Способы крепления страховочной системы

Содержание
  1. Страховочные системы: определение и применение
  2. Способы организации страховочных систем
  3. Способы крепления страховочной системы
  4. 1 Область применения
  5. 3 Определения
  6. 4 Общие технические требования
  7. 5 Методы испытаний
  8. 6 Маркировка
  9. Системы обеспечения безопасности работ на высоте
  10. Удерживающая система
  11. Схема построения удерживающей системы
  12. Состав удерживающей системы
  13. Этапы сборки удерживающей системы
  14. Страховочная система
  15. Схема построения страховочной системы
  16. Состав страховочной системы
  17. Этапы сборки страховочной системы
  18. Система позиционирования на рабочем месте
  19. Схема построения системы позиционирования
  20. Система канатного доступа
  21. Схема построения системы канатного доступа
  22. Состав системы канатного доступа
  23. Система спасения и эвакуации
  24. Схема построения системы спасения и эвакуации
  25. Состав системы спасения и эвакуации
  26. Этапы сборки системы спасения и эвакуации

Страховочные системы: определение и применение

Страховочные системы применяются при существовании рисков падения работника. При том, что любое падение человека является аварийной ситуацией, страховочная система не может обеспечить остановку падения комфортным, но должна сделать его безопасным.

Согласно ГОСТ Р ЕН 363 2007, определяющему это понятие, страховочная система является индивидуальным средством защиты от падения с высоты.

Страховочная система всегда состоит из анкерного устройства, страховочной привязи и соеденительно-амортизационной подсистемы.

  • В качестве анкерного устройства используются горизонтальные стационарные или мобильные анкерные линии, переносные или стационарные анкерные точки, жёсткие анкерные линии.
  • Привязи в обязательном порядке должны быть страховочными и иметь точки крепления на груди и/или спине для прикрепления средства остановки падения, которые маркируются заглавной буквой А.
  • Соеденительно-амортизирующая подсистема всегда должная использовать амортизатор для уменьшения ударной нагрузки при остановке падения. Использование в качестве компонента страховочной системы блоков с втяжным тросом не требует использование амортизаторов.

Способы организации страховочных систем

С использованием страховочного стропа с амортизатором. Привязь соединяется с анкерным устройством посредством страховочного стропа с амортизатором. Обычно применяются двухплечевые стропы, позволяющие обеспечивать непрерывную страховку при перемещении вдоль точек закрепления. При падении амортизатор (обычно разрывной) сглаживает пик ударной нагрузки за счёт удлинения.

С использованием устройства ползункового типа на гибкой или жёсткой вертикальной анкерной линии. Такой способ обеспечивает комфортное и безопасное перемещение работника вдоль анкерной линии. Устройство свободно скользит и срабатывает (блокируется) в момент падения. Амортизатор, использующийся для присоединения привязи сглаживает ударную нагрузку.

С использованием блоков с втяжным тросом. Этот тип устройств позволяет во многих случаях обеспечить наиболее качественную и безопасную страховку работника. Закреплённый на анкерной точке блок плавно выдаёт и выбирает в преднатянутом состоянии стальной трос, прикреплённый соединительным элементом к точке крепления типа А на страховочной привязи. В момент падения происходит мгновенная фиксация троса в блоке и падение останавливается сразу, позволяя минимизировать кинетическую энергию свободного падения.

Источник

Способы крепления страховочной системы

ГОСТ Р EH 361-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ. СТРАХОВОЧНЫЕ ПРИВЯЗИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Occupational safety standards system. Personal protective equipment against falls from a height. Full body harnesses. General technical requirements. Test methods

Дата введения 2009-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 485-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 361:2002 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Система ремней безопасности для всего тела» (EN 361:2002 «Personal protective equipment against falls from a height — Full body harnesses»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении Б.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Читайте также:  Способы продажи услуг связи

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).

