Способы минимизации издержек измерения

Издержки измерения качества и механизмы их снижения.

Совокупность различных характеристик товаров и услуг создает проблему измерения, поскольку все измерить и оценить невозможно.

В большинстве случаев издержки измерения минимизируются посредством применения различных институциональных механизмов. Прежде всего, выделяются несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы минимизации издержек измерения:

— товары экспериментальные, качество которых можно оценить только лишь начав ими пользоваться. Производитель имеет существенную экономию на издержках измерения, поскольку порой покупателю измерять качественные характеристики товаров проще и дешевле в процессе эксплуатации, нежели в предконтрактный период. Поэтому существует система гарантий, то есть продавец гарантирует покупателю, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества, либо не будет обладать всеми перечисленными характеристиками, то продавец обменяет его на другой товар либо вернет деньги.

В эту группу товаров относятся продукты питания, например, банка шпрот. Несмотря на то, что покупатель может ознакомиться с отдельными характеристиками товара благодаря информации на этикетке, он не может установить вкусовые характеристики, быть уверенным в сохранности товара, поскольку помимо срока годности важным также является условия хранения и т.д. В таком случае механизмом регулирования рынка и гарантии качества будет обязательная сертификация продукции. Либо, в случае доказательства несоответствия товара существующим стандартам, путем экспертизы товара, можно потребовать от поставщика выполнения утилизации товара и расторжения контракта. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, только это возможно сделать только в процессе эксплуатации. — товары инспекционные, качество которых можно опробовать до их приобретения. Все основные характеристики описаны в инструкции по применению или др. информационных документах. К ним относятся только товары, так как качество услуг может быть оценено только после их осуществления. Качества таких товаров могут быть заранее прописаны в контракте заказчиком в виде технических требований и спецификаций. Заказчик может заранее зафиксировать требуемый уровень всех характеристик данного товара в техническом задании, оценить качество этих товаров в момент поставки и в случае несоответствия обратиться в суд. Примерами могут быть расходные материалы, такие как бумага, картриджи, строительные материалы, и др. Качество их стандартизировано и легко может быть оценено в момент поставки. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, что можно определить до заключения контракта.

— доверительные товары, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Тогда для измерения обращаются к помощи третьей стороны. Например, медицинские услуги, даже получив лечение мы не можем с точностью определить, было ли лечение оптимальным. Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов: 1. институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательной деятельности и т.д.) 2. саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации. 3. институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, составление рейтингов вузов и т.д.)

Качество таких благ является неверифицируемым, то есть в случае несоответствия предоставляемых услуг требуемому качеству, доказать это в суде бывает невозможно. Другими способами снижения издержек измерения являются. Контракты с долевым участием, когда до момента заключения контракта каждой из сторон сложно определить качество товара. Например, авторский гонорар малоизвестного писателя устанавливается в процентах от объема продаж, следовательно, выигрыш обоих сторон будет определяться спросом со стороны читателей. В противном случае нужно было бы заранее проводить маркетинговые исследования читателей, что повлекло бы большое количество издержек измерения. Однако подобные контракты заключаются не всегда, поскольку в данном случае снижается система стимулов, например, учитывая необходимость разделения выигрыша между продавцом и автором книги, первый может экономить на рекламе и других сигналах потребителю поскольку не имеет четкой заинтересованности в результатах. Торговая марка. Еще один способ снизить издержки измерения, в случаях, когда трудно определить как качество товара в момент покупки, так и предоставить систему гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак будет сигналом покупателю о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемых товаров и осуществляет контроль на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им измерения. Производитель при этом несет издержки создания и поддержания репутации: контроль качества, поддержание его в неблагоприятных условиях. При этом обнаружение дефектного товара обойдется производителю намного выше, нежели перечисленные издержки. Чем труднее измерить качество в момент продажи и предоставить гарантию, тем более широко будут использоваться фирменные знаки при продаже товара. Еще один метод – «сокрытия информации» или метод «кота в мешке» — в некоторых случаях предоставить потребителю однородно качественную продукцию бывает затруднительно, поэтому потребителям приходится затрачивать средства, отбирая лучший экземпляр. К подобным товарам относятся фрукты-овощи, такими же характеристиками могут быть определены трудовые ресурсы, когда на работу нанимаются разные по способностям сотрудники за одинаковую заработную плату. В таком случае, чтобы не затрачивать средства на сортировку товара, предлагают товары блоками по определенной средней цене. Тогда издержки измерения будут сведены к минимуму.

Читайте также:  Как поправиться мой способ

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Вопрос 16. Классификация трансакционных издержек (ТАИ) и способы их минимизации.

Термин ТАИ был введен Коузом. ТАИ –издержки связанные с заключением сделок.Главная функция институтов-сокращение ТАИ.

