Способы крепления крышек коренных подшипников коленвала

Способы крепления крышек коренных подшипников коленвала

Перед установкой деталей необходимо их очистить.

Подготовительные работы описаны в разделе «Замена коленчатого вала»,
Предупреждение!

Обратить внимание на маркировку коленчатого вала,

Примечание:

Установить в блок цилиндров вкладыши (1) коренных подшипников с канавкой для подвода масла.

Вложить в крышки вкладыши (2) коренных подшипников без канавки для подвода масла.

Примечание:

При замене вкладышей коренных подшипников или коленвала сохраняется классификация для распределения вкладышей коренных подшипников в блоке цилиндров. В блок цилиндров устанавливаются желтые вкладыши.

Примечание:

В соответствии с диаметром коренных шеек коленчатый вал имеет желтую, зеленую или белую маркировку.

Смазать вкладыши моторным маслом.

Уложить коленчатый вал.

Примечание:

Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипников должна соответствовать маркировке коленвала.

Ввернуть резьбовые втулки с внутренним шестигранником в приливы крышки коренного подшипника.
Примечание:

(3) полукольцо упорного подшипника,

устанавливаемое в блок цилиндров.

(4) полукольцо упорного подшипника,

устанавливаемое в крышку коренного подшипника.

Предупреждение!

Следить, чтобы сепаратор шарикоподшипника был установлен правильной стороной. Канавка для подвода масла должна быть обращена в сторону коленвала.

Вставить полукольца упорного подшипника между коленвалом и блоком цилиндров по обе стороны в гнезда (5) задней опоры.

Выровнять полукольца со стороны крышки коренного подшипника.
Примечание:

Крышки коренных подшипников (1 — 3) маркированы выбитыми цифрами.

Крышки 4 и 5 коренных подшипников не имеют маркировки.

Примечание:

Крышку коренного подшипника номер 5 можно отличить по выборке для полуколец упорного подшипника.

Вложить упорные полукольца с обеих сторон в пазы крышки коренного подшипника номер 5
Проверить зазор коренных подшипников коленвала:

Не допускать проворачивания коленчатого вала.

Установить приспособление 00 2 590 (Plastigage тип PG 1) на очищенную от масла шейку коленчатого вала.

Установить крышки коренных подшипников (1 — 5) таким образом, чтобы фиксирующие выступы вкладышей находились с одной стороны.

Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой плоскости.

При проверке зазоров подшипников коленвала следует использовать старые болты крепления коренных подшипников.

В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).

1. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с моментом затяжки.

2. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников на заданный угол с помощью приспособления 00 9 120.

Снять крышки коренных подшипников и измерить зазор коренных подшипников по ширине сплющенной калиброванной проволоки, приложив ее к измерительной шкале.

Зазор в коренных подшипниках,

Удалить калиброванную проволоку.

Смазать коленчатый вал и вкладыши коренных подшипников моторным маслом.

Установить крышки коренных подшипников (1 — 5) таким образом, чтобы фиксирующие выступы вкладышей находились с одной стороны.

Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой плоскости.

Примечание:

Как правило, необходимо заменить болты крепления крышек коренных подшипников на новые.

Не смывать покрытие болтов.

В глухих отверстиях не должно быть следов масла! (Опасность появления трещин).

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

1. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с моментом затяжки.

2. Ослабить болты крепления крышки коренного подшипника 5

3. Постучать сзади и спереди по торцу коленчатого вала молотком с пластмассовым бойком, чтобы отцентрировать упорный подшипник (не допускать повреждения коленчатого вала).

4. Затянуть болты крепления крышки коренного подшипника 5 с моментом затяжки.

5. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников на заданный угол с помощью приспособления 00 9 120.

Проверить осевой зазор.

При необходимости, проверить вкладыш упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер.

Затянуть резьбовые опорные втулки.

Заменить болты с буртиком.

Затянуть болты крепления коренных подшипников (болты и гайки шпилек).

