- Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте»
- Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
- Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты
- Теоретические моменты лепки в средней группе
- Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе
- Сочетание с другими видами изобразительной деятельности
- Техника лепки в средней группе
- Таблица: способы и приёмы лепки
- Видео: уроки лепки для детей
- Виды лепки
- Материалы и инструменты
- Нетрадиционные техники лепки
- Дифференциация заданий
- Таблица: примеры заданий разного уровня сложности
- Планирование занятий по лепке в средней группе
- Конспекты занятий по лепке в средней группе
Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте»
Татьяна Алексейчева
Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте»
Тема: «Основные приемы лепки».
1.Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;
-знании приемов лепки для разных возрастных групп дошк-ов;
-практическом владении всеми приемами лепки;
2. Вызывать интерес к проблеме использования как основных, так и нетрадиционных приемов лепки в дошкольном возрасте.
3. Способствовать сплочению коллектива.
Время проведения: 10.02.2018г.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы: столы для воспитателей; пластилин, доски, стеки, картон, салфетка; схемы изготовления поделок.
Содержание игры: Участники садятся за столы. Ведущий и творческая группа располагаются фронтально к участникам.
1.Теоритические вопросы: Ведущий зачитывает вопросы, участники отвечают, получают фишку. В конце теоритического блока обменивают на призы.
2.Выступления: Выступление педагогов. Показ приемов, дополнительных материалов, схем, поделок (младший, средний, старший возраст)
Все участники изготавливают барельеф солнца.
Подведение итогов семинара.
«Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте»
В средней группе дети лепят не сложные предметы, состоящие из нескольких частей.
Они должны, научится передавать пропорции между частями предметов, прочно их присоединять и примазывать.
В этом возрасте часто используются такие приемы как:
— прищипывание (ушки, клюв, гребешки);
— вдавливание (мисочки, чашечки);
— оттягивание деталей из целого куска (клюв плюс хвост);
— соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу);
— украшение с помощью стеки и налепов;
Базовыми элементами, которые служат основой в лепке, в этом возрасте являются:
На основе этих элементов и строится лепка в среднем возрасте.
Шар – лучше всего скатывать в ладошках.
Конус – сначала скатывают шар, затем с помощью второй дощечки или просто рукой на доске я лепки скатать валик, делая нажим на одну сторону (движения возвратные).
Овоид – первоначально детям объясняют, что овод похож на яйцо.
(сначала делаем шар, затем делаем нажим то на одну, то на другую сторону, заостряя концы на доске или в руках)
Цилиндр – шар, затем толстый валик затупляя края с помощью нажима о доску.
1. Сначала вводится шар и овоид. Так как, например, с помощью этих элементов можно вылепить ребенка в одеяле или медвежонка.
2. Вторым этапом вводится конус. Можно предложить детям вылепить поделки из одних конусов (елка, лиса, мышь). Если соединить конус и шар – можно вылепить девочку в длинном платье.
3. Цилиндр можно использовать для лепки нижней части туловища или ног (с подрезанием).
Для того, чтобы работа была прочной и оригинальной, можно использовать различные материалы, как для укрепления конструкции, так и для украшения поделок.
— Для изготовления стволов деревьев, тела, насекомых (стрекоза, бабочка)можно использовать: проволоку, стержни, зубочистки, спички. Так конструкция будет более прочной. Для этого готовим валики, шар, конус и просто нанизываем на основу.
— Такая деталь как колпачок от ручки может, пригодится, для того, чтобы изобразить улыбку на лице человечка.
— Карандаш может, пригодится, для раскатывания пластилина вместо скалки (без заострений). Острием можно наносить точки,вмятины разной глубины: глаза, нос, пуговицы.
— Бутылка, скакалка, дощечка – служат для раскатывания пластилина.
— Для украшения работ можно использовать различные материалы: перья, зерна, крупу, бусины…
— В лепке используется прием смешивания цветов. Чтобы получить слоистую структуру ствола дерева, необходимо смешать коричневый и оранжевый цвет.
