Способы личностного развития компетенции

Практическое пособие по развитию компетенций

Как изменить модель поведения и стать высокоэффективным? Развивать компетенции. Выберите те, которые необходимы вам. Следуйте четким рекомендациям. Решительно измените свое поведение, укрепите нужные навыки. Здесь представлены 46 компетенций, которые лежат в основе любой модели компетенций. Практические советы, проверенные методы от специалистов по развитию и коучей. Готовые материалы для составления плана развития. В фокусе – каждый индикатор компетенции. Эта руководство для успешного менеджера. Развивайтесь сами, развивайте других. Для линейных менеджеров, специалистов по персоналу, коучей, для тех, кто повышает свой профессиональный уровень.

Оглавление

  • Предисловие
  • I. Подход, основанный на компетенциях
  • II. Принципы развития компетенций
  • III. Компетенции и их развитие
  • Модель компетенций
  • Специфические компетенции руководителя

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическое пособие по развитию компетенций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Принципы развития компетенций

1. Как работать над определенными компетенциями

В большинстве случаев нельзя приобрести компетенцию, посетив обычный тренинг. Очень часто человек должен преодолеть рабочую ситуацию, когда важно достичь успеха и когда успех зависит от определенных навыков и поведения. Находясь в такой реальной ситуации, человек может примерить на себя те или иные ролевые модели и попытаться применить новые модели поведения. Если модели поведения привели его к успеху, то они становятся привычкой или навыком.

Но не всех ждет успех в таком «естественном» приобретении компетенции. Компетенции развиваются и под воздействием комбинации ситуационного давления, желания попробовать «то, чего не делал раньше» — применить и продемонстрировать новые модели поведения и определенные способности. Помимо естественного овладения компетенцией, существует и другой путь. Мы можем развить компетенции целенаправленно, сделав это частью программы профессионального развития. И тогда нам предстоит пройти семь шагов:

1. Определение необходимой для развития компетенции.

3. Наблюдение и исследование.

5. Обратная связь.

6. Постановка цели по развитию компетенции.

7. Поддержка и закрепление.

Определение необходимой для развития компетенции означает, что либо опираясь на модель компетенций, либо как-то иначе сотрудник в состоянии понять каждую компетенцию достаточно хорошо, чтобы «узнать» ее в поведении других. Изучение поведенческих индикаторов, перечисленных под каждой компетенцией, поможет в этом. Кроме того, сотрудник должен примерить индикаторы компетенции на себя, чтобы понять, когда он продемонстрировал компетенцию, а когда он имел возможность поступить в соответствии с ней, но — увы — не сделал этого. Для того чтобы научиться понимать компетенцию, нужно подумать о том, как ее можно использовать, четко осмыслить ее поведенческие индикаторы в работе. Необходимо каждый раз в любой сложной ситуации проводить самоанализ: использовал компетенцию или упустил возможность опреться на нее и добиться хорошего результата?

Самооценка означает точное восприятие человеком того, как часто и насколько хорошо он демонстрирует компетенцию. Это сложно, поскольку многие люди переоценивают свои сильные стороны. Исследования показали, что две трети всех сотрудников видят себя в верхней трети всех сотрудников компании по общим результатам работы. Для того чтобы оценить себя достаточно объективно, нужна честная обратная связь от других, кто работает с вами бок о бок.

Наблюдение и исследование, сопровождаемое другими шестью шагами, поможет большинству людей развить компетенцию. То, каким способом человек обучается, то есть его стиль обучения, определит, как эффективно развить компетенцию. Нужно исследовать компетенцию, чтобы понять ее концептуально, наблюдать за поведением других, систематически практиковать определенные аспекты компетенции или просто использовать компетенцию, когда необходимо.

Практика означает, что нужно применять новые модели поведения и навыки в относительно «безопасной среде», такой, например, как тренинговый курс или что-то другое вне рабочего места, где сделать ошибку — не страшно. Это и позволит развивать новые навыки.

