- Культура. Формы взаимодействия культур. Диалог культур.
- Формы взаимодействия культур. Диалог культур.
- Уровни диалога культур:
- Формы и принципы взаимодействия культур:
- Формы культурного конфликта по масштабам:
- Способы выхода из культурного конфликта:
- Способы культурного взаимодействия
- «Взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация»: исследование понятий
- Основные определения
- Характеристика термина «взаимодействие культур»
- Особенности «межкультурной коммуникации»
Культура. Формы взаимодействия культур. Диалог культур.
Формы взаимодействия культур. Диалог культур.
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.
В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Уровни диалога культур:
- личностный, связанный с формированием человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
- этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
- межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;
- цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм.
Формы и принципы взаимодействия культур:
- мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);
- принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).
- конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;
- конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.
Одна из форм диалога культур – международные отношения.
Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,
Формы культурного конфликта по масштабам:
- частная ссора,
- конфликт внутри государства
- межгосударственное противостояние (ситуация «холодной войны»)
- коалиционные войны.
Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:
- религиозные и гражданские войны,
- революционные и национально-освободительные движения,
- геноцид
- «культурные революции»,
- насильственное обращение в «истинную» веру
- истребление национальной интеллигенции,
- политическое преследование «инакомыслящих» и т.п.
Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.
Способы выхода из культурного конфликта:
- предупреждение конфликта,
- воспитание толерантности (терпимости)сознания, в основе чего лежит идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства культуры и принципиальной невозможности «единственно верного» культурного канона);
- проведение продуманной культурной политики.
Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.
Источник
Способы культурного взаимодействия
Изучая реакцию культурной единицы (группы или индивидуума) на изменение вокруг нее культурного контекста, культурологи выделяют следующие способы культурного взаимодействия: (1) ассимиляция, (2) сепарация (геттоизация), (3) аккультурация, (4) маргинализация.
В процессе ассимиляции культурная единица полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить чужой культурный багаж. Культурная ассимиляция связана с рядом затруднений. Их причиной оказывается либо недостаточная пластичность самой ассимилирующейся единицы, либо сопротивление принимающей культурной среды. Даже при условии успешного овладения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не сразу принимает группу или индивидуума как своих, они постоянно «выталкиваются».
Сепарация (геттоизация) реализуется в ситуациях, когда культурная единица старается избегать соприкосновения с чужой культурой, пытаясь сохранить собственную культурную среду.
Стратегия аккультурации как способа культурного взаимодействия была изучена известными антропологами Робертом Редфилдом и Мелвиллом Херсковицем. Они определили аккультурацию как ситуацию, когда группы или отдельные личности – выходцы из разных культур – вступают в стабильный непосредственный контакт, что приводит к взаимоизменениям в первичных культурных моделях. Таким образом, отличительной чертой аккультурации как способа преодоления культурного конфликта выступает наличие процесса внутреннего согласования, «подгонки», взаимного приспособления культурных моделей, который следует за акцентированием чужих культурных черт, образцов поведения или традиционных способов жизни.
Маргинализация – процесс неудачного замещения собственных норм, ценностей, моделей и образцов поведения соответственными нормами, ценностями, моделями и образцами, пришедшими извне. В результате маргинализации группа и ее члены упрощают и профанируют свою картину мира, ценностно-нормативные установки и идеалы, не обогащась заимствованиями из другой культуры.
51. информационное общество как культурный проект
Информационная революция
В 60-е гг. ХХ в. вследствие развития информационных технологий и преобразования технологического способа производства возникает информационное производство.
В основе информационного производства лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
Глубина и размах технологических и социальных последствий информатизации различных сфер социальной жизни и экономической деятельности позволяют говорить об информационной революции.
Информационная революция – качественный скачок в развитии современной цивилизации на основе превращения знания и информации в непосредственные производительные силы.
В результате возрастания роли информации, знаний и информационных технологий происходит:
(1) увеличение числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, Интернета, а также традиционных и электронных СМИ;
(2) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
The Medium is the Message
Теоретик информационного общества Маршалл Маклюэн рассматривал средства массовой информации как то, что влияет на общество не столько своим содержанием, сколько сущностными характеристиками. Телевидение, радио, газеты и другие СМИ оказывают непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования. Необходимость изучения скрытых медиаэффектов Маклюэн сформулировал в виде знаменитого высказывания «Средство передачи сообщения само является сообщением» (The Medium is the Message).
