- Виды трансакционных издержек и методы их сокращения
- Способы минимизации трансакционных издержек
- Понятие трансакций, понятие и сущность трансакционных издержек, их классификация. Подход к определению трансакционных издержек, теорема Коуза. Зависимость размера трансакционных издержек от размера организации. Стратегия снижения трансакционных издержек.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Виды трансакционных издержек и методы их сокращения
Выше уже давались перечень и классификация видов трансакционных издержек. Остановимся на некоторых из них.
а) Издержки поиска информации об альтернативных сделках.
Еще в 1961 году Д. Стиглер в пионерской работе «Экономическая теория информации» писал, что «информация является ценным ресурсом: знание – сила». Для экономических агентов поиск информации по возможным сделкам, по сопоставлению альтернативных вариантов не является бесплатным благом. Ее нахождение и получение требует времени и денег. Издержки поиска информации о ценах, партнёрах и клиентах – покупателях складываются из прямых затрат (на рекламу, на каталоги, «обработку клиентов»; косвенных издержек (членство на бирже, участие в ярмарках) и издержки коммуникации (почтовые расходы, оплата переговоров,…).
Реклама является способом идентификации покупателей и продавцов, колонки рекламных объявлений являются местом встречи потенциальных покупателей и продавцов, в результате чего резко сокращаются затраты на поиск информации. Еще со средних веков биржи и ярмарки также были призваны максимально сблизить основную массу продавцов и покупателей в одном месте, чтобы сократить разброс цен и сократить время сделок. Ярмарки работали в определенные дни недели, в определенном месте. До сих пор в Гамбурге, как и 300 – 400 лет назад на Fish market торгуют свежей рыбой по четвергам ранним утром. Такую же функцию до сих пор выполняет торговля «на полу» («в яме», «на паркете») фондовых и товарных бирж.
б) Издержки измерения
Как известно, классическая и неоклассическая экономическая теория учитывает только две характеристики товара – его количество и цену. Качество товаров не рассматривается, они признаются однокачественными.
Неоинституциональная теория изучает, как качественная неопределенность благ воздействует на организацию производства и обмена, а затраты на измерение качества благ влияют на тип контракта. Если издержки измерения растут, то выгодно заключить такой контракт, который позволит сократить эти затраты.
Практика выявила целый ряд инструментов, позволяющих сократить трансакционные издержки. Это гарантии, контракты с долевым участием, торговые марки. Гарантии, которые продавец устанавливает на свой товар, позволяет отказаться от измерения качества товара и сэкономить на издержках измерения. Контракты с долевым участиемиспользуются тогда, когда измерение качества до совершения сделки, до покупки товара (т.е. ex ante) затруднительно для обеих сторон. Тогда заключается контракт, по которому продавец получает определенный процент от заключенного контракта, а большая часть оплаты поступает после реализации всей продукции. Например, такие контракты издательство заключает с малоизвестными авторами первых изданий их романов, пособий (если это не руководство типа «Как стать богатым» или «Как быстро похудеть»!).
Торговые марки(бренды), как правило, гарантируют известное качество продукта, осуществляют строгий контроль за его соблюдением. Торговая марка поддерживает репутацию производителя и сама по себе является ценным его активом, который имеет рыночную оценку. Промышленные компании, банки имеют рейтинги своих брендов. Так, долгое время мировой рейтинг компаний возглавляла «Кока – Кола» (стоимость бренда превышала 200 млрд. долл.), но в 2011 году его возглавил «Apple». Стоимость брендов банков – лидеров мирового рейтинга: британский HSBC – 27 млрд. долл., американские «Well Fargo» — 25 млрд. долл. и «ВОА» — 22 млрд. долл. Сбербанк – десятый в рейтинге 2011 года, его бренд оценивается в 10 млрд.долл. Бренд исполняет важнейшую функцию – он сигнализирует «своих» и потенциальных покупателей , клиентов о качестве товаров и услуг. Затраты на поддержание известных брендов немалые, но еще больше дополнительная прибыль и экономия на измерение качества.
