Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».
Анастасия Хисматулина
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический коллектив.
И уже в связи с этим обстоятельством руководством нашего детского сада было решено провести цикл мастер-классов по лепке, а в будущем и по рисованию. Ведь лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.
По проведению мастер-классов по лепке без колебаний была выбрана моя коллега по группе Крутова Елена Викторовна. Педагог «старой закалки», знакомившая молодых педагогов с основными методами и приемами в лепке в различных возрастных группах.
Главными задачи этих занятий в рамках «школы молодого педагога» были:
— рассказать и показать все приёмы и способы традиционной лепки и немного из нетрадиционной лепки;
— научить правильно проговаривать молодых педагогов все эти способы при работе с детьми, создавая условия преемственности от младшего дошкольного возраста к старшему;
— укрепление психологического комфорта в коллективе.
На первоначальном этапе молодым педагогам были рассказаны основные приемы лепки.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
А в качестве шпаргалок были подготовлены материалы для каждого педагога, которые можно с лёгкостью разместить у себя в группе в уголке ИЗО и пользоваться при необходимости.
Когда все основные приёмы традиционной лепки были проговорены и показаны — педагоги сами, закрепляя полученные знания лепили и проговаривали все свои действия.
После нескольких таких занятий в кругу педагогов на практике были отработаны все полученные знания о приёмах традиционной лепки. И молодые педагоги с лёгкостью усвоили весь полученный материал.
Тогда приступили к следующему этапу, самому интересному – нетрадиционная лепка.
1.«Шнурки» из пластилина. Берём шприц (медицинский или специальный для лепки). Лучше всего для этого подходят шприцы из-под Детского Нурофена, т. к. в таких шприцах отверстие находится посередине и имеют диаметр немного пошире, чем у обычных медицинских. Берётся пластилин, отщипывается небольшой кусочек и скатывается валик такого размера, чтобы можно было его поместить внутрь шприца без особых усилий. Затем шприц с пластилином внутри помещается в кружку с горячей водой на несколько секунд (от10 до 20 секунд). Далее вытаскиваем шприц и выдавливаем разогретый пластилин. Получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Если брать для этой процедуры специальный восковой пластилин, то его разогревать в воде не надо. Он достаточно мягкий сам по себе. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки.
В целях безопасности (т. к. речь идёт о горячей воде, в которой разогревается пластилин) детям младшего дошкольного возраста можно делать заготовки из таких шнурков, разложив их аккуратно по цветам в отдельные небольшие контейнеры и давать их детям выкладывать простейшие рисунки и узоры.
2. Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
3. Пластилиновая мозаика – заполнение изображений мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.
Все виды и способы нетрадиционной лепки педагогам очень понравились. И они с большим удовольствием сами приступили к лепке. Этот процесс так увлёк всех, что не хотелось расходится. Стали подходить и с искренним любопытством рассматривать работы «стажисты», тоже вовлекаясь в процесс лепки.
В общем на такой позитивной ноте закончился небольшой цикл обучающих мастер-классов. Теперь у нас впереди цикл мастер-классов по традиционному и нетрадиционному рисованию, который будет показывать другой педагог, делясь своими богатыми знаниями и опытом.
Всем спасибо за уделённое время и внимание к данной публикации!
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ». МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни — одна из главных.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Большое значение для развития и воспитания.
Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи:.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Рисование мыльными пузырями» Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района Населенный пункт: Санкт-Петербург Цель: Применение техники.
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов через знакомство с современными.
Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.
Мастер-класс «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 с. Беловское» Белгородского района Белгородской области Мастер.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Источник
Виды, способы и техники лепки в детском саду
Татьяна Доюнова
Виды, способы и техники лепки в детском саду
Работа с пластилином благоприятно влияет на развитие ребенка. Эти занятия улучшают память, внимание, хорошо влияют на мышление, развивают мелкую моторику рук, которая в свою очередь способствует освоению речи, формируют воображение, открывают творческие способности, заставляют проявлять фантазию. Подробней о пользе занятий с пластилином и другими материалами вы узнаете в этой презентации.
Я весь мир слепить готов- Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин – У меня есть …
Лепка – это …
-развитие речи и ознакомление с окружающим миром;
— развитие фантазии и творчества;
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Лепка:
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности.
.Лепка из пластилина
«Виды, способы и техники лепки в детском саду»
Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают * Младший дошкольный возраст — раскатывание; — скатывание; — вдавливание пальцем; — прищипывание; — сплющивание; — оттягивание; — присоединение. *Средний дошкольный возраст — примазывание; — защипывание; — вытягивание; — сглаживание *Старший дошкольный возраст — Совершенствование техники лепки; — использование знакомых приемов лепки.
.Что такое «Пластилинография»?
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Материалы, используемые в пластилинографии
Пластилин (разных цветов).
Пластиковые дощечки для выполнения работ.
Картон (однотонный и цветной,желательно плотный.
Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
Бросовый материал — для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т. д.
Производные приёмы «Азбуки лепки» для «рисования» — выполнения пластилинографических изображений
Размазывание. «Азбука лепки»
«Азбука лепки» — приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской»
Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед — назад (до получения детали нужной формы и размера) .
Романченко Е. Х. «Азбука лепки» — приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок»
Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня.
Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка.
Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка.
Раскатать в конус — мороженое, пирамида.
Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки.
Сделать углубление пальцами или карандашом — шляпка гриба, чашка, ваза.
Мы волшебным пластилином создаём свои картины!
«Где ты, зимушка-зима?» Нетрадиционные техники рисования в детском саду Январь не радует снегами, Все льет и льет на нас дождями… Вот Новый год вступил в права, Но, где ты Зимушка, Зима? Укрой всю землю одеялом,.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Коллективная работа по рисованию ладошками «Осеннее дерево» » Осеннее дерево» — рисование во второй младшей группе. Задачи- Расширять преставления детей об изменениях в живой природе, осенью (все.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Деревья из ладошек. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисуем и рассказываем Нередко дети затрудняются в высказывании своих мыслей. Эта проблема актуальна для многих дошкольников. Из множества приемов, для активизации.
Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Кляксография Здесь.
Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.
Нетрадиционные техники аппликации в детском саду. Мозаика из бумаги Мозаика из бумаги Очень декоративным и интересным видом творчества является мозаика из бумаги. Она представляет собой изображение, которое.
Пластилинография как вид нетрадиционной техники лепки для развития ребёнка Пластилинография– новое направление творчества в изобразительной деятельности. Одна из разновидностей нетрадиционной техники рисования пластилином.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.
Виды театров в детском саду В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, а именно через разные.
Источник