- Методы управления рисками на предприятии
- Принципы системы по управлению рисками
- Приемы и методы управления
- Управления рисками на предприятии
- Служба риск-менеджмента на предприятии
- Способы минимизации бизнес рисков
- «Проверка контрагентов»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
- «Проверка сотрудника»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
- «Рейтинг юридических лиц»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
- «Проверка бизнеса по 115-ФЗ»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
- «Проверка штрафов и начислений»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
- «Оценка бизнес-идеи»
- Что проверяет
- Как проверяет
- Зачем это нужно
Методы управления рисками на предприятии
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.
Принципы системы по управлению рисками
Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:
- Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
- Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
- Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).
Приемы и методы управления
Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.
Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:
- Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
- Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
- Передачи риска в форме:
- аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
- страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
- хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
- Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).
Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.
Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.
Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.
Управления рисками на предприятии
Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:
- управление рисками должно сочетаться с корпоративной стратегией, принятой в организации;
- для решения проблемы опасны действия в пределах, превышающих размер собственного капитала;
- неразумно подвергать угрозе многое ради сомнительного выигрыша в незначительном;
- важен тщательный анализ для предугадывания возможных последствий проблемы;
- принятый вариант должен быть экономически обоснованным, основанным на достоверной информации и не оказывающим отрицательного действия на итоговые показатели хозяйственного функционирования предприятия;
- принимаемые решения должны основываться на учете объективных показателей сферы, где ведется деятельность предприятия.
Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.
На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.
Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.
Служба риск-менеджмента на предприятии
В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.
В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:
- определение и анализ типа угрозы, оценку ее вероятности и размеров;
- разработку и внедрение мер для предупреждения и минимизации рисков;
- выработку механизмов ликвидации последствий (убытков) и восстановление предприятия (кризисное регулирование).
Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).
В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.
Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:
- для каждого типа рассматриваемого риска действенны определенные методы анализа и особенности их проведения;
- значимая роль в анализе отводится величине и качеству исходных показателей (данных);
- для результатов анализа чрезвычайно важен учет динамики именно показателей, воздействующих на степень угрозы;
- выбор метода для ведения анализа должен производиться с учетом доступности прошлых периодов по используемым данным и дальности периода прогнозирования показателей, действующих на изменения риска;
- имеют значение элемент срочности и технические условия для выполнения анализа;
- должны учитываться указания контролирующих органов государства по формированию отчетных сведений по рискам.
Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.
Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:
- вероятность и сумму потенциального ущерба;
- имеющиеся и предлагаемые службой механизмы по понижения угрозы и их эффективность;
- практическую возможность по реальному выполнению мероприятий с учетом имеющегося лимита ресурсов;
- соответствие принимаемых к внедрению мероприятий действующим нормативным актам и планам по развитию предприятия.
Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.
Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.
При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.
Источник
Способы минимизации бизнес рисков
КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
15 МИН
Доверяй, но проверяй: как бизнес может минимизировать риски
Собрали сервисы, которые помогут компаниям и предпринимателям проверить главное: сотрудников и партнёров, риски и потенциал для развития.
«Проверка контрагентов»
Что проверяет
Сервис анализирует ключевую информацию о компаниях. Данные позволят выявить недобросовестных поставщиков, нечестных партнёров и просто мошенников, которые могут, например, не вернуть предоплату. Предупреждён — значит вооружён, вот что вы увидите:
- Выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП: в ней указаны регистрационные и контактные данные компании и её учредителей.
- Дочерние компании, аффилированные (связанные) лица. Обычно проверяют взаимосвязи между участниками проектов, сделок, требующих одобрения какой-либо стороны.
- Показатели баланса партнёра, величину его собственного капитала, риск банкротства и зависимости из-за кредитов. Это поможет понять, насколько ваш контрагент финансово устойчив.
- Выигранные и размещенные госконтракты. Вы сопоставите заявленный масштаб компании и реальный.
- Налоги, сборы, страховые взносы, штрафы, блокировки счетов. У вас появится представление — растёт компания или стагнирует, каков её потенциал.
- Процентные соотношения долей, статусы компаний и их адреса.
- Судебные иски, исполнительные производства.
- Среднюю численность сотрудников.
Как проверяет
По 23 открытым источникам — о банкротствах, судебных и арбитражных делах и др. Кроме того, сервис проверяет историю платежей и кредитов, списки неблагонадёжных компаний. Риски рассчитываются на основе методов экономико-математического моделирования.