в) Издержки ведение переговоров и заключения контракта
Эти издержки могут быть значительными, так как стороны должны договориться о цене, о времени поставок и форме платежа, а также о распределении выгод и потерь в случае форс – мажорных обстоятельств. В состав издержек этого типа входят: затраты и время переговоров, оплата услуг юристов – консультантов, потери от неправильно составленных договоров. Сокращение подобных издержек связано с использованием типовых (стандартных) договоров по принципу «присоединяйся к договору и уходи».
При анализе издержек переговоров с успехом можно использовать теорию игр. Каждый из игроков выбирает свою переговорную стратегию: жесткую, по которой он не идет на уступки, или мягкую,в соответствии с которой он готов уступать. Допустим, оба переговорщика выбирают жесткую стратегию, по которой Аполучит выигрыш в 3 млн. долларов или 10 млн., если Ввыберет мягкую стратегию.Если быАвыбрал мягкую стратегию, он получил бы выигрыш соответственно 0 или 6 млн. Но по условию, какую бы стратегию не выбрал В, игрок А выбирает жесткую стратегию. То же самое относится и к выигрышам В. Поскольку оба выбирают жесткую стратегию, то их выигрыш будет по 3 млн., в то время при выборе обоими мягкой стратегии, оба выиграли бы по 6 млн. долларов. Отсюда следует практическое правило: «Торгам присуща тенденция к исключению потенциальных выигрышей, которые являются целью переговоров». Схематично данный пример изобразим в виде нормальной игры с соответствующей условию платежной матрицей.
Игрок В | |||
Жесткая стратегия | Мягкая стратегия | ||
Игрок А | Жесткая стратегия | 3; 3 | 10; 0 |
Мягкая стратегия | 0; 10 | 6; 6 |
Рис.3.1. Платежная матрица переговорной стратегии
г) Издержки контроля и предупреждения оппортунистического поведения.
Неоклассическая теория считает, что экономические агенты следуют своей выгоде, ведут себя честно, не обманывают друг друга («Честность — лучшая политика»), так как обман не выгоден. В институциональной экономике используется неоинституциональная «экономическая теория трансакционных издержек» Нобелевского лауреата по экономике 2009 года О. Уильямсона, согласно которой в своем экономическом поведении люди склонны действовать оппортунистически, т.е. для достижения собственной выгоды они используют все доступные им средства, в том числе ложь, вероломство, нарушение принятых обязательств по отношению к другим предприятиям (аутсайдерам) или передачу им инсайдерской (сугубо внутренней) информации.
Издержки оппортунистического поведения — это издержки, связанные с прямыми потерями для компании, с трудностями контроля поведения сторон, заключивших контракт, а также с затратами на предотвращение оппортунистического поведения.
В качестве механизма снижения риска оппортунизма при сделке с нарушениями исполнения обязательств сторон можно использовать объединение интересов сторон через институт брака; заключение «обменной дружбы» между сторонами долгосрочных контрактов; устранение независимого положения сторон.
Эффективным средством защиты контрактов является ситуация, когда контроль за выполнениемконтракта передается третьей стороне— независимой группе контролеров с высокой репутацией. Этот метод использовался еще в средневековой Европе– институт неформальных судей, которые решали споры между купцами и накапливали и распространяли информацию о репутации купцов.
В качестве третьей стороны может выступать государство. Однако, защита контрактов со стороны государства никогда не бывает идеальной, она является формализованной, деперсонализированной, а стороны, наоборот, стремятся сделать деловые отношения менее обезличенными и более персонализированными.
Наконец, важнейшим элементом обеспечения контрактов является их правовая защита,связанная с возможностью предъявления судебного иска о возмещении ущерба от неисполнения договора или иска о принудительном исполнении контракта. Но не все сделки подпадают под действие закона, к тому же суды часто удовлетворяют претензии по искам не в полной мере (часто совершенно не учитывается упущенная выгода). Принудительное исполнение бывает невозможно выполнить, например, из-за неплатежеспособности стороны, нарушившей контракт.