-несовпадение экономических интересов индивидов (конфликт)

-существование ограниченной рациональности.

1.Издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив. Способы минимизации: поисковые системы интернета; ярмарки; бюро кредитных историй; сигналы; торговый знак; реклама; репутация.

2.Издержки измерения— заключается в определении физических параметров товаров или услуг(вес, объем, цвет, количество). А так же в определении прав собственности (право пользования, право получения, и тд)

Здесь выделяют 3 категории:

1)Исследуемые блага- качество можно определить путем осмотра перед покупкой (одежда)

2)опытные блага- их качество можно оценить только в процессе потребления(поддержанный авто)

3)доверительные – высокие издержки как до так и после покупки(медицина, образование)

Способы минимизации издержек измерения: единая система меры весов; денежная система; специализированные агентства.

3.издержки ведения переговоров, т.е. временные и денежные ресурсы для проведения переговоров. Способы снижения переговоров:

-стандартизация договоров , разработка типовых контрактов (фьючерские, опционные и др.)

-используемые 3ей стороны в качестве гаранта с целью компенсации недостатка взаимного доверия сторон.

Издержки оппортунистического поведения.

Издержки спецификации и защиты прав собственности.

Понятие контракта. Сопоставляющие контракта.

Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов.

Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Даже если все участники такой сделки ведут себя согласно нормам рыночного соглашения, следовательно, оппортунизм исключен.

Неоклассическая теория фирмы

Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.

В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Теорема Коуза.

Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.

С этой точки зрения непринципиально, кто получил право

владения на первом этапе реформы собственности — трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура, — в конечном счете, это право получит действительно самый заинтересованный в нем и эффективный

21. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта.
Вымогательство является вторым видом оппортунистического поведения. Это случается тогда, когда две группы сотрудников тесно работают друг с другом, становятся незаменимыми, и один из команды решает ее покинуть. Другие группы не могут заменить его и несут убытки. Происходит шантаж в виде угрозы.
С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.
Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.
Существует также постконтрактный оппортунизм. К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне.

Источник

Трансакционные издержки влияют на каждое ваше решение

Человек существует одновременно в социальной среде и в материальной среде. Воздействие человека на социальную среду есть трансакция, а его воздействие на материальную среду — трансформация. Изменение окружающей среды требует от человека затрат ресурсов. Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакции. Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

Величина трансакционных издержек характеризуется высокой степенью неопределенности. Трансакция есть творческий, уникальный процесс, элементы которого заранее неизвестны в деталях. Отсутствует отлаженный механизм распределения общих трансакционных издержек, потому что люди имеют разные предпочтения в отношении одних и тех же ресурсов.

Например, два предпринимателя подписали некое соглашение. Предположим, что затрачиваемые ресурсы в данном случае состоят лишь из затрат нервной энергии при оформлении документов. Если для первого предпринимателя субъективная тягость этих затрат ничтожна, а для второго предпринимателя велика, то величина трансакционных издержек будет зависеть от того, кто оформляет документы. Если оформляет первый предприниматель, то трансакционные издержки будут низкими, а если второй — то большими. В ситуации, когда достигнутое соглашение не содержит детального распределения обязанностей сторон по оформлению документов, трансакционные издержки являются неопределенной величиной.

Читайте также:  Способы уменьшить загрязнение окружающей среды

Приведем еще один пример. Предположим, что производитель использует отлаженное взаимодействие с поставщиком ресурса. В данном случае издержки, связанные с обеспечением этого рутинного взаимодействия (транспортные, организационные, информационные, представительские и др.), целиком относятся к трансформационным издержкам. Если изменившаяся ситуация на рынке требует пересмотра базовых условий соглашения между производителем и поставщиком, то последние вынуждены вступить в новое социальное взаимодействие. Издержки каждой стороны, затрачиваемые на осуществление этого взаимодействия, относятся к трансакционным издержкам.

Трансформационные издержки и трансакционные издержки обычно связаны обратной зависимостью: сокращение одной величины влечет за собой увеличение другой, и наоборот. Проиллюстрируем эту закономерность на примере товарного обмена. Главным способом сокращения совокупных трансформационных издержек в сфере товарного обмена являются разделение труда и связанная с ним специализация производства. Чем сильнее развита специализация, тем более производителен труд на каждом отдельном участке производства, тем меньше суммарные трансформационные издержки. Вместе с тем с развитием специализации число участников производственного процесса увеличивается столь значительно, что между ними становятся невозможными какие-либо устойчивые межличностные связи.

Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

1. Издержки поиска

Теория поиска информации, или экономическая теория информации, была создана Дж. Стиглером, который в 1982 г. получил Нобелевскую премию по экономике. Стиглер рассматривает информацию как специфический ресурс, который хозяйственные субъекты используют для максимизации денежной выгоды.

