- Прибыль предприятия и пути её максимизации
- Понятие и функции прибыли предприятия
- Разновидности прибыли предприятия и способы ее использования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Пути максимизации прибыли предприятия
- Максимизация прибыли: условия, способы, основные проблемы
- Суть максимизации прибыли
- Максимизация прибыли: цели и задачи
- Этапы максимизации прибыли компании
- Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли фирмой монополистом
- Пример максимизации прибыли производства в условиях ограниченных ресурсов
Прибыль предприятия и пути её максимизации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Прибыль предприятия – это экономическая категория, которая выражает разницу между валовой выручкой (доходами) предприятия и понесенными им затратами (расходами).
Понятие и функции прибыли предприятия
Прибыль является главным целевым ориентиром предприятия. Именно на ее получение нацелена деятельность предприятия, которая заключается в производстве и реализации продукции.
Прибыль представляет собой экономическую категорию, которой выражен положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Положительный характер проявляется в том, что совокупные доходы, полученные предприятием за определенный период, превзошли совокупные расходы, которые возникли у предприятия за тот же период времени.
Величина прибыли чаще других показателей используется для характеристики уровня конкурентоспособности предприятия на рынке, для оценки эффективности его производственной и коммерческой деятельности. Величина прибыли зачастую используется при определении относительных показателей, которые позволяют провести сравнительный анализ и получить качественную оценку.
Прибыль как экономическая категория в жизнедеятельности предприятия выполняет следующие функции:
- Характеризует экономический эффект, который получен предприятием по итогам хозяйственной деятельности;
- Стимулирует предприятие к расширению производственной деятельности, научно-технического и социального развития, материального поощрения работников;
- Принимает участие в формировании бюджетов разных уровней, т.е. финансирует выполнение государством возложенных на него функций.
Разновидности прибыли предприятия и способы ее использования
Обычно прибыль предприятия подразделяется на распределенную и нераспределенную. Распределенной прибылью называют ту ее часть, которая была распределена между участниками (учредителями, собственниками, акционерами) предприятия и выплачена им в качестве дивидендов.
Готовые работы на аналогичную тему
Оставшаяся часть прибыли – нераспределенная – может быть использована по-разному:
- Вложена в основной капитал для расширения производства;
- Инвестирована в финансовые средства для диверсификации рисков и приумножения прибыли в будущем;
- Израсходована на приобретение непрофильного объекта хозяйствования, т.е. для диверсификации производства;
- Зарезервирована (сохранена, сбережена, запасена) в форме специального фонда и т.д.
Выделяют две основные разновидности прибыли предприятия. Первая разновидность – это бухгалтерская прибыль. Она отражает те доходы и расходы предприятия, которые были реально произведены и зафиксированы в бухгалтерских документах.
Вторая разновидность – это экономическая прибыль. Она представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и неявными (внутренними, альтернативными) издержками. Последние по сути являются той бухгалтерской прибылью, которая могла быть получена предпринимателями в случае вложения средств в другой, наиболее выгодный из иных инвестиционных проектов (например, по созданию предприятия в другой отрасли экономики).
Нормальными считаются бухгалтерская прибыль, которая выше нуля, и экономическая прибыль, которая равна нулю. Если экономическая прибыль выше нуля, то предприятие извлекает сверхприбыль. Если экономическая прибыль ниже нуля, то предприятию стоит задуматься над тем, чтобы сменить сферу своей деятельности.
Пути максимизации прибыли предприятия
Большинство коммерческих организаций стремится максимизировать размер получаемой прибыли. Поскольку прибыль равна разнице между совокупной выручкой и совокупными издержками, в основном выделяют два главных способа максимизации прибыли: увеличение выручки и уменьшение издержек.
Чаще всего предприятия выбирают путь по сокращению производственных издержек, поскольку это считается наиболее реалистичным сценарием развития событий в условиях высокой конкуренции, сложившейся на современных рынках. Издержки могут быть сокращены, в первую очередь, за счет активного использования в производстве последних достижений научно-технического прогресса.
В настоящее время уже непрерывно осуществляются процессы модернизации, автоматизации и информатизации производства. В условиях постиндустриального общества и цифровой экономики совершенствуется организация производства, повышается производительность труда, внедряется стандартизация, сокращаются трансакционные издержки. Кроме того, средние издержки производства могут быть уменьшены в силу действия эффекта экономии на увеличении масштабов производства.
Увеличение совокупной выручки означает увеличение выпуска продукции и объема продаж. Повышением цен этого на конкурентном рынке добиться практически невозможно. Объемы продаж могут вырасти на фоне увеличения совокупного спроса (тогда подобное происходит у всех участников рынка) или увеличения доли предприятия на рынке.
