Монтаж проводов воздушных линий
Для воздушных линий напряжением до 1 кВ применяют преимущественно алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода.
В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.
Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль воздушной линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки или переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, — разборный барабанный подъемник.
При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок или барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии. При большой протяженности линии эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовались петли («барашки»).
Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить в проводе дефекты в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе дефекты отмечают краской, а затем устраняют до подъема проводов на опору.
Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, предварительно подняв барабан на 10 — 15 см над настилом кузова при помощи домкратов и трубы, продетой сквозь осевое отверстие в барабане.
Конец сматываемого с барабана провода перед началом движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и производят раскатку провода к последующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.
Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ применяют: скрутку, бандажирование, соединение в овальном соединителе (гильзе) с последующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.
Рис. 1. Соединение проводов ВЛ до 1 кВ: а — скруткой, б — бандажированием, в — опрессовкой в гильзе и сваркой в петле, г — опрессовкой провода вместе с шунтом, д — сваркой встык и опрессовкой в гильзе, е — опрессовкой внахлестку в гильзе, ж — болтовым зажимом
Скрутка (рис. 1, а) является наиболее простым способом соединения однопроволочных стальных и биметаллических проводов, при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180-200 мм, а затем, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один провод на другой (слева и справа от пассатижей), укладывая витки плотно друг к другу.
Бандажирование (рис. 1, б) применяют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80- 120 мм в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов — 5 — 6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм и переходят этой проволокой на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 — 6 витков на втором из соединяемых проводов. Для увеличения прочности соединения медных проводов в больших пролетах бандаж пропаивают припоем ПОС-ЗО или ПОС-40.
Соединения в овальной гильзе (рис. 1, в) применяются для многопроволочных алюминиевых проводов. Для выполнения соединения вводят провода в овальную гильзу, подобранную по сечению проводов, и проталкивают их вперед навстречу друг другу так, чтобы концы проводов вышли из противоположных (выходных) отверстий гильзы. Затем гильзу опрессовывают, а свободные концы проводов сваривают встык в петле.
Соединение проводов опрессовкой в двух гильзах вместе с шунтом (рис. 1, г) применяют преимущественно при монтаже многопроволочных алюминиевых проводов сечением 70 мм2 и выше. Операция опрессовки гильз выполняется опрессовочными механизмами.
Соединение проводов в овальной гильзе путем предварительной сварки проводов встык и последующей опрессовки гильзы и проводов вместе с вставкой (рис. 1, д) применяют чаще всего в середине большого пролета при монтаже многопроволочных проводов ВЛ, находящейся в III или IV районе гололедности и при возможном воздействии на провода линии больших ветровых нагрузок.
Соединение проводов опрессовкой внахлестку в овальной гильзе (рис. 1, е) является наиболее простым по исполнению способом, применяемым при монтаже многопроволочных проводов сечением 16 — 50 мм2.
Приведенные на рис. 1, а, б, в, г, д, е способы могут использоваться для соединения проводов в пролете ВЛ. Гильзы и провода должны быть из одного и того же металла: медные (СОМ) — для медных проводов, алюминиевые (СОА) — для алюминиевых, стальные (СОС) — для стальных.
Соединение голых многожильных проводов может осуществляться также при помощи болтовых зажимов. Болтовым зажимом (рис. 1, ж) допускается соединять провода только на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из двух или трех (в зависимости от сечения проводов) оцинкованных болтов с гайками и двух плашек с продольными канавками.
Для обеспечения необходимого контакта в зажиме диаметры отверстий, образуемых при соединений плашек, должны быть несколько меньше диаметров проводов. При монтаже зажимов контактные поверхности плашек непосредственно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают тонким слоем технического вазелина.
Поверхности зажимов для соединения алюминиевых проводов зачищают стальной щеткой по слою вазелина и также обрабатывают поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превышающем 25 кгс. Применять при этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов. Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно.
После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3 — 5 мм. Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим необходимо сменить. Для предохранения контактных поверхностей от окисления наружные зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают 1 — 3-миллиметровым слоем пасты — свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.
Через 8 — 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, так как вследствие уменьшения упругости проводов давление между плашками и проводами несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта между ними и возможному нагреву участка соединения.
При раскатке проводов воздушной линии нередко возникает необходимость пересекать железнодорожные пути, шоссейные дороги с интенсивным движением автотранспорта, а также линии связи, работу которых нельзя прерывать даже на непродолжительное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства.
Вблизи действующих воздушных электрических сетей, контактных сетей, электрифицированного транспорта и открытых подстанций провода следует раскатывать с соблюдением особых мер предосторожности, исключающих возможность случайного прикосновения монтируемых проводов к токоведущим частям этих электроустановок.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Монтаж электрооборудования
и средств автоматизации
электронный учебно-методический комплекс
|
Монтаж проводов и тросов состоит из их раскатки, соединения, натягивания, крепления и заземления.
Провода и тросы доставляются к месту монтажа на автомобилях или тракторах. При погрузке, перевозке и выгрузке барабанов с проводами и тросами необходимо принять меры, исключающие возможность их повреждения. Так, барабаны во время транспортирования должны быть прочно закреплены тросами и клиньями. Запрещается сбрасывать барабаны. Катить их следует, ориентируясь на стрелку, имеющуюся на щеке барабана.