Субъект получает информацию в результате поиска, а затраченные при этом средства представляют собой трансакционные издержки особого вида — издержки поиска. Стоимость ресурса «информация» равна величине этих издержек. В качестве хозяйственного субъекта Стиглер рассматривает покупателя, целью которого является приобретение заданного количества товара с минимальными затратами.

Продавцы предлагают товар по разным ценам, изначально неизвестным покупателю. Тот последовательно опрашивает продавцов относительно запрашиваемой цены, и с увеличением числа опрошенных продавцов известная ему минимальная цена уменьшается. Экономия, достигнутая в результате поиска, равна разности исходной и минимальной цен, умноженной на объем приобретаемого товара. Выгода, полученная в результате поиска, равна разности величины экономии и издержек поиска. Оптимальный объем поиска, или оптимальное число опрашиваемых продавцов, соответствует максимальной выгоде покупателя.

Оптимальный объем поиска может измениться по следующим причинам:

  • накопленный опыт покупателя. Если покупатель в предыдущий период времени уже опрашивал продавцов, то в текущем периоде его издержки поиска для опрошенного числа продавцов равны нулю.
  • объединение информации происходит, когда два покупателя безвозмездно обмениваются полученной ими информацией о запрашиваемых ценах. В результате покупатель сокращает свои издержки поиска, при этом достигается тот же эффект, что и в случае с накоплением опыта. Однако если в результате объединения покупатель получил ложную информацию, то он, скорее всего, не достигнет максимально возможной выгоды. Таким образом, объединение информации есть более дешевая, но менее надежная форма поиска;
  • реклама. Если большая часть продавцов начинает рекламировать цены, то разброс цен резко сокращается. Как следствие, уменьшается оптимальный объем поиска. Разброс цен не исчезает совсем на данном рынке, поскольку ни одно сочетание рекламных средств не может охватить всех потенциальных покупателей в пределах имеющегося времени;
  • изменение цен во времени. Если в течение нескольких последовательных периодов времени цены остаются неизменными, достаточно произвести начальный поиск только в первом периоде, а в последующие периоды приобретать товар по рассчитанной ранее цене.

В целом разброс цен поддерживается, главным образом, потому, что информация устаревает. Поэтому метод начального поиска имеет весьма ограниченное применение.

2. Издержки измерения

Измерения свойств благ производятся до их приобретения (ex ante) и после их приобретения (ex post).Оценки, полученные ex ante, влияют на выбор покупателем объема приобретаемого блага. В случае отказа от покупки этот объем равен нулю. Оценки, полученные ex post, влияют на выбор покупателем объема дальнейшего потребления этого блага. Таким образом, издержки измерения складываются из издержек измерения до и после приобретения. Разные блага характеризуются различными абсолютными и относительными значениями издержек этих видов.

Выделяют три категории благ: опытные, исследуемые и доверительные:

  • Опытные блага имеют запретительно высокие издержки измерения ex ante и низкие издержки измерения ex post. Иными словами, потребительские качества опытных благ могут быть легко установлены после приобретения, но сделать это до приобретения фактически невозможно. Средством решения этой проблемы являются сигналы. Сигналы — косвенные признаки, указывающие на потребительские свойства блага.
  • Исследуемые блага имеют низкие издержки измерения ex ante и низкие издержки измерения ex post.Потребительские качества таких благ могут быть легко определены до их приобретения путем несложного эксперимента. Например, приобретая виноград на рынке, покупатель может попробовать одну ягоду и на основании этого сделать вывод о качестве всей партии.
  • Доверительные блага имеют высокие издержки измерения ex ante и высокие издержки измерения ex post. Для благ данного вида характерна неустранимая сложность вычленения положительного результата, который не всегда получает однозначную оценку у различных потребителей и у различных специалистов. Примером служит профилактический лечебный препарат, потребительские свойства которого могут быть установлены лишь спустя продолжительный период времени после начала потребления. Объективные и субъективные показатели здоровья человека, потребляющего данный препарат, служат для него сигналами о качестве препарата, которые он учитывает при принятии решения о продолжении его применения.
Читайте также:  Способы раскрытия информации акционерными обществами

3. Издержки оппортунистического поведения

Выделяют два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное:

  • Предконтрактное оппортунистическое поведение — это оппортунистическое поведение в период заключения контракта. Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды и обычно является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ.

Примером предконтрактного оппортунистического поведения служит поведение продавцов подержанных автомобилей. Предположим, что на рынке продаются автомобили двух типов: качественные и некачественные. Для получения продавцами минимальной прибыли качественные автомобили должны продаваться по некоторой высокой цене, а некачественные могут продаваться по некоторой низкой цене. Все продавцы осведомлены о качестве продаваемых ими автомобилей, причем продавцы некачественных автомобилей выдают их за качественные, обманывая доверие покупателей.

