Способы мирного разрешения споров это

Мирные способы разрешения международных споров (МС)

Тема №12.

  1. понятие МС. Общая характеристика мирных способов разрешения МС.
  2. мирные переговоры и консультации
  3. добрые услуги и посредничество
  4. следственные и согласительные комиссии
  5. разрешение МС органами международных организаций (м/о)
  6. разрешение МС международными судебными органами

Международный спор (МС) – любая международная ситуация, в которой государства не могут придти к компромиссному решению.

В некоторых источниках подразделяют споры и ситуации, указывая, что споры – более значительны, могут привести к вооруженным конфликтам, а ситуации таковыми не являются. Но в большинстве источников понятия отождествляются.

Мирные способы разрешения МС –

В юридической литературе есть ряд классических (традиционных) способов разрешения МС. Но вообще государства вправе воспользоваться любым способом разрешения спора, если он по своей сути не противоречит основным принципам МП.

Т.е. если его применение не посягает на территориальную целостность, не нарушает права человека и т.д., то он является приемлемым.

Способ, которым разрешается МС, должен давать государствам возможность разрешить этот спор в самые короткие сроки. Т.к. считается, что длительные споры чаще порождают вооруженные конфликты.

Классификации международных споров: (Устав ООН)

  • споры о праве – применении того/иного договора, толковании норм международного права
  • споры о факте – наличии/отсутствии каких-либо фактических обстоятельств
  • территориальные споры – о принадлежности определенной территории тому/иному государству
  • пограничные споры – о прохождении линии государственной границы. Иногда пограничные споры могут быть связаны с территориальным спором.
  • споры, продолжение которых может привести к вооруженному конфликту – очень часто приводят территориалььные и пограничные споры. А вообще может привести любой затянувшийся спор.
  • иные споры – все любые другие споры, могущие возникнуть между государствами в м/о.

есть и иные классификации.

-могущие привести к вооруженному конфликту

— не могущие привести к вооруженному конфликту и множество других классификаций

Наиболее распространенными средствами разрешения международных споров являются:

  • мирные переговоры и консультации
  • добрые услуги и посредничество
  • следственные и согласительные комиссии
  • рассмотрение спора международными судебными органами
  • рассмотрение спора в рамках международных организаций

Государства могут применить любое из этих средств разрешения спора, могут применить несколько средств для разрешения своего спора или применить любое другое средство разрешения спора. Но при условии, что оно не противоречит основным принципам МП.

Все мирные средства разрешения международных споров можно разделить на 2 категории:

  1. средства, не требующие участия третьей стороны (3-го субъекта МП, не заинтересованного в исходе спора)
    1. мирные переговоры
    2. консультации
    3. следственные и согласительные комиссии – с некоторой натяжкой. Иногда они могут включать в себя экспертов, не являющихся гражданами государств – сторон спора. Но они выступают в качестве 3-х лиц.
  2. средства, требующие участия 3-й стороны
    1. добрые услуги и посредничество
    2. рассмотрение спора международными судебными органами
    3. рассмотрение спора в рамках международной организации

Мирные переговоры и консультации являются одним из старейших средств разрешения международных споров. Они являются оперативным средством разрешения международных споров. Т.к. их часто можно назначить в любой момент, не требуется длительной процедуры.

  • Обязательные мирные переговоры и консультации (применяются на основании императивных норм МД)- их проведение прямо указано в МД как средство разрешения спора
  • Факультативные мирные переговоры и консультации (применяются на основании диспозитивной нормы МД) – эта норма предусматривает, что в случае возникновении спора государства могут обратиться к переговорам или консультации для его разрешения. Эта норма не носит обязательного характера. Государства могут не созывать консультаций и переговоров, могут воспользоваться другим способом разрешения спора.

Мирные переговоры и консультации могут проводиться как с участием только представителей сторон спора, так и с участием экспертов или 3-х сторон. Но чаще — участвуют только стороны спора и иногда эксперты.

Мирные переговоры и консультации могут быть назначены в любое время и в любом удобном для государств месте.

