов и способов мониторинга с учетом учебно-педагогической ситуации.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта. Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга.Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие. Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.
Мониторинг выполняет шесть основных функций.
1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.
2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.
3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.
4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.
5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.
6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций. Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.
Программа мониторинга реализуется в 3 этапа.
– организационный;
На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.
На втором этапе проводят апробацию технологий и методик сбора информации; делают обобщение, классификацию и анализ информации; выявляют типичные признаки успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности; определяют основные тенденции развития обучающихся. Продолжают формирование «банка данных».
Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.
Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.
«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.
Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.
Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.
Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.
Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.
Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.
Источник
Мониторинг результатов выполнения образовательной программы образовательного учреждения
Оценка достижения планируемых результатов образовательной программы представлена системой мониторинга образовательного пространства.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Цели мониторинга:
- исследование закономерностей процесса обеспечения качества образования;
- изучение образовательных результатов, условий и цены их достижения;
- выявление результативности работы школы.
Задачи мониторинга:
- сбор информации о действительных результатах образовательной деятельности, их динамике, выявить факторы, на них влияющие;
- своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.
Объекты мониторинга: образовательные результаты, условия и цена их достижения.
Мониторинг образовательных результатов
Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о качестве образования, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии оценки образовательных результатов: обученность, обучаемость, творческие успехи.
Показатели критериев:
1. Обученность:
– фактический уровень знаний по учебным предметам;
– сформированность предметных умений;
– сформированность общеучебных умений.
2. Обучаемость:
– темп и способность освоения учебного материала;
– способность переключения на новые способы и приемы работы;
3. Творческие успехи:
– уровень развития творческих способностей;
– результаты участия в олимпиадах, конкурсах.
Мониторинг условий достижения образовательных результатов
Цель проведения мониторинга условий достижения образовательных результатов – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации об условиях достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии – наличие ресурсов, на основании которых производится оценка:
– методических;
– валеологических;
– ресурсов получения дополнительного образования;
– ресурсов образовательной среды.
Методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных.
Мониторинг условий достижения образовательных результатов
Показатели
Индикаторы
Вид
мониторинга
Ответственные за сбор информации
Потребители информации
анализ мотивации учащихся
Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии, на основании которых производится оценка:
– нагрузка учащихся;
– нагрузка учителей;
– состояние здоровья учащихся и учителей.
Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Источник