Способы межфразовой связи с примерами

Средства межфразовой связи

В тексте все взаимосвязано, в том числе сложные синтаксические целые и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи. Назовем основные из таких средств:

— предметная связь (отдельные части текста объединяются именами людей, названиями предметов);

— временная связь (наличие в тексте единого временного пространства); временное единство выражается грамматически и лексически: в 1773 году, сначала — потом, утром – вечером и т.д. Смена грамматического времени должна быть осмыслена. Одной из самых частых ошибок в школьных сочинениях является немотивированный переход от настоящего времени к прошедшему и наоборот;

— пространственная связь (в нашем городе, там, здесь и т.д.);

— порядок слов; в письменном тексте предложение обычно начинается с темы, предмета сообщения, чего-либо известного из предыдущего высказывания или менее значимого в содержательном плане; заканчивается предложение обычно новой информацией – ремой; наиболее распространенным является такой порядок слов: информация, которая была новой в предшествующем предложении, в последующем предложении перемещается в начало;

— замена существительных, прилагательных местоимениями и местоименными наречиями (он, это, тогда и т.д.);

— использование сочинительных союзов (и, а, однако и т.д.) с учетом их значения;

— специальные текстовые скрепы, прежде всего вводные слова (во-первых, во-вторых, итак, таким образом и т.д.);

— неспециальные средства связи, в частности лексический повтор, который должен быть содержательно и стилистически оправданным, иначе он будет восприниматься как стилистическая ошибка;

— красная строка, абзацное членение в письменном тексте; чаще всего абзац совпадает с сверхфразовым единством; красная строка обычно подчеркивает начало развертывания новой мысли, при этом особую роль играет первая фраза нового абзаца; это своего рода план всего сверхфразового единства;

— смысловая связь предложений в тексте, причем смысловые отношения могут быть различными: основанными на противопоставлении частей; на взаимообусловленности частей.

Различают цепную и параллельную связь предложений. Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом возможны сопоставления или противопоставления.

Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторяется первое слово (слова) предложений (анафора). Параллельные связи часто используются в поэзии.

Параллельная связь может усиливаться вводными словами. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди и т.д.), деепричастные обороты, придаточные предложения.

Во многих текстах с параллельной связью тема содержится в первом предложении, а все последующие конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Такие предложения обычно имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны.

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в этом случае не являются основными. И, наоборот, при цепной связи иногда используются элементы параллельной связи, и они тогда носят частный характер.

Источник

Средства и виды межфразовой связи в тексте.

К средствам межфразовой связи относятся языковые средства двух видов. Одни средства (А) используются как для соединения простых предложений в составе сложных, так и для связи отдельных, простых и сложных, предложений в тек­сте. К ним относятся:

— единство видо-временных форм глаголов-сказуемых;

— порядок следования предложений.

Другие средства (Б) являются средствами собственно меж­фразовой связи, так как они соединяют части текста — про­стые и сложные предложения (фразы) и сложные синтаксичес­кие целые в его составе. К ним относятся:

— слова и словосочетания, не раскрывающие своей се­мантики в пределах одного предложения. Как правило, это слова и словосочетания с пространственным, временным и другими значениями, употребленные в зачине текста. Далее идет описание того, что происходило в это время или в этом месте;

— отдельные типы предложений:

а) нераспространенные двусоставные;

Приведенные типы предложе­ний оказываются средствами связи частей текста, содержат некий вывод из предыдущей части или/и свидетельствуют о начале следующей смысловой части.

Типы и композиция прозаических строф ССЦ

Исследования последних лет показали, что между предложением и цельным текстом существует важное звено, представляющее собой связь предложений. Это — сложное синтаксическое целое (ССЦ) (иначе — сверхфразовое единство, компонент, прозаическая строфа).

Прозаическая строфа, или сложное синтаксическое целое — не сумма предложений, а синтаксическая единица языка. Между ее составляющими (предложениями) существуют грамматические отношения. Строфу также отличает единая позиция.

Строфа — крупная единица текста, обладающая определенной композицией. В ней можно выделить зачин (его составляет первое предложение, обладающее наибольшей самостоятельностью, означающее начало мысли и определяющее дальнейший ход ее развития, это — организующий центр строфы), средняя часть (развитие мысли, тема строфы) и концовка (специально выделяемая для более полного ощущения завершения развития мысли часть строфы). Это — типовая композиция сложного синтаксического целого.

Способы связи между предложениями в сложном синтаксическом целом.

При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых — описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин.

При цепной связи повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели — местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.

