Способы мониторинга качества образования

Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе

Наталия Каширина
Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе

Организация и проведение мониторинга образовательного процесса, направленного на оценку результативности качества образовательного процесса.

Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов?

Чтобы принять правильные управленческие решения для повышения качества образования, необходимо иметь представления о результатах качества в данный момент времени и понимать, каких результатов нужно добиться. Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.

Мониторинг в образовании — «это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение правления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития». Он рассматривается как процесс наблюдения за состоянием обучения с целью эффективного подбора образовательных задач, средств для их реализации, а также как система мероприятий для контроля и диагностики уровня усвоения учебного материала в динамике. Для принятия правильных управленческих решений, необходимо грамотно организовать мониторинг. Нужно определить и выбрать приемлемое сочетание форм, видов и способов мониторинга с учетом учебно-педагогической ситуации.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта. Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга.Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие. Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Читайте также:  D154103a1 герметик способ применения

Мониторинг выполняет шесть основных функций.

1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.

2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.

3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.

4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.

5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.

6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций. Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.

Программа мониторинга реализуется в 3 этапа.

организационный;

На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.

На втором этапе проводят апробацию технологий и методик сбора информации; делают обобщение, классификацию и анализ информации; выявляют типичные признаки успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности; определяют основные тенденции развития обучающихся. Продолжают формирование «банка данных».

Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.

Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.

Источник

Мониторинг как средство отслеживания качества образования
методическая разработка на тему

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем и возможность сравнения данных одного ОУ во времени (например, сравнение образовательных достижений учащихся, полученных за несколько лет).

Мониторинг формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_kak_sredstvo_otslezhivaniya_kachestva_obrazovaniya_gotovaya.docx 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг как средство отслеживания качества образования

Необходимость проведения мониторинга качества образования зафиксирована на уровне законодательных документов. Термин «мониторинг» имеет разные трактовки. Анализ определений дает ответ на три принципиально важных вопроса: что такое мониторинг? с какой целью он осуществляется? как он осуществляется?

  1. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
  2. Под мониторингом мы понимаем систему контролирующих и диагностирующих мероприятий процесса обучения, обусловленных целеполаганием и предусматривающих контроль динамики уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку.
  3. Мониторинг — это наблюдение, измерение и формулировка на основе выводов про состояние объекта с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующего решения.
  4. Педагогический мониторинг — форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием. А также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
  5. Мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии системы, в которых осуществляется деятельность, с последующим переводом знаний на язык управленческих решений.
  6. Мониторинг — систематическое стандартизированное наблюдение за процессом качественных и количественных изменений в рамках данной системы.
  7. Образовательный мониторинг можно определить, как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
  8. Мониторинг способствует прогнозированию результатов экспериментальной деятельности.
  9. Под мониторингом в системе «учитель — ученик» мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

После анализа литературных источников были выделены признаки определения:

  • система,
  • наблюдение (слежение),
  • измерение,
  • обработка,
  • сбор и хранение информации,
  • прогнозирование,
  • управленческие решения.

ФГОС можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. ОУ несут ответственность за интерпретацию стандартов и присущих школе специфических целей. Три группы требований к качеству в стандартах фактически определяют три направления для мониторинга:

  • требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности.

Перечисленные направления мониторинга должны быть реализованы в любом ОУ. Также может быть выбрано индивидуальное направление для мониторинга, показывающее специфику конкретного ОУ.

Рассмотрим аспекты, которые необходимо учесть при разработке системы мониторинга для образовательного учреждения.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем и возможность сравнения данных одного ОУ во времени (например, сравнение образовательных достижений учащихся, полученных за несколько лет).

Выделяются следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.

  • Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. На первый план в информационном мониторинге выходит функция слежения. Примером информационного мониторинга может быть результаты обученности учащихся, результаты ЕГЭ, ГИА за несколько учебных лет.
  • Базовый мониторинг выявляет проблемы и риски. Базовый мониторинг — мониторинг состояния системы. Он позволяет собрать о ней информацию (составить банк данных) для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида. Иллюстрацией этого вида может быть, например, мониторинг готовности перехода ОУ на ФГОС.
  • Проблемный мониторинг позволяет изучить закономерности процессов, типологию проблем. В качестве примера можно провести «Мониторинг оценки преподавания профильных предметов на основе результатов ЕГЭ».
  • Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Например, с введением нормативного финансирования администрация гимназии приняла решение о сокращении количества подгрупп для изучения предметов в основной школе. При анализе обученности учащихся был сделан акцент на динамике результатов по сравнению с предыдущими учебными годами, когда обучение шло по подгруппам.