Информационное пространство как культурная среда
Становление единого информационного пространства порождает новые формы культурной коммуникации.
Культурные коды отделяются от исторических и географических факторов. Сочетание возрастающей мобильности с массовыми средствами коммуникации приводит к тому, что образы и нарративы де-территориализируются и утрачивают привязку к локальности. Их обусловливают сети электронных коммуникаций, взаимодействующие с аудиторией и в конечном счете формирующие единый гипертекст. Коммуникация распространяется через диверсифицированную, всеобъемлющую систему средств информации.
52. информационное общество. Мир как глобальная деревня
Информационное общество и изменение механизма урбанизации
Коммуникации информационного общества не только «уплотняют» мир, превращающийся в «глобальную деревню» (global village), но и делают нерелевантным само городское пространство. Вместе с трансформацией пространственного аспекта труда и производства обесценивается планировка города и архитектура жилища, пространственно-временной опыт разделения ночи и дня, внутреннего и внешнего, подземного и наземного.
Информационное общество и изменение структуры семьи
Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности «женским предназначением». Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.
53. информационные технологии: воздействие на современную культуру
«Взрыв коммуникаций»и изменение картины мира
По Маклюэну, «средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия».
Машинная технология определялась процессом фрагментации. Это структурировало человеческие действия и способы восприятия мира как фрагментированные, централизованные и поверхностные. Информационные технологии, игнорирующие пространство и время, интегральны и децентрализованы. Превращая действия в мгновенно-одновременные, они перемещают человека в мир структуры и конфигурации, а его восприятие делают мифическим и интегральным. Специализированные сегменты внимания переносятся на тотальное поле инклюзивного осознания.
Информационное общество и изменение структуры семьи
Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности «женским предназначением». Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.
Арджун Аппадураи: скейпы
Один из самых известных современных культурологов Арджун Аппадураи (р. 1949) для адекватного описания нового качества современных «нестабильных», постоянно находящихся в динамике, культур предлагает метафору landscapes (ландшафтов).
Скейпы (scapes) – большие и сложные потоки информации, образов и нарративов.
Среди них можно выделить медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и техноскейпы.
Каналы передачи скейпов отличаются по охвату информации, скорости обмена ею и количеству вовлеченных, однако сферы обмена информацией соотносимы по значимости.
Концепция скейпов ставит под сомнение противопоставление «main-stream – субкультура».
Меньшинства различного типа по-разному вписаны в медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и т. п. В процессе «воображения себя» для одних более актуальными будут совокупности политических образов, напрямую связанных с идеологиями государств и контр-идеологиями, для формирования идентичности других – распределение электронных ресурсов для производства и распространения информации, и образы, создаваемые этими медиа, для самоорганизации третьих – глобальная текучая конфигурация технологий (механической и информационной), которая движется через ранее непреодолимые барьеры.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы
Источник
«Взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация»: исследование понятий
Основные определения
Термины «взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация» тесным образом переплетены друг с другом. Поэтому целесообразно рассмотреть определения их обоих.
Под взаимодействием культур понимается особый вид непосредственных связей и отношений, которые складываются как минимум между двумя культурами, а также те влияния, взаимные изменения, которые в рамках этих отношений происходят
Под межкультурной коммуникацией понимается связь и общение между представителями разных культур, которые предполагают не только личные контакты между отдельными людьми, но и опосредованные формы коммуникации
Характеристика термина «взаимодействие культур»
Современное общество в настоящее время особенно заинтересовано в социальной роли культуры. Это объясняется тем, что культура в современном мире — это не простой опыт духовной жизни людей, это еще и олицетворение реальности. Именно культура воспринимается как основа человеческого бытия, поскольку обладает способностью хранения важных достижений человека.
В современном обществе культуре отводится важная социальная роль. Можно сказать, что все социальные изменения имеют культурную основу.
Культура — это движущая сила человеческого развития. Вся наша действительность имеет культурную составляющую. Культура управляет взаимодействием между людьми, которые должны следовать культурным требованиям общества.