ЕН 358 Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования

ЕН 362:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительные элементы

ЕН 363:2002 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Страховочные системы

ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний

ЕН 365:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по эксплуатации и маркировке

ЕН 813 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни безопасности для положения сидя

ЕН 892 Снаряжение для альпинистов. Подъемные канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний

3 Определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.

Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]

3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.

3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.

4 Общие технические требования

4.1 Конструкция и эргономика

Общие требования к конструкции и эргономике — по ЕН 363 (подраздел 4.1).

4.2 Материалы и конструкция

Тканая лента и швейные нитки страховочной привязи должны быть изготовлены из однородного волокна или многоволоконных синтетических волокон, подходящих для их планируемого использования.

Прочность на разрыв синтетического волокна — не менее 0,6 Н/текс.

Нитки, используемые для сшивания, должны быть физически совместимы с тканью, а качество должно быть совместимо с качеством ткани. Они должны, однако, иметь другой цвет или контрастный оттенок для того, чтобы обеспечивать визуальный контроль.

Страховочная привязь должна включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на плечах (см. рисунки 1 и 2). Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.

1 — наплечная лямка; 2 — вспомогательная лямка; 3 — ремень, используемый в положении сидя; 4 — набедренный ремень; 5 — спинная опора для рабочего позиционирования; 6 — регулировочный элемент; 7 — элемент крепления для останова падения; 8 — пряжка; 9 — элемент крепления для рабочего позиционирования;

a — маркировка, см. раздел 6; b — маркировка заглавной буквой «А»

Рисунок 1 — Пример страховочной привязи со спинным элементом крепления для останова падения и элементами крепления для рабочего позиционирования

1 — наплечная лямка; 2 — передний элемент крепления; 3 — набедренная лямка (основная лямка); 4 — элемент регулирования; 5 — спинной элемент крепления; 6 — пряжка

a — маркировка, см. раздел 6; b — маркировка заглавной буквой «А»

Рисунок 2 — Пример страховочной привязи с передним и спинным элементами крепления для останова падения

Лямки не должны менять положение и ослабляться сами по себе.

Ширина основных лямок должна быть не менее 40 мм, а вспомогательных лямок — не менее 20 мм.

Во время статического испытания по 5.1 должно быть визуально подтверждено, что те лямки, которые поддерживают манекен или оказывают давление на тело человека, являются основными лямками.

Читайте также:  Тема вычисляем разными способами

Элементы крепления для остановки падения допускается размещать так, чтобы во время использования страховочной привязи они располагались над центром тяжести, впереди на груди и/или сзади на спине, и/или на обоих плечах пользователя.

Страховочную привязь допускается встраивать в одежду. Должно быть возможным проведение визуальной проверки всей страховочной привязи, даже если страховочная привязь встроена в одежду.

Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.

Металлическая фурнитура должна соответствовать требованиям антикоррозионной защиты в соответствии с ЕН 362 (подраздел 4.4).

4.3 Статическая прочность

При испытании с каждым элементом крепления в соответствии с ЕН 364 (подпункт 5.1.4.2) с усилием 15 кН и в соответствии с ЕН 364 (подпункт 5.1.4.3) с усилием 10 кН манекен не должен выпадать из страховочной привязи.

4.4 Испытание динамической нагрузкой

При испытании на элементах крепления для останова падения, как описано в 5.2 с манекеном с массой в 100 кг, страховочная привязь должна выдерживать два последовательных испытания на падение с заданным расстоянием свободного падения, равным 4 м, без высвобождения манекена (одно испытание на падение манекена ногами вниз и одно испытание на падение манекена головой вниз). После каждого падения манекен должен останавливаться в положении головой вверх и углом между продольной осью плоскости спины манекена и вертикалью не более 50°.

4.5 Дополнительные элементы

Если страховочная привязь дополнительно оснащена элементами крепления для использования страховочной привязи при рабочем позиционировании или в удерживающей системе, эти элементы должны соответствовать ЕН 358 и/или ЕН 813.