е) Внутрифирменные трансакционные издержки
Эти издержки также называются управленческими или бюрократическимии они связаны с координацией разделения труда(операций) внутри фирмы и обеспечением необходимой мотивации работников на выполнение заданий, предотвращение оппортунизма.
Издержки, связанные с проблемой координации (координационные издержки),включают: управленческие издержки;издержкисбора и обработки информации;издержки коммуникации (задержка информации, неточная информация). Мотивационные издержки включают: потери от «отлынивания» (плохое исполнение обязанностей, прогулы, опоздания) работников; издержки измерения вклада в общий результатотдельных работников; издержки контроля и борьбы с внутрифирменным оппортунизмом работников. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме 5 «Институциональная теория фирмы».
В обобщенном виде методы минимизации трансакционных издержек можно представить в следующей таблице.
Табл 3.2. Общие методы минимизации трансакционных издержек
Источник
Способы минимизации трансакционных издержек
Понятие трансакций, понятие и сущность трансакционных издержек, их классификация. Подход к определению трансакционных издержек, теорема Коуза. Зависимость размера трансакционных издержек от размера организации. Стратегия снижения трансакционных издержек.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.04.2015 |
Размер файла | 262,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
по учебной дисциплине «Институциональная экономика»
на тему: «Способы минимизации трансакционных издержек»
студент группы УМБ 1-1
к.э.н., доцент кафедры
1. Понятие трансакций
2. Понятие и сущность трансакционных издержек
3. Классификация трансакционных издержек:
3.1 Классификация Милгрома — Робертса
3.2 Классификация О. Уильямсона
4.1 Подход к определению трансакционных издержек
4.2 Сравнение трансакционных издержек Коуза и издержек обращения Маркса
4.3 Теорема Коуза
5. Зависимость размера трансакционных издержек от размера организации
6. Способы минимизации трансакционных затрат
7. Стратегия снижения трансакционных издержек
До появления термина «трансакционные издержки» традиционная экономическая теория считала возможным, что экономические агенты взаимодействуют без каких-либо затрат и потерь. Но для успешного заключения сделки необходима полная и достоверная информация о ценах, потенциальных партнерах, а также проведение переговоров, юридические услуги по заключению сделки. Часто от экономических агентов требуются немалые денежные потери на осуществление этих операций. Для обозначения данных затрат был введен термин «трансакционные издержки». Появление в экономической науке трансакционных издержек стало большим достижением. Осознание, что процесс заключения сделок является платным, позволило по-новому взглянуть на некоторые аспекты экономической теории. «Я убежден, что без понятия трансакционных издержек… невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения политики», — говорил Р. Коуз.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что трансакционные издержки позволяют осуществить экономию в процессе заключения сделок. Существуют постоянные компоненты, которые входят во все трансакционные издержки, поэтому собранная информация может быть использована любым количеством экономических агентов, следовательно затраты на разработку законодательства, которые также являются трансакционными издержками, в малой степени зависят от того, сколько человек попадает под их действие.
Исследованию данных проблем посвятили свои труды такие российские ученые, как: Абалкин Л.И., Безруких П.С., Булатова А.С., Гильде Э.К., Кантор Л.М., Палий В.Ф., и многие другие, а также зарубежные деятели науки: Ф. Котлер, У. Уильсон, П. Хейне, Р. Коуз, С. Хилл, К. Эрроу. В научных трудах о трансакционных издержках, огромное внимание уделяется методикам их учета, управления, планирования и контроля.
Целью курсовой является выявление принципов формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, анализ методов их регулирования и минимизации. трансакция издержка коуз
Предметом исследования в курсовой работе являются отношения, которые связаны с транcакционными издержками.
Для решения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «трансакции».