Обратная связь означает получение конструктивной информации, чтобы понять, видят ли остальные новое поведение сотрудника и эффективно ли оно. Обратная связь позволяет получить дополнительные вводные, так нужные для самооценки, и помогает понять, развивается ли новая компетенция, укрепляется ли она.

Постановка цели по развитию компетенции означает, что сотрудник устанавливает конкретную цель и временные рамки для развития компетенции.

Поддержка и закрепление означают, что, когда сотрудник демонстрирует компетенцию на рабочем месте, он должен понять, что это действительно что-то изменило. Поддержка и закрепление могут быть формальными или неформальными, явными или неявными, немедленными или среднесрочными. Можно просто похлопать по плечу. Это может быть приносящее удовлетворение собеседование в рамках аттестации. Поддержка и закрепление становятся другой формой обратной связи, они помогают поддерживать новые модели поведения, характерные для той или иной компетенции.

Читайте также:  Конспект растворы способы выражения концентрации растворов

2. Как развивать компетенции

Можно использовать самые разные способы, чтобы развивать компетенции.

Чтение может дать общую структуру и понимание компетенции. Это может подтолкнуть к пониманию особенностей поведения человека, владеющего той или иной компетенцией. Помогает расширить общее представление о ее важности.

Чтение может также подсказать идеи, как практиковать и развивать компетенцию.

Курсы для самостоятельного обучения могут предоставить те же преимущества, что и чтение. К тому же многие курсы для самостоятельного обучения включают видеоматериалы и позволяют видеть, как другие демонстрируют компетенцию. Курсы для самостоятельного обучения могут также включать тесты, которые позволяют сотруднику проверять свое понимание.

Тренинги отнимают много времени от работы, но зато позволяют сконцентрироваться на развитии определенных компетенций и навыков. Большинство курсов сочетают методы: и чтение, и видеоматериалы, и наблюдение, и практика. Курсы — прекрасная возможность попрактиковать навыки «без ущерба» для эффективности работы, а также получить экспертный коучинг. Специалисты компании по обучению и развитию подскажут, какой тренинг лучше выбрать.

Наблюдение за работой выдающихся сотрудников очень полезно, если вы хотите лучше понять компетенцию. Нужно наблюдать за работой человека, который является признанным асом в данной компетенции.

Легче поговорить с выдающимся сотрудником или экспертом в конкретной компетенции, нежели наблюдать за ним — ведь в этом случае вам не нужно присутствовать при демонстрации компетенции. Вы просто просите о встрече и о возможности обсудить, каким образом они проявляют данную компетенцию, что они поняли из опыта ее применения, что помогло им использовать ее эффективно. Полезно попросить этих людей поговорить о конкретных случаях, когда они использовали данную компетенцию, и рассказать, что конкретно они делали, о чем думали и проч.

Интервью с сотрудниками, у которых прекрасно развита данная компетенция, поможет развить свое понимание компетенций. При использовании данного метода не нужно ограничиваться только сотрудниками организации. Нужно встретиться с друзьями, специалистами из соседних подразделений, а также с людьми, которых вы знаете по профессиональной области, и с людьми из различных сообществ.

Отработка моделей поведения является самым прямым методом развития компетенции и важной частью в стратегии развития компетенций. Конечно же до того как сотрудник будет отрабатывать поведение, он должен понаблюдать за эффективным поведением, а затем почитать литературу по компетенции. Полезно попробовать применить модели поведения в относительно безопасных ситуациях, например вне рабочего места. А затем попытаться применить их в сложных и критических ситуациях на рабочем месте.

Обратная связь — это прекрасная возможность для самооценки. Обратная связь особенно важна, когда нужно очень высокое развитие компетенции. Нужно попросить другого человека понаблюдать за сотрудником, в то время как он будет вести себя в соответствии с компетенцией, и попросить его дать обратную связь и предложения. Нужно создавать ситуации, когда другие могут понаблюдать за сотрудником, например, организовать совместный визит к клиенту, или интервью по подбору персонала, или руководство совещанием. Нужно заранее рассказать наблюдающему, какие компетенции или модели поведения сотрудник планирует приложить к своей работе, и попросить дать обратную связь после наблюдения.