4.6 Маркировка и информация

Маркировка страховочной привязи должна быть в соответствии с разделом 6.

Информация, предоставляемая изготовителем, — в соответствии с разделом 7.

5 Методы испытаний

5.1 Испытание статической нагрузкой на прочность

Оборудование для испытания статической нагрузкой на прочность — по ЕН 364 (подразделы 4.1 и 4.2).

Испытание статической нагрузкой на прочность следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.4).

5.2 Испытание динамической нагрузкой

Оборудование для динамических испытаний — по ЕН 364 (подразделы 4.2, 4.3 и 4.6).

Испытание динамической нагрузкой следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.2).

В дополнение к ЕН 364 (подпункт 5.1.2.1) одинарная альпинистская веревка, используемая для испытаний, должна соответствовать ЕН 892 и иметь в первом испытании на ударную силу значение (9±1,5) кН.

6 Маркировка

Маркировка страховочной привязи должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.2), и любой текст должен быть на языке страны назначения. В дополнение к ЕН 365 (подраздел 2.2) маркировка должна включать в себя:

а) пиктограмму на страховочной привязи для указания на то, что пользователи должны прочитать информацию, поставляемую изготовителем (см. рисунок 3);

b) заглавную букву «А» на каждом элементе крепления для останова падения;

c) идентификационный знак модели/типа страховочной привязи;

d) номер настоящего стандарта.

Рисунок 3 — Пиктограмма

7 Информация, предоставляемая изготовителем

Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть на языке страны назначения. Она должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.1) и дополнительно должна включать в себя:

Источник

Системы обеспечения безопасности работ на высоте

В настоящее время на рынке средств индивидуальной защиты от падения с высоты представлено огромное количество устройств, предназначенных для решения различных задач. В данной статье мы представим краткий обзор, посвященный тому, как правильно объединить средства индивидуальной защиты от падения с высоты (СИЗ) в подходящую систему обеспечения безопасности работ на высоте (СОБ).

Согласно ГОСТ Р 58208-2018/EN 363:2008 существует всего 5 систем обеспечения безопасности от падения с высоты:

  • Удерживающая система;
  • Страховочная система;
  • Система позиционирования на рабочем месте;
  • Система канатного доступа;
  • Система спасения и эвакуации (спасательная система).

Рассмотрим основные особенности применения перечисленных систем обеспечения безопасности.

Удерживающая система

Удерживающая система является наиболее предпочтительной СОБ, т.к. исключает срыв работника в безопорное пространство. А значит, исключает риск получения работником травм, связанных с остановкой падения. Система работает по принципу «ограничения перемещения». То есть основная задача удерживающей системы не допустить работника в потенциально опасную зону. Это достигается благодаря регулировки соединительного компонента (стропа) удерживающей системы.

Читайте также:  Блинчики способы заворачивания фаршированные

Схема построения удерживающей системы

А – анкерная точка,

C – строп (регулируемый по длине или без регулировки),

B – привязь работника (пояс или страховочная привязь).

Состав удерживающей системы

Этапы сборки удерживающей системы

  1. Работник надевает на себя удерживающую привязь (пояс) или страховочную привязь.
  2. Работник подсоединяет строп без амортизатора (текстильный/тросовый/цепной) к металлическим точкам крепления на поясе или страховочной привязи. Рекомендуем применять строп с регулятором длины для его универсального использования на различных рабочих местах.
  3. Работник подсоединяет строп к анкерной точке (должна выдерживать без разрушения нагрузку не менее 12kN).

Обратите внимание. Удерживающая система предназначена для исключения падения, а не его остановки!

Страховочная система

Страховочная система предназначена для безопасной остановки падения. Таким образом, если Вы понимаете, что организовать удерживающую систему на вашем рабочем месте невозможно и вероятность срыва в безопорное пространство есть, то Ваш выбор – страховочная система.

Схема построения страховочной системы

А – анкерная точка,

C – строп (регулируемый по длине или без регулировки),

B – привязь работника (страховочная привязь),

D – амортизатор рывка.

Состав страховочной системы

Этапы сборки страховочной системы

  1. Работник надевает на себя или страховочную привязь.
  2. Работник подсоединяет:
  • строп с амортизатором или
  • средство защиты втягивающего типа или
  • средство защиты ползункового типа на жесткой или гибкой вертикальной анкерной линии к точкам А на груди или на спине на страховочной привязи. Обратите внимание, если Вы пользуетесь страховочной привязью с разделенной грудной точкой А/2, такая точка в обязательном порядке должна быть соединена карабином.
  1. Работник подсоединяет выбранное в пункте 2 изделие к анкерной точке (должна выдерживать без разрушения нагрузку не 12kN – и это для одного работника). В качестве такой анкерной точки может быть использовано сертифицированное анкерное устройство или анкерная линия.

Система позиционирования на рабочем месте

Предназначение данной СОБ – обеспечение комфорта работы за счет фиксации рабочего положения специалиста и, как следствие, освобождения обеих его рук для проведения работы.

Схема построения системы позиционирования

А – анкерная точка,

C – строп для позиционирования (текстильный, тросовый или цепной),

B – привязь работника (страховочная привязь с интегрированный поясом).

Обратите внимание – на рисунке не отображена страховочная система. Позиционирование без страховки запрещено!

Состав системы позиционирования

Этапы сборки системы позиционирования

  1. Работник надевает на себя страховочную привязь с интегрированным поясом.
  2. Работник подсоединяет:
  • строп с амортизатором или
  • средство защиты втягивающего типа или
  • средство защиты ползункового типа на жесткой или гибкой вертикальной анкерной линии к точкам А на груди или на спине на страховочной привязи. Тем самым он обеспечивает себе обязательное наличие страховочной системы при применении позиционирования.
  1. Работник подсоединяет выбранное в пункте 2 изделие к анкерной точке (должна выдерживать без разрушения нагрузку не 12kN – и это для одного работника).
  2. Работник подсоединяет строп для позиционирования к металлическим точкам крепления на поясе и охватывает стропом конструкцию.

Система канатного доступа

Предназначение системы канатного доступа – обеспечить безопасность при работе в безопорном пространстве

Схема построения системы канатного доступа

А – анкерная точка,

B – привязь работника (страховочная привязь с интегрированным поясом и элементами для работы сидя),

D – страховочный канат ГОСТ EN 1891-2014

Состав системы канатного доступа

Этапы сборки системы канатного доступа

  1. Работник надевает на себя страховочная привязь с интегрированным поясом и элементами для работы сидя.
  2. Работник подсоединяет средство защиты ползункового типа (страховочное устройство) к точкам А на груди или на спине на страховочной привязи.
  3. Работник подсоединяет устройство для спуска/позиционирования на канатах к точке B на страховочной привязи (брюшной точке).
  4. Работник оснащает свою привязь веревочными зажимами типов «кроль»/«жумар»
  5. Работник подсоединяет рабочий и страховочный канаты к анкерным точкам (должны выдерживать без разрушения нагрузку не 12kN).

Система спасения и эвакуации

Предназначение данной СОБ – быстрое и эффективное перемещение пострадавшего в безопасную зону.

Схема построения системы спасения и эвакуации

А – анкерная точка,

C – спасательное устройство,

B – устройство для поддержания тела (спасательная петля (косынка) или спасательная привязь или привязь пострадавшего).

Состав системы спасения и эвакуации

Этапы сборки системы спасения и эвакуации

Комплектация системы спасения и эвакуации производится исходя из условий рабочего места и плана спасения и эвакуации. Рекомендуем делать выбор в пользу простых и понятных устройств подъема/спуска.

Источник

Оцените статью
Разные способы