Читайте также:  Свинина по кремлевски идеальный способ приготовления мяса

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого.

Большую роль в структуре сложного синтаксического целого может играть первое предложение — зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами целого. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).

Законы формальной логики, определяющие структурные связи между отдельными мыслями, позволяют выделить четыре способа построения сложного синтаксического целого: повествование, описание, рассуждение, определение.

Повествование содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности.

Описаниеслужит для детального изображения состояний действительности с подробным перечислением ряда одновременно существующих объектов и их признаков.

Рассуждение – это такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их признаки, доказываются определенные положения.

Определение – это вид текста, который точно раскрывает содержание понятия, называет его родовые и видовые признаки.

Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия, диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы, письма, песни. Все художественные описания — портреты, пейзажи, интерьеры — также являются композиционными элементами.

Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения

В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже.

Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временныеотношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

В одних случаях выражается одновременность двух или нескольких действий, явлений, событий (подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении — последовательность действий или состояний, выражаемая порядком частей и видо-временными глагольными формами в сочиненных частях предложения.

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия.

Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (в таких случаях между частями предложения ставится тире).

Сложносочиненные предложения с союзом и могут выражать причинно-следственные отношения, которые наглядно выделяются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др.

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным, например.

Соединительный союз да употребляется в сложносочиненных предложениях, выражающих временные отношения. При этом создается оттенок присоединительной связи, а со стороны стилистической — оттенок разговорной речи.

Повторяющийся союз ни . ни придает сложносочиненному предложению значение отрицательного перечисления и взаимоисключения, например.

Союзы такжеитоже придают второй части сложносочиненного предложения присоединительный оттенок значения.

Противительные отношения

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, жеи др.) выражают отношения противопоставленияили сопоставления. Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а.

Значение противопоставления, ограничения, несоответствия выражается при помощи союза но, например.

Близок по своему значению к союзу но союз однако.

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях.

Союз зато, помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный оттенок возмещения, например.

Союзы а то, не то, а не то, характерные для разговорной речи, употребляются при противопоставлении в сложносочиненных предложениях, в которых вторая часть указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части.

Союз же, выражая противопоставление в сложном предложении, имеет добавочное значение усилительной частицы и выделяет в смысловом отношении первое слово во второй части, после которого он обычно ставится.

Разделительные отношения

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли. ли, то. то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Союз или (иль), выражающий отношения взаимоисключения, может быть одиночным или повторяющимся.

Такие же разделительные отношения выражаются при помощи союза либо.

Двойные союзы ли . ли, ли . или придают высказыванию оттенок перечисления.

Повторяющийся союз то . то указывает на чередование действий или явлений, на последовательную их смену.

Союзы то ли . то ли, не то . не то вносят в высказывание оттенок предположительности, например.

Источник

Виды и средства межфразовой связи.

В связной речи соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные друг от друга другими предложениями. Связь между соседними предложениями называется контактной, а несоседними – дистантной. Например:

1. Извозчик Иона Потапов был бел как привидение.

2. Он согнулся, насколько можно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

3. Упади на него целый сугроб, но и тогда он, кажется, не нашел нужным стряхивать с себя снег.

4. Его лошадка тоже бела и неподвижна.

1-2 предл. – Иона – он

Читайте также:  Способы родов без боли

2-3 предл. — он – на него

3-4 предл. – он – его лошадка

1-3 предл. – Иона – на него

1-4 предл. – бел – тоже бела

2-4 предл. – не шевельнется – неподвижна

Дистантная связь соединяет наиболее информативные части текста, которые выделяются с помощью абзаца.

Средства межфразовой связипо-разному группируются разными исследователями.

1. Средства, обеспечивающие тематическую связь:

а) слова-заместители – местоимения (человек – он)

наречия (в саду – здесь)

синонимы (медленно – неторопливо)

метонимия (жители деревни – деревня)

метафоры (трус – заяц, растяпа – шляпа)

родовидовые слова (цветы – васильки)

перифразы (уголь – черное золото)

имя собств.– нариц. (инженер – Иван Петрович);

б) отношения и связи, существующие между словами в системе языка:

тематические (дом – крыша)

словообразовательные (текст – текстовый)

антонимы (вспыхнуть – погаснуть)

в) лексические повторы

2. Средства, обеспечивающие грамматическуюсвязь:

а) соответствие видо-временных форм глаголов (Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи. В садах пухнули почки деревьев, и ветки на них чуть слышно покачивались. Везде лились и капали прозрачные капли.);

