Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс
Елена Никитаева
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России.
При изучении фольклорных игрушек из глины мы использовали разные формы работы- лепили хлудневскую игрушку из полимерной глины, рисовали филимоновскую и дымковскую, читали сказку про каргопольскую, защищали детские проекты. А вот при изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин., имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько- дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.
Условно разделим работу на два этапа: 1- изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную и 2- ее роспись.
Материалы,которые потребуются на 1 этапе:
пластиковая 1,5 л бутылка, ножницы, бумага для заполнения бутылки -основы,стеки, крахмал, круглый карандаш для сглаживания поверхности изделия и придания формы оборкам, клей ПВА и белая гуашь,баночка для смешивания красок с ПВА, иллюстрации дымковских игрушек для образца, подкладной лист.
1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.
2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.
3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.
4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника
5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту
6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки
7 заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках
8. Стекой формируем кисти рук
9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами
10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо
11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком
12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап зхакончен.
Для второго этапа (росписи)нам понадобятся:
ватные палочки, гуашь, клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались,подкладной лист, баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки, круглые поролоновые штампы.
1. Штампом наносим большие голубые круги
2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки
3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом
4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу
5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке
6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.
7. Высушиваем. Поделка готова.
Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина» Работа с пластилином хорошо влияет на развитие ребенка. Занятия по лепке улучшают память, внимание, развивают мелкую моторику рук, которая.
«Динозавры-2». Мастер-класс по лепке из пластилина Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина — динозавр. Задачи: 1. Закреплять умение.
«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс Предлагаю Вам вариант изготовления космонавта из пластилина и фольги ко Дню Космонавтики. Необходимый материал:Пластилин. Фольга. Зубочистки.
Мастер-класс из пластилина «Мостик» Задачи: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек и созданию весенней композиции (ручеёк, мостик, цветы). Учить выравнивать.
Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.
Мастер-класс по лепке милиционера из пластилина В этом творческом уроке я хочу показать вам способ лепки милиционера из пластилина. Нам понадобится бежевый, синий,немного серого, черного.
Мастер-класс по лепке розочек из пластилина Здравствуйте,уважаемые и дорогие коллеги! Как и обещала в предыдущем блоге,выкладываю мастер-класс по лепке розочек из пластилина. Если.
Мастер-класс по лепке собачки из пластилина Здравствуйте, дорогие соседи и коллеги) Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке собачек из пластилина. Такую собачку можно слепить.
Мастер-класс поделки из пластилина «Чебурашка» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина — «Чебурашка». Задачи: 1. Закреплять.
Мастер-класс «Сувенир из пластилина» Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья, предлагаю Вашему вниманию мастер — класс «Сувенир из пластилина» Во время работы с пластилином.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Правила здоровья. (448)
- Копилка советов для автолюбителей. (396)
- Копилка любопытных фактов. (333)
- Драгоценные камни и ювелирное искусство. (261)
- Правила безопасности (261)
- Про еду. (255)
- Музыка (254)
- Полезные советы (237)
- Страницы истории (231)
- Год дачника (226)
- Человек и общество (224)
- Православие (217)
- Одежда (199)
- Законы, которые должны работать. (196)
- Кино и ТВ (196)
- Заочные путешествия (194)
- Танец (179)
- Спорт (165)
- Вооружённые силы (161)
- Воспитание детей. (153)
- Актуальные статьи по экономике. (151)
- Секреты красоты (150)
- Картинная галерея (149)
- Домашняя библиотека (148)
- Компьютер и Интернет (138)
- Истории любви (135)
- Дети (134)
- Актуальные статьи о политике. (133)
- Интересные персоны. (132)
- Уютная и функциональная кухня. (124)
- Психология (108)
- Праздники (107)
- Аксессуары (99)
- В мире напитков. (98)
- Мир изобретений. (95)
- Рецепты повседневной кухни. (85)
- Мода и модельеры. (85)
- Эти милые животные и птички. (84)
- Образование (84)
- Медицинские истории. (84)
- Фотомастера. (79)
- Поднимаем настроение (76)
- Создаём красоту своими руками. (70)
- В часы досуга. (66)
- Обувь (65)
- Праздничный стол. (63)
- Русская культура (61)
- Декоративно-прикладное искусство (61)
- Забавное видео. (59)
- История европейского костюма. (57)
- Мои стихи (55)
- Притчи и мудрость жизни. (48)
- Культура стран мира (45)
- Английский для всех. (39)
- Народные художественные промыслы. (36)
- Памятные даты. (35)
- Шедевры мировой архитектуры (33)
- Знаменитые бренды и логотипы (33)
- Музыка для разного настроения. (33)
- Здоровье и красота волос (31)
- Мой Первоуральск (31)
- Стихи для души (30)
- Мои фото. (30)
- Дружба. (25)
- Удивительные судьбы. (23)
- Музеи мира (21)
- Екатеринбург. (13)
- Любимый Петербург (12)
- Народный календарь. Народные традиции и праздники. (12)
- Символы в нашей жизни. (9)
- Интересное о русском языке. (9)
- Вечная музыка (8)
- Место памяти-село Щелкун Сысертского района (6)
- Тайны и загадки истории и природы (1)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Дымковская игрушка: история промысла, технология создания.
Вторник, 16 Августа 2016 г. 21:26 + в цитатник
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами.
Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим.
Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины. Возникновение промысла Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.
В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.
Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. Дымковский промысел в советский период
В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, — А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу. Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием.
Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки. А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.
Дымковская игрушка: история, образы и сюжеты
При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп (См. таблицу в PDF).
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.
Этапы изготовления дымковской игрушки
Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.
Лепка дымковских игрушек
Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка. Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.
Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.
После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.
Роспись
После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка.
Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Рисование дымковской игрушки
Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.
Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей.
Современное состояние промысла
Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности. Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа. Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации — коммерческие, государственные, общественные.
Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев. Дымковская народная игрушка
В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка.
Дымковские игрушки — наряду с другими художественными промыслами — говорят о богатстве и самобытности русской культуры
Вложение: 5002243_tip.pdf
Источник