Чтобы получить змею с кольцами на теле, необходимо смешать зеленый и желтый цвет. Сначала скатать толстый валик одного цвета, затем обмотать его тонким жгутиком другого цвета и раскатать длинный валик.
Не нужно бояться выбирать сложную тему для лепки, думая, что дети не справятся. Не забывайте, что все сложное делается из элементарных вещей и частей.
Консультация для воспитателей «Оригами — как одно из средств развития мелкой моторики в среднем дошкольном возрате» Уважаемые воспитатели! Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том,.
Консультация для молодых специалистов «Процесс обучения в среднем дошкольном возрасте» Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности;.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте» Цель: Расширять представление родителей о значении аппликации в среднем дошкольном возрасте. Уважаемые родители! Аппликация (от латинского.
Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.
Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.
Строительно-конструктивная игра «Мебель для кукол» в среднем дошкольном возрасте Строительно-конструктивная игра «Мебель для кукол» в среднем дошкольном возрасте Задачи: I. Развитие сюжета 1) Развивать сюжет.
Сюжетно-ролевая игра в среднем дошкольном возрасте «Сюжетно-ролевая игра в среднем дошкольном возрасте» Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж. — Ж.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» в среднем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» в среднем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» в средней.
Театрализованная игра «Теремок» в среднем дошкольном возрасте Театрализованная игра «Теремок» в среднем дошкольном возрасте Развитие и активизация театрализованной игры «Теремок». Вид.
Источник
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Наталья Сазонова
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.
Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Основные приемы лепки
Способы лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.
Скульптурный (пластический) способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных
предметов зависят от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин
Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
I младшая группа.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
II младшая группа
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).
Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Познакомить с использованием стеки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Источник
Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты
Дети пятого года жизни — настоящие почемучки. Они стремятся узнать обо всём как можно подробнее, всё хотят изучить и попробовать. Занятия по лепке становятся разноплановыми. Ребята развивают технические навыки и совершенствуют моторику пальцев и рук. Узнают новое о физических предметах и их свойствах. Слепить поделку — это значит изучить со всех сторон объект изображения, а после показать.
Теоретические моменты лепки в средней группе
Желание ребёнка делать что-либо руками необходимо приветствовать. Занятия с сыпучими веществами, мозаикой, конструктором и мелкими фигурками стимулируют нервные рецепторы на кончиках пальцев. Активное развитие сенсорики кисти положительно отражается на уровне мыслительных и речевых способностей.
Занятия с сыпучими и пластичными элементами развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие
Работа с пластичными материалами — лепка — входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Создание простых форм из песка (в том числе кинетического), глины и пластилина упражняет кисть в ловкости и гибкости. Разминая эти материалы руками, ребёнок расслабляется — лепка обладает терапевтическим эффектом.
Взаимодействие с пластичными материалами расслабляет мышцы рук и вызывает положительные эмоции у ребёнка
С пластилином и другими материалами для лепки воспитанники средней группы играют и упражняются в различных режимных моментах:
- на занятиях по изобразительной деятельности раз в две недели: создание поделок из пластилина;
- на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью: знакомство со свойствами глины, песка, теста;
- как самостоятельная деятельность в комнате отдыха;
- на индивидуальных занятиях с психологом в качестве арт-терапии;
- на прогулке: лепка из песка или снега в игровой форме.
Лепят средние дошкольники не только поделки, но и в кабинете психолога — на занятиях пластилинотерапией
Лепке как виду продуктивного творчества посвящаются занятия по ИЗО. Дети 4–5 лет занимаются с пластилином, реже — с пластичным или солёным тестом. Цель занятий по лепке в средней группе — формирование умения лепить предметы различной формы и величины, в том числе составные. Задачи для занятий воспитатель планирует с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
На занятиях по лепке расширяются и закрепляются знания детей, например, об овощах
Практическая работа по лепке в средней группе длится 10–12 минут. Если задание дано в игровой форме на прогулке или ребёнок самостоятельно занимается с пластилином в творческом уголке, длительность процесса увеличивается.
Обучение приёмам лепки осуществляется через последовательный показ педагогом действий. Каждый этап работы предваряется устным комментарием.
Важно помнить. У детей 4–5 лет внимание и память непроизвольные. Объяснение воспитателя должно быть лаконичным, чётким и вместе с тем интересным для ребят.
В средней группе предполагается, что дети вылепливают детали вслед за воспитателем. Чередуются виды деятельности: слуховое и зрительное восприятие с практической работой. Когда дети лепят, воспитатель наблюдает, хвалит, подбадривает. Возможна помощь отстающим:
- подсказка, как сделать, как исправить,
- индивидуальный показ,
- совместное выполнение: педагог направляет движение пальцев и рук ребёнка.
Усваивание приёмов лепки в средней группе осуществляется через объяснение и показ
Сочетание с другими видами изобразительной деятельности
- Аппликация — дополнение основы поделки или коллективной композиции небольшими элементами, соединёнными между собой.
- Бумажная аппликация.
Коллективные работы в средней группе получаются яркими, если сочетать различные техники и приёмы изо-деятельности
Использование природного материала позволяет создать оригинальные поделки
Вылепленные угощения из солёного теста рекомендуется раскрасить гуашью
Техника лепки в средней группе
Упражнения с пластичными материалами готовят детскую руку к освоению важнейшего навыка в ближайшем будущем — письму. Регулярные занятия лепкой развивают гибкость кисти и точность движений. Поделки ребята создают, изучая различные приёмы лепки.
Таблица: способы и приёмы лепки
Способы лепки Приёмы Примеры поделок в средней группе Скульптурный/пластичный — лепка из одного куска. - Скатывание,
- раскатывание,
- сплющивание,
- вытягивание,
- скручивание.
- «Хлеб»,
- «Огурец»,
- «Баранки/бублики»,
- «Тарелочка».
Конструктивный — создание поделки из нескольких деталей. Вылепленные пластичным способом детали соединяются друг с другом. - «Пирамидка»,
- «Капуста»,
- «Цветок»,
- «Грибы».
В средней группе дети осваивают конструктивный способ лепки: вылепливание и соединение деталей в единый образ
Видео: уроки лепки для детей
Виды лепки
- Предметная лепка. В средней группе дети лепят двух- и трёхмерные предметы на плоскости. Максимально точно стараются передать форму знакомых объектов. На занятиях обязательно стоит образец — фигурка или игрушка.
Предметная лепка подразумевает и изображение живых существ, например, рыб
Коллективные работы имеют простой сюжет, например, «Утята плавают на пруду»
Дети 4–5 лет учатся украшать поверхности рельефным узором, например, как на занятии «Чудо-цветок»
Материалы и инструменты
- Пластилин — наиболее податливый материал. Познакомить детей с глиной можно, но лепить из неё рекомендуется в старшей и подготовительной группах (с детьми 5–7 лет).
Изредка на занятиях может использоваться пластилин Плей До. Это дорогостоящий материал, но яркий и необычный. С его помощью можно украсить подарки мамам на 8 Марта, например.
Сохраняйте остатки пластилина их наборов — дети используют их позже
Для средней группы рекомендуется закупить пластмассовые стеки с закруглённым концом
Нетрадиционные техники лепки
- Пластилиновая мозаика — выкладывание пластилиновых шариков на нарисованном изображении. В техническом плане использование этой техники на занятиях в средней группе не даёт ничего нового детям. Пластилиновой мозаикой уместно заниматься во время декоративной лепки. Например, мозаикой дети украсят пластиковые тарелки или крышки.