Зачем это нужно 
Прежде всего, понять, с кем предстоит работать. Несостыковки в документах могут указывать на недобросовестные намерения. Сотрудничество с сомнительными контрагентами грозит потерей не только времени, но и финансов, а также репутации.
Закон не обязывает проверять контрагентов. Однако существуют такие понятия, как «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность». Если вам было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, налоговая, вероятно, сможет доказать, что вы действовали без должной осторожности. Как минимум вас ждёт проверка, также предусмотрены штрафы.
Сотрудничество с фирмами-однодневками» расцениваться как сознательное уклонение от налогов (налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС) и незаконное обналичивание средств. Сделка, заключенная с фирмой-однодневкой, может быть признана судом недействительной. Помимо этого, вас могут привлечь к административной, налоговой, уголовной ответственности.
Чем ещё полезен сервис:
- Поможет поддерживать базу реквизитов контрагентов в актуальном состоянии. Информация об изменениях — смене директора, начале банкротства — обновляется автоматически.
- Составит визуальную аналитику. Финансовые данные — активы, пассивы, динамика развития — будут представлены с выводами, графиками и пояснениями. Удобно использовать для отчётов или при подготовке к сделке.
«Проверка сотрудника»
Что проверяет
Вы можете проверить сотрудника перед наймом, контрагентов, поставщиков и других партнёров перед заключением сделки или собственников квартир перед арендой. Для сбора информации потребуются паспортные данные человека и его согласие на обработку персональной информации. Сервис полезен малому бизнесу, который работает без собственных кадровых специалистов или службы безопасности.
Вот что можно узнать:
- действительность паспорта,
- нахождение в розыске,
- исполнительные производства (итог судебного разбирательства по гражданскому делу),
- возможность занимать руководящие должности,
- статус индивидуального предпринимателя,
- процедуры банкротства,
- задолженности по налогам,
- действительность и категорию водительского удостоверения,
- аккаунты в соцсетях.
Как проверяет
Сервис собирает сведения только из проверенных и официальных источников. На анализ информации уйдёт около 10 минут. Результаты вы получите по электронной почте в виде pdf-файла.
Зачем это нужно 
Самые частые ситуации: вы нанимаете сотрудника и хотите убедиться в его благонадёжности или заключаете контракт и собираете информацию о партнёре — какая у него кредитная история, репутация. Если ищете водителя, можно проверить, есть ли у него штрафы и вовремя ли он их оплачивает. Сервис дешевле, чем наём hr-специалистов: от 490 ₽ за базовую проверку по 13 параметрам, включая долги и соцсети.
«Рейтинг юридических лиц»
Что проверяет
Финансовые показатели бизнеса по данным Сбера. Учитываются:
- история кредитов и платежей,
- списки неблагонадёжных компаний,
- деловая репутация.
Результатом становится рейтинг компании от 1 до 10, где 10 — наилучший показатель. Высокий рейтинг указывает на финансовую устойчивость компании и её надёжность как контрагента. Низкая оценка подтверждает финансовые трудности или высокую долговую нагрузку. В таком случае вы получите рекомендации по устранению проблем. У вас под рукой будет всегда актуальная информация о состоянии бизнеса — оценка пересчитывается при обновлении данных.
Как проверяет
Банк собирает данные из 23 открытых источников — о наличии банкротств, арбитражных дел и судебных исков. Проверяется достоверность данных в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и других реестрах. К ним добавляются сведения Сбера о клиентах: история платежей, кредитная история, списки неблагонадёжных компаний.
Зачем это нужно 
Во-первых, чтобы оценить финансовую устойчивость своей компании. Во-вторых, для продвижения бизнеса: высокий рейтинг — весомый аргумент для развития сотрудничества. Сервис подтвердит вашу репутацию как надёжного и безопасного партнёра.
«Проверка бизнеса по 115-ФЗ»
Что проверяет
Сервис анализирует операции по вашему счёту, рассчитывает показатели комплаенс-контроля и допустимые границы по ним, основываясь на рекомендациях Банка России. Это позволяет минимизировать риск блокировки по закону об отмывании доходов (115-ФЗ).
- рисковые события,
- налоговые платежи,
- снятие наличных,
- переводы физическим лицам,
- остатки на счетах и другие показатели.
Как проверяет
Сервис интегрирован в СберБизнес, приходить в отделение банка с документами не нужно. Контрольная панель обновляется ежедневно и доступна в режиме 24/7.