Источник

Коренные подшипники коленчатого вала: обзор, особенности и виды

Совершенно любой двигатель – это достаточно сложный механизм, который состоит из множества различных компонентов. Каждая деталь этого механизма обеспечивает слаженную и правильную работу всей системы в целом. При этом одни детали в большом механизме могут играть серьезные роли, а другие не настолько функциональны. Коленчатый вал, как и прочие узлы и детали, которые имеют к нему прямое отношение – это наиболее значимая часть ДВС. Именно он обеспечивает вращение маховика путем превращения энергии горения топливной смеси в механическую работу.

Одна из важных деталей в устройстве двигателя – коренной подшипник. Это небольшая деталь в форме полукольца из металла средней жесткости, имеющая специальное антифрикционное покрытие. Когда двигатель эксплуатируется в течение длительного времени, эти подшипники или вкладыши подвергаются сильному износу. В статье подробнее рассмотрим эти небольшие, но очень важные элементы ДВС.

Общее описание

Коренной подшипник двигателя или вкладыш – это не что иное, как подшипник скольжения, обеспечивающий возможность вращения коленчатого вала. Процесс вращения проходит, как результат сгорания топливной смеси в камере сгорания. При активной работе двигателя детали испытывают трение – усиленные нагрузки, а также высокий скоростной режим может вывести мотор из строя. Чтобы предотвратить эту ситуацию и максимально снизить степень трения, главные значимые элементы покрыты тонким слоем смазки – в данном случае это моторное масло. Смазываются коренные подшипники коленчатого вала посредством штатной смазочной системы. При этом масляная пленка образуется только под воздействием высокого давления масла. На рабочей поверхности вкладышей имеются отверстия, а также кольцевые канавки для подачи смазочной жидкости к шейкам коленчатого вала.

Назначение

В двигателях любой конструкции и любого типа коленчатые валы постоянно подвержены огромным нагрузкам – физическим и температурным. В процессе работы двигателя коренной подшипник удерживает коленчатый вал на оси. Работа кривошипно-шатунного механизма поддерживается и обеспечивается только этими вкладышами. Шейки коленчатого вала представлены в форме внутренних обойм, а коренные вкладыши – наружные. Эти детали, как уже было замечено, смазываются через маслоканалы.

Устройство в подробностях

Итак, тонкостенным вкладышем является изогнутая в форму полукольца стальная лента. На рабочую поверхность детали нанесен специальный антифрикционный слой. Это оловянисто-алюминиевые сплавы. В моторах с повышенными нагрузками в качестве антифрикционного покрытия применяется свинцовистая бронза.

Материалы

Коренной подшипник изготавливается из нескольких слоев. Первый слой преимущественно медный – процент содержания меди составляет от 69 до 75 процентов. Второй изготавливают из свинца – он содержится в количестве от 21 до 25 процентов. В качестве третьего слоя применяется олово – не более 4 процентов.

Размеры

Толщина коренного подшипника-вкладыша составляет около 1,5-2 миллиметров. Нужно отметить, что иногда в качестве материалов для производства этой детали может применяться другой состав – вместо меди и свинцово-оловянных сплавов используют специальные сплавы на основе алюминия.

Но стандартизация материалов для изготовления этих изделий отсутствует – каждый производитель изготавливает вкладыш по своим уникальным формулам. Единственное, что объединяет изделия между собой – это стальная лента.

Практика показывает, что используются следующие размеры слоев при производстве подшипников скольжения. Так, толщина стальной основы составляет от 0,9 миллиметра и более. Основной слой имеет толщину до 0,75 миллиметра. Слой никеля – 0,001. Слой сплава олова и свинца – 0,02-0,04 миллиметра. Оловянный слой — 0,005.

Любые сплавы, использующиеся в производстве, индивидуально подбираются для каждого мотора и рассчитываются, учитывая твердость материалов, из которых изготавливается коленчатый вал. Для повышения ресурса и работоспособности новых или ремонтных моторов рекомендуется применять только те детали, которые советует использовать производитель.

Чем тоньше коренной подшипник, тем более высокими характеристиками он обладает. Более тонкие изделия гораздо лучше лежат на постели, обладают лучшим отводом тепла, зазоры в них ниже. В современных моторах производители стараются использовать более тонкие подшипники скольжения.

