- Люди и цифры: как и зачем анализировать рынок труда
- Как устроен сервис
- 1. «Карта вакансий»
- 2. «Доноры-акцепторы»
- Зачем нужны данные о вакансиях и резюме
- Как понять, сколько платить работнику
- Кейс Альфа-Банка
- Екатерина Кобзарь, руководитель по управлению постоянными вознаграждениями и рыночными данными Альфа-Банка:
- Узнайте о зарплатах конкурентов
- Способы мониторинг рынка труда
- Способы мониторинг рынка труда
- УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2015 года N 1106
- Приложение N 1 к Правилам проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации
- Приложение N 2 к Правилам проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации
- Сведения о суммарной численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации
Люди и цифры: как и зачем анализировать рынок труда
Как устроен сервис
«Люди в цифрах» — это аналитический проект, предназначенный для того, чтобы помочь работодателям искать информацию о спросе и предложении в сфере подбора персонала. В нем есть два инструмента, которые служат источниками данных: «Карта вакансий» и «Доноры-акцепторы». Первый позволяет получить данные из базы вакансий, а второй — из базы резюме сайта hh.ru.
1. «Карта вакансий»
С помощью этого инструмента можно проанализировать все вакансии, которые были опубликованы на сайте в период с 2015 по 2018 год. На карте обозначаются регионы — наводя на них курсор, пользователь может визуализировать текущую ситуацию на рынке труда, получив информацию о размещенных в регионе вакансиях.
Гибкая система настройки дает возможность выставить нужный период — как по годам, так и по конкретным датам, и применить фильтры — в зависимости от существующего запроса. Это могут быть профессиональные области, отрасли компаний, регионы и ряд уточняющих деталей, а также ключевые слова.
На основании того, какие фильтры применялись, программа строит отчет по вакансиям, размещенным в установленный период в указанном регионе или городе. Пользователь сервиса увидит общее количество вакансий, диапазон зарплат, график с динамикой вакансий. Здесь же выводятся названия наиболее активных конкурентов — компаний, которые больше всего размещают вакансий в интересующей области или по конкретной позиции.
Обзор по компаниям показывает, кто ищет или искал специалистов в указанный временной период, в определенных городах, по определенным профессиональным областям или по определенным позициям. Эти данные вместе с зарплатными предложениями и ссылками на каждую вакансию экспортируются в таблицу Excel, что позволяет проводить детальную аналитику. Таких документов можно создать сколько необходимо, меняя параметры под свои задачи.
Отдельная вкладка по регионам пригодится, чтобы сделать выводы об активности регионов с точки зрения поиска тех или иных сотрудников и о востребованности этих специалистов. В особенности эта опция актуальна для крупных компаний с региональными отделениями, а также для тех, кто делает обзор заработных плат по стране, чтобы разобраться с собственным бюджетом.
2. «Доноры-акцепторы»
Эта опция показывает информацию по сотрудникам компании, менеджер которой пользуется сервисом. Донорами называются предприятия, из которых специалисты приходят в компанию, а акцепторами — предприятия, куда они уходят.
Здесь также можно установить параметры поиска: профессиональные области, демографические характеристики, география. В отчете будет выведена статистика по сотрудникам в заданные периоды времени: половозрастной состав работников, средний срок работы в вашей организации, текучесть кадров и готовность уйти к конкурентам (чтобы судить об этом, достаточно посмотреть, сколько сотрудников недавно обновляли резюме и откликались на вакансии).
Кроме того, на основании резюме сотрудников можно составить представление о том, в каких вузах есть перспективные «кузницы кадров». Такое знание пригодится технологическим компаниям и тем, кому нужны редкие специалисты, которых можно приглашать на практику или на работу прямо с университетской скамьи.
Инструмент не показывает информацию по конкретным людям — речь идет об общей статистике и динамике. Все отчеты «Доноров-акцепторов», как и данные «Карты вакансий», можно скачать в виде таблицы Excel.
Зачем нужны данные о вакансиях и резюме
Зная, какие вакансии существуют, представляя себе их динамику и диапазон зарплат, можно эффективно отслеживать рынок труда, быть в курсе всплесков и тенденций, которые повлияют на работу компании.
Информация о вакансиях конкурентов необходима, чтобы разобраться, какие условия предлагают другие. Вооружившись этим знанием, можно скорректировать свои предложения таким образом, чтобы они вызывали интерес у соискателей. А отследив динамику внутри профессиональной области по месяцам, HR-менеджер поймет, в каком сезоне или месяце выгоднее искать того или иного специалиста.
При открытии регионального отделения не обойтись без аналитики, показывающей, какие существуют запросы и с какими трудностями предстоит столкнуться. Например, речь идет об открытии кол-центра в небольшом городе. Хватит ли потенциальных работников, чтобы укомплектовать штат? Или, может быть, в этом населенном пункте уже есть несколько кол-центров и нужно задуматься, как сделать работу в новом офисе более привлекательной?
Еще одна из популярных HR-проблем — где искать будущих «работников мечты», которые в наибольшей степени отвечают требованиям? Зная, где сотрудники работали раньше, можно сделать вывод о том, у кого из конкурентов много подходящих специалистов. В то же время мониторинг того, куда работники уходят, станет основанием, чтобы задуматься — возможно, у конкурентов более выгодные условия.
Оценив средний срок работы в своей компании, менеджер может сделать выводы о том, когда сотрудники, которые являются ключевыми фигурами для важных проектов и коммуникаций, задумываются об уходе. Конечно, реальные решения конкретных людей зависят от многих факторов, однако, обладая данными о том, как в среднем идут процессы, проще быть подготовленным к перестановкам и новому рекрутингу.
Словом, существует множество примеров использования информации по вакансиям и резюме. Конкретные ситуации, которые прогнозируются с помощью аналитических инструментов, могут быть разными — все зависит от задач, которые в данный момент хочет решить HR-специалист.
Как понять, сколько платить работнику
Аналитика по вакансиям помогает определиться с зарплатным предложением. Размер заработной платы определяет рыночная цена. Проанализировав рынок труда и собрав информацию об интересующей профессии, легко определить среднюю заработную плату, которую предлагают компании, а также составить представление о зарплатных ожиданиях соискателей.
Задача усложняется, если вакансия редкая, находится на стыке разных сфер и почти не представлена на рынке. Здесь работодателю нужно как следует задуматься, как, с одной стороны, обеспечить достойную заработную плату, а с другой — не действовать себе в убыток.
Кейс Альфа-Банка
В Альфа-Банк требовались специалисты по доставке пластиковых карт. С одной стороны, это курьеры, с другой — представители банка. Предполагаемый размер заработной платы вызывал сомнения, поскольку банк не имел исторических данных, которые бы позволили с чем-то сравнить новую должность. География присутствия при этом была широкой — такие сотрудники требовались по всей России.
Возможный вариант решения для работодателя в такой ситуации — заказать обзор заработных плат, в котором указываются минимальные и максимальные зарплаты по специальности и отрасли. Однако в данном случае это не сработало. Отраслевые финансовые обзоры предлагают данные только по Москве, Санкт-Петербургу и 2–4 другим крупным городам. К тому же такие обзоры по отдельной должности недешевы, а данные в них привязаны к конкретной дате и быстро становятся бесполезными, если набор персонала идет постепенно.
«Карта вакансий» справилась с этой проблемой, показав данные по зарплатам не только в разных регионах, но и с динамикой по периодам. Менеджеры банка смогли легко оценить масштаб конкуренции на рынке.
Екатерина Кобзарь, руководитель по управлению постоянными вознаграждениями и рыночными данными Альфа-Банка:
— Ценность «Карты вакансий» для нас оказалась в том, что можно найти должности из любых отраслей экономики, не платя при этом дополнительные суммы, что выгодно отличает «Карту» от общих обзоров рынка.
У нас возник кейс: в Альфа-Банке вводится новая должность «Специалист по доставке пластиковых карт», по факту это курьеры. В обзорах зарплат финансового сектора курьеры представлены всего в нескольких городах. Покупать отдельно должность по городам очень дорого, а «Карта вакансий» оказалась прекрасным решением. Помимо широкой представленности городов РФ, есть динамика зарплат по годам и по году.
Таким образом, постепенно вводя в течение года должность в разных городах, мы имеем актуальную информацию по зарплатам (поскольку в стандартном обзоре информация по зарплатам есть на определенную дату).
Как результат, для массовых должностей на рынке «Карта вакансий» — отличное решение, и мы продолжим пользоваться этим инструментом. В планах — смотреть на рынок специалистов кол-центров, инженеров, системных администраторов, специалистов по подбору массовых должностей.
Узнайте о зарплатах конкурентов
Рынок труда сегодня быстро меняется. Чтобы уследить за ним и всегда быть в курсе актуального положения дел, нужно анализировать различные факторы. Именно поэтому самые универсальные инструменты для исследований не только предлагают многокомпонентный анализ, но и позволяют видеть ситуацию в динамике.
Источник
Способы мониторинг рынка труда
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2017 N 1245)
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов (далее — мониторинг).
2. Мониторинг включает в себя сбор информации о ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, обработку, систематизацию полученной информации, а также анализ состояния рынка труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, проведенный на основе указанной информации.
3. В рамках мониторинга:
а) рассчитываются следующие показатели:
уровень социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;
доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;
б) осуществляются проверка показателей, характеризующих долю привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) соответственно по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации и долю привлекаемых иностранных работников в численности занятых в экономике соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые не должны превышать показателей уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также анализ влияния иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, на рынок труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Показатели, указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, рассчитываются ежемесячно по методике расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации согласно приложению N 1.
5. Для расчета показателей, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, используются:
а) сведения, публикуемые на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики:
об общей безработице (по методологии Международной организации труда), в том числе по субъектам Российской Федерации;
о численности экономически активного населения (рабочей силы), в том числе по субъектам Российской Федерации;
о численности занятых в экономике, в том числе по субъектам Российской Федерации;
б) сведения о суммарной численности осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании уведомлений о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, поступивших от работодателей или заказчиков работ (услуг) в Министерство внутренних дел Российской Федерации, иностранных граждан:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2017 N 1245)
(см. текст в предыдущей редакции)
получивших разрешение на работу;
осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов;
имеющих разрешение на временное проживание;
имеющих вид на жительство в Российской Федерации;
в) сведения Федеральной службы по труду и занятости о численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости.
