Способы легализации трудовых отношений
Наличие большой доли рынка труда, находящегося в нелегальной сфере, негативно сказывается на социально-экономическом развитие. Бюджет недополучает денежные средства, уменьшаются налоговые поступления, что приводит к недофинансированию социальной сферы, снижаются затраты на модернизацию производства.
По данным Федеральной службы по труду и занятости свыше 15 млн. экономически активных россиян нигде официально не работают. Стоит уточнить, что на самом деле эти граждане вовсе не «безработные». Многие из них постоянно трудятся, но без оформления договора и часто без уплаты налогов.
Неформальная занятость, т.е. незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами, продолжает оставаться негативной тенденцией в сфере занятости в России. Занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования.
Легализация «теневой» занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Наиболее распространенными формами скрытых трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера и заключение трудовых отношений без официального оформления. Такие схемы позволяют руководителям организаций часть денежных средств уводить от налогов, к тому же экономят и на социальных отчислениях в фонды – пенсионный и социального страхования.
Проблема «теневой» заработной платы — одна из актуальных и острых по всей стране. Под «теневой» заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении, – это заработная плата, выдаваемая в «конвертах».
«Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников, которые соглашаясь с такой формой расчетов за труд и не настаивая на официальном оформлении трудовых отношений, лишают себя возможности оплаты больничных листов и других видов пособий и в перспективе могут рассчитывать лишь на минимальные пенсии, так как при начислении любых выплат учитываются только официальные данные, представленные работодателями.
У такого работника не учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, который необходим ряду категорий для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, потому что исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько он захочет.
Легализация трудовых отношений и заработной платы – это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, налоговый кредит при приобретении квартиры в ипотеку, получении платного образования и платных медицинских услуг, а также достойную пенсию в дальнейшем.
Уровень «теневой» заработной платы — это показатель цивилизованности и прозрачности трудовых отношений, а также мера социальной и юридической защищенности.
О фактах нарушения Ваших прав в вопросах легализации трудовых отношений и заработной платы Вы можете сообщать в департамент экономического развития администрации Корсаковского городского округа (г. Корсаков, ул. Советская, 41, кабинет 21, тел/факс (42435) 4-45-82)
Источник
Рекомендации по организации работы, направленной на выявление случаев неформальной занятости и легализации трудовых отношений
Задача Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе (далее – Межведомственная рабочая группа) состоит не только в получении и обмене имеющейся информаций трудовых отношениях, но и в организации совместных контрольных мероприятий. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (далее – МИФНС), Государственной инспекции труда, а так же контрольно надзорных органов.
I. Организация работы телефонов «горячей» линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или «конвертных» формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.
При поступлении соответствующей информации от граждан:
а) оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений – трудовыми;
б) в ГИТ ЯНАО направляется ходатайство местной Администрации поселения о проведении проверки, копия – в Межведомственную рабочую группу;
в) проводить заседание в местной Администрации поселения с приглашением «проблемного» работодателя;
2. Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:
а) выезд Межведомственной рабочей группы в поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения с участием представителей прокуратуры;
б) освещение проблематики в СМИ.
II. Выявление «проблемных» работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства
В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в представлении отчетности:
— выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда;
— работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот;
— работодатели, длительное время не отчитывающиеся или представляющие нулевую отчетность;
— работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.
2.1. Для поиска данных работодателей необходимо проработать варианты:
1) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию об организациях, представляющих нулевые отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
2) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.
Данная информация позволит выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.
Начисление организацией НДФЛ и не начисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.
3) сопоставить информацию о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.
4) совместно с представителями налоговой службы проанализировать отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Сравнить данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).
5) проанализировать информацию о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в налоговую службу о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.
6) на основании информации МИНФС № 3 России по Пуровскому району определить предпринимателей, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело.
Наличие одного из этих признаков должно являться основанием для приглашения данного работодателя на межведомственную рабочую группу (далее — МРГ) на предмет неоформленных трудовых отношений.
Приглашать руководителей организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, на заседания МРГ для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых отношений. Предлагать руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор.
2.2. Направлять в адрес Департамента экономики ЯНАО и в Государственную инспекцию труда в ЯНАО перечень организаций, имеющих неоформленные трудовые отношения с работниками, вышеуказанные мероприятия, в отношении которых не привели к заключению трудовых договоров.
Данный перечень утверждается решением Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе.
2.3.С учетом проанализированной информации, рассмотрение возможности проведения выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.
2.4.При подтверждении фактов неформальной занятости – направлять соответствующее заявление о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру, ГИТ.
Сведения, подтверждающие незаконное осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (такси), в течение 5 дней направлять в ГИБДД.
