5 способов монетизации интеллектуальной собственности
Частнопрактикующий специалист в области интеллектуальной собственности, юрист ООО «РусБан – Трейд»
специально для ГАРАНТ.РУ
Объекты интеллектуальной собственности образуются благодаря творческой и изобретательской деятельности людей. Однако определить, каким способом можно получить выгоду от результатов творческого труда, довольно затруднительно. В своей авторской колонке попробую выделить возможные варианты монетизации интеллектуальной собственности.
Термин «монетизация» все чаще используется в речи и в бизнес-литературе. Он означает возможность получения прибыли от использования или продажи какого-либо объекта. При грамотном распоряжении имуществом монетизировать можно любые объекты, в том числе и нематериальные, к которым относятся результаты творческого труда. Так, по сведениям из годового отчета за 2018 год компании «Газпром», экономический эффект от использования патентов в производстве составил 10,3 млрд руб. в прошлом году и более 25 млрд руб. за 2016-2018 гг.
Первым этапом на пути к получению прибыли является обеспечение режима правовой охраны в отношении интеллектуальной собственности. В зависимости от отрасли, к которой относится результат творческого труда, для закрепления прав за создателем может потребоваться ряд действий. Например, для удостоверения прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец необходима подача заявки и последующее получение патента, подтверждающего правомочия обладателя. Для объектов авторских и смежных прав, таких как: литературные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения и другие, достаточно выражения результата интеллектуальной деятельности в объективной форме, после чего права возникают автоматически. В отношении средств индивидуализации также действует заявительский порядок удостоверения прав, то есть лицо, которому принадлежит обозначение, подает заявление на регистрацию в Роспатент.
Стоит отметить, что обеспечить действующую правовую охрану объекта интеллектуальной собственности – главная задача для обладателя интеллектуальной собственности. Благодаря этому, во-первых, подтверждается законность полномочий; во-вторых, владелец получает абсолютное право на использование объекта; а в-третьих, приобретает способность защитить свои интересы в случае недобросовестных действий третьих лиц.
После того как права оформлены и закреплены полагающимся образом, правообладателю стоит задуматься, каким образом использовать принадлежащий объект. В зависимости от полноты правомочий допустимо выделить следующие способы монетизации интеллектуальной собственности:
1. Получение прибыли в результате полного правообладания. В таком случае лицо лично пользуется и распоряжается результатом интеллектуальной деятельности. Монетизация происходит за счет самостоятельного продвижения и распространения владельцем объекта, выраженного в материальной форме. Предположим, изобретатель воплощает запатентованное изобретение и в дальнейшем распространяет его через розничные сети. Этот способ получения прибыли является одним из наиболее частых, но не всегда очевиден, поскольку потребители не всегда осознают, сколько и каких объектов интеллектуальной собственности используется для производства определенного товара. Например, повар может запатентовать свой уникальный рецепт и затем начать реализацию готовых блюд через интернет-пространство или кафе быстрого питания. Или пекарь может начать производство хлеба и другой выпечки по лично изобретенным рецептурам, составленным в результате отработки в домашних условиях. Так, рецепт и способ приготовления широко известного печенья «Юбилейное», которое можно найти в любом продуктовом магазине, охраняется в соответствии с патентом на изобретение № RU2034482C1.
2. Другим способом получения прибыли считается выгода от процессов, происходящих параллельно с использованием объектов интеллектуальной собственности. Заметки популярных блогеров, известные видеоролики на YouTube-каналах – создатели и авторы этих аудиовизуальных и литературных произведений извлекают ощутимый доход. При этом подавляющая часть вырученных средств зарабатывается за счет рекламы, которая сопровождает объекты авторских и смежных прав.
3. Интересным и нетрадиционным способом монетизации может стать краудфандинг– коллективное финансирование какого-либо проекта. Любой человек вправе опубликовать на специальных краудфандинг-платформах, например, чертеж изобретения, которое он желает воплотить в жизнь, но не располагает средствами для этого. В дальнейшем желающие вносят средства на специальный счет до тех пор, пока не соберется необходимая сумма. С одной стороны, в таком случае вопрос прибыльности спорный, а с другой: автор реализует идею без личных затрат. Стоит отметить, что иногда краудфандинг-проекты получают финансирование, которое значительно превышает размер заявленного. Так, в 2017 году, Николай Белоусов собрал с помощью краудфандинга деньги на производство надувного дивана «Биван» в размере 3,9 млн руб., при этом изначально запланированная сумма сбора составляла 1 млн руб.
