- Техники общения в психологии
- Что такое техники общения
- Виды общения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Техники общения
- 6 эффективных техник коммуникации
- Используйте силу тишины
- Отзеркаливайте своего собеседника
- Будьте гибким слушателем
- Получайте обратную связь
- Культивируйте любопытство к общению и людям
- Постарайтесь забыть о себе
- Технологии эффективного общения и рационального поведения – ТОП-10 техник
- В чём отличие эффективного общения от неэффективного
- Технологии эффективного общения – что это
- Что имеет важное значение для эффективного общения
- Неэффективные техники общения
- Очень важное правило в общении «Трех двадцати»
- 8 мощных приёмов эффективного общения
Техники общения в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое техники общения
Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.
В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.
Функции эффективного общения:
- способствует достижению взаимопонимания между людьми;
- направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
- способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.
Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.
Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.
Виды общения
Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.
В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Готовые работы на аналогичную тему
Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.
Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.
Техники общения
Можно выделить следующие техники общения:
- Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности;
- Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом своего собеседника;
- Техника активного слушания;
- Техника вербализации;
- Перефразирование и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
Техника активного слушания – это одна из специальных техник, которая предполагает наиболее полное понимание самочувствия собеседника.
Можно выделить нерефлексивное и рефлексивное слушание. В первом случае в процессе коммуникации один человек говорит, а другой его внимательно слушает либо в полном молчании, либо с минимальным вмешательством в речь говорящего. Рефлексивное слушание предполагает использование таких простейших фраз, как: «да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Зачастую этих фраз достаточно человек, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Для смягчения эмоционального фона делового и повседневного общения используется техника вербализации. Можно выделить следующие виды вербализации:
- непосредственная вербализация собственных эмоциональных состояний партнера, которая предполагает прямое информирование собеседника о собственном эмоциональном состоянии или высказывание переживаний по поводу его чувств и эмоций;
- косвенная (опосредованная) вербализация эмоций и чувств партнера, реализуемая посредством использования таких формулировок, как: Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены»;
- метафорическая вербализация эмоциональных состояний партнера, предполагающая использование аналогий, сравнение, сходств для понижения психического напряжения в общении;
- вербализация общности с партнером. Здесь необходимо отметить, что подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), а также оно должно относится к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Например, в случае подчеркивания общности с собеседником посредством выделения личностных черт, эти черты необходимо воспринимать как его достоинства. В качестве примера вербализации общности с собеседником можно привести следующее высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы»;
- вербализация значимости партнера. Оптимизации эмоционального состояния в решении деловой проблемы можно достичь посредством использования вербализации значимости делового партнера. Зачастую «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации является неконгруэнтным. Чтобы получить правдивую обратную информацию следует отметить подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения проблемы. Такое подчеркивание значимости будет способствовать смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Однако в этом случае есть необходимое условие. Формулировка высказывания должна быть убедительной и искренней. Например: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение»
Источник
6 эффективных техник коммуникации
Термин «коммуникация» размыт. Он может значить все, что угодно и принимает любые формы. Даже граффити на стене можно считать способом коммуникации. По сути, главное — передать свою мысль таким образом, чтобы другой человек понял, что конкретно имеется в виду. Это основа, но помимо этого есть еще несколько задач: понять собеседника, научиться влиять на него, разрешать конфликты и недопонимания.
Чтобы научиться правильно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически все имеет значение:
- То, что говорите;
- То, как говорите;
- То, какие эмоции испытываете;
- То, какие эмоции испытывает собеседник;
- То, понимаете ли вы, какие эмоции испытывает собеседник;
- То, как используете язык тела.
Именно поэтому общение и называют искусством — слишком много нужно учесть, чтобы стать хорошим собеседником. Представляем вам несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров.
Используйте силу тишины
Тишина является сильнейшим оружием, которым люди обычно забывают пользоваться. Зачастую она может сказать больше, чем сотни слов.
При помощи тишины можно погасить гнев собеседника, удивить, даже вызвать улыбку. Есть также разновидность тишины — пауза. Ее тоже можно и нужно использовать. Например, чувствуете, что собеседник что-то недоговаривает. Взяв небольшую паузу, вы даете ему понять, что догадываетесь об этом. Поэтому скорее всего он скажет правду. Или по его поведению будет видно, что он лжет, а это также полезная для вас информация.
Отзеркаливайте своего собеседника
Знаменитая техника из НЛП будет актуальной всегда. Люди, не знающие об этом методе, используют его бессознательно. Влюбленные пары в кафе дышат в унисон, складывают одинаково руки и ноги, склоняют похоже голову. Пары, переживающие неприятные моменты, принимают совершенно разные позы, даже выражение лиц у них отличается.
