Способы манипуляции с информацией

Основные способы манипулирования информацией

Доступ к информации имеет для людей большое значение. Эту значимость информации для людей легко подтвердить. Стоит лишь обратить внимание на истовое стремление людей к поиску истины, можно привести немало примеров самопожертвования в поисках правды.

Многими людьми движет поиск правды, как побудительный мотив к их деятельности. Благодаря этому беспрерывному поиску они ощущают себя “в своей тарелке”, ощущают себя нужными.

Однако находятся люди, заинтересованные в том, чтобы ограничить доступ других людей к информации. Так осуществляется управление людьми.

Я уже упоминал в других статьях, что управление с помощью лжи легко выстраивается в иерархию. То есть тот, кто имеет над нами власть имеет право лгать нам, однако мы не имеем права лгать имеющему власть над нами. Зато мы можем лгать тем, кто ниже нас по социальному положению. Я умышленно выделил выражения ”имеет право” курсивом для того, чтобы пояснить, что это ”право” конечно же находится за пределами настоящего правового поля, а действует негласно.

Поэтому, большинство способов манипулирования информацией основаны на лжи. Ложь определяется как намеренное введение одним человеком другого в заблуждение, причем без предварительного согласия последнего. В статье посвященной видам лжи делается акцент на двух разновидностях лжи, которые вводят в заблуждение: это умолчание и искажение.

Таким образом, целью манипулирования информацией является введение других людей в заблуждение.

В этой статье мы рассмотрим основные способы манипулирования информацией основанные на лжи, это умолчание и искажение. Все остальные способы манипулирования информацией являются по сути их модификациями.

Итак, давайте посмотрим на них внимательнее:

Искажение информации, как способ манипулирования, представляет собой либо откровенную ложь, либо подтасовку фактов таким образом, чтобы полностью терялся всякий изначальный смысл сообщения. И более того, чтобы сообщение наполнилось совсем другим смыслом, угодным манипулирующему.

2. Утаивание информации

Утаивание информации, как способ манипулирования, заключается в том, чтобы ввести адреса влияния в заблуждение, исказив смысл сообщения за счет важного недостающего звена в цепи информации. Если информация состоит как из условно негативных, так и из условно позитивных фактов, то манипулирование информацией посредством утаивания осуществляется за счет утаивания одних фактов, например положительных, для того, чтобы семантический смысл сообщения был сформирован негативными фактами.

3. Способ подачи информации

Способ подачи информации часто оказывает значительное влияние на те выводы, которые делает из сообщения адресат. Представьте себе, что информация идет сплошным массивом, без пауз, без абзацев, и ее избыточно много.

Это вынуждает адресата сообщения разгребать завалы информационного мусора, чтобы найти в них рациональное зерно. И, зачастую, смысл сообщения искажается именно избыточностью информации в целом.

Другой крайностью способа подачи информации является выдача ее мелкими порциями и растягивание во времени. Такую растянутую во времени информацию, де еще и выданную мелкими порциями чрезвычайно сложно увязать воедино для того, чтобы сделать для себя в результате верные выводы.

Другим манипулятивным способом подачи информации является, например, показ по телевидению подборки курьезов и ляпов, вслед за которой демонстрируется репортаж о голодовке протеста. Тогда такая голодовка протеста воспринимается с оттенком курьезности, и вникнуть в содержательную причинную часть этого сообщения становится уже гораздо труднее.

4. Момент подачи

К интересным наблюдения в своих исследованиях подачи информации пришел В. Х. Рикер. Он обратил внимание, что по одним и тем же вопросам, поставленным на голосование, могут выносится совершенно разны решения в зависимости от того порядка, в котором они рассматриваются! То есть, например, смещая важные, но противоречивые вопросы в конец голосования, можно добиться по ним гораздо меньшего сопротивления и большего согласия! А это, согласитесь, ни что иное как манипулирование.

5. Подпороговая подача информации

В статье Всегда ли можно заметить или услышать скрытое манипулирование чуть более подробно освещаются вопросы подпороговой подачи информации. Если формулировать кратко, то подпороговая подача информации заключается в том, что бы влиять на наше подсознание, которое в отличие от сознания, не обладает критичностью.

Такие приемы используются, например, в средствах массовой информации, когда смена музыкальной мелодии в тот момент, когда в сообщении передается материал должный оказать влияние, побуждает обратить на него внимание слушателей. На радио и в СМИ прием, когда в основную фонограмму производится отдельное вторжение, называется ”отбивка”.

6. Помеха вместе с сообщением

Этот способ манипулирования информацией состоит в том, что одновременно с основным сообщением параллельно дается еще одно сообщение, которое искажает восприятие основного.

