Статьи
Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Валайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам.
Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д.
Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится.
Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры.
Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу.
Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.
Таким образом, лень — это отсутствие мотивации (отсутствие желания работать, делать что-то), т.е. цели изначально не лежали в плоскости интересов ребенка. Таким образом, ребенок не принял для себя те цели, которые ему, навязали взрослые или даже если он избрал их сам.
Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту.
Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.
Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:
Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.
Многие замысли ребенка были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно
Отсутствие смысла работы
С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.
Отсутствие умения работать
В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ребенку нормально учиться
Многие учебные задания трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу
Отсутствие интереса к работе
Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт
Лень как проявления страхов
Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.
Страх предстоящих усилий – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще
Особенности душевного состояния
В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, травма, ревность, зависть, ложь…
Отсутствие уверенности в себе
Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции
Астенический тип личности
Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»
Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу
Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.
Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить.
В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.
Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.
Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.
Правила изменений для взрослых:
- Горячо радуйтесь первым усилиям ребенка взяться за дело. Помогите добиться успеха. А когда это случится наконец – интересное сочинение, решенная трудная задача, красивая поделка, тогда и сам ребенок получит наглядные подтверждения своим силам. Ему уже не нужно будет защищаться с помощью лени. Гораздо интереснее самоутверждаться с помощью дела.
- Средством от лени может стать и интересный образ жизни: театр, спорт, походы, игры всей семьей. Когда жизнь ребенка и его школьная жизнь насыщена тем, что нравится, гораздо легче смириться с необходимостью делать ненавистные уроки или убирать свою комнату.
- Железное терпение и самодисциплина – основа основ, прежде всего для взрослых.
Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми.
Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства.
Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.
Источник
Как справиться с ленью
Содержание статьи:
В зимний день один тюлень продавал на рынке лень… Помните этот мультфильм? Если нет, обязательно посмотрите, чтобы примерно представлять, во что может превратиться жизнь, если потакать лени и бездействовать. Когда пишут школьные сочинения на тему «Кем я хочу стать», еще ни один ребенок не написал дворником или вахтером. Но кто-то все же превращается из потенциального хирурга в дворника. Как ему это удается? Виной всему лень. Хотя и говорят, что лень – двигатель прогресса, зачастую она все же двигатель регресса. Высокопродуктивными не рождаются, ими становятся. Если ребенок хочет прожить свою жизнь интересно и качественно, с ленью придется попрощаться.
Что такое лень?
Ошибочно ленью называют разные проявления – от чрезмерной усталости, выгорания до реального безделья. Если ребенок ленится учиться, если он в какой-то момент не занят спортом или трудом, ребенок может услышать от взрослых, что он лентяй. На самом деле, он может чувствовать усталость после школьного дня, испытывать страх, думая об объеме и сложности домашних заданий или физическую усталость после тренировки. Настоящий лентяй просто ленится, ощущая лишь слабые укоры совести, сигнализирующей ему о незаслуженном отдыхе.
Если говорить о научной трактовке лени, здесь тоже все неоднозначно. Например, доктор биологических наук Д.А. Жуков, считает лень одной из форм адаптации организма, потребностью экономить энергию. Одним из проявлений лени в этом случае является нежелание организма расходовать энергию, чтобы сконцентрировать внимание. Другим проявлением является недостаточная мотивация, чтобы тратить энергию.
Если ребенок ленится учиться, это может быть лишь видимостью лени. Психолог О. Елисеева упоминает о страхе и тревоге, которые могут скрываться за псевдоленью, особенно это касается заданий по новым предметам, которые появляются из класса в класс. Замечали, как подросток готов переделать всю домашнюю работу, помочь приготовить ужин, выгулять собаку, лишь бы не садиться за уроки? Задания по новым темам вызывают у них страх провала, этим и объясняется их псевдолень. Как бороться с ленью подростка? Что еще может скрываться за видимой ленью? И какими причинами может быть вызвана лень у детей?