Мозаика отлично подходит для декорирования пластиковых и картонных поверхностей
Пластилином дети раскрашивают несложные изображения, например, цветик-семицветик
Рецепт солёного теста:
1/2 ст. холодной воды,
1 ст. муки,
1 ст. соли
Размешать до однородной массы.В солёное тесто можно добавить пищевые красители
Солёное тесто имеет обыкновение крошиться во время работы. Для деток 4–5 лет этот материал не назовёшь податливым. Поэтому к массе, полученной по классическому рецепту, я добавляю 1–2 столовых ложки растительного масла (без запаха). Тесто становится пластичнее.
Дифференциация заданий
В течение учебного года воспитатель оценивает эффективность занятий. В сентябре, январе и мае проводится мониторинг изобразительных способностей детей. Определяется уровень овладения практическими навыками для каждого воспитанника.
Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно среди детей одного возраста. Это нормально. Задача воспитателя — создать благоприятные условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые задания.
На занятии ребёнок получает новый опыт и положительные эмоции, задания подбираются по уровню развития
Таблица: примеры заданий разного уровня сложности
Критерий способностей Основное задание Усложнённое задание Умение определять, из каких частей и форм состоит объект для лепки Слепить мухомор: ножка-цилиндр, конусообразная шляпка, белые точки. Слепить мухомор, закрепить на картонной основе, дополнить травинка/листьями/пеньком. Скорость лепки Слепить утёнка: пластичным способом голову и туловище, добавить крылья и клюв. Слепить утёнка, при помощи стека сделать надрезы на крыльях и хвосте (перья), обозначить глаза. Разноуровневые задания необходимы для того, чтобы каждый ребёнок проявил свои умения и почувствовал себя успешным
Планирование занятий по лепке в средней группе
К 4–5 годам игра становится ведущим видом деятельности у детей. Творческие занятия рекомендуется выстраивать на основе сказочного сюжета или в форме интересных заданий. Детей настраивают на конечный результат не в виде пластилиновой поделки, а как удачное решение проблемы или возвращение из фантастического путешествия.
Важно. Структура занятия обязательно включает вводную часть для мотивации детей к лепке.
Заинтересовать детей темой занятия может фантастический персонаж, например, волшебница
Занятие по лепке в средней группе имеет чёткую структуру:
- Организационный момент.
- Вводная часть.
- Практическая работа.
- Показ работ, подведение итогов.
Между этапами занятия проводятся короткие подвижные игры и физкультминутка. Смена образовательной деятельности на двигательную активность предотвращает эмоциональное и физическое напряжение у детей.
Важно. Рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику непосредственно перед тем, как дети приступят к лепке. Мышцы пальцев и рук разогреты — значит, готовы трудиться.
Пальчиковые игры и упражнения разогревают кисти рук перед лепкой
Конспекты занятий по лепке в средней группе
Подборка включает интереснейшие разработки классических тем по лепке в средней группе. Занятие «Дома нашего города» можно назвать интегрированным, поскольку оно проводится в рамках нравственно-патриотического воспитания. Методическая находка педагога — распределение объектов для лепки при помощи игры с карточками.
Занятие «Грибы» примечательно использованием природного и бросовых материалов, а также авторскими стихотворениями от воспитателя.
Лепка «Животные жарких стран» сочетается с техникой аппликации, а в начале конспекта воспитатель описывает назначение поделок. То есть у детей есть реальная цель, зачем они лепят львят.
Поделка «Цветик-семицветик» выполняется в нетрадиционной технике — пластилинографии. Педагог составил конспект ознакомительного занятия. Плюсы — в связи со сказочным сюжетом, включении пальчиковых упражнений и использовании фоновой музыки во время лепки.
Конспект занятия «Мукосолька» разработан для кружка, где дети лепят из солёного теста. Элементы разработки можно использовать на занятии НОД. Дать детям возможность самостоятельно замесить тесто — значит удовлетворить их исследовательский интерес.Источник