Обычно представители государств выступают с инициативой перед другими государствами, назначают время, место. Обычно переговоры – не долгий процесс – несколько дней, максимум – неделя.

Читайте также:  Основные способы получения основных оксидов

Мирные переговоры и консультации – основной минус:

В их ходе государства могут так и не выработать необходимое решение.

В некоторых случаях, кроме того, решение, принятое в ходе переговоров, может носить рекомендательный характер. Мирные переговоры и консультации не всегда эффективны.

Мирные переговоры и консультации могут входит как часть в другие средства разрешения споров. Например, в добрые услуги и посредничество.

Таким образом, Мирные переговоры и консультации – самое простое, распространенное и оперативное средство разрешения споров, но не всегда эффективно.

Добрые услуги и посредничество – наряду с консультациями и переговорами являются одним из старейших средств разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество – суть:

В разрешении спора кроме его сторон участвуют 3-и стороны (субъекты МП, которые не заинтересованы в исходе спора).

Субъект, предоставляющий добрые услуги – оказывает их по собственной инициативе. Т.е. 3-е государство/ м/о сама предлагает сторонам спора вмешаться и помочь.

Посредник либо назначается сторонами, либо осуществляет посредничество по собственной инициативе, но с согласия сторон. Вообще, первоначально посредники либо назначались, либо избирались сторонами.

Субъект, предоставляющий добрые услуги не может предлагать вариант разрешения спора. Субъект, предоставляющий добрые услуги, может предлагать назначить место и время проведения переговоров по разрешению МС.

Посредник же может предложить свой вариант решения спора.

Бывали случаи, когда добрые услуги перерастали в посредничество.

Посредничество и добрые услуги — институт, требующий вмешательство 3-й стороны. Посредничество оттесняет добрые услуги и сейчас более популярен.

Виды посредничества (современная юр.лит-ра):

  • Предлагаемое посредничество – предлагается 3-ей стороной, неучаствующей в споре
  • Назначаемое посредничество – посредника выбирают сами стороны спора (классический вид посредничества)
  • Индивидуальное посредничество – посредничество, осуществляемое одним субъектом МП, который не является стороной спора. Всегда осуществляется государством
  • Коллективное посредничество – осуществляется либо группой государств, не участвующих в споре, либо международной организацией (они являются коллективными субъектами МП).

Следственные и согласительные комиссии – относительно новое средство разрешения международных споров. Впервые возникло в 17-18вв.

Впервые в международных документах порядок назначения следственных и согласительных комиссий был установлен в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899-1907 гг.

Порядок назначения следственных и согласительных комиссий определен в Уставе ООН.

Следственные и согласительные комиссии – группа экспертов, назначенных сторонами спора.

Каждая из сторон может назначить своих экспертов по своему усмотрению. Количество экспертов, назначенных одной из сторон, должно быть четным. Стороны назначают равное количество экспертов.

Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.

Среди экспертов, которые входят в комиссию, только 1 эксперт может быть гражданином государства, являющегося стороной спора.

Процедура проведения расследования/согласительной процедуры устанавливается в договоре между сторонами спора.

Следственные и согласительные комиссии должны рассматривать только те вопросы, которые переданы на их рассмотрение сторонами, и могут рассматривать только те материалы, которые переданы сторонами.

Цель следственной комиссии – расследовать причины возникновения спора, поэтому следственным комиссиям разрешается прибегать к помощи детективов/узких специалистов, если в этом есть необходимость.

Согласительные комиссии разрабатывают варианты решения спора. Будут применяться, если с ним согласятся стороны. Т.е. решение следственной/согласительной комиссии является рекомендательным для сторон, если в договоре о ее учреждении не указано иное.

МО стали вмешиваться в вопросы разрешения международных споров только в ХХ веке. обязательными решения МО по межгосударственным спорам стали только во 2-й половине ХХ века.

