Способы моделирования современного урока

Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта

Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции

Современный урок отличается новыми задачами, которые ставятся перед учителем и учащимися, необходимостью использования в обучении приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы и умозаключения. Время, когда учитель вещал, а дети слушали, т.е. линейное строение урока, уходит в прошлое. Новейшие работки в области психологии, методики преподавания, дидактики показали, что этого недостаточно. У сегодняшнего ученика должны быть сформированы универсальные действия, которые будут обеспечивать способность к организации самостоятельной учёбы. Соответственно, признанным подходом в современном образовательном процессе считается системно-деятельный. Учитель не просто должен давать знания, а являться личностью, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Для того чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, нужно по-другому моделировать урок.

— Формирование и развитие личности, обладающей современными знаниями. На сегодняшнем этапе, когда буквально ежемесячно происходит огромное количество открытий в науке и технике, чтобы обладать знаниями, важно пользоваться методикой их овладения (слушать, понимать, задавать вопросы, находить на них ответы).

— Воспитание гражданина многонационального, поликультурного и многоконфессионального общества.

— Воспитание личности, живущей в демократическом обществе.

Системно-деятельностный подход в обучении означает:

Включение учащихся в деятельность во время урока. Учащиеся не просто слушают, они делают, пробуют, создают. На уроке необходимо создавать ситуации, при которых полученные знания могут быть применены в практической деятельности учащихся.

Прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что значительно увеличивает эффективность обучения. Эвристический подход, когда учитель направляет и учащиеся сами приходят к правильному решению проблемы или задачи.

Самоконтроль и рефлексия. При выполнении какой-то задачи ученик сам может проконтролировать, получилась она или нет, заставить себя изменить ход решения, дать себе оценку. Например, одна из методик предлагает в конце урока детям самим посчитать баллы, которые они заработали на занятии, т.е., решая каждую задачу, ребёнок анализирует и контролирует свои действия. Ученик видит, сколько он сам заработал. Здесь можно, пообщавшись лично с ребёнком, попытаться выяснить, благодаря чему результат получился лучше предыдущего или, наоборот, из-за чего произошёл спад. Это и есть элементы рефлексии. Ребёнок должен осмысленно подходить к процессу обучения и понимать, от чего зависит степень усвоения им материала.

Разноуровневое обучение. Сейчас практикуется инклюзивное образование. Здесь задача заключается в том, как сделать так, чтобы любой ребёнок мог обучаться в соответствии со своими возможностями и получил максимальное количество знаний.

Дидактический принцип обучения. Он в свою очередь включает в себя:

Принцип развивающего обучения или непрерывности. Мы даём учащемуся не просто то, что он может усвоить, а подготавливаем его внимание, готовим почву для следующей темы, чтобы ему хотелось исследовать, изучать, найти решение самому. Это развивает интерес к познанию. На этом принципе построены сериалы, когда каждая серия заканчивается на каком-то захватывающем моменте.

Читайте также:  Образец отчета невозможности использования иных способов определения поставщика

Принцип целостности. Предполагает формирование у учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире, о роли и месте каждой науки в системе наук и их взаимосвязи).

Принцип воспитывающего обучения. На уроке учителем не только даётся информация, но и включается элемент воспитания. Здесь уместны разъяснения, ситуативные игры. Учитель не подсказывает, а подбадривает, для него главное – навести на правильное решение.

Принцип наглядности. Нужно не абстрактно рассказывать, а использовать наглядность. Для этого можно применять компьютеры, электронные доски, учебные кинофильмы и т.д.

Принцип активности. Необходимо вовлечь учащихся в активное обсуждение, исследование изучаемого вопроса, устраивать дискуссии, учить обмениваться мнениями.

Принцип системности и последовательности. Обучая, нужно помнить о системном подходе. Одна тема должна вытекать из другой, дополняя, расширяя предыдущую. Это не изучение разрозненных фактов или понятий, а единая наука, которую мы познаём постепенно. Так, например, сначала мы изучаем слово, его значение, потом из слов конструируем словосочетания, а затем используем их в построении предложения.