7. Подача в одном сообщении противоречащих друг другу сигналов

Противоречия могут создаваться различными способами. Это может быть противоречие между содержанием послания и интонацией, с которой оно произносится. Это может быть противоречие между словами и ситуацией: ”Ну хватит, я больше не могу вас отвлекать своей пустяковой проблемой”. Такая фраза, сказанная нам в тот момент, когда мы уже втянулись в решении е этой проблемы, может вызвать замешательство. Ведь, в таком случае возникает дилемма: либо признать проблему действительно никчемной (и уронить свое лицо из-за неспособности справиться с ней), либо продолжать заниматься ее решением под влиянием сомнений о ее важности.

Читайте также:  Лучший способ очистки микроволновки

8. Лингвистические способы манипулирования информацией

Известный лингвист Татьяна М. Николаева в своих работах приводит следующие способы манипулирования информацией:

1. Универсальные высказывания

Высказывания универсальные в том смысле, что их правдоподобность невозможно проверить в принципе. Это жесткие безапелляционные высказывания, наподобие:

— Во всем виноваты… и тому подобные

2. Расширенные обобщения

— Люди себя так не ведут. Но ведь они дети. Этой фразой делается скрытый намек: — Детям можно простить некоторые шалости.

3. Неявное указание на условно общепризнанную норму

Выражение “Вы даже дверь за собой не закрыли” оказывает более сильное влияние, чем просто: «Закрой дверь».

4. Маскировка под предположение

«Несмотря на их отношения, их все-таки отправили вместе в командировку». Этим выражением манипулирующий вынуждает обратить внимание на то, что между сослуживцам плохие отношения.

5. Искусственная ссылка

Этот способ манипулирования заключается в том, что манипулирующий создает некий посторонний авторитет и на него же ссылается сам, например:

“А физиологи говорят по этому поводу, что…”, или более обобщенно:

«Есть мнение. », «Умные люди считают, что…». Не согласиться с последним высказыванием означает признать себя неумным. Вообще в любых высказываниях подобного рода подразумевается присутствие некой третьей силы: «Они».

6. Саботаж общения

Этот способ манипуляции состоит в том, что манипулирующий игнорирует сообщения адреса и отвечает фразами, содержащими новый контекст:

— Скажите, как пройти на улицу Койкого?

— А вам что там нужно?

Эта техника хороша как для манипулирования, так и для противостояния манипуляциям, потому что позволяет переключать управление беседой, задавая выгодные для себя вопросы.

Источник

ЧАСТЬ II. Технология скрытого управления

Глава 8. Понуждение к действию

8.3. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Все разнообразие производимых над информацией операций с целью скрытого управления адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации; ее утаивание; частное освещение вопроса; способ подачи; психологическая нагрузка.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по множеству значений понятия, когда, скажем, борьба за право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем.

Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Иногда «выделяют информацию» так, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе. Пример — ответы на вопросы, когда множество произнесенных слов лишь иллюстрируют известный тезис: «Язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли».

Этот прием иллюстрирует и следующая зарисовка:

— Девушка, а девушка! А телефончик ваш не скажете, а?

— Возьмите телефонный справочник, он там есть.

— Но я же не знаю вашу фамилию!

— Она тоже есть в телефонном справочнике.

Манипулятивные способы подачи информации

Они нередко играю решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято (или не воспринято) необходимым его отправителю образом.

· Обилие информации в сыром и (или) несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла.

· Информация, поданная мелкими порциями, не позволяет эффективно ею воспользоваться. В обоих случаях тем не менее заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

· Ближе всего к собственно манипулятивному воздействию стоит прием особой компоновки тем человеком, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы. Например, в одном ряду (рубрике или разделе) даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста.

Или нередко встречающиеся высказывания типа: «У меня двое детей и муж на плечах» (читайте — «когда же я могла успеть?»).

Один из писателей спрашивает другого:

— Чем ты сейчас занят?

— Хорошее дело. А ты уже дошел до момента, как я одолжил тебе пятьсот рублей?

· Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием — показ в наименее (наиболее) удобное для телезрителей время. Другой способ реализации этого приема: в зависимости от того, в каком порядке ставятся на голосование вопросы или обсуждаются пункты повестки собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным. Это происходит в силу влияния результатов предыдущего голосования или обсуждения на последующие. Подобные результаты получены в исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора. Срабатывает тот же психологический механизм, что и в правиле Сократа (см. далее раздел 8.5).

