- Виды критики: различаем и делаем выводы
- Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная
- Признаки конструктивной критики:
- По каким причинам может возникнуть деструктивная критика?
- Овладение искусством критики. Виды критики
- «Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного» ©Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
- Психология критики. Правила применения критики
- В публичной критике есть свои правила её применения
- Психология критики. Виды критики
- «… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд
- Психология критики. Способы реагирования на критику
- «Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер
- Формы критики
- Выбираем способ критиковать
Виды критики: различаем и делаем выводы
Любой из нас, кто выражает свое мнение, позицию, выполняет какие-то действия, подвержен критическим высказываниям.
Как относиться к критике и может ли она причинить пользу? Важно, как мы сами относимся к критике. Она может быть даже полезной и подтолкнуть к саморазвитию, или же наоборот. Возможно, в некоторых случаях нужно прислушаться к тому, что говорят, а в некоторых поступить по-своему.
Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная
Когда вас критикуют в конструктивном русле, то желают оказать помощь. Такая критика может быть в виде каких-то советов, рекомендаций.
Признаки конструктивной критики:
1) Человек высказывает свое мнение и позицию.
2) Указываются какие-то конкретные детали или моменты.
3) Обоснование позиции при помощи аргументов.
4) Приведение примеров.
5) Критик разбирается в той сфере, которая подвержена критике.
6) Критикуется не сам человек, а его мнение, высказывания, поступки.
7) Обязательно находятся положительные стороны.
Такая критика может оказаться весьма полезной и поможет посмотреть на себя, как бы со стороны.
Деструктивная критика, исходя из своего названия, – разрушающая. Возможно, критикующий преследует какие-то свои корыстные цели, не желая оказать помощь.Она не может быть полезна, а наоборот, приносит вред.
По каким причинам может возникнуть деструктивная критика?
— Манипуляции. При помощи критики происходит воздействие, цель которого направить оппонента в нужное русло или заставить его сделать выгодные действия.
— Чувство собственной значимости. Люди, критикуя, получают моральное удовлетворение от самого процесса.
— Нестандартность критикуемого. Если человек отличается от других, мыслит по-другому, какие-то вещи делает не так, как всегда, найдутся желающие покритиковать только по причине нестандартности.
Признаки деструктивной критики:
1) Критикующий ощущает себя последней инстанцией, слова которой нельзя подвергать сомнениям.
2) Критика не чего-то конкретного, а буквально всего.
3) Нет примеров и доводов.
4) Критик зацикливается на мелочах, которые не важны.
5) Критика идет по поводу и без повода, даже если об этом не просят.
6) Выражение мнения о самом человеке в неуважительной форме, а не о действиях, мнениях.
Старайтесь разделять и выявлять эти виды критики. Исходя из того, как вас критикуют, можно принимать необходимые меры и тактики по защите самого себя.
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Заработки на реферальных ссылках
Понравилась статья? Жми « Мне Нравится «
Оставьте комментарий к этой статье ниже
Поделиться «Виды критики: различаем и делаем выводы»
Источник
Овладение искусством критики. Виды критики
«Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного» ©Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
Психология критики. Правила применения критики
Критика — это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков
Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно» Как правильно относиться к своим ошибкам и неудачам?
Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.
В публичной критике есть свои правила её применения
А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один. Зачем нам нужна самооценка?
Психология критики. Виды критики
«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд
1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»
2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»
3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»
4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»
5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»
6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»
7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»
8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»
9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»
10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»
11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»
12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»
13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»
14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»
15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»
16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»
17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»
18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»
19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»
20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»
21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»
22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.
Психология критики. Способы реагирования на критику
«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер
Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.
- Критика с целью помочь делу. Когда критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры делает это унизительно или демонстративно. В таком случае вам нужно обратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу и постараться не обращать внимание на резкость и обидный тон высказывания.
- Демонстративная критика, то есть критика с целью показать себя, или свою эрудицию, значимость. Лучший выход здесь — уйти под каким — либо предлогом от взаимодействия с человеком, который критикует вас. Как реагировать на обиду?
- Ситуация когда вас критикуют с целью сведения счетов за нанесение прежних обид. Эта критика в основном завуалирована: критикующий не выдает своих эгоистических целей и намерений. В этой ситуации доказывать что — либо человеку бесполезно. Нужно строить свою защиту аргументировано, для чего необходимо заручиться поддержкой окружающих.
- Встречается также критика с целью перестраховки, и используется людьми как средство спрятать свою нерешительность и страх перед ответственностью за что — либо.
- «Лучшая защита — это обвинение» — под таким девизом критикующий упреждает заслуженные обвинения в свою сторону. Про навязанное чувство вины
- Не забывайте, что есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональной встряске и чувствует себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, и не успокоятся пока не доведут себя и окружающих до определенного эмоционального накала. С этой целью такие люди могут прибегать к критике, особенно, если ее объект легко поддается эмоциональному воздействию. В таких случаях старайтесь всеми способами оградить себя от общения с такими людьми. Люди, которых лучше избегать
Источник
Формы критики
Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.
Критические оценки могут быть:
- Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
- Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
- Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
- Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
- Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
- Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
- Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
- Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
- Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
- Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал…»
- Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
- Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…»
- Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…»
- Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
- Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
- Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
- Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
- Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
- Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
- Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
- Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
- Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
- Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
- Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
- Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».
Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.
По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.
По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.
К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:
- принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
- аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
- открытой, публичной;
- доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
- конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.
Источник
Выбираем способ критиковать
Даже если Вы руководитель с абсолютно демократическим стилем управления — убежден, что время от времени вы сталкиваетесь с необходимостью критиковать сотрудников.
В. Б. Шапарь в своей книге «Психология манипулирования» дает примеры разнообразных видов критики. Ознакомившись с ними и начав применять, вы сможете более точно использовать критику для управленческих воздействий.
Типичные ситуации для критики: сотрудник выполнил задание, но руководителя не устраивает результат; работа не выполнена; работа выполнена с нарушениями; работа выполнена не вовремя.
Критика-похвала
Хорошо, но не идеально!
Безличная критика
Угадайте, кто
Критика-озабоченность
Добавьте личных эмоций
Критика-сопереживание
Прекрасно вас понимаю!
Критика-сожаление
Мне жаль…
Критика-удивление
Как же так?
Критика-смягчение
Разделяем ответственность
Критика-предупреждение
Предупреждаю!
Критика-требование
Требую!
Подбадривающая критика
Не вешать нос! Попробуйте еще!
Критика-замечание
Примите к сведению!
Критика-вопрос
Как исправите?
Критика-опасение
Боюсь, что не сможете
Критика-упрек
Ну что же вы?
- Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал! Не ожидал, что по вашей вине придется переделывать отчет.
- Никогда бы не подумал, что вы на такое способны. Как же так, я думал, у вас все получится! Ну что же вы? Вы нас так подводите.
Критика-надежда
Надеюсь, что исправитесь!
Критика-аналогия
По сравнению с…
Правила критики
Если хотите, чтобы ваша критика достигла цели (изменить поведение сотрудника!), руководствуйтесь следующими правилами:
Источник