Поэтому технику отзеркаливания можно применять в ситуациях, когда существует недопонимание и даже враждебность. Начните с языка тела и манеры речи — это пусть и не сразу, но расположит собеседника.
Будьте гибким слушателем
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и своих проблемах. Слушать можно и таким образом, что вы сможете направлять ход беседы при помощи наводящих вопросов. Согласитесь, намного проще заставить человека поверить в то, что он сам ведет беседу, чем убеждать его прямым текстом в этом.
Умение слушать предполагает:
- Внимательно слушать;
- Задавать вопросы;
- Выражать заинтересованность;
- Отсутствие критики;
- Осознавать мотивы собеседника.
Этот навык на первых порах требует терпения. Со временем интерес станет настолько искренним, что вы начнете излучать неподдельную радость от общения с другими людьми.
Получайте обратную связь
Обратная связь важна, потому что в процессе пересказа увлекательной истории мы мало внимания обращаем на реакцию собеседника. А ведь именно реакция является мерилом того, интересно ли ему.
Важно знать две вещи: донесено ли сообщение ясно и четко и было ли это увлекательно. Можно спросить напрямую, но так как «все люди врут», обращайте внимание на язык тела и микровыражения. Люди часто отводят глаза, когда им неприятно или испытывают трудности в речи, когда лгут (хотя иногда это может ничего не значить).
Наводящие вопросы — тоже прекрасный способ получить обратную связь. Только старайтесь так их задавать, чтобы человек высказал свое мнение, а не ваше.
Культивируйте любопытство к общению и людям
Без этого никуда, многие замечают лицемерие и наигранность. И если вам и правда неинтересно общаться, придется первое время притворяться и искать способы полюбить людей.
Вы наверняка замечали, что сегодня хочется вести диалог с человеком и он вам интересен, а вчера было все совершенно иначе. Изменился не он, а ваше отношение, хотя быть может никаких внешних предпосылок не было. Любопытство имеет свойство временно исчезать и если его осознанно не культивировать, то вы так и будете зависеть от собственного настроения. Возможно, вам нужно будет сначала узнать себя, чтобы затем захотеть узнавать других.
Постарайтесь забыть о себе
Шаблон диалога часто одинаков: оба собеседника хотят говорить исключительно о себе. Такое отношение к общению бессмысленно, ведь по сути вы ничего не узнаете, а только в очередной раз продублируете информацию о своей жизни. Поэтому прежде всего проявите интерес к человеку и говорите только о нем. Через какое-то время собеседник, поняв, что его наконец искренне слушают, ответит взаимностью.
Это основные правила, которых стоит придерживаться, когда речь идет об общении. Читайте соответствующую литературу, смотрите обучающие ролики и никогда не допускайте мысль «Я общаться умею, у меня это от природы». В этом искусстве невозможно достичь совершенства, а стремиться к нему можно. Вы можете пройти курс по техникам коммуникации, чтобы узнать больше и научиться находить самые разные подходы к людям.
Источник
Технологии эффективного общения и рационального поведения – ТОП-10 техник
Я практикующий дипломированный психолог (ОГУ,2002г.,диплом с отличием). Пр.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Тебе когда-нибудь говорили, что с тобой классно общаться? Общение предполагает наличие минимум двух человек. Это в любом случае взаимодействие. И где бы ты ни была: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте – везде тебя окружают люди, с которыми ты будешь вступать во взаимный контакт. А эффективным общение будет тогда, когда и ты и собеседник всё, что затратили в процессе общения, получили обратно в виде результата.
Например, затрачиваешь свою энергию, время, силы, эмоции, ресурсы, а получаешь тоже взамен ещё больше энергии, положительных эмоций, какой-то даже материальные результат, помощь и прочее. И так же твой собеседник получает от общения с тобой результат, то есть в итоге общение было для вас обоих эффективно.
В чём отличие эффективного общения от неэффективного
Если ты вкладываешь, общаясь с кем-то, свой ресурс, а взамен ничего не получаешь, то это общение тебя опустошает, оно неэффективно. Наверное, ты иногда замечала, что пообщавшись с каким-то человеком, из тебя как будто вычерпали энергию, и ты такая после этого вообще никакая. Было у тебя такое?
Так вот, если ты хочешь эффективно взаимодействовать с людьми, получать максимум от общения, притягивать людей к себе, понимать и чувствовать каждого человека, этому можно научиться. Ты станешь просто феей-волшебницей, которая будет своим вниманием завораживать каждого, кто вступит с тобой в диалог. Итак начнём.
Технологии эффективного общения – что это
Технологии эффективного общения — это такие способы, приёмы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнёров по общению. Одним словом — это простые, но действенные инструменты для взаимопонимания в общении.
Эмпатия (сочувствие) — это осознанное переживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют и выразить сострадание.
Способов, приёмов и средств существует очень много. По теме коммуникации написано миллионы книг, ведь общение – это целое искусство, овладев которым, ты станешь ассом по взаимодействию.
Что имеет важное значение для эффективного общения
Чтобы тебе научиться эффективно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически всё имеет значение:
- То, что именно ты говоришь.
- То, как ты говоришь.
- То, как ты умеешь слушать собеседника.
- То, какие эмоции ты испытываешь.
- То, какие эмоции испытывает собеседник.
- То, понимаешь ли ты, какие эмоции испытывает собеседник.
- То, как ты используешь язык жестов.
Техники эффективного общения
Неэффективные техники общения
Иногда твоё взаимодействие с другими людьми может привести к конфликтным ситуациям и это случается именно тогда, когда ты применяешь неэффективные техники в общение, такие как:
- Приказы, команды
- Угрозы
- Высмеивание
- Выспрашивание
- Злые шутки
- Выговоры, обвинения
- Нравоучения
- Догадки, интерпретации
- Обвинение
Очень важное правило в общении «Трех двадцати»
- Первые 20 секунд тебя будут оценивать. Это первое впечатление о тебе, которое на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений и только на 7% от вербального компонента.
- Следующие 20 секунд тебя слушают, как и что ты начала говорить.
- Далее 20 секунд оценивается твоё обаяние и улыбки. Улыбка— это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который- расположение собеседника в тебе.
8 мощных приёмов эффективного общения
Очень важно для эффективного общения, чтобы ты обращалась к собеседнику по имени. Если общаешься с малознакомым собеседником, запомни его имя и не забывай время от времени повторять его в разговоре. Это очень расположит собеседника к тебе, так как «имя собственное» самое важное, что есть у человека.
Это когда ты говоришь о себе и от себя, не критикуя собеседника. Например: «Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…». Тем самым ты передаёшь другому человеку твоё безоценочное отношение к определённому событию, ситуации, предмету. Старайся в разговоре заменять «Ты-высказывание» (например: «Ты никогда меня не слушаешь») на «Я-высказывание».
- Третий приём «Активное слушание».
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и о своих проблемах. Этот приём позволит тебе лучше понять собеседника, получить более развёрнутую информацию, тем самым показать свою заинтересованность и в каких-то ситуациях проявить эмпатию (сочувствие).
- Четвёртый приём «Личная жизнь».
Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Например, у твоей подруги есть сын и он для неё – это весь мир, целая Вселенная. И если ты при разговоре поинтересуешься, как дела у её сыночка, то сразу увидишь, как засияло её лицо и после этого она готова с удовольствием откликнуться на любую твою просьбу.
- Пятый приём «Отзеркаливания своего собеседника».
Эта техника из НЛП будет актуальна всегда. Она заключается в том, чтобы отзеркаливать позы, жесты собеседника. Ты можешь её применять, когда существует недопонимание и даже враждебностью. Этот приём поможет тебе расположить к себе собеседника.
Giphy
- Шестой приём «Золотые слова».
Предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположению людей к себе. «Золотые слова» — это комплименты, которые вдохновят любого человека. Например: «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Ты же такая молодец», «Я знаю, ты это сможешь сделать». И человек в ответ будет стремиться полнее реализовать имеющийся потенциал. Соответственно эффективность общения будет высока и для тебя, и для собеседника.
Он заключается в том, что нужно придумать три простых вопроса, на которых человек может ответить «да». После трёх вопросов ты задаёшь контрольный четвёртый, и скорее всего ты услышишь положительный ответ на него. Начальные 3 вопроса программируют подсознание человека. Особое преимущество этого приёма заключается в том, что он с огромной долей вероятности позволит тебе добиться от собеседника положительного ответа на требуемый вопрос.
- Восьмой приём «Отражение чувств».
Это стремление показать собеседнику, что ты понимаешь его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет твои эмоции и переживания. Твой собеседник будет чувствовать в тебе отклик и это, соответственно, повысит эффективность беседы.
Это, пожалуй, самые основные приёмы, которые помогут сделать твоё общение с совершенно разными людьми и в разных сферах жизни более гармоничными и продуктивными. Ты общаешься часто, даже когда молчишь (через твои жесты, движения, мимику). Так пусть твоё общение станет ещё эффективнее!
Один из богатейших людей мира Дж. Рокфеллер сказал: «Умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете!»
Источник