Методика обучения метанию — подсказки для инструктора
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая группа) на тему
В кратком, тадличном виде представлены основные рекомендации по обучению дошкольников технике метания. Предложенный материал является дополнением к картинкам — схемам «Осваиваем технику метания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_metaniyu.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения метанию вдаль
Особенности выполнения движений детьми
Педагогические требования при обучении движениям
Младший дошкольный возраст
Движения свободные, размашистые, энергичные. Дети метают предметы движением руки от плеча, предварительно согнув руку, и не выпрямляют ее при броске. Бросок часто резкий с направлением вниз.
Использовать зрительный ориентир : куст. Ветка дерева, цветная ленточка. Обращать внимание на то, чтобы дети выполняли метание как правой, так и левой рукой.
Средний дошкольный возраст
Нет согласованности работы мышц, умения соразмерять силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее расположения (горизонтальная или вертикальная цель). Не развит глазомер и координация движений
Обращать внимание на самостоятельные попытки детей овладеть метанием, создавать для этого необходимые условия на участке, на прогулках в лес, на луг. К водоему. Предлагать интересные задания и игры
Старший дошкольный возраст
Недостаточно развиты глазомер и координация движений, недостаточно согласована работа мышц
Обращать внимание на исходное положение, на правильный хват мяча ( три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку)
Методика обучения метанию в цель
Особенности выполнения движения детьми
Педагогические требования при обучении движениям
Младший дошкольный возраст
Нет согласованности работы мышц, умения соразмерять силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее расположения (горизонтальная или вертикальная цель). Не развиты глазомер и координация движений
Расстояние, с которого дети бросают предметы в цель, равняется приблизительно 1 м.
В работе с младшими дошкольниками применяются такие упражнения, как попадание мячом в корзину, обруч, сбивание кеглей и некоторые другие. Дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, не выпрямляя ее при броске. Обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой – это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики нарушений осанки.
Средний дошкольный возраст
Нет согласованности работы мышц, умения соразмерять силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее расположения (горизонтальная или вертикальная цель). Не развиты глазомер и координация движений
Расстояние, с которого дети бросают предметы в цель, равняется приблизительно 1 м.
В работе с младшими дошкольниками применяются такие упражнения, как попадание мячом в корзину, обруч, сбивание кеглей и некоторые другие. Дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, не выпрямляя ее при броске. Обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой – это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики нарушений осанки.
Старший дошкольный возраст
Недостаточно развиты глазомер и координация движений, недостаточно согласована работа мышц
Обращать внимание на чередование бросков и технику выполнения движения. Старшие дошкольники метают с расстояния 2-3 м от цели. Чаще упражнять в метании левой рукой (правой).
Из-за спины через плечо
1 ф. – и.п. правая нога отставлена назад, ноги – немного шире плеч, туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки, правая рука полусогнута в локте перед грудью, левая опущена вдоль туловища;
2 ф. – туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад, и тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад;
3 ф. – правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед;
4 ф. – тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, правая нога приставляется к левой.
Прямой рукой снизу
1 ф. – и.п. ноги- немного шире плеч, правая отставлена назад. Правая рука полусогнута в локте перед грудью или вдоль туловища, туловище повернуто в вполоборота вправо; взгляд обращен вперед;
2 ф. – туловище наклоняется вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу; правая, выпрямляясь, ставится на носок; правая рука сгибается в локте, поднимается вперед – вверх. Левая отводится вниз – назад;
3 ф. – правая рука отводится вниз – назад до предела правая нога отставляется назад и сгибается в колене; туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется, левая рука выносится вперед;
4 ф. – движения правой рукой вниз-вперед-вверх; левая рука рывком идет вниз-назад-вверх; правая нога приставляется к левой, руки опускаются.
Прямой рукой сверху
1 ф. – и.п. ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом вдоль туловища или полусогнута перед грудью, туловище вполоборота вправо; левая рука вдоль туловища;
2 ф. – правая рука вперед – вверх, туловище наклоняется слегка вперед, левая рука отводится вниз-назад;
3 ф. – правая рука относится вниз – назад, затем вниз – вперед – вверх до отказа; ноги сгибаются в коленях;
4 ф. – туловище и ноги выпрямляются в направлении вверх – вперед; рука прямая направляется вверх – вперед, кистью выбрасывает предмет; правая нога приставляется к левой.
Прямой рукой сбоку
1 ф. – и.п. ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом вдоль туловища;
2 ф. – правая рука вперед-вверх; левая рука слегка отводится вниз – назад;
3 ф. – туловище отклоняется, правая рука отводится назад до отказа, тяжесть переносится на правую ногу, согнутую в колене, левая рука идет вперед – вправо;
4 ф. – правая нога выпрямляется, туловище поворачивается влево – вперед, правая рука движется вперед – влево и кистью выбрасывает предмет; левая рука – вниз – назад; правая нога приставляется к левой ( для сохранения равновесия)
Двумя руками «снизу»
1 ф. – и.п. : ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад;
2 ф. – обе руки с предметом поднимаются вперед – вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу;
3 ф. – руки с предметом опускаются вниз и подводятся к правой ноге; туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется;
4 ф. – туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперед, правая нога приставляется к левой.
1 ф. – и.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью;
2 ф. – туловище наклоняется слегка вперед – вниз, руки с предметом выносятся вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу.
3 ф. – туловище и руки с предметом отклоняются назад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу;
4 ф. – туловище и нога выпрямляются, руки, выпрямляясь бросают предмет; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.
1 ф. – и.п.: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх и согнуты так, чтобы предмет находился за головой;
2 ф. – податься всем корпусом вперед;
3 ф. – туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях;
4 ф. – туловище и ноги выпрямляются, подняться на носки, руки выпрямить – вверх и сделать бросок.
1 ф. – и.п.: правая нога отставлена назад, руки с предметом отведены назад – вправо;
2 ф. – развернуть туловище в сторону;
3 ф. – руки с предметом отводятся назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу;
4 ф. – тяжесть тела переносится на левую ногу, предмет выбрасывается движением туловища и рук вперед.
Источник
Методика обучения метанию:
методическая разработка (старшая группа) на тему
В дошкольном детстве происходит разностороннее развитие ребенка, овладение разными видами деятельности, освоение уникальным жизненным опытом. Накопление опыта в области движений является базой для дальнейшего обучения в школе и приобщение к спорту.
Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание на необходимое обогащение двигательного опыта детей, развитее координаций движений. У детей в дошкольный период детства происходит закладывание основ выполнения точностных движений, потому подбор материалов и средств для их эффективного развития — довольно актуальная проблема в процессе их физического воспитания.
Метание является одним из важных компонентов двигательного опыта ребёнка, базовым компонентом программы по физическому воспитанию дошкольных общеобразовательных учреждений. Начало обучения метанию — уже с первой младшей группы и заканчивается оно только по окончанию школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика обучения метанию | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения метанию:
Содержание процесса обучения детей шестилетнего возраста различным видам метаний отличается своими методическими особенностями, которые в основном касаются способов выполнения, с активным развитием мышления ребенка, что в итоге способствует формированию основ его поведения. Педагогу для этого необходимо формировать на физкультурных занятиях такие условия, когда детям нужно думать над двигательными действиями для развития их личностных качеств [ 51, 6 ] .
Метание нужно выполнять и правой, и левой рукой. Это выступает необходимым условием для пропорционального развития мышц плечевого пояса. Метательные движения используются не только при обучении технике этих двигательных действий, но и с целью развития координационных и скоростно-силовых способностей.
Получение положительных результатов метания – это необходимость обучения технике метания предметов. Без обучения и проведения регулярных тренировок самое «простое», что может произойти – это вывихи плечевого сустава или растяжение связок голеностопа. Ведь детям необходимо понять, как нужно координировать движения рук и ног, чтобы иметь достойные результаты. Потому игры с метанием мяча могут укрепить мышцы: рук, ног, туловища, помочь лучше понять свое тело, научиться им управлять. В особенности это упражнение важно для детей [ 8; 53 ] .
В свою очередь, принято делить цели для метаний на горизонтальные и вертикальные. Целью для метания (или другими словами, мишени) могут быть разные предметы — корзины, обручи, большие мячи, ящики, щиты с нарисованными на них кругами, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальную цель размещают на плоскости, вертикальная — на разной высоте.
Педагогу при метании в цель необходимо показать детям более удобные и эффективные способы выполнения упражнений, не требуя от детей еще точного воспроизведения движения. При их показе, необходимо объяснять, что в корзину или ящик попадать будет легче, если бросать предмет снизу двумя или одной рукой перед собой, так же показать, как большой мяч бросать двумя руками от груди и др. [ 8, с. 67; 48, с. 204 ] .
Выполнение метания мяча (предмета) вдаль производится произвольно, но также необходимо предварительно показать образец выполнения упражнения самим педагогом. Важным будет обратить внимание детей на то, что выполнение метания производится не вперед-вниз, а вперед-вверх, так как это позволяет увеличивать дальность полета мяча (предмета).
Повысить эффективность упражнений в метании и вдаль и в цель можно при обучении ребенка занимать правильное исходное положение.
Любое упражнение в метании является поступательным движением. Поэтому, при разучивании его педагогу нужно обращать внимание детей на следующие, идущие друг за другом основные фазы: 1.«правильное исходное положение», 2.«прицеливание»,3. «замах» и 4.«финальное усилие».
На этапе совершенствования движений в метании необходимо обращать внимание детей на то, что в момент замаха должен быть сделан вдох, а в момент финального усилия — выдох. В целом же при выполнении данного упражнения дышать детям следует произвольно.
Развитию скоростно-силовых качеств, формированию стопы и осанки будут способствовать упражнения с набивными мячами (бросание снизу из разных исходных положений, бросание из-за головы, и др.).
Расстояния до цели в зависимости от ее величины, а также размера, внешнего вида, веса и других качеств мяча (или предмета), который нужно детям метать, зависит и выбор способа метания или броска. Педагогу нужно в каждом конкретном случае предлагать детям тот способ, который сможет обеспечивать наилучший результат выполнения. Среди многообразных способов рассмотрим технические особенности более распространенных способов: метание мяча (предмета) в горизонтальную цель прямой рукой снизу, метание мяча (предмета) в вертикальную цель прямой рукой сбоку из высокой и низкой стоек и метание мяча (предмета) прямой рукой сверху из-за головы через плечо.
При выполнении метания вдаль и в цель воспитателю нужно объяснять ребенку, какое должно быть исходное положение — одна нога выносится вперед, носок другой ноги в сторону развернут. Замахи дети пытаются выполнять круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до ее полного выпрямления, при активном выносе над плечом вперед-вверх. Такое правильное слитно выполняемое движение обычно удается вначале немногим детям, в основном мальчикам. Необходимо продемонстрировать детям правильный захват мяча, когда три пальца размещены сзади мяча, а мизинцем и большим пальцем поддерживается мяч сбоку [ 8; 48 ] .
Метание в горизонтальную цель в старшем возрасте производится по следующей схеме [ 8; 53 ] :
1. Исходное положение: а) стойка к мишени вполоборота, ноги на ширине плеч; б) прицеливание — правая рука выдвинута вперед, левая свободно вниз опущена.
2. Замах: а) тяжесть тела переносится на правую ногу, левая нога — на носок; б) одновременно правая рука поднимается вверх.
3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, тяжесть тела переносится на левую ногу, правая – на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, при одновременном хлещущем движении кисти; в) попадание в цель.
4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, равновесие сохраняется.
В старшем возрасте метание в вертикальную цель производится по следующей схеме:
1. Исходное положение: а) стойка лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая нога – впереди; б) прицеливание — правая рука с предметом на уровне глаз.
2. Производится замах: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги, левая – на носок; б) одновременно правая рука движется вниз-назад-вверх, при этом согнута в локте; в) поворот в направлении броска.
3. Выполнение броска: а) вес тела переносится на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) метание в цель.
4. Заключительная часть: равновесие сохраняется.
Рассмотрим организацию упражнений в метании. Она происходит следующим образом: справа (или слева) от метающего ставятся ведерки или коробки с одинаковым числом мячей или мешочков (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой (или левой) рукой. И в этом случае часто дети берут мяч правильно, но затем все-таки его перекладывают в боле привычную для метания руку. В основном чаще это встречается у детей, которые умеют уже уверенно метать и определили для себя «сильную» руку (она может быть правой, и левой). Воспитателю нужно вести контроль количества бросков правой и левой рукой. Если большинство детей в группе плохо смогли освоить метание левой рукой, то начинать обучение надо именно с метания левой рукой.
Методика обследования метания следующая: Метание вдаль проводится на площадке (площадка длиной — не меньше 10 – 20 м, шириной 5 – 6 м), которую заранее следует разметить флажками или цифрами на метры. Мячи или мешочки удобно уложить в ведерки для каждого ребенка. Воспитателем уточняется порядок выполнения задания: по команде бросание мешочка (мяча) в определенном направлении, затем по команде производится сбор мешочков (мячей). Метание в цель должно проводиться индивидуально, всем детям также даётся по три попытки каждой рукой.
В старшем возрасте метание в даль производится по следующему алгоритму [ 9 ] :
1. Занимается исходное положение: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая нога – на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть – опущен вниз.
2. Замах производится: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги и переносе на нее веса тела, левая нога – на носок; б) одновременно разгибается правая рука, размашисто ее отвести вниз-назад — в сторону; в) переносится вес тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть приподнимается вверх, спина прогибается – «положение натянутого лука».
3. Выполнение броска: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правая рука с предметом резко выпрямляется; б) хлещущим движением кисти предмет бросается вдаль — вверх; в) сохраняется заданное направление полета предмета.
4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия.
Наибольшая дальность полета обеспечивается при использовании способа метания из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, которые применяется в физкультуре для взрослых при метании гранаты). Но овладение этим способом вызывает некоторые затруднения. Потому в упражнениях пользоваться ориентирами, расположенными выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшими условиями для таких упражнений является природное окружение:
— приготовиться — стать боком (левым боком при выполнении метания правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;
— прицелиться — руку с мешочком вытянуть в сторону метания, туловище повернуть;
— замахнуться — отводится прямая рука вниз – назад — вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;
— бросить — туловище и ноги выпрямить вверх — вперед, почти вынося прямую руку вверх — вперед, резко выбросить кистью мешочек.
Источник