Барабан устанавливают на трассе ВЛ с таким расчетом, чтобы намотанный на него провод использовать полностью без дополнительного перемещения. Расположение барабана должно соответствовать условиям раскатки и конструкции раскаточных механизмов. Раскатку проводов для ВЛ можно выполнять двумя способами – волочением и с движущегося барабана.
Волочение применяется при отсутствии раскаточных транспортных средств (автомашин, кабельных транспортеров) и в случаях, когда эти средства не могут быть использованы по условиям местности. Во время волочения по земле возможно повреждение провода, поэтому этот способ лучше всего использовать при монтаже коротких линий и на участках, где имеются мягкий грунт, травяной или снежный покров. Как правило, раскатку волочением совмещают с подъемом проводов на промежуточные опоры. Барабан с проводом устанавливают за 10 . 15 м до опоры, с которой начинают раскатку. Если отсутствуют кабельные домкраты либо специальные раскаточные станки, в земле роют котлован, в который можно свободно опустить барабан до половины. С помощью вала, уложенного на края котлована, барабан подвешивают, чтобы он мог свободно вращаться. После этого отматывают 25 . 30 м провода, поднимают его на опору и надевают на раскаточный ролик, подвешенный к крюку.
На конец провода, свисающего с опоры, надевают клиновой монтажный зажим (рис. 4.37), который состоит из обоймы 1, сквозь верхнюю часть которой проходит провод 3, а в нижней части свободно перемещается стальной клин 2, имеющий в плоскости, обращенной к проводу, небольшую насечку. В обойме имеется отверстие 4 для присоединения тягового троса. Для закрепления зажима на проводе достаточно продеть его в верхнюю часть обоймы, вручную подвинуть клин в сторону его меньшего угла (до прикосновения насечки с проводом), а затем сильно потянуть в ту же сторону провод. Чем больше тяговое усилие, приложенное к зажиму, тем сильнее клин прижимает провод к верхней части обоймы, исключая проскальзывание. После окончания натяжки зажим легко снимается с провода (для этого достаточно несильно ударить молотком по обойме со стороны, противоположной направлению натяжки).
Рис. 4.37. Монтажный клиновой зажим:
1 – обойма; 2 – клин; 3 – провод; 4 – отверстие.
Когда зажим закреплен на проводе, к нему крепят тяговый трос и с помощью лебедки (при небольших пролетах и малых сечениях проводов – вручную) производят раскатку провода с барабана. После того как конец провода достиг следующей опоры, на нее также подвешивается ролик и раскатка продолжается. В это время барабан слегка притормаживают, чтобы провод с него не сбегал. Применение раскаточных роликов увеличивает сохранность проводов при волочении.
При раскатке с движущегося барабана конец провода закрепляют в начале монтируемого участка, а барабан устанавливают на транспортное средство. С началом движения последнего по трассе провод плавно сходит с барабана, не волочась по грунту, и его повреждения практически исключены. После раскатки провод поднимают на опоры и надевают на раскаточные ролики.
Для повышения производительности труда часто раскатывают несколько проводов одновременно.
Обычно эти операции производят сразу же после раскатки или даже во время раскатки провода перед подъемом его на опоры.
Соединение проводов ВЛ может выполняться скручиванием, обжатием или опрессовкой в овальных соединителях, термитной сваркой, с помощью болтовых соединений и другими способами.
Обжатием провода соединяют на станке, устройство которого показано на рис. 4.38.
Рис. 4.38. Станок для соединения проводов обжатием:
1, 6 – рычаги; 2, 11 – шарнир; 3 – вкладыш; 4 – гнездо;
5 – рычаг-рукоятка; 7 – скоба; 8 – болт; 9 – отверстие; 10 – винт.
Станок состоит из рычагов 1 и 6, соединенных шарниром 2, и скобы 7, связанной шарниром 11 с неподвижным рычагом 1. В скобе имеется отверстие 9 с внутренней нарезкой, в которое ввертывают болт 8, вращаемый при обжатии рычагом-рукояткой 5. Станок снабжен стальными вкладышами 3, состоящими из двух частей – верхней и нижней. Вкладыши крепятся винтами в гнездах 4. Винт 10 служит для регулирования усилия обжатия.
На каждом вкладыше выбиты цифры, соответствующие определенному сечению провода. Поскольку в работе участвуют одновременно два вкладыша, на каждой паре выбивают одинаковые порядковые номера.
По окончании работы вкладыши необходимо вынуть, промыть в бензине или керосине, смазать техническим вазелином и завернуть в плотную бумагу. Станок следует смазать машинным маслом. Как станок, так и вкладыши нужно хранить в сухом месте.
Перед тем как приступить к соединению проводов, внимательно проверяют соответствие их расположения внизу последующему расположению на опорах. Чтобы предотвратить раскручивание повивов проводов и тросов, на их концы у мест соединений накладывают бандажи из мягкой вязальной проволоки. Соединяемые концы подравнивают, обрезая ножовкой или на этом же станке, вставив режущие вкладыши.
