Способы методов отраслей права

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России

Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям — предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права — это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Разнообразие общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право — в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Метод регулирования отрасли права — это совокупность приемов, способов и средств при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод — как, каким образом это регулирование осуществляется.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования :

императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

рекомендательный — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли — например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Выделяют две группы отраслей права: регулятивные и охранительные отрасли.

Регулятивные отрасли права – те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:

1. Конституционное право – предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод — императивный. Главным нормативно правовым актом является Конституция РФ.

2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Преобладающий метод — императивный Основной нормативный акт – административный кодекс РФ.

3. Финансовое право — регулирует общественные отношения в сфере доходов и расходов государства. Основные акты — закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.

4. Гражданское право – регулирует различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основной метод — диспозитивный. Основные правовые акты – Гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.

5. Банковское право – регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты – закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ и др.

Читайте также:  Горит чек подушки безопасности рено меган 2 способы устранения

6. Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.

7. Трудовоеправо – регулирует общественные отношения. Основным нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ.

8. Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей — земельный кодекс, недрами — закон о недрах, водой — водный кодекс.

9. Экологическое право — процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам.

10. Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативный акт — Жилищный кодекс РФ.

11. Семейное право — регулирует брачные, семейные отношения. Основной нормативнй акт — Семейный кодекс.

Охранительные отрасли направлены на защиту правоотношений. К ним относятся:

1. Уголовное право — охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод — императивный. Основной акт уголовный кодекс РФ.

2. Уголовно-процессуальное право — объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основной акт — уголовно процессуальный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительное право – регулирует процесс исполнения наказаний.

4. Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских споров. Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс.

5. Арбитражное право – регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс.

Особое положение занимает международное право — система норм, регулирующая отношения между государствами. Регулируется международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.

Среди формирующихся отраслей права можно назвать отрасли воздушного, предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Появление новых отраслей права связано объективной дифференциации общественных отношений, их государственно-правовой оценкой (обусловлено интересом государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений»[135]), а также степенью развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные факторы (объективные, оценочные и нормативные) учитываются при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития[136].

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

Читайте также:  Выберите морфемные способы словообразования

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Читайте также:  Как солить сыроежки холодным способом без варки рецепт

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы