Атрибуция и убеждение
Пытаясь объяснить относительно низкую эффективность стратегии убеждения, мы прежде всего можем отметить, что убеждающие сообщения, призывающие индивида сделать нечто, не обязательно затрагивают его внутреннюю я-концепцию. Более того, в той степени, в которой такие сообщения все же воздействуют на я-концепцию, они могут включать негативные атрибуции, то есть сообщение о том, что индивид не относится к тому типу людей, которым свойственно вести себя рекомендуемым образом. Призыв быть аккуратным или прилежно учиться может включать неявную атрибуцию, предполагающую, что в данный момент индивид не является аккуратным или прилежным учеником. Если обоснованное убеждение человека в том, что он является аккуратным или старательным, становится ключевым фактором, способствующим его изменению в соответствующем направлении, то наивные призывы стать таковым могут свести на нет эффект убеждающего сообщения. В лучшем случае они являются атрибуциями, предполагающими, что те, на кого направлено данное сообщение, потенциально могут стать такими, какими их призывают стать, однако такие атрибуции, несомненно, значительно менее эффективны, чем атрибуции, содержащие утверждение о том, что индивид фактически ведет себя в соответствии с рекомендациями.
Более того, в настоящем исследовании убеждающие сообщения содержали негативные предположения об испытуемых, тогда как атрибутивные сообщения содержали позитивные предположения. Хотя исследования показывают, что упреки, как и похвалы, могут способствовать положительным изменениям в поведении испытуемых (обзор противоречивых результатов различных исследований проделан в работе: Kennedy and Willicutt, 1964), в ходе одного из наиболее тщательно спланированных исследований (Hurlock, 1925) было обнаружено, что позитивные изменения, вызванные с помощью упреков, со временем сходят на нет, тогда как похвала имеет долговременный эффект. Можно предположить, что наказание и убеждение являются эффективными средствами мотивации лишь до тех пор, пока индивид ощущает, что он в состоянии выполнять то, что от него требуют. Как только им начинают восприниматься негативные атрибуции, содержащиеся в убеждающем сообщении, эффективность последнего снижается. Это предположение позволяет объяснить, почему убеждение оказывается относительно более эффективным для учащихся с высоким уровнем способностей, по сравнению с отстающими учениками. Способные ученики обладают потенциалом, позволяющим им стараться отвечать предъявляемым к ним требованиям, не теряя оптимизма, вопреки воздействию неявных негативных атрибуций (которые они в состоянии до некоторой степени игнорировать), сообщающих им о том, что они не показывают результатов, соответствующих их способностям.
В настоящем исследовании неявные атрибуции, сопровождающие убеждающие сообщения, являлись негативными, поскольку формы поведения, которые ожидались от испытуемых (при этом подразумевалось, что испытуемые не проявляют данные формы поведения), были позитивными (желательными). Соответственно, используемые атрибуции были позитивными, так как и соответствующие им формы поведения были позитивными. Как из практических, так и из этических соображений все виды воздействия в настоящем исследовании были направлены на формирование позитивных и социально желательных форм поведения. Мысль о том, что само по себе явное или неявное «навешивание ярлыков», а не тот факт, что эти ярлыки рассматриваются испытуемыми либо как поощрение, либо как наказание, делает стратегию атрибуции эффективной, а стратегию убеждения – неэффективной, является лишь нашим предположением. Однако данное предположение может быть проверено, но лишь в том случае, если будет проведено исследование, направленное на формирование нежелательного поведения; в этом случае атрибутивное воздействие будет носить негативный характер, тогда как убеждающее воздействие будет предполагать позитивные атрибуции, связанные с восприятием испытуемыми самих себя на момент воздействия. Если бы испытуемые в ходе настоящего исследования реагировали на атрибуции лишь потому, то они были позитивны, то мы могли бы предположить, что атрибуции нежелательного поведения должны иметь обратный эффект, и убеждение в этом случае должно оказаться более эффективным. Обращение к социологической литературе, посвященной проблеме поведенческих отклонений (в частности, Schur, 1971), свидетельствует о том, что негативные атрибуции (то есть навешивание ярлыка «правонарушителя») действительно могут провоцировать соответствующее ярлыку поведение, аналогично тому, как это имело место в недавно проведенном исследовании с использованием ярлыков «доброжелательный» и «недоброжелательный» (Kraut, 1973). Учитывая эти данные, мы можем предполагать, что позитивный характер атрибуций в настоящем исследовании не был единственным источником их эффективности и что если бы удалось разработать соответствующий эксперимент, в котором бы формировалось нежелательное поведение, он показал бы, что и в этом случае стратегия атрибуции является более эффективной, чем стратегия убеждения.
Источник
Методика проведения исследования Участники
Исследование проводилось в трех пятых классах общеобразовательной школы, расположенной в старой части Чикаго (inner-city Chicago) 1 .
