- 9 манипуляций при переговорах
- Двойной агент
- «Вторжение»
- Вздрагивание
- Что, если…
- Контроль еды
- Дедлайн
- «Большая шишка»
- Изменения стандартов
- Как распознать манипуляции и противостоять им
- Что такое манипуляция
- Как отличить манипуляцию от просьбы
- Как бороться с манипуляцией
- 4 манипуляции при переговорах
- Эмоциональное подавление
- Доверие или взаимный обмен
- Изменение обстоятельств
- Избыточная информация
9 манипуляций при переговорах
В переговорах манипуляции зачастую не считаются чем-то постыдным. Главное — победа. Поэтому важно знать, какие тактики могут быть использованы против вас. Мы не призываем пользоваться ими, но помнить об их существовании и предпринимать все, чтобы избежать ловушек, необходимо каждому.
Вот наиболее любопытные тактики, которые используют манипуляторы в переговорах. А если вы хотите узнать больше, запишитесь нашу программу «Профайлинг: понимание психологии людей».
Двойной агент
Манипулятор убеждает кого-нибудь за столом переговоров действовать в его интересах. Или просит предоставить полезную информацию, которая якобы пойдет на пользу всем участникам процесса. «Жертва» в данном случае действует на стороне манипулятора либо по незнанию, под действием его мастерства, либо сознательно, испытывая давление (в том числе шантаж, угрозы).
«Вторжение»
Применяя эту тактику, манипулятор вторгается в процесс принятия решений противоположной стороны. Отдельные приемы:
- Вторгнуться в личное пространство.
- Устроить провокацию во время того, как оппоненты размышляют.
- Говорить о том, чего точно не поймет противоположная сторона.
- Перемещать переговоры в маленькие неудобные помещения.
Вздрагивание
Когда вы называете свою цену, манипулятор вздрагивает, причем настолько явно, что это замечают все. Он смотрит на вас с недоверием, молчит и ждет другого предложения.
Эта тактика работает, потому что заставляет чувствовать себя неловко, думать, что были нарушены социальные нормы, оскорблена противоположная сторона. На многих людей такое явное выражение эмоций действует ошарашивающе, поэтому они оказываются выбитыми из седла и выражают готовность торговаться.
Что, если…
Если не говорить о чем-то прямо, то можно оставить огромное пространство для прощупывания почвы или отхода. Такая осторожная манера помогает выяснить истинные мотивы противоположной стороны и найти слабые места.
Манипуляторы также используют эту тактику для того, чтобы разжечь пламя воображения оппонентов и вызвать жадность. Вот слова-стартеры, с которых обычно все начинается:
- Что, если…
- Как насчет…
- Давайте попробуем…
- Предположим…
- Представьте, что…
Контроль еды
Еда влияет на наши решения невероятным образом. В голодном состоянии мы можем принять совершенно не те решения, которые принимаем сытыми. Манипуляторы об этом знают и пытаются захватить власть над едой.
Они приглашают вас в конкретные места, заказывают определенную еду и выпивку. Все это для того, чтобы ослабить ваш ум, снизить способность принимать правильные решения. Перед тем, как получить желаемое, они предлагают поесть и пытаются задобрить вас. В итоге, получают желаемое.
На такие встречи рекомендуется приходить сытым, чтобы не зависеть от еды.
Старый-добрый блеф словно был создан для переговоров. Суть его в том, чтобы сказать оппоненту нечто такое, что произведет на него впечатление, но будет при этом не совсем правдой (а то и откровенной ложью).
Манипулятор должен обладать актерскими способностями, действовать уверенно и решительно. Самый простой блеф заключается в том, чтобы сказать: «У меня есть предложение получше, поэтому я не уверен, что соглашусь на ваше» или «У меня на вечер назначена встреча еще с одним клиентом, после чего я решу, чье предложение выбрать».
Этот простой трюк действительно работает, ведь мы не знаем правду: а может действительно конкурент сделает лучшее предложение?