Зачем это нужно 
Согласно закону о противодействии отмыванию доходов (115-ФЗ) банк должен проверять все сомнительные операции. Сервис помогает действовать в безопасной зоне и минимизировать риск блокировки следуя рекомендациям. Он пригодится предпринимателям и компаниям, независимо от типа бизнеса, числа сотрудников или системы налогообложения.
Чем ещё полезен сервис:
- Вы получите наглядный отчёт, где будет цветовой индикатор зоны риска и подсветка безопасных границ.
- Это не разовая, а ежедневная проверка финансовой деятельности по ключевым показателям.
- Вы можете делиться цветовым индикатором риска блокировки в СберБизнесе, формируя тем самым «зелёное» сообщество надёжных бизнес-партнеров.Вы также можете воспользоваться сервисом «Комплаенс-помощник». Он не только укажет на отклонения от норм 115-ФЗ, но и позволит получить персональные рекомендации, как обезопасить бизнес. Менеджер свяжется с вами, проконсультирует по комплаенс-отчёту и ответит на вопросы. Проверка может быть разовой или регулярной, анализируются операции в течение года.
«Проверка штрафов и начислений»
Что проверяет
- штрафы за нарушение ПДД, правил остановки и стоянки,
- штрафы за неоплаченную парковку,
- информацию о начислениях за госуслуги, в том числе пенях.
Как проверяет
По номеру и серии свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), уникальному идентификатору начисления (УИН), а также по реквизитам организации: ИНН/КИО и КПП.
Для быстрого взаимодействия госорганов, граждан и организаций была создана государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Она работает по принципу единого окна: здесь можно найти информацию обо всех начислениях и долгах перед бюджетом. Эту информацию могут получить и банки — но только зарегистрированные в ГИС ГМП. Их список — на сайте Федерального казначейства.
Зачем это нужно 
Вы сможете проверить штрафы всего автопарка, не собирая данные по СТС и госномеру автомобиля. Достаточно указать ИНН юрлица. В первые 20 дней с момента вынесения постановления некоторые штрафы можно оплатить со скидкой 50%. Таким образом, вы экономите время и деньги.
Чем ещё полезен сервис:
- По каждому штрафу есть подробная информация: дата, время, адрес и характер правонарушения. Для оплаченных штрафов указаны дата, сумма и способ оплаты.
- При оплате полученного начисления поля платежного поручения заполняются автоматически.
Вы можете подключить услугу «Автоплатеж» за штрафы ГИБДД, и банк будет регулярно проверять штрафы по номеру водительского удостоверения или свидетельства о регистрации ТС. При каждом штрафе вы получите SMS с информацией о предстоящем списании. Отменить платёж можно при помощи кода.
«Оценка бизнес-идеи»
Что проверяет
Прогноз по объёму необходимых инвестиций, выручке, эффективности и срокам окупаемости проекта. Сервис заложит траты на аренду, расходные материалы, оборудование, налоги, рекламу и зарплату в первые три месяца.
Данные не гарантируют успешный бизнес, равно как и не обещают провал. Это информация к размышлению, которая позволит уточнить стратегию развития. Проанализировав истории успешных предпринимателей, мы подготовили несколько способов найти собственную бизнес-идею.
Как проверяет
По статистике банка и вашим вводным. Чтобы воспользоваться сервисом, оформлять карту и подключать какие-либо услуги не обязательно.
Расчёты основаны на опыте более 100 тысяч предпринимателей, данных Росстата, а также информации из открытых источников. Учитывается специфика бизнеса: салон красоты, кофейня, автосервис и ещё 38 направлений.
Зачем это нужно 
Сервис полезен как начинающим предпринимателям, так и тем, кто открывает новое направление бизнеса, физическим и юридическим лицам. За пару кликов можно оценить бизнес-идею, когда вы только о ней задумались.
Чат-бот подскажет, каких финансовых результатов ждать от будущего предприятия, сколько инвестиций нужно для старта, каких доходов и расходов ожидать в первый год. И никаких навязанных услуг — бот отвечает только на те вопросы, которые вы задали.
Чем ещё полезен сервис:
- Среднестатистические данные по доходам и расходам можно редактировать — так подсчёт будет вернее.
- Вы получите полную детализацию — статьи расходов для старта своего дела, средний чек и клиентопоток в нужной локации.
- Если необходимо, бот даст ссылки на самые популярные сервисы для начинающих предпринимателей: регистрацию юридического лица, открытие расчётного счета, рекомендацию бизнес-партнера. И не будет настаивать, если эта информация не нужна.
Источник