Далее зачищают концы проводов на участке длиной не менее 1,3 . 1,5 длины их заделки в соединительный зажим. Если провод сильно окислился, его повив расплетают и каждую проволоку зачищают отдельно. Протерев сначала сухой тряпкой, затем пропитанной бензином, а потом сухой, соединяемые концы покрывают густым слоем технического вазелина или защитной пасты и зачищают стальной щеткой. В той же последовательности зачищают внутренние контактные части соединителя, с той только разницей, что используют для этого стальной ерш.
Защитная паста состоит из вазелина, предохраняющего контактную поверхность от окисления, и цинковой пыли, которая будучи тверже алюминия врезается в металл провода и создает как бы контактные мостики по всей длине соединения. В настоящее время выпускают защитную пасту, в которой вместо цинковой пыли используется кварцевый песок.
Приступая к соединению проводов обжатием, проверяют соответствие вкладышей 3 и овальных соединителей диаметру подлежащих сращиванию проводов. Затем устанавливают вкладыши, следя за тем, чтобы имеющиеся на них буквы и цифры находились с одной стороны. Упорным винтом 10 устанавливают минимальный зазор между вкладышами, равный 0,4 . 0,5 мм, и проверяют его щупом. Затем провода вставляют в соединитель с таким расчетом, чтобы концы выходили из него на 15 . 20 мм с обеих сторон. Риски на краях соединителя должны быть со стороны выходящих концов провода.
Соединитель с заправленными в него концами проводов вставляют во вкладыши и вращением рычага-рукоятки 5 производят обжатие. При каждом обжатии после соприкосновения рычага 6 с упорным винтом 10 делают паузу на 1. 1,5 мин.
Овальный соединитель типа СОАС (соединитель овальный для сталеалюминиевых проводов) представляет собой цельнотянутую металлическую гильзу, размер которой зависит от сечения соединяемых проводов. Медные провода соединяются в медных соединителях, алюминиевые и сталеалюминиевые – в алюминиевых, а стальные многопроволочные – в стальных или медных. При подготовке к соединению овальный соединитель очищают от грязи, промывают в бензине, насухо вытирают чистой ветошью и смазывают вазелином. Если на соединителе (или на проводе) имеются следы коррозии, их удаляют стальной щеткой, а зачищенные места покрывают вазелином.
Соединение алюминиевых и сталеалюминиевых проводов с сечениями до 95 мм 2 путем скручивания овального соединителя (рис. 4.39) производят следующим образом. Подготовленные концы проводов 1 вводят в соединитель 2, закладывают его в приспособление МИ-189А (или МИ-190А) и закрепляют одним концом в неподвижном зажиме, а другим – в поворотной головке приспособления. В этом положении с помощью рычага головку с зажатым концом соединителя поворачивают на 4 . 4,5 оборота, после чего готовое соединение освобождают из зажимов и вынимают из приспособления.
Рис. 4.39. Соединение проводов овальным соединителем:
1 – провод; 2 – соединитель
Стальные провода соединяют овальными соединителями типа COC по той же технологии, что и алюминиевые в соединителях типа СОАС, но в этом случае соединитель скручивают всего на 2 . 2,5 оборота. Кроме того, после монтажа соединения стальной корпус соединителя покрывают слоем антикоррозионной краски или смазывающего вещества марки ЗЭС.
Соединение проводов и тросов опрессовкой производят при помощи прессов (механических, гидравлических) с использованием матриц и пуансонов для различных сечений проводов (подробнее инструмент для опрессовки описан в пункте 2.2.1).
Перед началом работ, как и при соединении проводов обжатием, проверяют соответствие их расположения внизу последующему расположению на опорах, подравнивают и зачищают концы сращиваемых проводов. Кроме того, проверяют внутренние диаметры и длину соединителей, которые должны быть указаны в рабочих чертежах. Допустимые отклонения: по длине соединителя ±5,0 мм, по внутреннему диаметру ±0,5 мм, по большому наружному овалу ±0,5 мм, по малому овалу ±0,2 мм.
В качестве соединителей используют алюминиевую и стальную трубки, соответственно предназначенные для сращивания алюминиевой и стальной жил.
После проверки концы сращиваемых проводов и соединители тщательно зачищают и покрывают антикоррозионным составом. Затем на концы проводов накладывают бандажи Б1 (рис. 4.40, а), после чего на один из них (в данном случае правый) надевают алюминиевую трубку, при этом бандаж Б1 ослабляют и сдвигают по проводу за трубку, а на вышедший из нее конец накладывают бандаж Б2 (рис. 4.40, б). Трубку, в свою очередь, сдвигают по проводу на расстояние 0,8. 1 м от его конца. Далее на каждый провод на расстояниях от бандажей Б1 и Б2, равных 0,6 от длины стальной трубки L, накладывают бандажи Б3 (рис. 4.40, в), а бандажи Б1 и Б2 снимают. Разводят проволоки алюминиевых жил правого провода и, надрезав их (на половину толщины), отламывают. На концы обнажившегося повива стальных жил (размер К на рис. 4.40, г) накладывают бандажи Б4, затем эти концы очищают от заусенцев, промывают бензином и смазывают антикоррозионным составом. Подготовленные таким образом стальные жилы вводят в стальную трубку. Бандажи Б4 сначала сдвигают, а потом удаляют.
Стальной Соединитель с введенными в него проводами устанавливают в нижней матрице так, чтобы ее рабочая поверхность находилась на середине монтируемого соединения, а выемки по бокам соединителя располагались вертикально по отношению к основанию матрицы. Затем устанавливают верхнюю матрицу.
После этого матрицы с соединителем вставляют в пресс, опустив поршень в крайнее нижнее положение. Опрессовка ведется от середины соединителя к концам. Чтобы не допустить промежутков между отдельными обжимами, рабочая поверхность матрицы должна перекрывать на 6 . 8 мм уже опрессованный участок. Выполняя отдельные обжимы, добиваются того, чтобы матрицы сошлись на расстояние 0,1 . 0,3 мм, что проверяют щупом. В случае искривления соединителя при опрессовке дефект исправляют, поворачивая нижнюю матрицу на 180° вогнутостью вниз.
Рис. 4.40. Соединение проводов опрессовкой:
а – наложение бандажей Б1; б – наложение бандажа Б2 и
надевание алюминиевой трубки; в – наложение бандажей Б3;
г – обнажение определенной части повива стальных жил.
После опрессовки возможные заусенцы снимают напильником, а соединитель и прилегающие к нему концы проводов обмазывают техническим вазелином.
Затем приступают к опрессовке алюминиевого соединителя, ранее надетого на провод. При этом в прессе устанавливают матрицы, предназначенные для алюминиевого соединения. Обжим ведется от концов стального соединителя сначала с одной, а затем с другой стороны. Середину стального соединителя не опрессовывают. Чтобы предотвратить возможное вздутие провода у выхода из алюминиевого соединителя, на расстоянии 15. 20 мм от его концов накладывают временные бандажи из мягкой проволоки.
Алюминиевый соединитель опрессовывают так же, как стальной.
Монтаж соединителей в случае сращивания тросов осуществляется в том же порядке, что и при соединении проводов.
Чтобы устранить возможные явления коррозии, места выхода проводов и тросов из соединителей промазывают суриком, тертым на олифе.
В последние годы широко применяется комбинированный метод соединения проводов, т. е. с помощью овальных соединителей и термитной сварки, выполняемой специальными сварочными клещами (рис. 4.41).
Рис. 4.41. Клещи для термитной сварки проводов:
1 – защитный экран; 2 – термитный патрон; 3 – зажимное устройство; 4 – провод; 5 – пружина, 6 – рукоятка; 7 – стопор.
Для выполнения такого соединения (рис 4.42) при опрессовке проводов в овальном соединителе выпускают из него концы проводов длиной, равной примерно 3/4 длины соединителя, которые затем сваривают в точке С. Сварку в термитном патроне производят в следующем порядке. Рукоятки 6 клещей (см. рис. 4.41) разводят в стороны и фиксируют специальным стопором 7. Подготовленные к сварке провода 4 вводят в термитный патрон 2, каждый провод закрепляют в зажимных устройствах 3 так, чтобы разрез кокиля был сверху. Термитный патрон зажигают в месте, обозначенном краской или ярлыком, опускают защитный экран 1 и освобождают стопор. Горящая термитная масса расплавляет вкладыш и концы проводов, причем по мере расплавления проводов их концы, расположенные в кокиле, движутся навстречу друг другу, так как пружина 5 сближает рукоятки клещей. После окончания сварки, когда расплавленный металл застынет, провода высвобождают из зажимных устройств, разгибают, снимают кокиль и зачищают место сварки. Петля, образованная в этом случае сваренными концами, не позволяет протягивать провод по раскаточным роликам, поэтому термитную сварку производят с монтажных вышек уже после того, как провод поднят на опоры, натянут и закреплен.
Рис. 4.42. Соединение проводов соединителем и термитной сваркой.
Значительно удобнее другой способ. На рис. 4.43 показано соединение концов провода 1 с помощью двух овальных соединителей 2 и дополнительного отрезка провода 3. В этом случае сначала на соединяемые концы свободно надевают овальные соединители и производят термитную сварку проводов в точке 4, а затем, вставив в оба соединителя дополнительный провод, соединяют с ним провода методами обжатия или скручивания. При этом термитная сварка обеспечивает надежный электрический контакт, а механическое усилие тяжения передается через соединители и дополнительный отрезок провода. Такое соединение можно выполнять на земле, так как оно свободно проходит сквозь раскаточные ролики.
Рис. 4.43. Использование двух соединителей и термитной сварки:
1 – провод; 2 – овальный соединитель; 3 – дополнительный отрезок провода; 4 – точка термитной сварки.
Стальные однопроволочные провода можно соединять обычной электросваркой внахлест с обеих сторон (рис. 4.44) с последующим покрытием места соединения антикоррозионой краской.
Рис. 4.44. Соединение стальных однопроволочных проводов сваркой.