Читайте также:  Укладка волос горячим способом это

· Еще один распространенный прием — подпороговая подача информации. Например, смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала. Этот прием применяется и при записи монологов (или диалогов) на радио. Соответствующие краткие музыкальные вторжения в речь имеют специальное название — «отбивка».

· Наличие помехи, даваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление.

· Еще одна группа приемов — одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, противоречие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать на какое сообщение реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное.

Противоречие может быть также между словами и ситуацией: «Я больше не буду занимать ваше время своей пустой проблемой» — заявление, сделанное после того, как вы втянулись в ее решение, оставляет вас в неловком положении. Если признать проблему никчемной, то таковыми окажутся и собственные труды по ее решению. Если же проблему все равно считать важной, то вместо ее решения приходится заниматься вопросом отношения к ней носителя. В любом случае вы оказываетесь в положении «направо пойдешь — головы не снесешь, налево пойдешь — жизнь потеряешь».

· Домысливание в нужном направлении. Этим приемом пользуются, когда по каким-либо причинам сказать прямо нельзя (цензура, опасность судебного иска за клевету или договоренность о «ненападении»), а сказать хочется. Проиллюстрируем это следующим наблюдением из жизни ученых.

Организуется поддержка одного из математиков (X), баллотирующихся в члены-корреспонденты Академии наук. Руководители соперничающих научных школ договорились о «ненападении» — не поливать грязью конкурентов. На решающем заседании берет слово оппонент математика X:

— Великий Гаусс обладал тремя отличительными особенностями:

1) он был гениальным математиком;

2) он имел несносный характер;

3) у него не было учеников.

При всех своих достоинствах уважаемый X обладает лишь двумя из названных качеств. Кандидатуру X с треском провалили. После заседания представитель X влепил оратору звонкую пощечину.

Отнести X к гениям никто, естественно, не решился, поэтому намек на два его серьезных недостатка был более чем очевиден. И хотя формально выступивший не нападал на X, но компрометирующую информацию до участников заседания донес. За что и поплатился.

Распространены способы информирования, имеющие целью оказать психологическое, в том числе манипулятивное, давление на собеседника. В приводимых примерах подчеркнуты слова, осуществляющие такое воздействие посредством «догрузки» новым смыслом:

· Универсальные высказывания», которые в принципе проверить невозможно, а потому они не подлежат обсуждению: например «Все мужчины подлецы», «Все женщины обманщицы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Богохульники потому и богохульствуют, что они отвергнуты Богом».

· Генерализации (расширенные обобщения):

переносимые на группы людей: «Работы здесь на полчаса. Но ведь они старики» — скрытая генерализация, так как «старики не в состоянии выполнить даже и легкую работу»;

во времени: «всегда», «постоянно», «вечно». Например: «От тебя всегда ждешь подвоха»;

· Неявное указание на нарушение общепринятой нормы: «Вы даже дверь за собой не закрыли» — давит сильнее, чем простое указание: «Закрой дверь».

· Расширение сообщения: «Несмотря на их отношения, их все-таки послали вместе в командировку». Этим сообщается: «У них «такие» отношения». Или еще примеры: «Он ведь не знает английского!», «Она и училась-то заочно» (читай — неполноценное образование).

· Замещение субъекта действия: «Начальство не простит нас…», «Как мы теперь себя чувствуем?» — в последней фразе хорошо чувствуется еще и психологическая пристройка сверху.

· Подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот: «товары сэконд хэнд» вместо «вещи, бывшие в употреблении» или того хуже — «с чужого плеча»; вместо негативного «шпион» — «разведчик» и др.

Сравните два высказывания:

Советы стариков подобны зимнему солнцу: светят, но не греют.

Советы стариков, как вкус созревших плодов. Именно созревших, а не зеленых.

Неправильность психологической догрузки очевидна.

· Ложная аналогия: «Вольво» — автомобиль для людей, которые мыслят» — как будто все остальные автомобили изготавливаются для тех, кто мыслить не способен.

· Тематическое переключение: «Ну как, ты говорил с начальником?» «А почему у тебя такой тон?».

· Неявные допущения, вводимые в информационный обмен: «Как вы понимаете, я не могу это сделать» — допущение «вы все сами понимаете» навязывается партнеру как само собой разумеющееся.

Читайте также:  Способы защиты банковских карт от мошенничества

· Допущения типа «ясно и очевидно»: «Пойдешь с нами?» — «Куда мне теперь деваться…» или «А у меня есть выбор?» — очевидный намек на принуждение и как следствие снятие с себя ответственности за этот, а возможно, и следующие поступки.

Активная защита — нападениеЦели

Многие часто встречающиеся высказывания имеют целью отмахнуться от критики, переложив свою вину и ответственность на других людей или обстоятельства. Приведем примеры соответствующей подачи информации.