Предприятие может увеличить свою долю на рынке в результате:
- Массовой рекламы своего продукта;
- Наступления у конкурентов неприятностей (в частности, банкротства);
- Закрепления исключительных прав на продукт, его наименование или способ производства (т.е. получения патента на результаты научно-технических разработок);
- Создания продукта, который в большей степени удовлетворяет потребности клиентов и т.д.
Таким образом, мировая практика предпринимательской деятельности разработала большое число способов максимизации прибыли предприятия. Выбор конкретного способа зависит от действия множества факторов (сферы деятельности предприятия, уровня конкуренции, финансового положения предприятия, объема и глубины научно-исследовательских работ в выбранной сфере и т.д.). Поэтому предприятия реализуют индивидуальные пути максимизации собственной прибыли.
Источник
Максимизация прибыли: условия, способы, основные проблемы
Из этого материала вы узнаете:
- Суть максимизации прибыли
- Максимизация прибыли: цели и задачи
- Этапы максимизации прибыли компании
- Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли фирмой-монополистом
- Пример максимизации прибыли производства в условиях ограниченных ресурсов
- Проблема максимизации прибыли фирмы в России
Максимизация прибыли – то, к чему стремится любой бизнес: от мелкого ИП до крупного производства. По сути, это является главной целью существования компаний. Пути достижения максимальной прибыли разнятся в зависимости от условия рынка, в которых существуют фирмы.
Наиболее очевидные способы максимизировать прибыль – сокращение издержек и увеличение объема выпускаемой продукции. Какой из них применим в тех или иных условиях и с какими проблемами сталкиваются российские бизнесмены в попытках максимизации прибыли, читайте в материале.
Суть максимизации прибыли
Изучение поведения фирм затруднено большим количество таких хозяйственных субъектов на рынке. Спектр выпускаемой продукции весьма широк, различна мощность предприятий и количество занятых работников. По этой причине во время исследований стараются придерживаться нескольких основных принципов поведения частного бизнеса.
Приведем один из них: любые решения компании во время хозяйственной деятельности направлены на максимизацию извлекаемой прибыли.
Конечно, учитывается, насколько важно для данной организации получение прибыли. Все выводы стараются базировать на конкретных фактах и показателях работы фирмы. Любые принимаемые в компании решения обосновываются научными методами.
Практикуется два метода для определения прибыли. Если обобщить это понятие, тогда прибыль есть разность между доходами и затратами предприятия.
Экономическая прибыль –– это то, что остается после вычитания от доходов за проданный продукт тех сумм, что были затрачены на ресурсы и производство товара или услуги. Формула расчета прибыли с точки зрения альтернативных (вмененных) ресурсов учитывает два параметра: экономическая и нормальная прибыль.
Нормальной прибылью считают ту сумму дохода от бизнеса, которая является достаточным стимулом для продолжения работы.
Под экономической прибылью понимают доходы, оставшиеся после вычитания из них вмененных расходов. Это понятие называют также термином «сверхприбыль» или «чистая прибыль».
Если в результате деятельности компании удалось лишь покрыть вмененные расходы и не заработать ничего больше, значит, она не смогла распорядиться своими ресурсами наиболее эффективным образом.
Встречаются ситуации, когда компания получает доход, который только покрывает издержки, и чистой прибыли нет совсем. В этом случае ситуация все равно считается удовлетворительной, ведь она применяет имеющиеся ресурсы с такой же эффективностью, как и при альтернативном варианте их использования.
Другими словами, чтобы получить положительную прибыль, нужно таким образом использовать имеющиеся в наличии производственные факторы, чтобы выгода от этой деятельности была больше, чем от самой лучшей альтернативы.
Если же после суммирования вмененных расходов оказывается, что они превышают выручку, значит, экономическая прибыль ушла в минус. Простыми словами, предприятие получает убытки. Только положительная величина прибыли свидетельствует о том, что фирма эффективно распоряжается имеющимися ресурсами.
Делать выводы об удачности бизнеса можно на основании величины экономической прибыли, но никак не на бухгалтерской. Анализируя сумму чистой прибыли, можно сделать вывод о том, стоит ли вкладывать в данную сферу дополнительные средства или лучше направить их в другие ниши.
Максимизация чистой прибыли предприятия как концепция подразумевает извлечение наибольшего дохода. Согласно ей наибольшую прибыль организация способная получить только в случае взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Прибыль может быть максимальной только тогда, когда доход приносит каждая выпускаемая единица. Именно так можно объяснить взаимосвязь факторов, влияющих на прибыль, и понятий дохода общего (TR), предельного (MR) и среднего (AR).