Разрешается также использовать бандажное соединение оцинкованной проволокой диаметром 1,5 мм (рис. 4.45). Для выполнения такого соединения концы проводов загибают под прямым углом на участке длиной не менее двух диаметров провода. Затем на один из проводов плотно, виток к витку, наматывают бандаж из проволоки на участке длиной 15 мм, после чего прикладывают второй провод, делают общий бандаж до загнутого конца и накладывают еще один 15-миллиметровый бандаж на втором проводе. Длина бандажа, захватывающего оба провода, зависит от их диаметра: при диаметре 4 мм – не менее 40 мм, при 5 мм – не менее 50 мм и при диаметре 6 мм – не менее 80 мм. Для создания надежного контакта такое соединение пропаивают.
Рис. 4.45. Бандажное соединение стальных однопроволочных проводов
Соединение голых монтажных многожильных проводов может осуществляться также при помощи болтовых зажимов, но только на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из двух или трех (в зависимости от сечения проводов) оцинкованных болтов с гайками и двух плашек с продольными канавками. Для обеспечения необходимого контакта в зажиме диаметры отверстий, образуемых при соединении плашек, должны быть несколько меньше диаметров соединяемых проводов.
При монтаже зажимов контактные поверхности плашек непосредственно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают тонким слоем технического вазелина. Поверхности зажимов для соединения алюминиевых проводов зачищают стальной щеткой по слою вазелина; также обрабатывают и поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превышающим 25 кН. Применять при этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов.
Резьба болтов и гаек зажима смазывается вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно. После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3. 5 мм. Полное примыкание плашек зажима свидетельствует об отсутствии требуемого контакта, т. е. такой зажим необходимо сменить. Для предохранения контактных поверхностей от окисления наружные зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают слоем (1. 3 мм) пасты – свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.
Через 8 . 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, так как вследствие уменьшения упругости проводов давление между плашками и проводами за это время несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта между ними и возможному нагреву участка соединения.
Соединять провода из разных металлов или с разными сечениями разрешается только на опоре, чтобы исключить механические нагрузки. Не допускается соединять провода в местах прохода ВЛ над дорогами, путепроводами и другими сооружениями.
Во время раскатки проводов их осматривают с целью обнаружения возможных повреждений. Поврежденными считаются проволоки, имеющие вмятины глубиной более половины своего диаметра или оборванные совсем. Если число поврежденных или оборванных проволок не превышает 10 % для алюминиевых или 20 % для сталеалюминиевых проводок, провод ремонтируют.
При простом обрыве проволоки ее выправляют, укладывают в повив провода и накладывают на поврежденный участок проволочный бандаж длиной до 25 диаметров провода, предотвращающий дальнейшее ее раскручивание. Если 2–3 проволоки оборваны в нескольких местах, их вырезают на одинаковой длине, на поврежденном участке вплетают недостающие проволоки и закрепляют их концы проволочными бандажами. При ремонте проводов используют также ремонтные муфты – обычный овальный соединитель на один размер меньше сечения ремонтируемого провода (например, для ремонта проводов сечением 50 мм 2 берется соединитель, предназначенный для соединения проводов сечением 35 мм 2 ). Соединитель разрезают вдоль, разводят края так, чтобы его можно было надеть на провод, и надвигают на место повреждения с таким расчетом, чтобы оно находилось примерно посередине. Разрезанные края соединителя заводят друг на друга и (сделав проволочный бандаж на проводе возле конца соединителя, который будет препятствовать его смещению) плотно обжимают его вокруг провода легкими ударами молотка, после чего опрессовы-вают с помощью пресс-клещей или ручного пресса. Расстояние между двумя проволочными бандажами или ремонтными муфтами должно быть не менее 15 м.
Раскатанные вдоль линии провода поднимают шестами и забрасывают на крюки опор. Чтобы не спутать провода, рекомендуется поднять и натянуть сначала один (самый верхний) из них, а затем поочередно остальные.
При подвешивании проводов необходимо соблюдать определенный порядок их размещения на опорах ВЛ. Это требование вызвано тем, что при изменении температуры окружающей среды стрелы провеса проводов из разных материалов изменяются неодинаково: наибольшее изменение стрелы провеса при минимальной и максимальной температурах свойственно алюминиевым проводам. При наиболее неблагоприятных условиях (например, при температуре окружающей среды, близкой к –40 °С) алюминиевый провод, расположенный в пролете ниже медного или стального провода, может приблизиться к ним на опасно близкое расстояние и даже коснуться их. Чтобы исключить возможность нарушения нормируемых расстояний между проходами при вертикальном расположении на опоре проводок из разных металлов, алюминиевый провод помещается выше других проводов, а стальной – ниже. При вертикальном расположении на опорах ВЛ проводов из одного и того же металла может быть применен любой порядок их размещения, так как стрелы провеса в этом случае при любых изменениях температуры окружающей среды будут изменяться в равной степени.
Стрела провеса – это вертикальное расстояние от прямой, соединяющей точки подвеса провода или троса на соседних опорах, до любой точки провода или троса в пролете (рис. 4.46). Если точки подвеса провода находятся на одном уровне, то наибольшая стрела провеса будет в середине пролета.