6. В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляются ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения:
а) Министерством внутренних дел Российской Федерации:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2017 N 1245)
(см. текст в предыдущей редакции)
по форме N 1, предусмотренной приложением N 2, — на бумажном носителе и в электронном виде;
Абзац третий подпункта «а» пункта 6 вступает в силу с 1 января 2016 года.
по форме N 2, предусмотренной приложением N 2, — в электронном виде;
б) Федеральной службой по труду и занятости:
по форме N 3, предусмотренной приложением N 2, — на бумажном носителе и в электронном виде;
по форме N 4, предусмотренной приложением N 2, — в электронном виде.
7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет:
не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, результаты мониторинга за отчетный месяц в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая представляет свое мнение по указанным результатам мониторинга, оформленное в виде решения;
в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о результатах мониторинга за отчетный месяц высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Источник
Способы мониторинг рынка труда
от 15 октября 2015 года N 1106
(с изменениями на 13 октября 2017 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 1245 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2017, N 0001201710170001).
2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Абзац третий подпункта «а» пункта 6 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2016 года.
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации утвердить в месячный срок показатели уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, превышение которого не допускается.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 октября 2015 года N 1106
Правила проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации
(с изменениями на 13 октября 2017 года)
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов (далее — мониторинг).
2. Мониторинг включает в себя сбор информации о ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, обработку, систематизацию полученной информации, а также анализ состояния рынка труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, проведенный на основе указанной информации.
3. В рамках мониторинга:
а) рассчитываются следующие показатели:
уровень социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;
доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;
б) осуществляются проверка показателей, характеризующих долю привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) соответственно по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации и долю привлекаемых иностранных работников в численности занятых в экономике соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые не должны превышать показателей уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также анализ влияния иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, на рынок труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Показатели, указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, рассчитываются ежемесячно по методике расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации согласно приложению N 1.
5. Для расчета показателей, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, используются:
а) сведения, публикуемые на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики:
об общей безработице (по методологии Международной организации труда), в том числе по субъектам Российской Федерации;
о численности экономически активного населения (рабочей силы), в том числе по субъектам Российской Федерации;
о численности занятых в экономике, в том числе по субъектам Российской Федерации;
б) сведения о суммарной численности осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании уведомлений о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, поступивших от работодателей или заказчиков работ (услуг) в Министерство внутренних дел Российской Федерации, иностранных граждан:
получивших разрешение на работу;
осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов;
имеющих разрешение на временное проживание;
имеющих вид на жительство в Российской Федерации;
в) сведения Федеральной службы по труду и занятости о численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости.
6. В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляются ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения:
а) Министерством внутренних дел Российской Федерации:
по форме N 1, предусмотренной приложением N 2, — на бумажном носителе и в электронном виде;
по форме N 2, предусмотренной приложением N 2, — в электронном виде;
б) Федеральной службой по труду и занятости:
по форме N 3, предусмотренной приложением N 2, — на бумажном носителе и в электронном виде;
по форме N 4, предусмотренной приложением N 2, — в электронном виде.
7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет:
не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, результаты мониторинга за отчетный месяц в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая представляет свое мнение по указанным результатам мониторинга, оформленное в виде решения;
в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о результатах мониторинга за отчетный месяц высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Приложение N 1
к Правилам проведения мониторинга
ситуации на рынке труда
Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации
Методика расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации
1. Уровень социальной напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:
,
— уровень социальной напряженности i-го субъекта Российской Федерации за отчетный месяц;
— общая численность безработных граждан в i-м субъекте Российской Федерации (по методологии Международной организации труда) в среднем за последние 3 месяца;
— численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, в среднем за последние 3 месяца;
— численность экономически активного населения (рабочей силы) в i-м субъекте Российской Федерации в среднем за последние 3 месяца.
2. Доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:
,
— доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) i-го субъекта Российской Федерации за отчетный месяц;
— численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, в среднем за последние 3 месяца;
— численность экономически активного населения (рабочей силы) в i-м субъекте Российской Федерации в среднем за последние 3 месяца.
3. Доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых в экономике субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:
,
— доля привлекаемых иностранных работников в численности занятого населения i-го субъекта Российской Федерации за отчетный месяц;
— численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, в среднем за последние 3 месяца;
— численность занятого населения в i-м субъекте Российской Федерации в среднем за последние 3 месяца.
Приложение N 2
к Правилам проведения мониторинга
ситуации на рынке труда
Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации
Сведения о суммарной численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации
Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъекте Российской Федерации (человек)
осуществляю-
щих трудовую деятельность и получивших разрешение на работу
осуществляю-
щих трудовую деятельность без получения разрешитель-
ных документов
Источник