2. Дать понятие и общую сущность трансакционных издержек.
3. Привести основные классификации трансакционных издержек.
4. Проанализировать зависимость трансакционных издержек от различных факторов.
5. Рассмотреть основные пути снижения трансакционных издержек.
Джон Коммонс был одним из первых экономистов, который пытался по-другому подойти к проблеме трансакций. Он утверждал, что «рассмотрение товара в качестве основы анализа оставляет без внимания социальные аспекты взаимодействия, а также те реально существующие правила, которые влияют на стимулы индивидов в процессе обмена. Именно поэтому неоклассическая модель выглядит столь механически» Действительно неоклассика описывает мир, в которой информация является полной и точной, индивиды рациональны, сделки заключаются мгновенно и без потерь, а права собственности полностью определены. Эта картина полностью противоречит реальному миру. Так, например, конфликты, связанные с правами собственности, неоклассики либо не рассматривали, либо полагались на модели заданные извне. В реальном мире важным является достижение равноправия интересов с учетом допустимой области полномочий каждой из сторон. В отношениях индивидов существует взаимозависимость, обусловленная рядом факторов. Она существует всегда в том или ином объеме. Без нее не было бы смысла вступать в сделку. Взаимозависимость является основой всех экономических отношений. Также реальные экономические отношения являются достаточно стабильными, так как предпочтения индивидов носят устойчивый характер. Индивиды ожидают повторения сделок, следовательно, единица анализа должна содержать реализуемость ожиданий, вносить элемент порядка. Коммонс считал, что подход к трансакции как к обмену правами собственности должен вытеснить подход к трансакции как к простому обмену товарами. Это позволит учесть многообразие институциональных аспектов обмена в полной мере.
Трансакция — это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.
Коммонс говорил о трех основных видах трансакций:
1. Трансакция сделки — это свободное, добровольное перераспределение прав собственности основанное, на обоюдном согласии двух сторон и их экономической заинтересованности.
2. Трансакция управления. Ключевую роль играет отношение подчинения. Право принимать решение принадлежит только одной стороне; отношения ассиметричны. Обычно эта трансакция описывает трудовые отношения.
3. Трансакция рационирования. Также ассиметрична, место управляющей стороны занимает коллективный орган. Взаимоотношения построены на правах повиновения и принуждения. Примерами являются решение арбитражного суда, составление федерального бюджета правительством и утверждение представительным органом власти.
Сравнительные характеристики трансакций
2 участника (один из них — коллективный)
Одинаковый правовой статус, различная переговорная сила
Добровольное признание различий в правовом статусе
Вынужденное признание различий в правовом статусе
Распределение издержек и выгод от создания богатства
Уильямсон выделил другие 4 вида трансакций:
1. Разовая сделка с участием активов общего назначения — разовый обмен на анонимном рынке.
2. Повторяющаяся сделка с участием активов общего назначения — реализация товаров на конкурентном рынке, сопровождающаяся экономией на издержках измерения.
3. Разовая сделка с участием специфических активов — разовый обмен, сопровождающийся определенными гарантиями и/или привлечением третьей стороны.
4. Повторяющаяся сделка с участием специфических активов — двустороннее партнерство, сопровождающееся трансакционно-специфической экономией и экономией на коммуникациях, предотвращающее оппортунизм.
Неспецифические активы — активы, в одинаковой степени полезные при использовании их с любыми другими активами или в других формах.
Специфические активы — активы, имеющие ценность только в контексте определенных взаимоотношений.
Идиосинкратические активы — активы, которые при альтернативном употреблении либо теряют ценность, либо ценность становится ничтожной.
Сравнительные характеристики типов трансакций
Активы, участвующие в трансакции
Арбитраж (трехстороннее управление)
Фундаментальная трансформация (двустороннее управление)
Фирма (единое управление)
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
В новой институциональной экономике к издержкам производства относят:
1. Трансформационные издержки — затраты, направленные на переработку исходного сырья в готовую продукцию, предназначенную для продажи.