До натягивания проводов необходимо проверить исправность раскаточных роликов, а также посмотреть, нет ли перекрещивания проводов в пролете. Провода натягивают между двумя анкерными опорами, т. е. в пределах одного анкерного пролета. После раскатки и подъема на промежуточные опоры провод, надежно закрепив его на первой анкерной опоре, вытягивают по всему анкерному пролету через раскаточный ролик, закрепленный на второй анкерной опоре.
Рис. 4.46. Положение провода в пролете:
АВ – наибольшая стрела провеса; аb – стрела провеса провода на расстоянии «с» от опоры.
После того как провод вытянут приблизительно до требуемой стрелы провеса, отметив вблизи второй анкерной опоры место установки монтажного клинового зажима, его опускают на землю, устанавливают зажим, а к зажиму крепят трос тягового устройства. Затем провод вновь поднимают на опору, накидывают на раскаточный ролик и приступают к натягиванию.
Основной величиной, характеризующей тяжение провода, является его стрела провеса, т. е. натягивание провода должно быть выполнено так, чтобы реальная стрела провеса соответствовала данным, определяемым по монтажным кривым, или данные таблицы, приведенной в проекте. Требуемая стрела провеса методом визирования в любом пролете известной длины (рис. 4.47) устанавливается следующим образом. По монтажным кривым или таблицам определяют требуемую стрелу провеса и на расстоянии h от точек подвеса провода А и В на опорах 1 и 6 устанавливают специальные визирные рейки 2 и 5. Нижняя точка провода в пролете должна совпасть с визирной прямой 3.
После установки визирных реек вытягивают провод 4 тяговым устройством. Для удобства визирования провод сначала немного перетягивают, поднимая его на 0,3. 0,5 м выше визирной линии, и в таком положении выдерживают несколько минут, чтобы он вытянулся под действием собственного веса. Затем по команде монтера, находящегося на одной из опор и производящего визирование, провод плавно опускают до линии 3. Как только нижняя точка провода в пролете совпадет с визирной линией, монтер, визирующий стрелу провеса, подает сигнал остановки тягового устройства, полученная стрела провеса и будет соответствовать требуемой по условиям монтажа.
Рис. 4.47. Установка требуемой стрелы провеса методом визирования:
1, 6 – опоры; 2, 5 – визирные рейки; 3 – визирная прямая; 4 – провод;
h – стрела провеса; H – максимальное расстояние между проводом и землей.
После достижения требуемой стрелы провеса тяговый трос от монтажного зажима отсоединяют. Монтер, находящийся на анкерной опоре, крепит провод к изолятору вязальной проволокой, которая должна быть однородной с материалом провода. Так же натягивают и остальные провода линии.
При вертикальном расположении проводов на опоре стрелу провеса начинают устанавливать с верхнего провода, а при горизонтальном – со среднего.
Если нагрузка проводов на изолятор не превышает его механической прочности (коэффициент запаса 2,5 . 3), на промежуточных опорах применяют одинарное крепление их на шейке изолятора (рис. 11.27, а).
При повышенных нагрузках, а также в населенной местности используют промежуточное двойное крепление проводов (рис. 11.27, б). Для этого над основным изолятором 3, к которому привязан провод 1, устанавливают дополнительный изолятор 5 и с помощью плашечных зажимов 2 и дополнительного отрезка провода 4 закрепляют провод вторично.
Если угол поворота ВЛ не превышает 60°, то проводами огибают изоляторы с внешней стороны угла поворота (рис. 11.27, в), если угол поворота превышает 60° то на опоре устанавливают дополнительные изоляторы. Очень часто на угловых опорах выполняют двойное крепление проводов.
Провода на изоляторах анкерных опор крепятся наглухо петлей с помощью болтовых плашечных зажимов. При таком анкерном одинарном креплении проводов (рис. 4.48, г) электрический контакт между проводами разных анкерных пролетов отсутствует, поэтому для создания непрерывной электрической цепи монтируют перемычку (анкерную петлю). Точно так же выполняется одинарное крепление проводов на концевой опоре (но без анкерной петли). При выполнении ответвлений на опорах устанавливают многошейковые изоляторы типа РФО, и на одной из шеек провода используют одинарное крепление, а на другой – анкерное. Электрическая связь между линией и ответвлением осуществляется через дополнительную перемычку, присоединяемую к проводам с помощью зажимов.
Рис. 4.48. Способы крепления проводов на изоляторах:
а – одинарное на шейке; б – промежуточное двойное; в – огибающее с внешней стороны;
г – анкерное одинарное; 1 – провод; 2 – плашечный зажим; 3 – основной изолятор;
4 – дополнительный участок провода; 5 – дополнительный изолятор;
6, 8 – изоляторы; 7 – анкерная петля
Анкерное крепление провода с помощью плашечных зажимов выполняется достаточно просто и быстро. Конец провода, выходящего из монтажного зажима, на котором продолжает держаться натянутый анкерный пролет, изгибают петлей, обе стороны которой закладывают в канавки зажима. Затем петлю надевают на шейку изолятора, а сам зажим устанавливают на расстоянии 80 . 120 мм от него, и в таком положении затягивают болты зажима. После этого можно ослабить тяговый трос и снять с провода монтажный зажим, так как анкерный пролет с обеих сторон уже закреплен на изоляторах. Если свободный конец провода имеет значительную длину и идет в следующий анкерный пролет с изолятора 6, оставляют достаточно свободную анкерную петлю 7, а затем на изоляторе 8 производят следующее анкерное крепление. Если свободный конец провода короткий, начинают раскатку следующего барабана с проводом и после анкерного крепления нового провода на изоляторе 8 соединяют концы двух проводов в анкерную петлю термитной сваркой.