4. Доход от передачи права пользования интеллектуальной собственностью. В этом случае речь идет о заключении лицензионного соглашения. Авторы песен, исполнители, создатели фонограмм предоставляют права на использование результатов творческого труда организациям, по управлению на коллективной основе и получают периодические отчисления или единовременную выплату. Заключение лицензионных соглашений допустимо в отношении практически любых объектов интеллектуальной собственности (за исключением ряда средств индивидуализации и секретов производства). В отношении товарных знаков популярна передача права на использование по договору коммерческой концессии или договору франчайзинга. В таком случае передаются права на комплекс объектов интеллектуальной собственности, вместе составляющих бренд компании. К примеру, по сведениям, представленным на официальном сайте компании McDonald’s: «В настоящее время более 80% предприятий «Макдоналдс» по всему миру принадлежат и управляются независимыми местными партнерами – Франчайзи». При этом, согласно рейтингу самых дорогих брендов мира 2019 года по версии Forbes, McDonald’s занимает 10-е место и выручка компании достигает $96,1 млрд.
5. Прибыль от продажи интеллектуальной собственности. Такой способ монетизации предусматривает полную передачу прав на объект другому лицу. Отрицательным моментом становится то, что первоначальный обладатель лишается прав на материальные притязания в отношении принадлежавшего ему объекта. Положительное обстоятельство – размер получаемого дохода. Сумма, уплачиваемая за передачу прав по договору отчуждения, весьма внушительна и иногда превышает доходы, которые предполагалось получить за несколько лет использования объекта. Популярность договоров отчуждения обусловлена позицией покупателя интеллектуальной собственности: в таком случае он становится полноправным владельцем и способен самостоятельно контролировать использование объекта и распоряжаться им по собственному усмотрению.
Статистика показывает, что передача прав на объекты интеллектуальной собственности может стать выгодным занятием. Так, по сведениям из годового отчета в области устойчивого развития за 2018 год компании «Роснефть», компания потратила на НИОКР 32,1 млрд руб. и приобрела 57 патентов. А также прошли испытание 149 новых технологий, общий экономический эффект от использования которых оценивается в 905 млн руб.
Перечисленные выше способы монетизации объектов интеллектуальной собственности свидетельствуют о том, что нематериальные активы имеют вполне реальную, материальную стоимость и способны приносить ее обладателю ощутимую прибыль – главное выстроить работоспособную систему.
Источник
Способы монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах
По вышеуказанным причинам развитие отрасли происходит с внушающей скоростью, что стимулирует привлечение интеллектуальных ресурсов и внедрение инноваций в области электронной коммерции.
Для того чтобы определить способы получения прибыли от применения объектов интеллектуальной собственности в интернет-проектах стоит проанализировать функции, которые реализуются в результате этих действий. В зависимости от цели использования можно выделить:
- Результаты интеллектуальной деятельности, которые призваны обеспечить работу и полноценное функционирование интернет-сайтов. К таким можно отнести IT-технологии по защите персональных данных, хранению информации, программы для ЭВМ, обеспечивающие возможность совершения финансовых сделок через электронные сети и т. п.
- Объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для привлечения внимания потребителей к продукции и виртуальному магазину. Электронные рынки аналогично традиционным переполнены однородными товарами, в связи с чем рост покупательской активности является залогом успеха и целью, к которой стремятся фирмы-продавцы.
- Результаты творческого труда, права на использование которых выступают непосредственно объектами продажи, представленными на интернет-сайтах.
Если рассматривать монетизацию объектов интеллектуальной собственности, с точки зрения отраслей права, то к таким можно отнести сферы авторских, смежных и патентных прав, а также секреты производства:
- Объекты авторского и смежных прав — одни из наиболее используемых ресурсов в электронной среде. Фильмы, песни, видеоролики, книги – потребители с готовностью приобретают возможность ознакомиться с работами любимых писателей, певцов или актеров. Помимо этого, важно помнить, что к области авторского права относятся программы для ЭВМ, благодаря которым функционируют электронные устройства.
- Патентную отрасль можно считать хранилищем решений, способных принести доход их создателю. Изобретение, воплощенное в жизнь, может стать товаром, реализуемым в интернет-магазине. Различная аппаратура для компьютеров и программное обеспечение могут подпадать под действие патентного права. В дополнение ко всему стоит упомянуть средства индивидуализации, активно используемые для продвижения товаров на экономических рынках.
- Секреты производства номинально не являются объектами монетизации в интернет-проектах, однако, наряду со средствами индивидуализации, играют непрямую роль в увеличении прибыли от электронной коммерции, например, в случае с продажей товаров, произведенных с использованием секрета производства.