Причины детской лени
Одной из причин настоящей детской лени является поведение родителей, желающих избавить свое чадо от лишних волнений, забот и проблем. Маленькие дети хотят помогать: мыть посуду, пылесосить, подметать, возиться на кухне. Но если раз за разом ребенок слышит: «Ты еще маленький. Я сама сделаю» или «Не трогай! Разобьешь/сломаешь/уронишь», постепенно он теряет инициативу и перестает стремиться к самостоятельности. А с возрастом еще и понимает, что это очень удобно, когда за него все делают взрослые. Те же в свою очередь задаются вопросом: как бороться с ленью ребенка? Не понимая, что именно они ее и спровоцировали.
Прежде чем вешать на ребенка ярлык ленивого, необходимо проанализировать его поведение и определить темперамент. Меланхолики, а особенно флегматики могут казаться ленивыми, на самом деле они просто живут в своем ритме, выполняя задачи, но гораздо медленнее, чем это сделали бы сангвиники или холерики.
Как уже упоминали, страх неудачи тоже может быть причиной видимой лени. Особенно сильно он проявляется, если ребенок однажды уже выслушал негативные комментарии учителя по поводу неправильно выполненного задания или подвергся насмешкам одноклассников. Есть дети, очень болезненно реагирующие на подобные ситуации и боящиеся повторения уже произошедшего. Как бороться с ленью ребенка, если такая ситуация уже сложилась? Ранимым детям больше подходит домашнее обучение, когда он не находится во враждебной среде. Например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 бережно и внимательно относятся к каждому ребенку. Высокопрофессиональные учителя корректны и дружелюбны, они помогают разобраться в теме, отвечают на все вопросы, есть даже круглосуточный чат, в который ребенок может написать вопросы по выполнению домашнего задания. Дети чувствуют постоянную поддержку и защищенность, в такой атмосфере их потенциал раскрывается полностью, а учиться становится легко и интересно. Кроме того, все уроки записываются, и родители могут посмотреть в записи, как проходит урок, насколько комфортно и интересно их ребенку.
За видимой ленью может скрываться другая причина – отсутствие мотивации. Если подросток уже выбрал траекторию развития и знает, что предмет не пригодится ему в дальнейшей жизни, он не будет тратить на него энергию. Как раз в этом случае лень и является режимом энергосбережения. Как бороться с ленью подростка в этом случае? Здесь многое зависит от личности учителя, способен ли он увлечь своим предметом. Известны случаи, когда приходит новый учитель в класс или ребенок переходит в другую школу, и нелюбимый предмет становится приоритетным и даже определяющим дальнейшую карьеру.
Одна из самых распространенных причин лени – скука. Детям, особенно младшим школьникам, сложно долго находиться без движения и слушать объяснения, особенно если они монотонные и не воздействуют на зрительное восприятие. А если еще и переменку учитель забирает на объяснение домашнего задания, о какой включенности может идти речь? Детям становится скучно и неинтересно, падает интерес к учебе, и включается защитный механизм – лень. В таком случае заставить ребенка не лениться нельзя, надо менять стиль преподавания. В ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 используют современные технологии, привычные для поколения Z. Например, «умная» ручка делает процесс учебы увлекательным. Детям нравится, что все написанное в тетради выводится на монитор, а учитель может анализировать весь процесс работы, в том числе какие моменты заставили задуматься и остановиться. Кроме того, учитель может заблокировать сторонние приложения, если они мешают работе. Отличной помощью в освоении новых тем служат анимированные ролики. Благодаря им процесс обучения воспринимается как нечто захватывающее и интересное. Уроки пролетают мгновенно, на лень времени точно не остается!
Лень или энергосбережение?
Что касается вопроса: как бороться с ленью ребенка, и надо ли с ней бороться. Безусловно, необходимо это делать, если действительно лень, а не усталость мешает ребенку действовать. Если понимать, чем вызвана лень, справиться с ней можно очень легко.
Прежде чем бросать все силы на борьбу с детской ленью и мотивировать ребенка к активным действиям, проанализируйте, в каком режиме он живет. Если ребенок учится в гимназии с углубленным изучением ряда предметов, в музыкальной школе, а также посещает занятия фехтованием и верховой ездой, неудивительно, что время от времени он не хочет подниматься с дивана. Он просто перегружен.
В этом случае не стоит думать, как бороться с подростковой ленью, а стоит пересмотреть расписание и снизить нагрузку.