При подготовке плана по развитию компетенции нужно учесть все эти типы действий. Чем больше их включено в план по развитию компетенции, тем больше шансы на успех. Однако план развития должен учитывать предпочтительный стиль обучения сотрудника.

Исследования показывают ценность постановки целей и говорят о том, что конкретные цели приводят к лучшим результатам, нежели плохо сформулированные цели. Кроме того, сложные для достижения цели приводят также к лучшим результатам, нежели легкие цели. Например, исследования результатов собеседований по аттестации в компании General Electric показали, что улучшение результатов происходило главным образом тогда, когда потребности в улучшении переводились в конкретные цели с согласованными сроками и измеримыми результатами.

Источник

Формирование компетенций личностного самосовершенствования (из опыта работы)

Формирование компетенций личностного самосовершенствования

в начальной школе (из опыта работы)

Человек – существо социальное, общественное. С первых дней жизни мы включены в различные социальные взаимодействия. Развиваясь в обществе, осуществляя совместную деятельность с другими людьми, человек становится личностью.

Читайте также:  Наиболее часто применяемый способ остановки венозных кровотечений это

Вопросы развития современной личности и формирования соответствующих личностных компетенций на сегодняшний день являются очень актуальными. Это связано с переходом общества к информационной культуре.

Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.

В начальной школе формируются ключевые компетенции:

— ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

— общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества.

— учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.

— информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

— коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.

— социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьей и школой.

Цель формирования компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире.

Модель выпускника начальной школы включает основные компоненты качества образования:

1. Здоровье, здоровый образ жизни имеет желание сохранить допустимый уровень здоровья

2. Когнитивные (познавательные)компетентности проявляет интерес к процессу познания владеет основами наук, основами самоконтроля и рефлексивной деятельности

3. Художественные компетентности проявляет эстетическое отношение к природе и человеку

4. Нравственные компетентности знает морально-этические нормы

владеет навыками этикета

5. Коммуникативные компетентности владеет основами культуры общения

Начальный этап обучения ориентирован не столько на передачу знаний, умений и навыков, сколько на всестороннее развитие личности, подготовку к повседневным будням, его социальную и психологическую адаптацию.

Значение личностных компетенций для обучающихся очень велико. Они помогают ребенку лучше понимать себя, чувствовать уверенность в своих силах, контролировать эмоции, находить пути выхода из проблемных ситуаций.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Умение анализировать ситуацию, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку конкретной ситуации, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения и воспитания так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации.

Еще в стенах школы необходимо подготовить учащихся к жизни в современном обществе. Школа должна создать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования .

Помочь детям найти себя, обрести уверенность в себе и своих силах, развить их способности, дать навыки самосовершенствования — миссия современного педагога.

И в нашем 1в классе мы стараемся формировать компетенции личностного самосовершенствования. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура (этика)- мораль, нравственность и внешняя (этикет) – внешнее, что видно всем, правила поведения. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Все, что прививаем в классе, может даже, на подсознательном уровне откладывается в мыслях и душе детей.

Утро в нашем классе начинается с того, что входя в класс, мальчики пропускают девочек вперед. Тем самым формируется внутренняя и внешняя культура ребят. Наши девочки не опускают стулья. Это дело мальчиков. С первых недель учебы в школе они делают это без напоминания.

Потом мы вносим вклад в укрепление здоровья. Утренняя зарядка – вот настрой на хорошую учебу и бодрость. Это традиционное мероприятие в нашем классе. Сначала их проводила я, а сейчас дети сами проводят зарядку, не ссорясь друг с другом, соблюдая очередность. А добрый настрой на день дает небольшая рифмовка, которую дети с удовольствием заучили:

Читайте также:  Способ защиты от файловых вирусов

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

О правилах личной гигиены мы тоже не забываем. Моем руки перед едой. На собрании один из родителей порадовался, что теперь ребенку не нужно напоминать: «Ты руки помыл?» Многие родители его поддержали. Это очень радует.

В рамках профориентационной работы. Во внеурочное время в нашем классе было проведено занятие «Нетрадиционное применение». Необходимость его проведения вызвана неаккуратным использованием одноразовых стаканчиков. Дети пили воду и оставляли их на партах, некоторые под партами. Мусор, беспорядок. Возникла идея показать возможность дать «вторую жизнь» использованным стаканам. Вначале дети посмотрели презентацию о профессиях, о важности каждой из них, в том числе и технического персонала. В ходе беседы дети обсуждали необходимость уважительного отношения к любой профессии. Многие высказали вое мнение, отстаивали его. Потом детям было предложено подумать, а можно ли использованным одноразовым стаканчикам дать «вторую жизнь». Ребята предложили несколько вариантов: помыть и еще раз использовать, посадить в них семена, сделать из их что-нибудь интересное. Совместно выбрали лучший вариант: сделать из них что-нибудь интересное. Из подручных материалов (цветной бумаги, пластилина, фломастеров) каждый из ребят сделал интересную поделку. Многие презентовали ее, рассказав из чего она сделана. Потом, объединившись в небольшие группы, выбрали самую интересную поделку. Ребята старались не ссориться, выслушивать друг друга, договариваться. Конечно, были и те, кто выдвигал только свою поделку, обижался, что выбрали не его работу, но большинство объективно оценивали все поделки в группе. Самые интересные поделки было решено оставить для подарков именинникам. А все остальные поделки до конца дня участвовали в выставке.

А еще, наверное, как и в любом классе, есть традиция — поздравлять именинников. К этим поздравлениям готовятся не только именинники, их родители, но и все дети. Ребята говорят свои пожелания. Я заметила, что сначала пожелания были стандартными: здоровья, пятерок, слушаться маму и папу, автомобиля, сладостей. Сейчас они уже стали более разнообразными, осмысленными: счастья, на отлично закончить школу, пойти на хорошую работу, зарабатывать много денег, отдыхать каждый год на море, вырасти и помогать своим родителям, уважать старших и другие. Потом следуют угощения от именинника, причем ребята не забывают поблагодарить за угощение и еще раз поздравить. После обязателен подарок от родителей. Раньше этим поздравления и ограничивались. Сейчас некоторые из ребят делают подарки именинникам от себя. Чаще это не купленный подарок, а сделанный своими руками. Это тоже очень радует. Дети учатся не только «получать», но и «отдавать». И это им доставляет радость.

Формирование компетенции личностного совершенствования происходит в различных областях деятельности ученика. Творческая область деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Каждый ребенок по-своему талантлив, поэтому в образовательном, воспитательном процессе необходимо стремиться использовать приемы творческой работы, творческие задания, личностно значимые задания, способствующие самосовершенствованию: как духовному, так и интеллектуальному.

Творчески самосовершенствоваться ребята смогли на празднике «Прощание с Азбукой», который не так давно прошел в нашем классе. Уже выявляются творчески одаренные дети. Ведущие герои праздника: мадам Двойкина, Алена Лентяйкина, Ваня Грамотеев очень эмоционально исполнили свои роли. Да и каждый из ребят хорошо исполнил свою роль. Отвечая на вопросы героев, выполняя их задания, ребята не перебивали друг друга (нам известно, что это «не культурно», так говорят детки), выслушивали, хотя присутствовал дух соперничества, соревнования. В подарок всем были яркие книги для чтения с интересными рассказами. Мы не забыли поблагодарить родителей. Ведь они тоже прошли трудный путь обучения чтению, пониманию прочитанного. Ребята сделали своими руками весенние цветочки и подарили их родителям. Ведь на праздниках без подарка не должен оставаться никто.

Свое творческое начало ребята проявили и на новогоднем празднике. В подарок Дедушке Морозу и Снегурочке мы инсценировали сказку «Заюшкина избушка». Посмотрите, что у нас получилось.

Вот таким образом в нашем классе начали формироваться компетенции личностного самосовершенствования. Они формируются в любом классе. Занимаясь каждодневными традиционными мероприятиями, мы и не задумываемся за будничной суетой, что занимаемся таким важным делом. Успехов нам всем в работе. Спасибо за внимание.

Источник

Оцените статью
Разные способы