Предельный доход – это изменение суммированного дохода как следствие продажи одного дополнительного товара.
Средний доход – это доход в расчете на товарную единицу, которую удалось реализовать.
Выпуск дополнительной единицы товара ведет к увеличению объемов производства. Однако следом вырастают и предельные издержки. Также изменяется общий доход, становясь при этом предельным.
Если фирма получила больше предельного дохода, чем понесла предельных издержек, это значит, что прибыль еще не достигла максимума. Соответственно, есть резервы для наращивания объемов выпуска товаров.
Если же предельные издержки становятся выше предельного дохода, это ведет к понижению общей прибыли компании и появлению убытков.
Условия максимизации прибыли предприятия возникают только в случае, если предельный доход равен предельным издержкам.
Максимизация прибыли: цели и задачи
На производство услуг и товаров влияют два ограничивающих фактора – рыночная цена и спрос. С точки зрения производителя, нужно выпустить количество товара, обеспечивающее максимизацию прибыли. Это проявление требования эффективности любого бизнеса, для которого важнее всего получение наибольшей финансовой выгоды. Прибыль максимальна в случае равенства предельного дохода и предельных издержек. Предельные издержки – это те, которые нужно затратить для выпуска одной товарной единицы свыше какого-то конкретного объема. Величина предельного дохода показывает, насколько окупаемо будет производство нового товара или услуги.
Любая компания преследует политику максимизации прибыли, потому что:
- прибыль является главным критерием для оценки эффективности любой коммерческой активности;
- руководствуясь вышеназванным стремлением, можно оценивать и предвидеть действия конкурентов – объемы выпускаемой продукции и изменение цен;
- так как на рынке всегда присутствует конкуренция, выживают только те бизнесы, которые наиболее конкурентоспособны, то есть эффективно используют имеющиеся ресурсы для достижения максимизации прибыли предприятия.
Преследуя цель максимизации прибыли, фирмы тем самым стремятся к состоянию равновесия на рыке, когда спрос и предложение на товар сбалансированны. При этом гармонично сочетаются объем продаж и цена на товары или услуги. Стремясь получить как можно больший доход, бизнес попутно осуществляет экономический рост и стимулирует развитие науки и техники. В целях максимизации прибыли компании совершенствуют технологические процессы, корректируют объемы выпускаемой продукции и решают задачи минимизации издержек.
Для описания стремления максимизировать прибыль и способов достижения этого ввели такое понятие, как экономическая функция производства. Согласно формуле прибыль связана с производственными факторами следующим соотношением:
где Р – прибыль, К – основной капитал, L – труд.
Отсюда следует, что прибыль будет расти, если увеличивается валовый доход при одновременном снижении валовых издержек. По этой причине прибыль напрямую зависит от рыночной цены и объема продукции, которую удалось реализовать, и кратна средней величине валовых издержек. То есть задача производителя – найти такой объем производства товаров или услуг, когда минимальные средние валовые издержки суммируются, поэтому прибыль становится самой высокой.
Максимизация прибыли возможна только в случае взаимодействия внутренних и внешних факторов работы предприятия. Под внутренними факторами понимаются изменение производственных затрат, под внешними – доходы компании от продаж в динамике. Чтобы прибыль стала предельно большой, нужно, чтобы каждая произведенная единица окупилась.
Любая компания старается сделать максимальной сумму общего дохода после вычитания общих издержек. Пока величина общего дохода превышает издержки в предельном исчислении, сохраняется рост общей прибыли. В таких условиях есть резервы для наращивания выпуска продукции, так как еще не выполнены условия максимизации прибыли фирмы. Но стоит предельным издержкам стать выше предельного дохода, предельная прибыль теряет динамику роста. А значит, увеличение объема производства принесет лишь убытки.
Из вышесказанного один вывод – прибыль максимальна лишь в момент, когда предельный доход и предельные издержки сравниваются. Именно до этого момента любая компания осуществляет рост выпуска продукции.
Этапы максимизации прибыли компании
Доход компании зависит от влияния некоторых параметров. Это экономический, производственный и управленческий потенциал. В обязанности финансовых управляющих входит своевременная и полная разработка стратегии компании по товарам и ценам, а также поиск ниш для инвестирования. Для успешного осуществления политики максимизации прибыли нужно воплотить в жизнь следующие действия:
- подвергнуть настоящее положение дел в компании беспристрастной оценке;
- выделить сферы, где есть существенные проблемы;
- используя результаты предыдущих этапов, выстроить концепцию получения компанией дохода;
- разработать и осуществить на практике шаги, которые помогут достичь запланированных показателей;
- осуществлять постоянный контроль получаемой прибыли, а также соответствие реальных значений спрогнозированным.