Как следствие, на данном рынке информация о качестве товара распределяется асимметрично между покупателями и продавцами. В такой ситуации продавцы некачественных автомобилей могут продавать их по некоторой средней цене, которая приносит им прибыль, а продавцам качественных автомобилей — убытки. Покупателей такая цена устраивает, поскольку они воспринимают ее как умеренную цену за качественный товар. Вследствие оппортунистического поведения владельцев некачественных автомобилей владельцы качественных несут чрезмерные издержки и уходят с рынка.

  • Постконтрактный оппортунизм обычно возникает по причине неполноты контракта, поскольку при составлении контракта нельзя предсказать все возможные действия агентов. Другая причина постконтрактного оппортунистического поведения — это сложность контроля действий сторон.

Примером постконтрактного оппортунистического поведения является отлынивание наемных работников от выполнения ими заданных трудовых функций. Многие виды трудовой деятельности, прежде всего содержащие творческие элементы, позволяют недобросовестным работникам использовать рабочее время в своих личных целях. Например, инженер может играть в компьютерные игры вместо того, чтобы заниматься решением порученной ему технической задачи. В этом случае фактическое рабочее время инженера оказывается меньше, чем номинальное, или оплачиваемое работодателем, рабочее время. При этом издержки отлынивания равны стоимости «похищенного» работником времени.

Противодействие оппортунистическому поведению оказывает положительное воздействие на конечный результат деятельности фирмы в двух аспектах. Во-первых, сокращаются издержки оппортунистического поведения и общие издержки фирмы в целом. Во-вторых, увеличивается продуктивность наемных работников в связи с повышением их добросовестности. Оптимальной называют такую величину издержек противодействия оппортунистическому поведению, которая при прочих равных условиях обеспечивает максимальный конечный результат деятельности фирмы.

4. Издержки ведения переговоров и заключения контракта

  • уровня неопределенности. Если процессы, влияющие на способность сторон выполнять свои обязательства в будущем, характеризуются высокой степенью неопределенности, требуется проведение дополнительного анализа ситуации, выявление тенденций, составление прогнозов и т.д. Решение этих задач связано с привлечением дополнительных ресурсов;
  • частоты заключения контракта. Если ситуация, которая регулируется с помощью данного контракта, повторяется достаточно часто, ее исчерпывающее описание не требует больших усилий и затрат. В этом случае могут использоваться стандартные формы контракта, регулирующие ситуации, типовые с точки зрения взаимных обязательств сторон;
  • специфичности активов. Чем уникальнее активы, служащие объектом соглашения, тем более трудоемкой является процедура оценки их полезных качеств и специфических свойств. Если контракт характеризуется высокой специфичностью активов, он не может быть полным. Это связано с тем, что формализация сложных взаимоотношений между сторонами требует значительных издержек, а использование правового механизма зачастую оказывается фактически невозможным по причине отсутствия аналогичных прецедентов в судебной практике;
  • использования посредников. Привлечение фирм-посредников, специализирующихся на организации переговоров и заключении контрактов, может снизить трансакционные издержки сторон. Примером является посредническая деятельность риэлторов на рынке недвижимости. В то же время привлечение посредников порождает риск увеличения издержек, связанный с возможным мошенничеством;
  • противодействия оппортунистическому поведению. Чем более детально разработан контракт, тем меньше вероятность оппортунистического поведения сторон. Затраты на детализацию условий контракта, препятствующих возможному нарушению соглашения, относят к издержкам противодействия оппортунистическому поведению.

5. Издержки спецификации и защиты прав собственности

Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжено с определением субъекта — носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта, а также условий делегирования данного права. На практике почти всегда происходит размывание прав собственности, т. е. воспроизводится ситуация, когда не удается обеспечить точное соблюдение того или иного правового режима.

Издержки рассматриваемого вида проявляются в двух основных формах. Во-первых, большая часть этих издержек обусловлена необходимостью непосредственной защиты прав собственности. Существенным их элементом выступают расходы на содержание органов правопорядка. Во-вторых, значительная часть рассматриваемых издержек связана с необходимостью воспитания и образования населения. Издержки в сфере образования и культуры обеспечивают:

  • информирование людей о правовых и этических основах собственности;
  • процесс социализации, обусловливающий надлежащее исполнение обязательств;
  • непосредственное сокращение издержек, связанных с классовыми, этническими, культурными и другими различиями между группами в обществе, посредством общего языка, истории, культурных ценностей;
  • формирование идеологии, обеспечивающей не только экономию на издержках принятия решений, но и институционализацию правовых и этических норм.

Источник

Оцените статью
Разные способы