На анкерных опорах при необходимости выполняют переход с одной марки провода на другую. Для этой цели применяются петлевые переходные зажимы типа ПП, с помощью которых концы проводов разных марок соединяют в анкерную петлю.
После закрепления провода на анкерных опорах, привязывают провода на изоляторах всех промежуточных опор. Эта операция может производиться с гидроподъемников или телескопических вышек, а при монтаже ВЛ с напряжением до 1 кВ чаще всего непосредственно с опоры. Для вязки алюминиевых или сталеалюминиевых проводов используют алюминиевую проволоку диаметром 3,5 мм, а для вязки стальных проводов – мягкую стальную оцинкованную проволоку диаметром 2 . 2,7 мм. Длина отрезка проволоки для вязки должна быть не менее 300 мм. Чаще всего при креплении проводов на промежуточных опорах используют метод боковой вязки на шейке изолятора.
Расположение фазных проводов на опоре может быть любым, а нулевой провод, как правило, должен находиться ниже фазных. Над нулевым проводом размещают провода линии наружного освещения. При монтаже ВЛ расстояния между проводами должны соответствовать данным, приведенным в табл. 4.6, расстояние от провода до поверхности опоры траверсы или другого элемента опоры должно быть не менее 50 мм.
Таблица 4.6 Расстояние между проводами ВЛ с напряжением до 1 кВ, мм
Уровень гололеда | Вертикальное расположение | Горизонтальное расположение проводов | |
в пролетах 30 м | |||
I. II | 400 | 200 | 300 |
III. IV | 600 | 400 | 400 |
По окончании монтажа на опорах устанавливают постоянные знаки, содержащие порядковый номер опоры, год ее установки (на всех опорах) и номер линии или ее условное обозначение (на всех опорах ВЛ на участках ее параллельного следования с другими ВЛ). Кроме того, на опоры крепятся предостерегающие плакаты (на все в населенной местности и через одну в ненаселенной).
Перед началом монтажа проводов и тросов должны быть проверены, испытаны и отремонтированы все подъемные механизмы, приспособления и инструменты.
При работе на опоре работающий должен быть надежно закреплен на ней монтерским поясом. Не разрешается влезать и работать со стороны внутреннего угла поворота линии во избежание возможного удара проводом при его срыве.
Во время подъема гирлянд изоляторов и проводов на опоры, а также при раскатке и натяжке проводов находиться под опорой или проводом запрещается. Запрещается также сбрасывать с опоры инструменты или детали арматуры и спускаться вниз с помощью веревки и блока, применяемых для подъема гирлянд изоляторов и проводов.
С реальным приближением грозы все работы на опорах следует немедленно прекратить.
Последней операцией монтажа воздушных линий является заземление. Штыревые изоляторы, устанавливаемые на опорах, при нормальных условиях работы обеспечивают надежную изоляцию проводов от элементов опоры. Однако довольно часто напряжение на линии в сотни и даже тысячи раз может превышать номинальное напряжение, на которое рассчитана ее изоляция, т. е. может произойти пробой изоляторов и выход линии из строя. Напряжение, создающее опасность для изоляции ВЛ, называется перенапряжением.
Чтобы ограничить перенапряжение и обеспечить безопасность людей, следует уменьшить сопротивление растеканию тока в земле. Для этой цели устанавливается защитное заземление ВЛ.
Крюки и штыри железобетонных опор в сетях с глухозаземленной нейтралью, а также арматуру этих опор заземляют путем присоединения к заземленному нулевому проводу проводниками диаметром не менее 6 мм. Крюки и штыри на деревянных опорах не заземляют, за исключением случаев, когда линия проходит по населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой и не экранирована высокими трубами, деревьями и т. п. Такая линия должна иметь защиту от атмосферных перенапряжений в виде заземляющих устройств с сопротивлением не более 30 Ом, устанавливаемых на расстоянии 100 . 200 м друг от друга, в зависимости от среднегодового числа гроз в данной местности. Обязательно заземляют опоры с ответвлениями к вводам в здания и конечные опоры, имеющие ответвления к вводам (на этих же опорах рекомендуется устанавливать ограничители перенапряжения, или иные устройства защиты от перенапряжений).
К монтажу заземления приступают с рытья траншеи глубиной 0,5 м (в пахотной земле – до 1 м), начиная от опоры. Длина траншеи и число заземлителей указаны в проекте на сооружение ВЛ, а все работы по погружению заземлителей, обварку их полосой или прутом, защиту сварных стыков от коррозии выполняют в обычном порядке.