На основе промежуточного результата деятельности корректируют производственную политику фирмы. Выстроенная на системной основе, такая работа позволяет вывести прибыль в максимум в отчетном периоде.
Каждая функционирующая на рынке фирма характеризуется особенностями, связанными как с внутренними причинами, так и с внешними. В процессе максимизации прибыли предприятия нужно учитывать реальные параметры бизнеса, обнаруживать и устранять слабые места, понижать количество брака на производстве и предпринимать всяческие меры для роста эффективности. Доходным бизнесом может стать лишь тот, который хорошо закрывает потребности аудитории, на которую нацелен.
Немаловажную роль играют также публичная ответственность бизнеса и имидж. Если все указанные выше правила максимизации прибыли непрерывно учитывать в деятельности, прилагать усилия для развития и роста дела, то достижение результата вовсе не выглядит сложной задачей.
Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
Экономическая теория оперирует таким понятием, как совершенная конкуренция. С точки зрения науки это форма организации рынка, при которой нет соперничества ни в каком виде, как среди продавцов, так и покупателей.
В данном случае теория кардинально отличается от практики ведения бизнеса, где под конкуренцией имеют в виду состояние постоянного состязания между различными компаниями. Совершенная конкуренция подразумевает гармонию в функционировании рынка, когда каждая отдельная фирма способна продать по такой цене любое желаемое количество товаров. Рыночная цена при этом полностью свободна от влияния как покупателей, так и продавцов. Откуда бизнес генерирует прибыль в таких условия? Рассмотрим данный вопрос подробно.
Теория рынков и теория фирмы в традиционном толковании утверждают, что именно максимизация прибыли есть главная цель любого бизнеса. Так как конкуренты не влияют на цену, то доход можно изменить только при помощи работы с объемом продаж. Прибыль получается, когда валовый доход (TR) превышает совокупные издержки (TC). В противном случае бизнес терпит убытки.
Есть два метода по нахождению такого производственного уровня, когда конкурентная компания получит максимальную прибыль или минимальный убыток. Первый заключается в сравнении валовых издержек (ТС) и валового дохода (TR). Согласно второму сравнивают предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Причем эти подходы можно использовать как к конкурентной компании в чистом виде, так и к фирмам в составе трех основных структур рынка.
Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками. На оси абсцисс у нас будет отображаться количество продукции, а на оси ординат – издержки и доходы в совокупном исчислении. Совокупный доход будет выглядеть как прямая линия, начинающаяся в начале координат. Совокупные издержки вычисляются путем сложения кривых переменных и постоянных составляющих.
Отрезок АВ характеризует ситуацию, когда прибыль максимальна, так как наблюдается большой разрыв между TR и ТС. Отсюда вывод, что в точках С и D объем производства будет критическим, обеспечивающим безубыточную работу. В этих точках фирма произведет количество товара K и N, который принесет лишь нормальную прибыль.
Затраты будут больше совокупного дохода до точки С и после точки D (ТС > TR). Производство в таких условиях принесет убытки и потому нецелесообразно. Компания получит прибыль только при объемах производства в рамках от точки К до N. Максимального же значения прибыль достигнет в точке М. Поэтому задача любого бизнеса – удерживаться вблизи точки В, где равные угловые коэффициенты предельных издержек (МС) и дохода (МR): MR = МС.
Вывод из графического представления однозначен – максимизация прибыли возможна, когда предельный доход равен предельным издержкам.
Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельный доход можно просто сопоставить с предельными издержками. Целесообразно продолжать наращивать выпуск товаров и услуг до точки, где пересекаются график предельных издержек и уровня цен (МС = Р).
Мы знаем, что при совершенной конкуренции такие условия, когда цена не зависит от компании, фактически она заданная. Поэтому фирма может наращивать выпуск своего продукта до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой товара. То есть при МС Р это делать нецелесообразно, так как будут убытки. На графике 2 общий доход (TR = PQ) можно определить, посчитав площадь прямоугольника 0MKN. А общие издержки ТС соответствуют площади 0RSN, максимум общей прибыли (π max = TR — ТС) можно найти из площади прямоугольника MRSK.
Если рассматривать максимизацию долгосрочной прибыли, то компании приспосабливаются к колебаниям спроса на рынке путем сокращения или наращивания производства. Однако появление прибыли в любой отрасли ведет к созданию новых фирм, в результате конкуренция становится более жесткой. А это приводит к падению цены, прибыль снижается, и многие субъекты хозяйствования прекращают деятельность. Вслед за эти уменьшается предложение в данной отрасли, что стимулирует рост и стабилизацию цен.