Можно выделить 2 основных организации в ООН, которые участвуют в разрешении международных споров:

  1. Генеральная Ассамблея ООН –
    1. может рассматривать споры между государствами – членами ООН по их просьбе
    2. обычно выносит решения рекомендательного характера
    3. может передать спор на рассмотрение СБ ООН. Например, если ГА считает, что не может разрешить данный спор, если стороны спора не выполняют решения ГА
  2. Совет Безопасности ООН –
    1. Может принять межгосударственный спор к своему рассмотрению:

i. По просьбе сторон спора

Читайте также:  Leptigen meridian diet способ применения http kupit kapsuly leptigen ru

ii. По просьбе ГА

iii. По собственному усмотрению, если по мнению членов СБ продолжение спора может привести к вооруженному конфликту

    1. Решение СБ является обязательным для сторон спора.
    2. В случае, если стороны не выполняют решение СБ, к ним могут быть применены международно-правовые санкции, указанные в Уставе ООН

Региональные МО должны разрешать международные споры в соответствии с основными принципами МП, принципами Устава ООН.

В таких региональных международных организациях создаются специальные представительные органы, включающие всех представителей государств – членов, которые разрешают такие споры = Модель ООН.

Процедура рассмотрения спора международными судебными организациями обычно проходит в 2 этапа:

На 1 этапе стороны представляют суду все необходимые документы и обмениваются друг с другом меморандумами, контрмеморандумами и ответами на них.

Устная стадия рассмотрения спора:

  • суд заслушивает представителей сторон, экспертов, адвокатов, свидетелей, если есть необходимость.
  • Затем суд удаляется для вынесения решения в совещательную комнату.
  • Решение принимается большинством голосов. Голос председателя – решающий.
  • Судья, не согласный с решением большинства/основаниями, по которым было вынесено решение, имеет право на документальное оформление своего особого мнения. Этот документ прикрепляется к делу.
  • Пересмотр дела в международной судебной организации возможен только по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Обжалованию это решение не подлежит (кассационной инстанции нет).
  • Стороны будут обязаны выполнять решение международной судебной организации.
  • Судебная процедура длится приблизительно не более 14 месяцев.
  • В отличие от большинства других средств разрешения международных споров, решение международной судебной организации разрешает спор по существу.
  • Не связано с применением ВС («+» международной судебной организации).

Международные третейские суды (Арбитражные суды) –разновидность международных судебных организаций, которые могут рассматривать межгосударственные споры.

Нормативные положения о МТС содержатся в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907г.

В МП выделяют 3 вида арбитражных соглашений – международных договоров, на основе которых международный спор может быть передан на рассмотрение МТС:

  1. специальные соглашения – «третейская запись», «компромиссы» — в них указывается предмет спора, порядок и срок назначения арбитров, полномочия суда, порядок принятия решения, место проведения судебного заседания, язык судебного заседания
  2. арбитражные соглашения – государства принимают на себя обязательство передавать на арбитражное разбирательство передавать любые споры, которые возникнут между ними в будущем
  3. арбитражные соглашения, являющиеся частью МД – часть МД, в которой стороны указывают случай обращения в суд, порядок выбора судей, место судебного заседания и т.д.
  • Судей МТ(А)С выбирают сами стороны спора. Если стороны спора не пришли к согласию относительно состава суда, то назначить арбитров может генеральный секретарь ООН.
  • Число членов АС должно быть нечетным. При этом каждая из сторон назначает равное количество арбитров, а арбитры выбирают председателя суда, которого назначают «супер-арбитром».
  • Среди арбитров не должно быть граждан государств, являющихся сторонами спора, а также в составе суда не может быть 2-х лиц одного и того же государства.
  • Решения АС принимаются также, как и другими международными организациями – большинством голосов, голос «супер-арбитра» — решающий.
  • Судья может выразить отдельно свое мнение
  • Порядок рассмотрения тот же: устная и письменная форма
  • Пересмотр только по новым/вновь открывшимся обстоятельствам
  • Расходы несут стороны спора в равных долях, если суд не примет другого решения

Источник

Разрешение международных споров

Содержание статьи

В современном законодательстве нет четкого определения международного спора. Исходя из позиции Международного суда ООН, можно говорить, что международный спор − это комплекс взаимных притязаний стран и их представителей по вопросам права или свершившихся фактов.