в) анафоры (Мало того, что осуждена на такую страшную участь, мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать отец и мать, мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я.);

г) параллелизм (Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.);

е) вопросительные и восклицательные предложения. Начиная ССЦ, эти предложения называют микротему, а заканчивая – называют результат и создают условия для перехода к новой микротеме:

Какая ночь! Я не могу

Не спится мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

3. Средства, обеспечивающиелогическую связь:

а) последовательность в изложении мыслей (Пришел, увидел, победил);

в) вводные слова: во-первых, так, наконец, таким образом;

г) резюмирующие слова: подведем итог, в заключение ;

д) слова с временным, пространственным, предметным, оценочным значением:

Пример 1. 1)12 ноября кутузовская боевая армия […] готовилась к следующему дню на смотр двух императоров…2) Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку… 3) В середине его (Ростова) рассказа, в то время как он говорил, […] в комнату вошел князь Андрей Болконский. 4) На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр.

Пример 2. В Москве чувствовалась осень, на деревьях желтизной отсвечивали листья, ночь дышала прохладой. Из центра выехали в безлюдный переулок. За железной тесьмой ограды масляно блеснула вода пруда…

Пример 3. Дни в доме Цыбукина проходили в заботах. Еще солнце не всходило, а Аксинья уже фыркала, умываясь в сенях, самовар кипел в кухне. Старик Григорий похаживал по комнатам. Отпирали лавку. Когда становилось светло, подавали к крыльцу беговые дрожки…

Пример 4. Наряд рыбаков показался Ане в высшей степени необычным. Против Ани сидел старичок. На голове у него был купол фетровой шляпы. Поля у этой удивительной шляпы были обкромсаны. На старике была розовая рубаха и ситцевые шаровары в горошину. А вот и другой старик. Старик обут в рыжие нарядные полуботинки на босу ногу. Блекло-голубые брюки высоко закатаны…

В науке имеется несколько определений текста. В речеведении принята дефиниция И.Р. Гальперина:

«Текстэто произведение речетворческого процесса, обладающего завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, логической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».

Текст выступает в качестве представителя или заместителя автора как участника общения.

Категории текста –обязательные, существенные характеристики текста.

1. Выраженность. Текст всегда выражен в письменной или устной форме. Непроизнесенного, ненаписанного, ненапечатанного текста не бывает. Выраженность как категория текста признается всеми научными дисциплинами, изучающими текст.

2. Отграниченность.Каждый текст имеет четкие границы: начало и конец. В силу этого этот текст отграничен от других текстов.

3. Категория интеграции и завершенности.Категорияинтеграции проявляется в формах подчинения одних частей другим и всех частей текста его теме и идее. Интеграция объединяет текст по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора. Завершенным считается текст, в котором полностью реализована и выражена идея. «Завершенная целостность текста, — пишет М.М. Бахтин, — определяется 1) предметно-смысловой исчерпанностью, 2) речевым замыслом и речевой волей говорящего, 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения». (Жанр – это коллективно выработанные в процессе коммуникативно-речевого развития типовые модели текста. Каждый жанр предполагает объем, принципы отбора и расположения материала и стилистического оформления). Завершенность текста соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия – «ограничивать текст и наделять его завершенностью». Название – представленная в сжатом виде содержательно-концептуальная информация, которая в процессе развертывания текста распрямляется, линейно организуется, интегрируется и завершается в концовке текста.

Отношения между заголовком и текстом

1) В заголовок вынесена тема («Дети привокзалья»), идея («Бороться нужно с наркомафией, а наркоманам помогать»)

2) Заголовок описывает структуру текста («Итоги проверки: экспертиза и выводы»)

3) Заголовок привлекает внимание читателя («Больной платит трижды»)

Функции заголовка:1) информативная 2) экспрессивная 3) апеллятивная («А вы знаете, где живут белые медведи?») 4) рекламная («Сколько мы должны жить?»)

Читайте также:  Барьеры педагогического общения способы преодоления барьеров педагогического общения

4. Информативность. Текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания. Категория информативности присуща только тексту. Содержанием любого законченного текста является информация.

И.Р. Гальперин выделяет следующие типы информации:

· содержательно-фактуальная (СФИ) – сообщение о фактах, событиях, процессах;

· содержательно-концептуальная (СКИ) – раскрывает авторское понимание отношений между фактами, замысел автора и его интерпретация;

· содержательно-подтекстовая (СПИ) – обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описаний фактов, явлений, событий.

Мщение

Изменой слуга паладина (рыцаря) убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой –

И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока –

Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.

О чем стихотворение?