Примеры монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах
Обсуждая получение выгоды от применения результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации следует отметить, что зависимость этих объектов может быть, как прямой, в случае с продажей книги в электронном формате, так и косвенной, например, при увеличении спроса на товар, с того момента, как покупатели его узнают из-за известного товарного знака.
Отличным образцом монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах может стать пример торговой компании «Созвездие Красоты», интересы которой довелось представлять юристам «Зуйков и партнеры». В ассортимент электронного магазина выше обозначенной фирмы, помимо различных средств по уходу за кожей, входят устройства, предназначенные для аппаратной косметологии, которые являются результатами интеллектуальной деятельности, запатентованными в соответствии с законодательством РФ, о чем фирма прямо сообщает всем посетителям интернет-сайта.
Известно также большое количество различных интернет-проектов по продаже книжных изданий, кинофильмов, песен и аудиовизуальных произведений. Так, каждый желающий может приобрести на сайте издательства «МИФ» печатный или электронный вариант любой из выпущенных издательством книг.
Источник
Монетизация прав интеллектуальной собственности с использованием цифрового пространства
Несмотря на то что практически любой объект торговли содержит в себе результат творческого труда или средство индивидуализации, обсуждая вопрос монетизации прав интеллектуальной собственности, будет верным рассмотреть способы получения прибыли непосредственно от использования последних, а не материальным воплощением результатов интеллектуального труда.
Монетизация как источник доходов
Возможно, по причине того, что термин «монетизация» не вызывает очевидных проблем для определения, четко сформулированное, соответствующее текущему положению рыночных отношений описание термина в научной литературе отсутствует. Удачным, но кратким можно считать описание «монетизации» как «…использования (чего-либо ценного) в качестве источника прибыли».[1]
Учитывая реальное положение вещей «монетизацию» следует определить, как: деятельность, связанную с получением дохода в результате продажи или использования какого-либо объекта, или действия по установлению ценности объекта в денежном эквиваленте.
Монетизация прав на интеллектуальную собственность
Современные изобретатели и правообладатели нематериальных активов — обладатели огромного потенциала для выгодного применения результатов интеллектуального труда и средств индивидуализации. Безграничное пространство цифрового рынка и отсутствие необходимости привязки к территориальному объекту делает возможным коммерческие предложения неограниченному кругу лиц.
В зависимости от характера использования прав на интеллектуальную собственность допустимо выделить следующие способы монетизации:
- Получение прибыли непосредственно от передачи или предоставления во временное пользование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В этом случае правообладатель, используя электронные сети, находит лиц, желающих приобрести право на использование объектов интеллектуальной собственности. Существует ряд сервисов, облегчающих процесс монетизации таким способом, состоящих из электронных реестров интеллектуальной собственности, где будущие пользователи могут получить сведения о запатентованных объектах и правообладателях исключительных прав.
- Монетизация от побочных процессов, сопутствующих использованию результатов интеллектуальной деятельности. Чаще всего этот способ монетизации используется в отношении объектов авторских и смежных прав. Создается аудиовизуальное произведение, которое размещается в свободном доступе в интернет-пространстве. После достижения определенного уровня популярности правообладатель авторских прав размещает рекламу сторонних лиц, получая от этого прибыль. Таким образом, доход образуется не столько от использования исключительных прав, сколько от повышения узнаваемости товара или заказчика показа рекламного ролика.
- Краудфандинг. Указанный способа по большей части относится скорее к инвестициям в материальное выражение результатов интеллектуального труда, чем к получению непосредственной прибыли. Смысл краудфандинга заключается в публичном добровольном инвестировании сторонними лицами какого-либо проекта. Сбор средств на издание книги, съемки фильма, запуск производства нового продукта. При этом никто не исключает дальнейшее получение прибыли правообладателем в результате использования принадлежащих ему исключительных прав и их материального выражения. Одним из ярких примеров краудфандинга считаются добровольные инвестиции в разработку и создание такого объекта интеллектуальной собственности как электрическое колесо для велосипедов. В результате объявленного сбора создатели изобретения получили для реализации проекта сумму 150 тыс. долларов, которая в два раза превысила заявленную вначале.[2]
Риски, связанные с монетизацией прав на интеллектуальную собственность в цифровом пространстве
Несмотря на объективно присутствующие преимущества монетизации в электронных сетях такие как отсутствие территориальных ограничений, сокращение экономических и трудовых затрат, стоит помнить, что в интернет-пространстве помимо добросовестных пользователей присутствуют и злоумышленники, которые также используют преимущества электронных сетей, но в своих целях. Правонарушители могут использовать чужие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации без согласия правообладателей, поэтому при монетизации прав на интеллектуальную собственность в цифровом пространстве стоит внимательно отнестись к их охране и защите от незаконного использования.
Источник