Дедлайн
Манипулятор устанавливает крайний срок для вас и вынуждает быстро принимать решение. Спросите прямо, к чему такая спешка и если хотя бы что-то вас смутит, откажитесь сотрудничать с таким человеком.
Дедлайн играет на жадности, на эмоциональном напряжении. При этом он может подразумеваться, а не быть установленным напрямую: манипулятор будет тонко намекать на сроки и всячески вас торопить.
«Большая шишка»
Этот трюк удается, если вы не знакомы с манипулятором. Он может говорить о себе все, что угодно, возвышать себя до небес и придумывать любые истории. Даже в информационном мире порой тяжело выяснить правда это или нет.
Тактику можно раскусить, внимательно наблюдая за оппонентом: любые сомнения в аутентичности поведения могут и должны быть расценены как манипуляция.
Изменения стандартов
Тактика заключается в том, чтобы выяснить, какими стандартами руководствуются люди при принятии решений. Каковы критерии? Каковы идеалы? Это первый шаг: найти стандарт.
Второй шаг: изменить стандарт. Манипулятор начинает говорить на вашем языке и использовать ваши ценности для переговоров, порой даже заявляя, что разделяет их. Он намерен сблизиться и выступить в роли друга. Например, продавец недвижимости попросит вас описать идеальный дом, а затем попытаться продать то, что давно никто не покупает, используя ваши слова и словосочетания.
Будьте критичны и не попадайтесь на уловки манипуляторов. Желаем вам удачи!
Источник
Как распознать манипуляции и противостоять им
«Уступите мне, пожалуйста, место» — это просьба. «Мог бы бабушке и место уступить!» — это манипуляция. Почувствуйте разницу.
Манипуляции вызывают неприязнь и портят отношения. Но зачастую и манипулятор, и его собеседник вовлекаются в эту «игру» совершенно неосознанно. Хорошо, что существует универсальный способ занять в ней место тренера и направить беседу в нужное русло — чтобы выиграли все. Об этом способе и пойдёт речь в статье.
Что такое манипуляция
«Проект нужно доделать именно сегодня, иначе вы сорвёте продажи в этом месяце», — услышала я от заказчика и совсем растерялась.
Изначальные договорённости были другими. Теперь придётся отменить планы на вечер, да и несправедливо возлагать ответственность за продажи целой компании на одного человека, к тому же стороннего исполнителя. Я рассчитывала на оплату своих услуг и интересный кейс для портфолио, а в результате — несправедливость, обида и жалость к себе. Как же я оказалась в такой неловкой ситуации, под давлением?
Это была чистая манипуляция. Заказчик пытался — в своих личных интересах и без учёта моего мнения — руководить моими действиями и ситуацией в целом.
Манипуляция — такой вероломный захват территории. Это скрытое управление другим человеком, использование его в качестве неодушевлённого ресурса без свободы слова и голоса, без права на признание его чувств и эмоций. Манипуляция возникает, когда один из участников контакта обессилел, находится в позиции слабого или, говоря языком психологии, «ребёнка». Тогда манипулятор давит и искажает факты, и это вызывает у собеседника дискомфорт.
Маркетолог, преподаватель, исследователь вселенских законов. Люблю делиться жизненным опытом. Мыслю масштабно, действую смело. Рассказываю о мягких навыках и чуткости к себе.
Как отличить манипуляцию от просьбы
Отбросив чувства в сторону, я написала на листке бумаги, что произошло. Заказчик:
- вводил в заблуждение;
- попытался вызвать во мне чувство вины, чтобы ускорить работу;
- закончил разговор, не дав мне возможности отказаться или задать вопросы.
Манипулятор всегда действует однообразно. Он создаёт историю, факты в которой искажены. Его цель — захватить управление вами. Поэтому ваша реакция на псевдоисторию играет решающую роль в созданной ситуации.