— О том, как слуга убил своего господина (СФИ)

— О том, что зло нельзя совершать безнаказанно (СКИ)

— О том, что конь был свидетелем убийства и отомстил за своего хозяина и друга (СПИ)

В научном, деловом, газетном тексте может быть затекстовая информация – то содержание, на базе которого строится текстовое содержание.

5. Адекватное понимание текста обеспечивается пресуппозицией. Это особая текстовая категория, ситуативный фон, обеспечивающий восприятие и понимание текста, «раскрывающий связи между высказываниями и основывающийся на определенных предположениях семантики слов, словосочетаний и предложений, входящих в текст» (И.Р. Гальперин). В понятие пресуппозиции входит то, как каждый из участников общения представляет себе «общую почву» для беседы, т.е. как участники оценивают объем общего тезауруса (полный набор данных по какой-либо теме).

В связи с этим в процессе создания и осмысления текста реализуются такие текстовые категории, как ретроспекция(элементы, обеспечивающие возвращение читателя или слушателя к изложенным ранее фактам, событиям, оценкам) и проспекция (элементы, обеспечивающие перспективу высказывания). Ретроспекция отражается в оборотах типа: «вспомним в связи с… то, что мы говорили о… в начале нашего обсуждения; ясно, что эти факты заставляют нас по-новому взглянуть на результаты…, полученные ранее». Проспекция дает читателю возможность яснее представить себе связь и обусловленность событий, признаков, функций. Обычное место проспекции – предисловие, где она может получить вид своеобразной аннотации – перечисление проблем, затрагиваемых в основном тексте, указание на целевую установку текста, некоторые теоретические, методические и др. положения, которые в дальнейшем развертываются в основном тексте.

6. Важнейшие категории – связность и целостность.

Связность (когезия)– связь всех коммуникативных элементов текста, которая выражается внешне с помощью средств межфразовой связи.

Целостность (цельность) –наличие внутренних смысловых отношений между частями текста. Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы. Носителями темы являются ССЦ. ССЦ раскрывает одну какую-либо микротему, в последующих ССЦ эта тема получает развитие, либо совершается переход к новой микротеме. Таким образом происходит движение текста от известного к неизвестному, от темы к реме, в результате чего возникает рема-тематическая цепочка, определяющая границы ССЦ.

Таким образом, во всяком тексте содержится не только сумма высказываний, но «перспектива развития мысли» (Жинкин Н.И.). Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений, синтаксический параллелизм, порядок слов. Регулярная повторяемость ключевых слов, тождество референции (соотнесенность слов с одним и тем же предметом действительности – референтом) – всё это обеспечивает единство темы текста и обеспечивает как кодирование, так и декодирование текста.

7. Интертекстуальность– наличие определенных формальных и семантических отношений между данным текстом и другими текстами. Данный критерий важен, поскольку обеспечивает возможность объединения текстов в более крупные тексты и даже просто возможность продолжения текста.

8. Все категории текста, все его признаки объединяются одним общим назначением – реализовать коммуникативное намерение автора текста. Понять текст, осмыслить его – значит ответить на вопрос: зачем, с какой целью он создан Этот признак определяется либо как целенаправленность, либо как модальность (отношение автора к действительности).

Чтобы создавать коммуникативно правильные тексты, необходимы:

1. Знания (текст, его категории, средства связи в тексте,. функционально-смысловые типы речи, жанры и их композиции).

2. Умения (определять тему, замысел, коммуникативное намерение; планировать содержание высказывания; придавать высказыванию композиционную форму, выбирать соответствующие языковые средства; редактировать).

Таким образом, чтобы создать правильный, соответствующий целям и условиям коммуникации текст, нужно стремиться к тому, чтобы были соблюдены следующие условия: «…соответствие содержания текста его названию (заголовку), завершенность по отношению в названию (заголовку), литературная обработанность, характерная для данного функционального стиля, наличие ССЦ, объединенных разными типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установки».

Сложное синтаксическое целое

Наличие связей между самостоятельно оформленными пред­ложениями, особенно дистантных, позволяет видеть в тексте даже самого большого произведения единое смысловое и структурное целое высшего порядка. В любом тексте невоз­можно найти ни одного предложения, которое не было бы свя­зано с тем или иным предложением контактной или дистант­ной связью. В одних случаях эта связь очевидна, в других — обнаруживается при специальном анализе.

Чтобы показать единство текста в смысловом и структур­ном отношении, необходимо прежде всего выявить его межфра­зовые связи. Рассмотрим пример:

Источник

Оцените статью
Разные способы