Два из трех классов были произвольно помещены в условия, соответствующие двум стратегиям воздействия, а третий класс являлся контрольной группой. Три женщины-экспериментатора, студентки младших курсов психологического факультета Университета Норс-вестерн 2 , произвольно распределялись по классам на каждом этапе тестирования.
Экспериментальные манипуляции
Экспериментальное воздействие, включающее дискуссии средней продолжительностью около 45 минут в день, оказывалось в течение восьми дней.
Условие атрибуции. В первый день учитель похвалил учащихся за то, что они заботились о поддержании чистоты и не бросали обертки от конфет на пол в общем зале во время проводившегося в этот день школьного собрания. В тот же день учитель передал классу слова, якобы произнесенные уборщицей, о том, что их классная комната является одной из самых чистых во всей школе. На второй день после окончания занятий учитель обратил внимание учащихся на то, что на полу была оставлена бумажка, и добавил, что «учащиеся нашего класса аккуратны и не могли сделать этого». При этом ученики стали открыто возражать, говоря, что на самом деле они мусорили и кто-то из них мог отставить эту бумажку на полу. На третий день один из учащихся поднял с пола бумажку, брошенную другим учеником, и выбросил ее в мусорную корзину, после чего учитель похвалил его за экологическую сознательность. На четвертый день учитель отметил, что ученики, сидящие в первом ряду, отличаются исключительной аккуратностью. В тот же день в класс зашел директор школы и отметил, что класс выглядит очень опрятно и чисто. После того как директор вышел из класса, учащиеся упрекнули учителя в том, что только на его столе был беспорядок. На пятый день на классную доску был повешен большой плакат с изображением одного из героев комикса «Орешки» 3 , произносящего реплику: «Это самый чистый класс в школе Андерсона» В тот же день учитель провел урок экологии на тему: «Наш класс помогает сохранить окружающую среду». На шестой день директор школы направил в класс письмо, в котором говорилось: «Разговаривая с вашим учителем, я не мог не обратить внимания на то, как чисто и аккуратно выглядел ваш класс. Я также заметил, как одна из учениц, сидевшая рядом с учительским столом, прибирала вокруг своей парты. Совершенно очевидно, что каждый из вас тщательно следит за чистотой своей классной комнаты». На седьмой день учитель говорил о том, «почему наш класс стал таким чистым. В разговорах между учащимися прозвучало несколько позитивных самоатрибуций, касающихся чистоты и отношения к мусору. На восьмой день, после того как уборщица вымыла пол в классной комнате, на доске была оставлена сделанная якобы уборщицей надпись о том, что убирать класс было очень легко.
Условие убеждения. В первый день, во время экскурсии по городу учащимся рассказали об экологии, об опасностях, связанных с загрязнением окружающей среды, и о том, насколько разбрасывание мусора способствует загрязнению. Затем им предложили ролевую игру, в которой они должны были представить себя уборщиками мусора и собирать весь мусор, встречающийся им на пути. На второй день в школьной столовой учитель говорил о пищевых отходах, оставляемых школьниками, и о том, почему их нужно выбрасывать; они неприятно выглядят, привлекают мух, и поэтому несут опасность для здоровья. На третий день учитель прочитал лекцию об экологии, загрязнении и мусоре и провел с классом дискуссию о том, как можно исправить положение. В тот же день учитель передал классу слова, якобы сказанные уборщицей, что она нуждается в помощи учащихся и просит их следить за чистотой пола; при этом учитель, как и в других случаях, указывал на то, что поддержание чистоты поощряется взрослыми. На четвертый день учитель напомнил классу, что нужно быть опрятными, среди прочих причин указав на эстетику. В тот же день класс посетил директор и упомянул о необходимости поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах. На пятый день учитель напомнил ученикам, что нельзя бросать обертки от конфет в школе или на игровой площадке, а необходимо выкидывать их в мусорные корзины. В тот же день на классную доску был повешен большой плакат с изображением героя того же комикса, произносящего реплики: «Не будь грязнулей», «Будь опрятным» и «Не сори». На шестой день директор направил в класс письмо, в котором говорилось: «Разговаривая с вашим учителем, я не мог не заметить, что ваш класс нуждается в уборке. Крайне важно поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах и в школе. Я надеюсь, что каждый из вас будет тщательно следить за тем, чтобы в его классной комнате не было мусора». На седьмой день учитель назначил в каждом ряду ответственного за чистоту в классной комнате и за пределами здания школы. На восьмой день на доске была оставлена надпись, сделанная якобы уборщицей с просьбой подбирать с пола все бумаги.
Источник
Социальная перцепция
Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в этой статье.
Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.
Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:
- физического (внешнего) вида других людей;
- словесного общения;
- невербального общения (мимика, тон голоса, жесты рук, положение и движение тела).
Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.
Механизмы социальной перцепции
Существует шесть основных компонентов социального восприятия: наблюдение, атрибуция, интеграция, подтверждение, рефлексия и идентификация. Давайте рассмотрим каждый компонент отдельно.
Наблюдение
Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.
Лица – физическое влияние
Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.
Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.
Ситуации – контекст предыдущих опытов
Люди могут легко предсказать последовательности или результаты события, исходя из степени и глубины их прошлого опыта с аналогичным событием. Способность предвосхищать результаты ситуации также сильно зависит от культурного фона человека, поскольку это неизбежно формирует типы переживаний.
Поведение – невербальная коммуникация
Невербальное общение помогает людям выражать свои эмоции, ощущения и отношение. Доминирующая форма невербальной коммуникации – микровыражения лица. Другие невербальные сигналы: язык тела, зрительный контакт, интонации. Мы пытаемся «считывать» подобные сигналы, чтобы понять для себя, что это за человек, как к нему относиться и как вести себя.
Атрибуция
После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.
Теория атрибуции
Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.
С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами. Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами. Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.
Интеграция
Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.
Теория информационной интеграции
Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию информационной интеграции в 1981 году. Он утверждает, что впечатления человека формируются при помощи личных диспозиций восприятия и взвешенного среднего по характеристикам целевого индивидуума.
Люди используют себя в качестве стандарта или системы отсчета при оценке других. Эти впечатления, сформированные о других, также могут зависеть от текущего, временного настроения воспринимающего.
Эту теорию еще называют праймингом. Прайминг – это тенденция менять свое мнение или впечатление о человеке в зависимости от того, какие слова и образы были недавно вами услышаны и восприняты.
Неявная теория личности
Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.
Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.
Подтверждение
После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.
Компетентность как социальное восприятие
Несмотря на то, что люди зачастую подвергаются когнитивным искажениям, они могут судить и правильно.
- Могут более точно воспринимать социальное воздействие, если имеют достаточный опыт. Чем больше общаетесь, тем больше разбираетесь.
- Знания в области социального восприятия могут быть улучшены путем изучения правил вероятности и логики.
- Люди могут делать более точные выводы о других, когда их мотивирует стремление быть непредвзятыми и точными.
Рефлексия
Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.
Например, задавать себе такие вопросы:
- Я отношусь к человеку хорошо? Почему? Что в моем опыте, суждениях и впечатлении может искривить мое восприятие?
- Я отношусь к человеку плохо? Почему? Что внутри меня позволяет вынести именно такое суждение?
Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.
Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.
Идентификация
Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».
Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.
В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.
Факторы, влияющие на социальное восприятие
Таких факторов существует два: точность и неточность.
Несмотря на то, что стремление к точности является похвальным, для нее нужны эксперименты. Разумеется, в повседневной жизни это невозможно. А на неточность целиком влияют эффекты социальной перцепции, о которых мы сейчас и поговорим.
Эффекты социальной перцепции
При контакте с другим человеком мы склонны подвергаться эффектам социальной перцепции, которые еще называются когнитивными искажениями. Это те эффекты, которые оказываются ошибками мышления, вследствие чего мы принимаем неточные решения и неправильно воспринимаем человека.
- Эффект ореола (гало-эффект) – когда общее неблагоприятное или благоприятное мнение человека переносится на его неизвестные черты. Примером может служить заблуждение, когда красивый незнакомый человек считается и достойным.
- Эффект новизны – феномен, проявляющийся в том, что мнение о знакомом человеке формируется, исходя из последней информации, а о незнакомом – под влиянием первого впечатления. Это может привести к эффекту ореола.
- Эффект первичности – первая информация о незнакомом человеке является доминирующей: вся последующая оценивается под влиянием о первоначальной.
- Эффект присутствия – чем лучше человек владеет каким-либо навыком, тем сильнее и эффективнее он проявляется в присутствии других людей.
- Эффект роли – когда поведение, обусловленное ролевыми функциями, мы воспринимаем как черту личности. Например, если начальник устроил выговор, мы склонны считать, что у него дурной характер.
- Эффект авансирования – разочарование от того, что мы приписали какие-либо черты характера человеку (к примеру, из-за эффекта ореола), а на самом деле оказалось, что ему они не свойственны.
- Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
Как видим, на наше восприятие людей влияет огромное количество факторов. Вывод можно сделать лишь один: не торопитесь выносить вердикт – и уж точно не убеждайте себя, что уж вы-то точно никогда не судите людей. Все это делают в той или иной степени. Поэтому будьте аккуратны и в первую очередь освойте навык рефлексии – так вы сможете задавать себе правильные вопросы относительно того, почему вы относитесь к человеку именно так, а не иначе.
Источник