Кроме того, обратите внимание, сколько времени ребенок спит, и насколько сбалансировано его питание. Постоянное недосыпание, недостаток витаминов и минералов тоже вызывают апатию и нежелание что-то делать. Полноценный 8-часовой сон и правильное, полезное питание помогут вернуть энергию и интерес к жизни.
Как еще можно распознать лень? Пофантазируйте с подростком. Если бы он за выполненную задачу получил какое-то вознаграждение, взялся бы он за нее? Если ответ «да». Значит, это точно лень, а не усталость или другая причина. Действительно уставший человек, находящийся на грани выгорания, предпочтет отдых, а не дополнительный стимул.
Как бороться с ленью
- Разбить задачу на подзадачи. Заставить ребенка не лениться таким способом можно, если лень связана со страхом и тревогой перед новой большой задачей, например, написанием эссе, разбейте ее на этапы, в данном случае составьте план написания.
- Составить список дел. Наша психика устроена так, что структуризация идет ей на пользу, успокаивает и помогает убедиться, что все решаемо, если подходит к делам планомерно. Вычеркивая, очередную выполненную задачу, вы видите, что со всем справляетесь, что вы это можете.
Создать мотивацию. Если задача действительно сложна, например, это – подготовка к олимпиаде или экзаменам, правильная мотивация поможет заставить ребенка не лениться. Возможно, ему хочется отдохнуть на море, или провести лето на языковых курсах в другой стране, и вы материально способны осуществить его мечту, скажите ему об этом. Если материальные возможности ограничены, найдите другой способ замотивировать успехи ребенка. Проведите время вместе за просмотром любимого фильма, чтением книги или на пикнике.
- Довести лень до абсурда – это лучший ответ на вопрос: как бороться с подростковой ленью. Научите ребенка простому способу борьбы с подлинной ленью. Пусть от встанет с дивана/кровати или поднимется из кресла и стоит посреди комнаты. При этом ничего не смотрит, не читает, не слушает и ни с кем не разговаривает. В какой-то момент ему надоест просто стоять, и он займется делом.
- Спорт – лучшее лекарство. Физические нагрузки не только повышают работоспособность, но и способствуют выносливости и улучшению настроения. Легкая разминка между выполнением заданий, поможет расслабиться, размять позвоночник и даст отдых глазам.
- Быть примером. Для ребенка огромную роль играет не то, что вы говорите, а то, что вы делаете. Если родители ленятся читать, гулять, заниматься спортом, убирать в квартире, не ставят перед собой цели и не стремятся к ним, неважно, насколько правильные вещи они будут говорить ребенку. Он будет смотреть на их поступки и действовать так же.
- Научить ценить время. Объясните ребенку, что чем меньше он будет лениться, и чем быстрее справится с делами, тем больше времени у него останется на свои увлечения, хобби, общение с друзьями. Причем выполнение заданий необходимо начинать с самого сложного, пока сил и энергии больше.
- Изменить отношение к учебе. Если ребенок ленится учиться, считает, что учеба – это тяжело и сложно, а развлечения и компьютерные игры – легко и хорошо, обучение станет для него сущим адом. Меняйте отношение ребенка, покажите ему, что учеба может быть легкой и увлекательной. Учите новые иностранные слова в игровой манере, правила – с использованием карточек, таблицу умножения как соревнование на скорость. А подростку расскажите о том, какой интересной может быть жизнь, если заниматься любимым делом, а не работать от безысходности. Научите ставить личные цели и стремиться к ним. Например, безупречное владение французским языком и отлично сданный экзамен по нему позволят бесплатно учиться в этой стране.
- Чередовать работу и отдых. Научите ребенка работать по графику, например, по привычному, школьному. 45 минут занимается учебой, 15 минут отдыхает, занимаясь своими делами. Эти 15-минутки будут мотивировать быстрее выполнять домашнюю работу.
Волшебной таблетки от лени так и не придумали, и чтобы справиться с ней надо просто начать действовать. Если ребенок ленится учиться, необходимо ставить интересные для него цели и посильные задачи, сделать процесс учебы более увлекательным, тогда не захочется лениться и зря тратить такой драгоценный и ограниченный ресурс – время.
Источник