После монтажа контура заземления на опоре выполняют заземляющий спуск. Материалом для него служат стальная полоса или пруток такие же, какие применялись для соединения между собой заземлителей. Внизу спуск соединяют с контуром заземления, вверху – с металлическими частями опоры. На рис. 4.49, а – показан контур заземления, состоящий из заземлителей 2, соединяющей их полосы или прута 1 и спуска 3. Через каждые 300 мм спуск закрепляется на опоре скобами. Верхняя часть спуска выступает над вершиной опоры на 100 мм и служит молниеотводом. Для заземления металлической арматуры опоры (рис. 4.49, б) к спуску 3 присоединяются болтовыми зажимами или сваркой перемычки 4, передающие нулевой потенциал земли на крюки 6 и нулевой провод 5.
Согласно ПУЭ в электроустановках с глухозаземленной нейтралью нулевые провода прежде всего должны быть заземлены в начале ВЛ у источника питания (электростанции или трансформаторной подстанции). При этом монтировать контур заземления у первой опоры нет надобности, так как нулевой провод ВЛ у источника наглухо присоединен к его нулевой точке, сопротивление заземления которой заведомо меньше, чем требуется для заземления ВЛ. Кроме того, через каждый километр линии у опор устанавливается повторное заземление. Сопротивление каждого из повторных заземлителей должно быть не более 10 Ом для ВЛ мощностью свыше 100 кВА и не более 30 Ом для ВЛ мощностью до 100 кВА.
Рис. 4.49. Контур заземления на деревянной одностоечной опоре:
а – общий вид; б — заземление арматуры, 1 – соединительная полоса; 2 – заземлитель; 3 – спуск, 4 – перемычка; 5 – нулевой провод; 6 – крюк.
Воздушным вводом называют участок воздушной линии, предназначенный для подачи электроэнергии от ВЛ к потребителям внутри здания. Такой ввод можно выполнять неизолированными и изолированными медными, алюминиевыми и стальными проводами. Расположение линии ввода относительно элементов здания может быть любым, расстояние от проводов ввода до выступающих и близко расположенных деталей здания должно быть не менее 200 мм, а угол между проводами и стеной здания — не менее 45°. Для любой конструкции ввода габарит его проводов должен быть не менее 2,75 м (в порядке исключения для изолированных проводов 2,5 м).
Длина воздушного ввода, т.е. расстояние от оси трассы ВЛ до места входа проводов в здание, не должна превышать 25 м. Сечение медного провода ввода должно быть не менее 4 мм 2 , алюминиевого – не менее 10 мм 2 . Если расстояние от ВЛ до здания превышает 25 м, нужна дополнительная промежуточная опора. В этом случае воздушный ввод рассматривается уже как участок ВЛ, поэтому здесь возможно применение медных проводов с сечением от 6 мм 2 , а алюминиевых – от 16 мм 2 . Промежуточные опоры устанавливают и в том случае, если натягивание ввода по прямой линии невозможно (например, если угол при вводе проводов в ближайшую стену менее 45° или по каким-либо причинам ввод должен быть выполнен на стороне здания, расположенной перпендикулярно оси ВЛ).
Монтаж воздушного ввода через стену здания (рис. 4.50) ведется в следующем порядке. В стене с соблюдением монтажных расстояний закрепляют крюки с изоляторами (расстояние между крюками 200 . 300 мм). На 100 . 150 мм ниже крюков в стене пробивают проходы для проводов, в которые закладывают отрезки изоляционной трубки. Края отверстий оформляют втулкой изнутри и коронкой снаружи. Отверстие для провода может быть общим, но провода при этом должны быть проложены в отдельных трубках. В каменные стены можно вмазывать вертикальные или горизонтальные металлоконструкции с закрепленными на них штырями или крюками для армировки изоляторов.
Если здание имеет малую высоту и требуемый нормами габарит выдержать невозможно, ввод монтируют через крышу (рис. 4.51), используя трубчатую стойку. На водогазовой толстостенной трубе 2 укрепляют подпятник 1 для крепления трубы к крыше и металлическую траверсу 4 с установленными на ней изоляторами. Верхний конец стойки, предназначенный для ввода проводов, изгибают под углом 180° с радиусом изгиба, необходимым для данного диаметра трубы. В изогнутый конец трубы вставляют изоляционную втулку 5. Стойку надежно закрепляют на крыше подпятником и оттяжкой 3 из стальной катанки (диаметром не менее 4 мм). При монтаже стойки требуется, чтобы направление оттяжки совпадало с линией тяжения проводов ввода. Расстояние от изоляторов до крыши должно быть не менее 2,5 м.
При сдаче линии в эксплуатацию проверяют: все элементы линии (путем осмотра с земли); прочность крепления траверс, подкосов пасынков, изоляторов и проводов (верховой осмотр); глубину установки опор (выборочно, но не менее 10 %); стрелу провеса проводов; расстояние от низшей точки провисания проводов до земли; габариты проводов, сближений и пересечений.
Рис. 4.50. Воздушный ввод в здание через стену
Рис. 4.51. Воздушный ввод через крышу:
1 – подпятник; 2 – труба, 3 – оттяжка, 4 –траверса; 5 – изоляционная втулка.
Подробно различные вводы в здания описаны в лабораторной работе «Монтаж вводов в здания до 1000 В».
© ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2014 Источник |