Во всем мире проживает более 4 тысяч народов и народностей, и у них у всех есть своя собственная индивидуальная культура
Исходя из представленного определения взаимодействия культур, данный термин подразумевает не только отношения между двумя и более культурами, но и изменения, которые данные культуры претерпевают в процессе взаимодействия. Таким образом, в этом взаимодействии главное заключается в изменении:
- состояний взаимодействующих культур,
- качеств культур,
- областей деятельности культур,
- ценностей культур,
- новых форм культурной активности,
- духовных ориентиров,
- образа жизни людей.
Указанные трансформации происходят не одномоментно: взаимодействие культур – это масштабное явление, результаты которого возможно оценить лишь спустя несколько десятилетий.
Необходимо отметить, что привычные в современном мире явления, например, обмен информацией, торговля между народами различных культур, периодические контакты и пр. – неправильно относить к «взаимодействию культур». Но, тем не менее, они имеют определенное значение для культурного контакта.
Культурное взаимодействие развивается на нескольких разных уровнях:
- этнический уровень (отношения между локальными этносами, этноконфессиональными, историко-этнографическими общностями);
- национальный уровень (отношения регулируются государственными властями и политикой);
- цивилизационный уровень (отношения спонтанные, но именно благодаря им существенно трансформируются духовная, творческая и научная составляющие культуры).
В настоящее время контакты между государствами и народами случаются на всех перечисленных уровнях взаимодействия. Даже в многонациональном государстве культура развивается под влиянием не только многочисленных наций, но и малочисленных. Справедливо, что вклад многочисленных наций ощутимо больше, но нельзя недооценивать и вклад малочисленных наций.
И все же ученые выделяют в многонациональных общностях два вида культуры: культура донора и культура реципиента. Но при этом они отмечают, что указанные роли могут меняться с течением времени.
Большое значение имеет структура взаимодействия культур. В данном случае речь идет о содержательных направлениях и конкретных формах взаимного обмена, посредством которых осуществляется взаимодействие.
Под формой взаимодействия понимается обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами, политипические, правовые связи, межгосударственные отношения. При этом взаимодействие культур бывает как добровольным, так и принудительным.
Особенности «межкультурной коммуникации»
Термин «межкультурная коммуникация» впервые был использован в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». По мнению этих авторов, межкультурной коммуникацией следовало называть «идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру».
В тот период времени культуру рассматривали как стабильную систему норм, правил, ценностей, структур. Совокупность этих элементов составляла национальную культуру.
В современном мире культуру исследуют с точки зрения динамики. Динамическая основа культуры заключается в ее возможности изменяться в зависимости от социальной обстановки
Исследованием термина «межкультурная коммуникация» занимаются многие дисциплины, к примеру, культурология, философия, психология, лингвистика, социология и т.п. В настоящее время сложилось несколько определений этого термина, сформулированных различными исследователями.
А. П. Садохин полагал, что межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм взаимоотношений между представителями разных культур.
Т.Б. Фрик рассматривает межкультурную коммуникацию как общение представителей разных культур.
Советский и российский философ В.С. Библер дает следующее толкование термина «межкультурная коммуникация» – это коммуникация, в результате которой рождается «новый всеобщий социум культуры».
Межкультурная коммуникация в некоторых случаях сталкивается с определенными барьерами. В частности:
- языковой,
- социально-этнический,
- психологический.
Поэтому на сегодняшний день по-прежнему актуальным является поиск решения на вопрос о преодолении и устранении барьеров межкультурной коммуникации.
Т. Н. Персикова выделила три основные особенности осуществления процесса межкультурной коммуникации:
- во-первых, та информация, которая передается в рамках невербального общения, вызывает наибольшие трудности при ее расшифровывании членами другой культуры;
- во-вторых, главное правило продуктивной межкультурной коммуникации – это активное слушание, поэтому необходимо обучать участников взаимодействия этому навыку;
- в-третьих, важно уметь предугадать, с какими ошибками можно столкнуться в ходе межкультурной коммуникации и как их можно предотвратить, иначе межкультурная коммуникация может привести к отрицательным результатам.
Источник