2. Организационные издержки — расходы по организации контроля, распределения ресурсов и уменьшению оппортунистического поведения внутри организации.
3. Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
С момента создания этого теоретического направления было дано немало определений.
К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки «поддержания экономической системы на ходу». Также он утверждает, что это «издержки эксплуатации экономики». Сравнивая действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике, ученый делает вывод, что уровень трансакционных издержек будет ниже, если экономика будет как можно ближе к модели общего равновесия Вальраса.
По Д.Норту трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению».
· Ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций;
· «Трения» в экономике.
Трансакционные издержки включают затраты на сбор информации о ценах, потребительских предпочтениях и деятельности конкурентов; также к ним относят затраты на проведение переговоров и заключение сделки.
Дуглас Норт назвал 4 фактора, от которых зависит уровень и структура трансакционных издержек:
1. Размер рынка, диктующий степень персонификации отношений. Когда отношения персонифицированы, издержки спецификации и принуждения снижаются и наоборот.
2. Необходимость измерений, характеристик товаров и услуг или действий индивидов, поддающихся оценке. Сложность оценки обусловлена наличием трансакционных издержек.
3. Система принуждения, играющая важную роль в развитии контрактных отношений. Данная система затратна и не обеспечивает принуждение в полном размере.
4. Идеологические установки и представления индивидов. Влияют на индивидуальный выбор. В обществе, в котором доминирует идеология, не приемлющая оппортунистического поведения, трансакционные издержки уменьшаются.
Различают прямые и альтернативные трансакционные издержки.
Прямые трансакционные издержки — это непосредственные затраты экономического агента на поиск информации, заключение контракта, оформление прав собственности, принуждения контрагента к исполнению взятых обязательств.
Альтернативные трансакционные издержки — издержки, обуславливающие отказ экономического агента от реализации трансакций.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
3.1 Классификация Милгрома — Робертса
Пол Милгром и Джон Робертсон классифицировали издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Таким образом, трансакционные издержки делятся на два вида:
1. Издержки координации — направлены на обеспечение временного и пространственного соответствия участников трансакций. Данные издержки возникают в рыночных отраслях и внутри фирмы. На рынке они обусловлены необходимостью определять цену товара и характеристики потенциальных партнеров и сведения их воедино. Внутри фирмы издержки координации представляют собой издержки передачи информации, выработки эффективного плана ее деятельности, доведение плана до сотрудников и его осуществление.
2. Издержки мотивации — расходы на контроль, мониторинг и сбор информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств контракта. Возникновение этих издержек на рынке и внутри фирмы обусловлено неполнотой и несовершенством информации и оппортунистическим поведением участников взаимодействия.
Уильямсон разделяет трансакционные издержки на 2 вида: ex ante и ex post, т.е. возникающие до и после заключения сделки.
Таблица издержек ex ante и ex post
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т.е. уклонения от этих условий.
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки.
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты.
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка.
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки.
При классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта появляется возможность внесения ясности в вопрос об их количественной оценке на макро- и микроэкономическом уровне. Данную оценку можно получить с помощью анализа доходов посреднических фирм, а также при помощи суммирования затрат времени и прямых денежных затрат, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Для осуществления количественной оценки Дж.Уоллис и Д.Норт предложили использовать трансакционный сектор, который включает в себя страхование, банковский сектор, затраты на судебную и правоохранительную деятельность, оптовую и розничную торговлю, операции с недвижимостью.
