Способы моделирования педагогических ситуаций

Моделирование образовательных и педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.

Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.

1. Обнаружение факта

Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации

Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:

«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.
Володя смущен.
В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты портил перила?
– Я только попробовал, как режет ножик.
Вмешиваюсь в разговор:
– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила.
У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя!
Мать поясняет:
– Это его стол. Отец ему купил».
После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.

3. Определение характера содержания педагогической ситуации

Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:

Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.

Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял. », «А он списывает. », «А он меня ударил. »

Читайте также:  Какие есть способы ухаживать за собой

Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне. »). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.

Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.

Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.

Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.

Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация «Это же нельзя!» может быть отнесена именно к группе «Испорченные вещи».

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе

Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?

В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.

Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых

На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи (их может быть несколько). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в нашей ситуации «Это же нельзя!» возникают следующие задачи:

помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;

найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;

в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач

Необходимо вспомнить аналогичные ситуации, изучить психолого-педагогическую литературу, где роли педагогических ситуаций в практической деятельности, их анализу и разрешению, то есть решению педагогических задач, отводится немалое место. Назовем наиболее важные работы:

7. Выбор способов решения педагогической задачи

Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что им современный учитель владеет хуже всего. Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан.

Если мы вновь обратимся к ситуации «Это же нельзя!», то обнаружим, что родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.

Читайте также:  Способ нанесения оттиска печати

8. Самоанализ и самооценка принятого решения

В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.

Источник

Моделирование образовательных и педагогических ситуаций и различных форм педагогической деятельности.

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т. е. видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

Отметим, что в острых педагогических ситуациях больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимоотношений – организационные, деловые или, как их называл А. С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т. е. отношения ответственной зависимости. Это самый трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Неслучайно А. С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способности подчиняться».

Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и самое главное, – последствия, т. е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т. д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание будущему педагогу следует обратить больше всего на этот надежный компонент, т. е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.

Рассмотрим два крайних случая, относящихся к третьей фазе.

Пример с положительными педагогическими последствиями:

«…В первый год моей работы в школе мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который три раза оставался на второй год, в 8-м классе ему исполнилось 16 лет. Однажды, в начале учебного года, этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращала внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидала продолжения. Но с этого дня до конца учебного года ученик вел себя подчеркнуто вежливо, на уроках мне никогда не мешал…».

Читайте также:  Способ применения желатина листового

А теперь рассмотрим второй пример – с противоположным исходом:

…Учитель русского языка и литературы. Женщина незамужняя. В 10-м классе должен был быть ее урок. Она входит в класс. Один ученик громко смеется. Парень, не из трудолюбивых, но и не глупый. Ее слова: «Что ты ржешь, мой конь ретивый?». Ответ: «Да кобылу увидал». Все в классе прыскают, давясь смехом. Учительница дает разнос и – ученик вне класса.

Однако после этого случая ученики хитроумными приемами постоянно напоминали учительнице слово «кобыла». В конце концов, учительница не выдержала и перешла в другую школу…

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде: особенно в слое взаимоотношений учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов.

С. М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что, если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик – как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал… И еще – всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.

Не только ученики, но и учителя психологически включены в педагогические ситуации. Вот что пишет один из опытных директоров школ: «Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь».

Очень важно для учителя, по мнению С. М. Годника, выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой. Конечно, можно отмахнуться от острой ситуации, отослать ее в прошлое, но каждая педагогическая ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

И здесь нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы исключить нежелательные направления их становления.

Нужно быть готовым к тому, что для обработки «небольшого» педагогического факта придется провести большую исследовательскую работу, составить схему изучения человека и коллектива.

Педагогически разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьезных отступлений в развитии личности и коллектива.

Корректное решение педагогических ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя – не допускать острых конфликтных ситуаций, источником которых является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.

Остановимся на некоторых методических рекомендациях по реализации идеи гуманизации школьной жизни.

К. А. Альбуханова-Славская считает необходимым развитие у педагогов особого свойства сознания – социального мышления.

Социальное мышление предполагает в первую очередь учет категорий совести и ответственности как прямое дополнение интеллектуальной активности и интеллектуальных притязаний. Социальное мышление поможет преодолеть созерцательность, интеллектуализм, вербализм, повышенную словесную активность, переходящую в ранг социального действия.

Источник

Оцените статью
Разные способы