Понятие международного спора

В основе конфликтов между странами лежат территориальные, географические, социальные претензии.

Организация Объединенных Наций делит разногласия на 2 категории:

  • Споры – это взаимные претензии стран по одному предмету.
  • Ситуации – это разногласия между государствами без предъявления претензий.

Схожим признаком является столкновение интересов сторон.

Обратите внимание! В зависимости от вида разногласия определяется степень участия сторон в голосованиях по вопросам, связанным с разрешением конфликта. В ситуациях стороны имеют право голоса, в спорах – нет.

Правовые средства решения споров

Юридический способ разрешения международного спора − это обращение сторон в арбитраж (международный третейский суд).

Читайте также:  Способу получения химического вещества

Существует 2 вида международного арбитража: институционный и ad hoc.

Международные третейские суды, действующие на постоянной основе, относятся к институционным. Судебный орган состоит из арбитров, которых выбирают страны-участницы, и суперарбитра, который избирается ими же или может быть назначен независимой третьей стороной, которая не принимает участия в споре.

К Ad hoc относятся третейские суды, созданные для разбора определенного спора. Стороны заключают между собой соглашение, в котором прописывают: кто будет арбитрами при разрешении их конфликта, где будет происходить разбирательство, на каком языке

Решение арбитража основано на законодательной базе и обязательно для сторон.

Рассмотрение споров в международных организациях

Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.

К наиболее известным международным судам относятся:

Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.

  • Постоянная палата третейского суда в Гааге.

В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.

  • Международный трибунал по морскому праву.

Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.

  • Европейский суд по правам человека.

Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.

Виды международных споров

Существует несколько классификаций международных споров. По видам субъектов:

  • между государствами;
  • между частными компаниями.

По количеству субъектов:

По степени опасности для мира конфликты бывают угрожающие мировой безопасности или нет. По географии распространения — мировые, региональные и локальные.

Одной из основных классификаций является деление споров, закрепленное в уставе ООН. В соответствии с данным документом международные споры бывают правовые и политические.

Обратите внимание! К юридическим относятся споры о размере возмещения, которое причитается за нарушение международного обязательства, о толковании соглашения между субъектами международных правоотношений и так далее.

Мирное урегулирование международных споров

Мирное разрешение спора − это один из основных принципов международного права, основанный на добросовестности, обязанности сотрудничества и отказе в применении силы.

В соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений есть пять способов разрешения международных споров:

Процедура состоит из 5 этапов: выступление с инициативой о проведении, достижение договоренности об обстоятельствах переговоров (месте проведения, количестве участников, датах, времени), выработка процедуры ведения, непосредственно сами переговоры и принятие акта по итогам.

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними;

Имеют своей целью установление контактов со сторонами конфликта. По просьбе сторон или по собственной инициативе третья сторона, не имеющая интересов в споре, предлагает свои услуги. Согласие или отказ от доброй услуги не является недружественным актом;

Добрые услуги часто переходят в посредничество. Между собой они отличаются объемом прав у посредника и целями его деятельности. Субъекты международного конфликта пытаются разрешить конфликт при непосредственном участии посредника и на основании его рекомендаций по существу спора. Для этого они приглашают посредника по собственной воле. Основная задача посредничества найти компромисс между конфликтующими сторонами. Но, посредник − это не судья и, поэтому окончательное решение принимают участники спора;

При возникновении разногласий в оценке обстоятельств, которые привели к спору, создается комиссия. Она проводит собственное расследование. Процедура включает в себя: опрос свидетелей, изучение документов, посещение определенных мест (например, при расследовании причин авиакатастроф). По итогам работы комиссия составляет доклад, который носит рекомендательный характер.

В 1995 году ООН приняли правила примирительной процедуры между государствами. Способ заключается в выяснении обстоятельств дела и принятии конкретных рекомендаций для сторон-участников конфликта.

Если у вас возникли вопросы к юристу-международнику, задайте их по телефону или через онлайн-чат.

Источник

Оцените статью
Разные способы