4.1 Подход к определению трансакционных издержек
В своей работе «Теория фирмы» Рональд Коуз рассматривает процесс порождения рыночной экономикой специфического рода издержек — трансакционных издержек. Ранее большинство экономистов игнорировали данные издержки, так как они не могли быть включены в старую неоклассическую модель. Коуз не дал точного определения понятия трансакционных издержек и использовал вместо этого выражение «издержки использования ценового механизма». Функционирование рыночного механизма не свободно от издержек поиска партнеров, сбора информации, составления контракта, пересмотра контракта в связи с изменением обстоятельств и многих других, считал Коуз. Феномен возникновения фирмы Коуз обуславливал наличием издержек функционирования рыночного механизма. Связь трансакционных издержек с правами собственности Рональд Коуз развил в статье «Проблема социальных издержек», опубликованной в 1960 году.
4.2 Сравнение трансакционных издержек Коуза и издержек обращения Маркса
Теории издержек также уделял большое внимание К. Маркс. Он разделил их на 2 вида:
1. Издержки производства — затраты на производство товара, которые понесли организаторы предприятия с целью получения прибыли.
2. Издержки обращения — затраты капиталиста, связанные с реализацией продукции.
Последние издержки Маркс делил на 2 вида:
1. Чистые — издержки, которые не увеличивают стоимость товара, а возмещаются из прибыли, созданной в производстве. К ним относятся затраты на консультации, изучение спроса, рекламу, заработную плату работников и т.д.
2. Дополнительные — затраты, которые связаны с продолжением процесса производства в сфере обслуживания. Они увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет выручки после продажи товара. К данным издержкам относят затраты на упаковку, транспортировку и хранение товаров.
Издержки Маркса являются праобразом трансакционных издержек. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, к которым относятся в основном затраты в сфере обращения: расходы на рекламу, получение и обработку информации, содержание рынка и т.д. Если сопоставить взгляды К.Маркса и Р.Коуза, можно выявить общее основание: чистые издержки обращения и трансакционные издержки трактуются как затраты по исследованию товарно-денежных отношений в условиях рыночной экономики. Но во времена К. Маркса издержки сделок не составляли значительную долю в общих издержках.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который позже был назван теоремой Коуза. Суть ее заключается в следующем: «Если права собственности четко специализированны и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода».
Коуз приводит пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Мы видим экстернальный (внешний) эффект. Но данная проблема может быть решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, то существуют два варианта: «либо скотовод уплатит фермеру за не обработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за не обработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства». Если же нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов остается тем же, но платежи будет осуществлять фермер. Конечный результат, максимизирующий ценность производства не зависит от правой позиции, если мы предполагаем, что ценовая система осуществляет работу без издержек. Если трансакционные издержки у фермера и у скотовода равны нулю, то у них будут стимулы увеличить ценность производства, потому что каждый будет получать свою долю в приросте дохода. Если же учитывать трансакционные издержки, то данный результат может быть недостигнут, так как стоимость получения информации, ведение судебных дел и переговоров может быть больше возможной выгоды от заключения сделки. Поэтому в теорему Коуза была введена оговорка об эффекте дохода. Далее учеными было доказано, что теорема верна только для небольшого числа участников сделки, так как при их увеличении повышаются трансакционные издержки. Из теоремы Коуза следуют несколько выводов:
1. Внешние эффекты носят обоюдный характер.
2. Четкое распределение прав собственности хозяйствующих субъектов приводит к тому, что результаты деятельности каждого субъекта касаются только его самого, а, следовательно, внешние эффекты превращаются во внутренние. Четкое распределение прав собственности приводит к уменьшению внешних эффектов.
3. Главное значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если он минимизированы, а права собственности четко распределены, то рынок сам имеет возможность прийти к наиболее рациональному решению. В данной ситуации не важно, кому именно принадлежит ресурс, главное, чтобы хоть кто-то им владел. Тогда возможны проведения операций с этим ресурсом. Факт наличия и четкого распределения прав собственности важнее, чем вопрос о наделении ими того, а не иного участника.
5. ЗАВИСИМОСТЬ РАЗМЕРА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ОТ РАЗМЕРА ОРГАНИЗАЦИИ
Сравним организацию, как единицу координации, с институтом, так же определяющим рамки взаимодействия людей.
Источник