Что скрывает маркировка. Мясо и мясные продукты
Рынок мяса и мясной продукции является одним из крупных сегментов рынка продовольственных товаров как по объемам продаж и покупок, так и по числу видов продаваемых товаров. Особая роль рынка мяса и мясных продуктов определяется их значимостью как основного (наряду с молочными продуктами, рыбой) источника белков животного происхождения в рационе питания человека. Мясная пища — основной источник полноценных белков, в которых содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые для обеспечения пластических процессов в организме.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции, в том числе маркировки пищевой продукции, разработаны технические регламенты Таможенного союза.
Маркировка мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013). Последний технический регламент Таможенного союза вступил в силу 1 мая 2014 года и определяет обязательные требования, в том числе и к маркировке продуктов убоя и мясной продукции.
Что должно быть на упаковке мясных продуктов?
1) Наименование пищевой продукции;
В наименовании мясной продукции указывается или помещается в непосредственной близости от наименования информация о группе (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной») и виде (например, «колбасное изделие», «продукт из мяса», «полуфабрикат», «кулинарное изделие», «консервы», «продукт из шпика», «сухой продукт», «бульон») мясной продукции.
2) Состав пищевой продукции;
В маркировке мясной продукции в составе такой продукции указывается вода при любом способе ее добавления (в виде льда, рассола, раствора и пр.).
В маркировке мясной продукции, в составе которой содержатся комплексные пищевые добавки (а также в составе маринадов и рассолов), должны указываться входящие в состав таких добавок компоненты.
3) Количество пищевой продукции;
4) Дата изготовления пищевой продукции;
5) Срок годности пищевой продукции;
6) Условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки (например, вскрытие газовой упаковки или вакуумной упаковки продукта);
7) Наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции, а также наименование и место нахождения импортера импортной продукции;
8) Рекомендации или ограничения по использованию, в том числе приготовлению, если ее использование без таких рекомендаций затруднено, или может причинить вред здоровью потребителей, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) Показатели пищевой ценности продукции;
10) Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее — ГМО).
11) Единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
Маркировка мяса в тушах, полутушах, четвертинах и отрубахдолжна соответствовать следующим требованиям:
а) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину наносится оттиск ветеринарного клейма в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами государств-членов в области ветеринарии;
б) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину допускается дополнительно наносить оттиск товароведческого клейма;
в) в товаросопроводительной документации на неупакованные продукты убоя указывается вид мяса продуктивного животного, от которого получен продукт убоя, наименование продукта убоя, термическое состояние туш, полутуш, четвертин и отрубов («охлажденное», «замороженное»), анатомическая часть туши (для отрубов); наименование и место нахождения изготовителя продуктов убоя; количество продуктов убоя; дата изготовления, срок годности и условия хранения продуктов убоя.
Маркировка субпродуктовтакже должна соответствовать следующим требованиям:
- на транспортную упаковку наносится оттиск ветеринарного клейма в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами государств-членов в области ветеринарии;
- в маркировке указываются информация о термическом состоянии (например, «охлажденное», «замороженное»), наименование субпродукта и вид продуктивного животного, от которого получен продукт убоя;
- в маркировке указывается (при наличии) информация о категории субпродуктов (например, «печень говяжья охлажденная 1 категории»).
Маркировка колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика, также должна соответствовать дополнительно следующим требованиям:
- в маркировке указывается информация о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной»), виде мясной продукции («колбасное изделие», «продукт из мяса», «продукт из шпика»), способе технологической обработки («вареные», «копченые», «полукопченые», «варено-копченые», «сырокопченые», «сыровяленые», «запеченные», «копчено-запеченные», «варено-запеченные», «жареные», «соленые»);
- в маркировке замороженной продукции указывается информация о термическом состоянии («замороженный»);
- в маркировке указывается (при наличии) информация о категории или сорте колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика;
- в маркировке колбасных изделий дополнительно может указываться информация о колбасных изделиях (например, «колбаса», «колбаски», «сосиски», «сардельки», «шпикачки», «колбасный хлеб»);
- в маркировке продуктов из мяса дополнительно может указываться информация о продуктах из мяса исходя из анатомического признака (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»).
Маркировка полуфабрикатов и кулинарных изделийдолжна соответствовать дополнительно следующим требованиям:
- в маркировке указывается информация о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий»), виде мясной продукции («полуфабрикат», «кулинарное изделие»), виде полуфабрикатов и кулинарных изделий («рубленые», «в тесте», «фаршированные», «фарш», «формованные», «крупнокусковые», «панированные», «мелкокусковые»), а также информация о термическом состоянии («охлажденные» — для полуфабрикатов с температурой от минус 1,5 °C до плюс 6 °C в любой точке измерения, «замороженные» — для полуфабрикатов и кулинарных изделий с температурой не выше минус 8 °C в любой точке измерения);
- в случае изготовления охлажденной продукции из замороженных продуктов убоя информация об этом указывается в маркировке такой продукции (например, «изготовлено из замороженного сырья»);
- в маркировке указывается (при наличии) информация о категории полуфабрикатов;
- в маркировке дополнительно может указываться информация о полуфабрикатах и кулинарных изделиях (например, «панированные», «с гарниром», «без гарнира», «блинчики», «пельмени», «манты»).
Маркировка консервовдополнительно должна соответствовать следующим требованиям:
- в маркировке указывается информация о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной»), виде мясной продукции («консервы») и способе технологической обработки («стерилизованные», «пастеризованные»);
- в маркировке указывается информация о виде консервов («кусковые», «рубленые», «фаршевые», «паштетные», «ветчинные»);
- в маркировке указывается (при наличии) информация о сорте консервов;
- при невозможности нанесения маркировки на потребительскую упаковку способом, обеспечивающим сохранность и читаемость информации до конца срока годности (литография, флексография или иной способ офсетной печати), информация о дате изготовления консервов, ассортиментном номере (при наличии) наносится на крышку, донышко или этикетку потребительской упаковки.
Не допускается:
— маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»)
— маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»);
— использовать в маркировке мясной продукции слова «произведено из охлажденного сырья» или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного.
В случае если изготовитель продуктов убоя и мясной продукции, поступающих для реализации на предприятия розничной и оптовой торговли, предполагает их дальнейшее упаковывание в процессе реализации в потребительскую упаковку с изменением их количества и (или) вида их упаковки, то в маркировке таких продуктов убоя и мясной продукции должна содержаться информация о сроках годности до вскрытия упаковки и после вскрытия упаковки (нарушения ее целостности), но в пределах общего срока годности.
В случае отсутствия такой информации в маркировке продуктов убоя и мясной продукции не допускается изменение их количества и (или) вида упаковки продуктов убоя и мясной продукции, поступающих для реализации на предприятия розничной и оптовой торговли.
В маркировке продуктов убоя и мясной продукции, упакованных в процессе реализации с изменением количества и (или) вида упаковки, дополнительно должна указываться информация о дате их упаковывания и сроке годности, за исключением случаев, когда продукты убоя и мясная продукция упаковываются в присутствии потребителя на предприятиях розничной и оптовой торговли.
Важно!
«Мясосодержащий продукт» — мясная продукция, которая изготовлена с использованием немясных ингредиентов и массовая доля мясных ингредиентов которой составляет от 5 до 60 процентов включительно;
«Мясо-растительный продукт» — мясосодержащий продукт, который изготовлен с использованием ингредиентов растительного происхождения и массовая доля мясных ингредиентов которого составляет от 30 до 60 процентов включительно;
«Растительно-мясной продукт» — мясосодержащий продукт, который изготовлен с использованием ингредиентов растительного происхождения и массовая доля мясных ингредиентов которых составляет от 5 до 30 процентов включительно.
Источник
Как читать маркировку колбасы
Содержание
Сегодня на полках магазинов можно встретить колбасы с самым разнообразным составом и способом приготовления. Не ошибиться с выбором варёной и правильно прочесть её маркировку помогут рекомендации, подготовленные экспертами Роскачества.
При выборе и покупке вареной колбасы первым делом необходимо сверить реальные условия хранения с допустимыми. Температура в холодильнике должна быть от 0 °С до 6 °С включительно. Важно помнить, что продукт, упакованный без вакуума, имеет меньший срок годности, – рассказала Людмила Викулова, директор департамента исследований Роскачества.
Итак, колбаса варёная, произведённая по ГОСТу, должна иметь следующий ингредиентный состав: свинина, говядина, вода, яйца куриные или меланж яичный, молоко коровье сухое цельное или обезжиренное, соль поваренная пищевая, сахар-песок, пряности (орех мускатный или кардамон). Это рецепт докторской колбасы. Другие рецептуры также могут включать в себя чёрный перец, чеснок, шпик или же наоборот исключать виды мяса, например, исключать говядину – в таком случае получится свиная вареная колбаса.
В составе колбасы по ГОСТу не должно быть мяса курицы, растительных (соевых, пшеничных и пр.) белков, клетчатки и крахмала. Также важно обратить внимание, чтобы вода значилась в составе лишь на третьем месте. Сначала на этикетке указывается мясо – его в составе больше всего, затем только вода, потому что её соотношение к другим ингредиентам примерно один к трём. Ингредиентный состав продуктов на этикетке формируется в зависимости от процентного соотношения их в рецептуре.
Часто при выборе колбасы потребители заостряют своё внимание на
Е-добавках. На самом деле, не все они являются условно-вредными и канцерогенными. Даже государственный стандарт допускает использование некоторых из них.
Помимо этого, существуют и нежелательные добавки. Например, Е120 и Е252 могут оказывать канцерогенный эффект. Е536 также стоит избегать, оно малотоксично, но производители, вырабатывающие колбасные изделия не по ГОСТу могут использовать его в качестве эмульгатора.
Что касается внешнего вида этих изделий, они должны быть упругими, без полостей. Цвет изделия должен быть от розового до светло-розового, консистенция не должна содержать комочков и явных цветовых пятен – это говорит о нарушении технологии производства, – пояснила Людмила Викулова, директор департамента исследований Роскачества.
Источник
Основы защиты прав потребителей
Продажа продовольственных товаров
Размещен: 14.09.2020 г.
Маркировка мясной продукции
Право потребителя на информацию является одним из основных в системе потребительских прав. Именно наличие информации позволяет сделать компетентный выбор на рынке товаров, работ и услуг.
Вся необходимая информация о любом пищевом продукте содержится на его маркировке.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы маркировки пищевой (в том числе мясной) в Российской Федерации являются:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защита прав потребителей».
Мясная продукция – это пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения.
Маркировка пищевой продукции — информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Основные требования к маркировке мясной продукции
Общие требования к маркировке пищевой продукции указаны в пункте 4.1. статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Так, маркировка упакованной продукции должна содержать следующие сведения:
наименование пищевой продукции;
состав пищевой продукции;
количество пищевой продукции;
дату изготовления пищевой продукции;
срок годности пищевой продукции;
условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
показатели пищевой ценности пищевой продукции;
сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее — ГМО).
маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»);
маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»);
использовать слова «произведено из охлажденного сырья» или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного;
указание на маркировке мясной продукции названий комплексных пищевых добавок, а также маринадов и рассолов без указания входящих в них компонентов.
- использование общепринятых названий, образованных по анатомическому признаку (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»), характерному рисунку на разрезе (например, «сервелат», «салями», «ветчинная»), виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиная», «говяжья», «из свинины», «из говядины») или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, «пастрома», «балык», «купаты», «бифштекс»).
В наименовании мясной продукции указывается или помещается в непосредственной близости от наименования информация о группе (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной») и виде (например, «колбасное изделие», «продукт из мяса», «полуфабрикат», «кулинарное изделие», «консервы», «продукт из шпика», «сухой продукт», «бульон») мясной продукции.
В маркировке продуктов убоя и мясной продукции, упакованных в процессе реализации с изменением количества и (или) вида упаковки, дополнительно должна указываться информация о дате их упаковывания и сроке годности, за исключением случаев, когда продукты убоя и мясная продукция упаковываются в присутствии потребителя на предприятиях розничной и оптовой торговли.
Колбасное изделие — мясная продукция, изготовленная из смеси измельченных мясных и немясных ингредиентов, сформованная в колбасную оболочку, пакет, форму, сетку или иным образом, подвергнутая тепловой обработке или не подвергнутая тепловой обработке до готовности к употреблению.
В маркировке указывается информация:
о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной»), виде мясной продукции («колбасное изделие», «продукт из мяса», «продукт из шпика»), способе технологической обработки («вареные», «копченые», «полукопченые», «варено-копченые», «сырокопченые», «сыровяленые», «запеченные», «копчено-запеченные», «варено-запеченные», «жареные», «соленые»)
для замороженной продукции — о термическом состоянии («замороженный»).
о категории или сорте колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика.
дополнительно — о колбасных изделиях (например, «колбаса», «колбаски», «сосиски», «сардельки», «шпикачки», «колбасный хлеб»).
Полуфабрикаты и кулинарные изделия:
Мясной полуфабрикат — мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.
Кулинарное изделие — мясной (мясосодержащий) полуфабрикат, в процессе изготовления прошедший тепловую обработку до полной кулинарной готовности.
В маркировке указывается информация:
о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий»), виде мясной продукции («полуфабрикат», «кулинарное изделие»), виде полуфабрикатов и кулинарных изделий («рубленые», «в тесте», «фаршированные», «фарш», «формованные», «крупнокусковые», «панированные», «мелкокусковые»), а также информация о термическом состоянии («охлажденные» — для полуфабрикатов с температурой от минус 1,5 °C до плюс 6 °C в любой точке измерения, «замороженные» — для полуфабрикатов и кулинарных изделий с температурой не выше минус8 °C в любой точке измерения);
в случае изготовления охлажденной продукции из замороженных продуктов убоя информация об этом указывается в маркировке такой продукции (например, «изготовлено из замороженного сырья»);
в маркировке указывается (при наличии) информация о категории полуфабрикатов;
дополнительно — о полуфабрикатах и кулинарных изделиях (например, «панированные», «с гарниром», «без гарнира», «блинчики», «пельмени», «манты»).
Консервы — мясная продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, которые обеспечивают микробиологическую стабильность и отсутствие жизнеспособной патогенной микрофлоры, и пригодная для длительного хранения.
В маркировке указывается информация:
о группе мясной продукции («мясной», «мясосодержащий»,
«мясорастительный», «растительно-мясной»), виде мясной продукции («консервы») и способе технологической обработки («стерилизованные», «пастеризованные»);
о виде консервов («кусковые», «рубленые», «фаршевые», «паштетные», «ветчинные»);
о сорте консервов.
Мясная продукция для детского питания:
Предназначена для детского питания (для детей раннего возраста от 6 месяцев до 3 лет, детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет, детей школьного возраста от 6 лет и старше), отвечающая соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющая вреда здоровью ребенка соответствующего возраста.
В маркировке указывается информация:
отражающая предназначение такой продукции для питания детей («для детей раннего возраста», «для детей дошкольного возраста», «для детей школьного возраста»), или содержится указание на конкретный возраст ребенка, начиная с которого возможно использование данной продукции (например, «для питания детей с 6 лет»);
о сроках годности и условиях хранения после нарушения целостности потребительской упаковки;
информация о классе мясной продукции;
для детей первого года жизни — о возрасте ребенка (в месяцах), начиная с которого допускается введение данной продукции в рацион ребенка, о степени измельчения данной продукции (например, «гомогенизированные», «пюреобразные», «крупноизмельченные»), а также рекомендации по ее потреблению.
Источник