Защита от критики

Мы ошибаемся, чтобы не ошибаться впредь.

Наши недостатки — это продолжение наших достоинств.

Никакое правительство не может быть революционным уже потому, что оно правительство.

Бог открывается только тому, кто в него верит. Таким аргументом были сражены все, какие только имелись, еретики и богоотвергатели.

Чтобы понять диалектику, надо родиться философом! Так советские философы нейтрализовывали любые атаки своих противников из тех, кто отрицал наличие пресловутых трех великих законов диалектики.

Перекладывание вины и ответственности

Женщина всегда такая, какой рядом с ней мужчина.

Каждый народ имеет такое правительство, какого он достоин.

Нет плохих учеников (студентов), есть плохие учителя (преподаватели).

Этот коронный ход какого-то анонимного софиста убаюкивает все поколения школьной и вузовской «серой массы».

Нет слабых диссертаций, есть просто мало связей или просто много врагов у диссертанта.

Какое остроумное спасение любой «провальной» ситуации!

И (да простят меня представительницы прекрасного пола) совсем вульгарное: Нет некрасивых женщин, бывает просто мало водки.

Частота употребления этого высказывания говорит сама за себя.

Лучшая защита — нападение

Следующие фразы переводят нападающего в положение защищающегося:

Чтобы говорить о чистоте, надо самому быть чистым.

Каждый все понимает в меру своей испорченности.

Известное всем предложение Иисуса Христа:

Пусть бросит в нее камень тот, кто без греха, — из той же серии.

Читайте еще:

Потому как некоторые начинают сразу кудахтать и возмущаться, что, мол, чувства ушли, былой трепет не обнаруживается, нет огонька в глазах и так далее. Эта истерика непонятна. Ну ушли, ну не обнаруживаются, ну нет огонька – и что? Зато есть другое, и за это другое – очень ценное и важное – надо.

Мы рассмотрим разные техники, построенные на основе анализа поведения разных людей. Это люди, которые умеют: а) хотеть, б) получать то, что хотели. Можно так хотеть, чтобы сразу жизнь испортить, а можно так хотеть, чтобы в жизни что-то получилось. Некоторые из этих техник мы последовательно и.

Определенный анализ хотя бы одного аспекта этой истории невозможен, так как будет ограничен только явными симптомами. Известны лишь действия врача и последующие определенно успешные результаты лечения.

Мы особенно рекомендуем просмотр видеозаписи рисованного полнометражного мультипликационного фильма, изобилующего сюрреалистическими образами, часто встречающимися в сновидениях. Мы предпочли бы для этого упражнения приключения с участием любимого всеми глиняного человечка Гамби.

Ряд детских психологов утверждает, что даже маленькие дети очень плохо относятся к своим полным сверстникам. Более того, дети готовы принять ровесников с обезображенным лицом, но категорически отказывают в доброжелательности своим толстым сверстникам.

«У него было нормальное рождение, и он был желанным ребенком. Он явно хорошо брал грудь сразу же после родов, но ему деле не давали сосать в течение 36 часов. И тогда он стал капризным, вялым, в последующие две недели были большие осложнения с кормлением. Медсестры казались матери равнодушными.

Естественно, этот образ не был измыслен, как не был он вообще интеллектуальным образованием, речь может идти скорее о спонтанном откровении, т. е. религиозном опыте людей, подобных Самуилу или Иову, поэтому он и доныне сохраняет свою действенность. Люди по-прежнему спрашивают: как Бог допустил.

Зависимость этнического стереотипа от конкретных экономических условий убедительно показывает В. Шрике на примере судьбы китайцев в Калифорнии.

В общем, в изначальный образ полной нормальности и приспособленности вкрадывается определенная странность, определенная вынужденная чрезмерность в неожиданных направлениях, что превращает его в карикатуру и вызывает у других определенное беспокойство и неловкость, даже

Но мыслим ли проект гуманизации компаний наперекор недоброжелательной макросистеме, частью которой они являются? И до какой степени компании могли бы предложить своим сотрудникам дело по-настоящему полезное, если её собственный устав подчиняет все цели получению прибыли? В этом контексте.

Все остальные пункты не завершают игру, а только являются временной остановкой в игре – и как только появляется возможность или надежда продолжить игру, игрок ее продолжает.

Фокусы Гудини, если их объяснить, чрезвычайно просты, но в свое время они производили на зрителей огромное впечатление, особенно когда сопровождались магическими заклинаниями, которые направляли публику по тому наиболее высоковероятностному пути мышления, по которому она сама страстно желала.

Источник

Оцените статью
Разные способы