Важно отличать манипуляции от обычных просьб. Последние звучат конкретно, корректно и всегда оставляют вам право выбора. Вы полностью свободны, можете отказаться и ответить собеседнику: «Нет, сейчас это не входит в мои планы» или «Извини, я не могу тебе помочь». При этом не будете испытывать чувства вины, стыда или похожих неприятных эмоций.
С манипуляцией же всё обстоит с точностью наоборот. Собеседник управляет вами и ситуацией через угнетающие чувства. Важно помнить, что их рождает выдуманная история, которая нереальна. А значит, у вас нет повода для беспокойства.
Манипулятор пытается лишить вас здравомыслия, вызывая:
- обиду или вину, создавая историю о своей правоте;
- стыд или дискомфорт, настаивая на том, что вы хороший человек, а хорошие люди не поступают так-то и так-то;
- жалость, ставя себя в позицию слабого или беззащитного;
- тяжесть, навешивая на вас только что выдуманные долги.
Интересно, что при этом манипулятор выворачивает ситуацию так, что его намерения выглядят благими или как минимум нейтральными. Со стороны может даже казаться, что он жертвует своими интересами. А вы будете чувствовать протест, будто по вашим личным границам ударили тараном. Поэтому важно быть чуткими к себе. Особенно женщинам: их чувствительность очень высока, они легко становятся жертвами своих эмоций и идут на поводу у манипулятора. (Это подтверждается исследованием Gender differences in personality traits across cultures: Robust and surprising findings.)
Простые примеры для сравнения:
- «Уступите мне, пожалуйста, место» — это просьба.
- «Мог бы бабушке и место уступить!» — это манипуляция.
Как бороться с манипуляцией
Вовлекаясь в манипуляции, вы разрушаете сами себя, вредите целостности своей личности, жертвуете своими интересами и желаниями ради корысти других людей. Это приносит разочарование и боль, ухудшает вашу жизнь и отношения с окружающими. Вы можете вызвать у них сочувствие и жалость, но они перестают вас уважать. А грамотная «игра», здоровая реакция на манипуляцию, наоборот, повышает уважение и вызывает интерес к вашей личности.
Не соглашаясь на нарушение своих границ, вы показываете свою ценность — это поднимает самооценку. Развивая привычку смело отражать нападения манипуляторов, вы формируете свою новую реальность. Новая позиция покажет окружающим, как с вами нельзя обходиться. Вы больше не согласитесь жертвовать собой, и это непременно повлияет на улучшение уровня жизни. В итоге только вы отвечаете за свою жизнь — никто не может влиять на вас, управлять вами и распоряжаться вашим временем, силами, жизненным ресурсом.
Если вами манипулируют, можно действовать двумя способами:
1. Признание. В мягкой форме обозначить границы, затем уточнить и признать реальную ситуацию, без борьбы и агрессии.
В моём случае можно было перезвонить и озвучить следующее: «Когда вы вешаете трубку, не дождавшись моего согласия, я не знаю, продолжать ли работу над проектом. На сегодняшний вечер у меня планы, и я не могу уделить время вашему заказу. Прошу вас заканчивать разговор, когда мы договорились (обозначение границ). Поясните, пожалуйста, как именно я сорву продажи (уточнение реальной истории)».
Когда вы уточняете факты, история манипулятора «разваливается», и остаётся лишь разделить ответственность. Например, так: «Давайте вернёмся к нашим изначальным договорённостям. По возможности я постараюсь ускориться, но обещать этого не могу». Так — после расставления точек над i, спокойно и без агрессии — собеседники достигают договорённости. Выигрывают оба: заказчик получает качественную работу, исполнитель — оплату и кейс в портфолио.
2. Зеркало. Отразить манипуляцию зеркально в форме шутки, а после предложить манипулятору «надеть ваши ботинки». Опять же без злобы и надменности, но с чувством собственного достоинства.
Существовал и такой вариант реакции: «(в шутливом тоне) Армагеддон Иннокентьевич, представьте, если ваши партнёры, как в Зазеркалье, начнут вести переговоры с телефонных гудков. Будет ли вам понятно, что они имеют в виду? (Зеркальное отражение без злобы.) Как вы будете чувствовать себя, если вам скажут сделать что-либо, не поинтересовавшись вашими планами и желанием? (Предложение оказаться на вашем месте.)»