Вкладыш должен быть изготовлен не только из правильно подобранных компонентов. Также очень важна и форма. Дело в том, что для правильного монтажа необходимо, чтобы подшипник имел натяг на диаметре постели коленчатого вала.

Натяг делают не только по диаметру изделия, но и по его длине. Так удается достичь отличного контакта между вкладышем-подшипником и постелью. Для валов диаметром до 40 миллиметров натяг должен составлять от 0,03 до 0,05 миллиметра. Для более крупных валов (70 миллиметров) и выше натяг составляет от 0,06 до 0,08 миллиметра.

В устройстве этой детали также имеется верхняя часть – это крышки коренных подшипников. Они фиксируются болтами или же шпильками на картере двигателя.

Производится данная деталь, а именно вкладыш, методом штамповки из стальной ленты. Штамп придает детали форму. А затем выполняется обработка торцевых частей и рабочей поверхности. Данная деталь очень точная. Допуск от номинального размера до 0,02 миллиметра на длину и до 0,005 по толщине.

Канавка и ее особенности

Чтобы к детали постоянно подавалась смазка, на всю длину коренного подшипника коленвала прорезана канавка – ширина ее составляет 3,0-4,5 миллиметров, а глубина – до 1,2. На двигателях старой конструкции данная канавка выполнялась на вкладыше и на его крышке. В современных моторах нижний вкладыш канавки не имеет. Если канавка все же имеется, тогда он отличается сниженной максимальной нагрузкой.

Отказ от нарезания канавки ведет к тому, что уровень максимальных нагрузок существенно повышается. Это позволяет снизить площадь подшипника.

Замок

Зачастую при штамповке этих деталей на нем делается замок. Устройство коренных подшипников предусматривает замок около середины. Чтобы замок был прочным, он выполняется без разрывов.

По традициям конструирования двигателей внутреннего сгорания, замки расположены в зависимости от того, в какую сторону вращается коленчатый вал. На коренном вкладыше он нужен больше для центровки при его монтаже и для подстраховки от проворачивания. Когда двигатель испытывает масляное голодание, подшипник интенсивно нагревается, и тогда его не спасут никакие замки – вкладыш проворачивается.

Основные виды

Вкладыши изготавливаются для каждого типа двигателя. Однако они различаются по внутреннему диаметру. В зависимости от модели мотора, диаметр вкладышей будет разным даже для одного конкретного мотора. Шаг размера составляет 0,25 мм. Размерный ряд – 0,25 мм, 0,5 мм, 0,75 мм и далее.

Подбирают те или иные виды подшипников по тому, в каком состоянии находятся шейки коленчатого вала. Со временем, вследствие естественного износа, шейки стачиваются. Для компенсации этого износа производителями выпускаются так называемые ремонтные коренные подшипники. Для подгонки шейки коленчатого вала под тот или иной подшипник вал шлифуют до следующего размера.

Проверка и замена

Так как коленчатый вал работает в тяжелых условиях под воздействием высоких температурных и других нагрузок, то на оси его могут удерживать только эти подшипники. Шейки выполняют роль внутренней обоймы, а вкладыши – наружных. Как и прочие элементы двигателя, эти детали также нужно периодически менять.

Меняют вкладыши чаще по причине износа, а также по причине проворота. Провернуть вкладыш может по следующим причинам. Это вязкое масло, попадание в масло абразива, малый натяг при установке крышки, недостаточная вязкость смазочного материала, эксплуатация в условиях перегрузок.

Признаки необходимости замены

Чтобы определить необходимость замены коренных подшипников, понадобится провести измерения микрометром. Но нередко удается выявить поломку визуально. Если вкладыши проворачиваются, то снятие и установка вместо них новых должна проводиться очень быстро. О том, нужна ли замена, можно понять по громкому стуку вала, снижению мощности, попыткам мотора заглохнуть.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет коренной подшипник. Как видите, это очень важный элемент в кривошипно-шатунном механизме. От его состояния зависит работоспособность всего двигателя автомобиля. Поэтому подшипник должен быть максимально надежным и иметь высокий ресурс эксплуатации.

Источник

Читайте также:  Проблемное обучение это основной способ формирования чего
Оцените статью
Разные способы