Сведения по нелегальным иностранным работникам в течение 3 дней – в ОМВД России по Пуровскому району.
III. Последующий мониторинг заключения трудовых договоров с работниками
В целях осуществления контроля за перечислением страховых взносов в МИФНС № 3 на тех работников, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, на муниципальном уровне проводится мониторинг.
По результатам мониторинга работодатели, которые не подали сведения о застрахованных лицах, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, должны повторно приглашаться на заседания МРГ.
Источник
Меры по легализации трудовых отношений
Мерами по легализации трудовых отношений в случаях неоформления трудового договора или выплаты «серой» зарплаты могут являться обращения, в частности, в трудовую инспекцию, прокуратуру, а также в суд.
Нередко при осуществлении трудовых функций работники сталкиваются с нарушением их трудовых прав. Например, когда при фактическом допуске к работе работодатель отказывается оформлять трудовой договор или вместо трудового договора оформляет гражданско-правовой, хотя заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, не допускается (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 16, абз. 2 ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Также распространенной является ситуация, когда работнику выплачивается «серая» зарплата. При этом, как правило, в трудовом договоре устанавливается размер зарплаты, равный минимальному размеру оплаты труда, а остальная часть денежных средств выплачивается наличными. Эта часть не учитывается при начислении отпускных и пособия по нетрудоспособности, с нее не уплачиваются налоги (абз. 5 ч. 1 ст. 21, абз. 6, 7 ч. 2 ст. 22, ст. 133 ТК РФ).
В целях противодействия угрозам экономической безопасности РФ уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления проводят работу по легализации трудовых отношений (п. 62 Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683; п. 2.12 Положения, утв. Рострудом 10.09.2018; п. 2.2 Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Московской области; Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ и пр.).
Рассмотрим некоторые меры, которые может предпринять гражданин, если работодатель не оформил с ним трудовой договор, а также если работнику выплачивается «серая» зарплата.
Обращение к работодателю
В зависимости от ситуации обратитесь к работодателю с письменным заявлением о заключении с вами трудового договора и (или) о признании правоотношений трудовыми либо о необходимости внесения изменений в трудовой договор в части размера зарплаты (абз. 2, 5 ч. 1 ст. 21 , абз. 2, 6 , 7 ч. 2 ст. 22, ст. ст. 19.1, 67 ТК РФ).
Обращение в прокуратуру и государственную инспекцию труда
Вы можете направить жалобу в прокуратуру и (или) в государственную инспекцию труда субъекта РФ (далее — трудовая инспекция) (ст. 356 ТК РФ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
В жалобе подробно опишите сложившуюся ситуацию. По общему правилу жалоба должна содержать, в частности, наименование органа прокуратуры или трудовой инспекции, в которую она направляется, ваши фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, дату жалобы и подпись. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя или почтовый адрес для ответа, ответ не дается. Ответ на вашу жалобу должен быть направлен вам в течение 30 дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 11, ч. 1 , 2 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Также вы вправе подать жалобу в электронной форме на сайте органа. В этом случае ответ будет направлен на адрес электронной почты, который вы укажете в жалобе (ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы трудовая инспекция может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, а прокуратура — представление об устранении выявленных нарушений (абз. 2 ч. 1 ст. 19.1, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ; п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 27 Закона N 2202-1).
Обращение в суд
В целях легализации трудовых отношений вы вправе обратиться в суд. Для этого необходимо подготовить и подать исковое заявление. Если вы требуете установления факта трудовых отношений и (или) признания гражданско-правовых отношений трудовыми, в исковом заявлении также можно заявить требование об оформлении трудового договора и внесении записи в трудовую книжку (ст. ст. 382, 391 ТК РФ; ст. ст. 131, 132 ГПК РФ; Апелляционные определения Московского городского суда от 16.09.2019 по делу N 33-32654/2019, от 18.07.2019 по делу N 33-24598/2019).
Дела по таким спорам рассматриваются районными судами по месту жительства работника, либо по адресу (месту жительства) работодателя или адресу филиала (представительства) организации-работодателя, либо по месту исполнения трудового договора, если таковое в нем указано (ст. ст. 24, 28, ч. 2, 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ).
За подачу искового заявления госпошлина не уплачивается (ст. 393 ТК РФ; ст. 89 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
В исковом заявлении необходимо указать, в частности, информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Например, при предъявлении требования об установлении факта трудовых отношений либо о признании гражданско-правовых отношений трудовыми к иску следует приложить, в частности, документы, подтверждающие:
· факт допуска истца к работе и (или) факт заключения гражданско-правового договора;
· факт личного выполнения истцом определенной трудовой функции;
· факт допуска на территорию работодателя и (или) предоставления истцу рабочего места.
Официальный портал
городской Думы и Администрации города
Ростова-на-Дону
Источник