Принцип доступности. Каждому учащемуся материал должен быть доступен. Даже в период карантина информация должна быть понятна, осуществляться обратная связь с ребёнком.

Принцип индивидуальности. Учитель знакомится о особенностями каждого учащегося, пытаясь найти к нему подход.

Принцип связи теории с практикой. После объяснения теоретического материала обязательно должна проводиться практическая работа, связанная с применением этого материала.

Принцип творчества. Поощрять и воспитывать творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности, обмен мнениями в урочное и внеурочное время.

Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому изучению и отбору вариантов, а затем адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Психологической комфортности. Предполагает предупреждение стрессообразующих факторов учебного процесса, для чего создаёт в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество и развитие конструктивного диалога в общении.

Остановимся на требованиях к современному уроку. Для сравнения можно привести таблицу:

Источник

Способы моделирования современного урока

— Осознание основных требований к современному уроку; — Повышение интереса педагогов к способам моделирования урока по ГОС; — Осознание необходимости повышения уровня самообразования;

— Освоение на практике проектирования урока в контексте реализации требований государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Способы моделирования современного урока»

«Способы моделирования современного урока»

Цель: Осознание основных требований к современному уроку;
· Повышение интереса педагогов к способам моделирования урока по ГОС;
· Осознание необходимости повышения уровня самообразования;

· Освоение на практике проектирования урока в контексте реализации требований государственного образовательного стандарта.

Начать хочу со слов В.А. Сухомлинского

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Урок в тоже время есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

Читайте также:  Способы расторжения договора аренды

Главное, что должен обеспечить урок, я думаю, — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., а также создание условий для развития рефлексии, т.е. способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Системно-деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей.

Использование системно-деятельностного подхода в обучении — первая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.

Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

У ученика надо сформировать мотивацию учения, т.е ребёнок должен заинтересоваться тем, что ему предстоит изучить или чему научиться на уроке. Ученика должно подвести к тому, чтобы он сам чётко сформулировал тему и цель урока.

Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.

На каждом уроке, перед каждой контрольной работой давать детям критерии оценки их работы. Ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4» и т.д.

Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (группировка, подведение под понятие и т.д.).

Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать. То же самое относится и к домашнему заданию. У ученика должен быть выбор! Не задавать много, не перегружать.

На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.

Читайте также:  Baking powder пирамидка способ применения

Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, уходит на второй план, что называется, «за кулисы» и освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.

Простому воспроизведению не должно быть место на уроке. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации. Надо ставить мышление, а не давать знания в готовом виде. На сегодня учёные констатируют, что только у 40 % выпускников 4 класса сформировано логическое мышление. Это серьёзная проблема!

На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Наши дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.

Мы не учим учеников видению предмета, курса в целом. Мы любой предмет преподаём кусками. Необходима крупноблочная подача материала. Детали, мелочи убрать из объяснения. Подсчитано, что через год после окончания школы у ученика остаётся только 7 % школьных знаний (если он не продолжает обучение по этому предмету). Учитель считает, что если он хоть строчку зачеркнёт в содержании, то всё, катастрофа!

На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия.

В начальных классах и младших классах среднего звена надо учить, играя, учить на основе учебных ситуаций.

2. Способы моделирования урока в контексте ГОС.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4.При подготовке к урокам уделяется больше внимания на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

Рецепт хорошего урока.
1.Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и недовольства. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.
2.Добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости
11 порций терпения
10 порций храбрости
9 порций работоспособности
8 порций оптимизма
7 порций преданности своему делу
6 порций творчества
5 порций доброты
4 порции заботы о здоровье
3 порции юмора
2 порции такта
1 порцию веры в каждого ученика

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков!

Источник

Оцените статью
Разные способы