Можно предположить, что мониторинг качества образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят перед этой процедурой.

Разрабатывая программу мониторинга качества образования важно помнить о влиянии на качество образования целого ряда факторов, которые необходимо учитывать в процессе анализа собранной мониторинговой информации. Выделяют пять групп факторов:

  • факторы, которые школа может изменять;
  • факторы, которые школа может изменять при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа не может воздействовать.

По результатам международных исследований были выявлены факторы, влияющие на качество школьного образования.

Мониторинг формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний учащихся.

Для мониторинга характерно использование разнообразных методов измерения, сбора информации о состоянии избранных объектов. Не рекомендуется проводить измерения часто. Частые измерения оправданы в случае, например, биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых замерах возможен эффект привыкания респондентов к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов.

Какова возможная цель мониторинга для получения наиболее полной информации о деятельности ОУ по достижению нового качества образования в свете ФГОС?

Можно предположить следующие формулировки целей:

  • обеспечение адекватности принятия управленческих решений;
  • определение тенденций развития образовательного учреждения, его перспективы;
  • получение информации для разработки перспективного плана работы школы.

В любом случае цель мониторинга связана со стратегией работы школы. Поскольку качество как ориентир может меняться, то и цель может уточняться.

Таким образом, обобщенный вариант может быть сформулирован следующим образом: оценка и представление результатов деятельности ОУ по мониторинговым показателям для построения программы достижения нового качества образования и для отчетности перед стейкхолдерами.

В качестве объектов могут быть:

  • состояние образовательной подготовки учащихся;
  • ииндикаторы результатов (процент занятости, закончивших высшую школу, диссертации и т.д.);
  • индикаторы ресурсов (затраты на образование, квалификация учителей);
  • признаки качества – общеучебные умения;
  • организационно-педагогические условия;
  • обученность;
  • достигнутые результаты; степень социализации и адаптации;
  • отрицательные эффекты и последствия образования;
  • учебные возможности школьников;
  • профессиональное мастерство учителя;
  • информационное обеспечение;
  • состояние, эффективность инновационной работы в школе;
  • качество преподавания и организация процесса обучения;
  • работа с родителями;
  • взаимодействие с внешней средой;
  • учебная мотивация;
  • система воспитательной работы и т. д.

Повышение качества образования связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления общеобразовательным учреждением. Информация, полученная в ходе мониторинга, с одной стороны, актуальна ограниченное время, но с другой, она со временем позволяет сравнивать результаты и строить прогнозы развития системы. Поэтому, программа мониторинга должна органично «вписываться» в систему связей и отношений, существующих в области педагогических измерений, контроля, оценки качества образования и должна быть согласована с предшествующим опытом, накопленным в учреждении в области различных педагогических измерений и диагностики.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях:

  • использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения, как образовательной системы, направленности и динамики основных процессов, резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса, критических точек, степени соответствий качества образовательных результатов выделяемым ресурсам и приложенным усилиям, эффективности действия механизмов обеспечения преемственности ступеней школы;
  • выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества, стратегической программы ее развития; корректировка и совершенствование образовательных и учебных программ, выбор концепции профильных классов, технологии обучения; выбор модели установления общественных отношений школы с социумом;
  • формирование статистических баз данных для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом, выстраивания стратегий управления им на продолжительных циклах;
  • информирование различных групп стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования ценностно-мотивационного поля, достижения согласованности в действиях, формирования климата доверия и взаимопомощи.

С введением в ОУ системы мониторинга качества образования происходит смена объекта управления: от управления педагогическим коллективом к управлению качеством образования.

Для становления системы мониторинга необходимо, как минимум, три года. Очевидно, имеет смысл пойти на такой шаг ожидания, т.к. в течение этих трех лет все равно будет оцениваться качество образования, но уже в определенной системе критериев и показателей, а через три года накопится информация для выявления динамики показателей и получения сопоставимых данных.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях: использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения; выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества; принятие управленческих решений в отношении улучшения качества образовательного процесса; формирование статистических баз данных; информирование стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса.

Источник

Оцените статью
Разные способы