Стоит взывать к осознанности и чувству справедливости собеседника, когда он к вам лоялен и готов прочувствовать на себе ваше положение.
А я выбрала первый вариант, он был более уместным. С заказчиком нас связывали исключительно деловые отношения, к тому же не хотелось нарушать субординацию. В результате такого разговора мы вернулись к прежним договорённостям и до сих продолжаем сотрудничество.
Если честно, я благодарна случившемуся. Ситуация показала, что сознательное отношение к манипуляциям может поднять отношения на новый уровень и сделать их крепче.
Источник
4 манипуляции при переговорах
Манипуляция — это скрытое влияние на собеседника с целью заставить его сделать определенные действия. При этом человек, на которого оказывают воздействие, думает, что самостоятельно принимает решение. В переговорах часто используют манипуляции, чтобы одержать победу. Поэтому важно знать наиболее распространенные тактики, чтобы избежать ловушек и не поддаться на уловки манипулятора.
Эмоциональное подавление
Данная манипуляция направлена на вызов следующих эмоций: страх, напряжение, чувство вины, растерянность, стыд, неуверенность в себе. Жесткие переговорщики могут начать встречу с эмоционального вступления или с продолжительного молчания, чтобы проверить оппонента, насколько он может противостоять манипуляциям. Во время эмоционального давления у человека может возникнуть ощущение, что ситуация выходит из-под контроля, он некомпетентный специалист и его идея неактуальна.
Пример: когда вы презентуете свой продукт и называете цену, то манипулятор может начать громко вздыхать, смотреть с недоверием и даже вздрагивать. Он специально провоцирует вас, чтобы получить скидку. В процессе общения вы чувствуете себя неловко и находитесь в шоковом состоянии. Вас как будто выбили из колеи, и вы готовы пойти на уступки.
Доверие или взаимный обмен
Техника рассчитана на активацию таких эмоций, как честность, жалость, человечность, стыд, доброта. Именно эти чувства заставляют человека выполнить просьбу, в которой заинтересован манипулятор. «У вас дела идут хорошо, а у нас все плохо. Вам должно быть стыдно за это».
Часто манипуляторы применяют правило взаимного обмена: они преподносят небольшие подарки, делают комплименты, чтобы войти в доверие и человек стал им обязан. Затем они просят выполнить просьбу, которая несоизмерима сделанному ранее комплименту или подаренному блокноту. Собеседнику тяжело отказать, и он берется за дело.
Изменение обстоятельств
Манипуляторы специально создают для собеседника неожиданные обстоятельства, которые он не может проверить прямо на месте и ему приходится действовать необдуманно. Например, во время презентации проекта клиенты могут сообщить вам, что конкуренты им сделали более выгодное предложение. Но если вы дадите скидку, то они готовы подумать. Или другая ситуация: вам предлагают бонус и говорят, что решение нужно принять прямо сейчас, времени на размышления нет.
Избыточная информация
Метод состоит в том, чтобы запутать человека с помощью избыточных или неструктурированных данных. Манипулятор может забрасывать вас фактами с такой скоростью, что вы просто не успеете их проанализировать. Или называть одну сумму в рублях, потом перевести ее в валюту, вычесть от нее проценты, чтобы якобы предложить выгодные условия. В результате, когда вы согласитесь на сделку, в договоре вы увидите совсем другую стоимость.
Существуют и другие виды манипуляций, с которыми вы можете встретиться на любых переговорах. Поэтому важно заранее подготовиться: проанализировать оппонента, выбрать стратегию, подготовить план и собрать информацию о продукте. Получите пошаговую инструкцию по подготовке к встречам в нашем бесплатном онлайн-курсе «Проведение результативных переговоров». Регистрация на сайте займет 2 минуты.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник