Лепка как средство развития творческих способностей детей
Ольга Пергалова
Лепка как средство развития творческих способностей детей
В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой не достаточно развитым уровнем мелкой моторикой рук, что, несомненно, приводит к тому, что дети часто при написании чувствуют слабость и дискомфорт в руках.Все это оказывает на ребенка сильное влияние на: развитие речевой функции и усвоение школьной программы. И поэтому, все большее значение приобретают учреждения дополнительного образования, которые с помощью своей разнообразной деятельности способствуют формированию необходимых для ребенка умений и навыков.
Учреждения дополнительного образования направлены на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления.УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины и т. д.
Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104]
С древних времен, у греков и египтян, индейцев Америки, мусульман и христиан указываются поверья о том, что человек был сотворен из глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога на мокрой земле. Люди заметили, что глина становиться податливой и мягкой, если ее намочить. С этого и началась история искусства лепки. В начале люди покрывали глиной плетенные из лозы корзины для прочности, затем лепили посуду, предметы быта, статуэтки, в дальнейшем они научились обжигать изделия, и придумали гончарный круг.
В настоящее время, лепка из глины является одним из самых распространенных народных промыслов, в том числе и в Дагестане. Но, каково же влияние лепки на развитие ребенка?Ответ на этот вопрос прост: Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков; развивает чувство прекрасного, нравственных чувств.
Лепка – это одно из художественных средств для эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Ребенок, рано начавший лепить, опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка способствует развитию имеющихся у ребенка интеллектуальных и творческих задатков.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. [3, c.112].
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [7, c.46]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваютсятрудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т. д.
В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки. Занятия лепкой в Махачкале проходят в УДО,таких как: во Дворце детского творчества. Дети активно посещают занятия. В учреждение обучение проходит на основе рабочей программы, составленной ведущим педагогом дополнительного образования, по группам от одного до трех лет обучения.
Дети первого года обучения, в основном,лепят глиняную посуду: тарелки и блюдца с цветочным орнаментом, а также небольшие поделки в виде цветов и т. д. Дети второго и третьего года обучения –лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т. д. Но, прежде чем приступить к самому процессу лепки, педагог ознакомительное занятие, с помощью которого он вводит детей в историю возникновения лепки из глины, рассказывая им о свойствах глины, тонкостях работы с глиной, инструктаж работы.
Мы опросили детей о занятиях: Нравиться ли им лепка?Чем больше они любят лепить: глиной или пластилином? Как проходят занятия? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках? И т. д. Дети отвечали честно и с воодушевлением, что, уже говорило о том, что детям нравиться лепить. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.
Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.
В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно –прикладного искусства:
— Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
— Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
— Синхронизирует работу обеих рук;
— Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
— Развивает творческие способности ребенка.
Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепкеприсущие предметам свойства: форму, строение и т. д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.
Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности
1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М. : Профиздат, 2009. – 104 с.
2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». — М., 2005.
3. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. — М. : Мозаика-Синтез, 2006-132с.
5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М. : Просвещение, 1980
6. Левин В. А. «Воспитание творчества» М. : Просвещение, 1987.
7. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.
План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановкого Курского муниципального района.
Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .
Источник
Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста
Игнатенко Олеся
Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста
Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность требует от воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Поэтому педагогам требуется развивать в детях любознательность, смышленость, находчивость, инициативу, фантазию, воображение. Изобразительная деятельность здесь выступает как основное средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104] «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — писал В. А. Сухомлинский [5].
В настоящее время, лепка является одним из самых распространенных видов творческой деятельности. Он незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно [3].
Действительно, лепка способствует многому: и развитию зрительного восприятия, и памяти, и образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Она формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. В процессе лепки у детей дошкольного возраста развиваютсятрудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке.
Перед педагогом ставятся задачи: развитие детского творчества, обогащение детей дошкольного возраста изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работой мысли, воображения, самостоятельности; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию) [6, с. 103].
Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, а воспитатель является его наставником в формировании его творчества. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую творческую личность. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства) [2, с. 86].
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение [4].
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная часть с игрой [6, с. 86]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Организация занятий в виде игры углубляет у детей дошкольного возраста интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Материалами для лепки детей дошкольного возрастамогут быть любые пластичные тела: пластилин, тесто, снег, влажный песок. Комок пластилина в руках детей дошкольного возраста в процессе лепкиприобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигать по столу, при этом гудеть, изображая машину или самолет.
Дети дошкольного возраста изучают различные свойства пластилина, знакомятся с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у них развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Лепка может стать любимым занятием детей дошкольного возраста как правильно поставленный вид деятельности.
Лепка из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук и мозга. Работа по лепке из соленого теста в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки непосредственно образовательной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста.
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега очень интересное увлекательное занятие. Обязательное условие для снега является достаточная влажность. Снег можно заготовить в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости.
Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Обязательное условие для песка, как и для снега является достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол.
Таким образом, лепка как вид изобразительной деятельности совершенствует и развивает природное чувство осязание обеих рук, активное действие, которое ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.
Список использованной литературы.
1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М. : Профиздат, 2009. – 104 с.
2. Кожохина С. К. путешествие в мир искусства. СПБ. :М. ,2003.- 86с.
3. Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46645/ (дата обращения: 28.01.2021)
4. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Макшанова И. А., Попова Н. В. «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников». – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/08/31/lepka-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения: 28.01.2021)
6. Хализова Н, Б, Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. : просвещение,1986. – 103с.
6. Художественное творчество в детском саду/Под редакцией Н. А. Ветлушной. М., 1972. — 86 с.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.
Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.
Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.
Источник