Из вышесказанного следует, что при совершенной конкуренции максимум долгосрочной прибыли достижим при выполнении условия: MR = МС = Р = АС.
Максимизация прибыли фирмой монополистом
Это такое положение вещей, когда на рынке какой-то отрасли есть только один продавец товара, и близких заменителей ему нет. Причем продавец тоже входит в понятие монополии. При совершенной конкуренции на рынке есть множество поставщиков стандартного продукта, конкурирующих между собой. У монополии конкурентов на отраслевом рынке нет. В этом отличие данных понятий. В реальном мире можно найти примеры чистой монополии на местном уровне, гораздо реже она встречается на национальных и мировых рынках.
При этом монопольный товар должен иметь уникальность в том понятии, что отсутствуют близкие и хорошие его заменители. Тогда складывается ситуация, в которой потребителю нужно покупать то, что предлагает монополист, или вовсе обходиться без этого товара или услуги.
Так как только компания-монополист поставляет конкретный товар на рынок, то кривая спроса для данного бизнеса будет представлять собой график рыночного спроса. А значит, она прочерчена с отрицательным наклоном. Конкурентный бизнес в идеальных условиях может реализовать любую партию товара по цене, установившейся на рынке. В монополии с ценой другая зависимость. Наращивание объемов производства неизбежно повлечет снижение стоимости товара по причине наклона вниз кривой спроса.
Чтобы повысить цену, монополисту приходится меньше продавать или производить свой товар. Ведь на увеличение цены покупатели всегда реагируют снижением спроса. Конкурентной компании для успешной политики максимизации прибыли нужно найти лишь оптимальный объем производства. В случае с монополистом для достижения такой же цели потребуется не только рассчитать количество товара, при котором прибыль максимальна, но и выяснить, при какой стоимости вся выпущенная партия будет куплена.
Как же монополисту удается найти цену, при которой можно получить максимум прибыли? Для ответа на данный вопрос посмотрим на график спроса, показывающий, за какую сумму потребители согласны покупать продукт в зависимости от объемов его производства.
Рисунок ниже содержит кривую спроса, издержек фирмы при монопольном положении на рынке и кривую предельного дохода. Этих данных достаточно для нахождения таких объемов выпуска продукции, при которых прибыль будет максимальна. Этот рациональный объем производства Q определяется местом пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Именно при таком положении монополист может сделать цену на товар максимально возможной при объеме производства, равном P (Q*).
В итоге получается доход P (Q*)Q*, после вычитания из него общих издержек C (Q*) = AC (Q*)Q* имеем прибыль, величина которой равна площади закрашенного прямоугольника.
Рассматривая максимизацию долгосрочной прибыли, компании-монополисту нужно увеличивать свою деятельность до момента, пока объем производимой продукции не станет соответствовать точке, где равны предельный доход и долгосрочные предельные издержки (MR = LRMC). Если данная цена позволяет получать прибыль, то другие фирмы не смогут зайти в эту нишу. Происходит это по причине того, что новые компании вызовут рост предложения и следующего за ним снижения стоимости до уровня получения только нормальной прибыли.
Прибыльная компания-монополист сможет достичь как краткосрочной максимизации прибыли, так и сделать это в длительном периоде. Ведь под ее контролем находятся сразу и цена, и объем производства. Поднимая цену, можно сократить количество производимых товаров. Рассматривая стратегию монополиста на долгосрочный период, отметим, что максимизация прибыли достигается за счет уравнивания предельных издержек и дохода на большом отрезке времени.
Однако есть регулирование монополии, заключающееся в ограничении государством цены до уровня средних общих издержек АТС. При таком значении у монополиста уже будет нормальная прибыль. Делается это во избежание слишком большой прибыли компании, занимающей монопольное положение на рынке. Тем самым предотвращается запредельное неравенство доходов.
Конкурирующая фирма и монополист используют схожие методы для максимизации прибыли. Однако существенное различие заключается в том, что предельный доход при конкурентном рынке равняется цене (P = MR = MC). В случае монополии предельный доход ниже цены (P > MR = MC). Поэтому, определив нужный объем производства в точке MR = MC, фирма-монополист пользуется кривой спроса для определения цены для данного объема товара.
Пример максимизации прибыли производства в условиях ограниченных ресурсов
Компания занимается выпуском одежды двух видов: курток и пальто. В наличии 25 000 м ткани, есть затраты постоянного характера – 15 тыс. руб. Нужно составить производственный план, позволяющий получить максимальную прибыль.
Структура производства будет иметь следующий вид, обусловленный недостатком расходных материалов:
Источник