Способы крепления крановых рельсов

1 . Конструкция и размеры

1.1 . Конструкция узла крепления должна соответствовать указанной на черт. 1 .

1 — упорная планка; 2 — прижимная планка; 3 — болт; 4 — гайка; 5 — шайба

* Размер для справок

1.2 . Марка узла крепления в зависимости от типа кранового рельса и расчетной температуры наружного воздуха района строительства (далее — расчетная температура), расстояние от оси подкрановой балки до оси узла крепления, а также обозначения деталей должны соответствовать указанным в табл. 1 .

1.3 . Конструкция и размеры упорных планок должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2 .

* Размер для справок

Тип кранового рельса

Расстояние от оси подкрановой балки до оси узла крепления А, мм

Расчетная температура, ° С

Примечание . Длину болта l следует принимать:

(80 + б) мм — для крепления рельсов типов КР70, КР80, КР100;

(85 + б) мм » » » типа КР120;

где 80 и 85 — сумма толщин планок с учетом возможного наклонного положения прижимной планки, шайбы, гаек и выступающей части болта; б — толщина верхнего пояса подкрановой балки, мм, при этом следует учитывать размеры длин, указанные в стандартах на болты.

Пример условного обозначения упорной планки У1 для расчетной температуры минус 40 ° С и выше:

Планка У1 ГОСТ 24741-81

То же, для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 ° С:

Планка У1ХЛ ГОСТ 24741-81

1.4 . Конструкция и размеры прижимных планок должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 3 .

* Размеры для справок.

Пример условного обозначения прижимной планки П1 исполнения 1 для расчетной температуры минус 40 ° С и выше:

Планка П1 ГОСТ 24741-81

То же, исполнения 2 для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 ° С:

Планка П1ХЛ — 2 ГОСТ 24741-81

Пример условного обозначения узла для крепления марки 70 с прижимной планкой исполнения 1 для расчетной температуры минус 40 ° С и выше:

Крепление 70 ГОСТ 24741-81

То же, исполнения 2 для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 ° С:

Крепление 70ХЛ — 2 ГОСТ 24741-81

2 . Технические требования

2.1 . Упорные и прижимные планки должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и СНиП III-18-75 по рабочим чертежам КМД, утвержденным в установленном порядке.

2.2 . Материал прижимных и упорных планок — сталь по ГОСТ 380 -71 следующих марок:

ВСт3кп2 — для расчетной температуры минус 40 ° С и выше;

ВСт3Гпс5 или ВСт3сп5 — для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 ° С включ.

Разрешается применять стали по ГОСТ 23570-79 следующих марок:

18 кп вместо ВСт3кп2;

18 Гпс или 18сп вместо ВСт3Гпс5 и Вст3сп5.

2.3 . Болты, предназначенные для эксплуатации при расчетной температуре минус 40 ° С и выше, должны быть испытаны на разрыв по ГОСТ 1759-70, при расчетной температуре ниже минус 40 до минус 65 ° С — дополнительно испытаны на разрыв на косой шайбе и ударную вязкость по ГОСТ 1759-70.

2.4 . Предельные отклонения линейных размеров от номинальных, а также шероховатость поверхностей планок должны соответствовать указанным на черт. 2 и 3 .

Читайте также:  Естественные способы передвижения для человека

2.5 . Предельные отклонения диаметров отверстий прижимных планок от номинальных — по ГОСТ 25347-82 .

3 . Комплектность

3.1 . Детали узлов крепления крановых рельсов должны поставляться предприятием-изготовителем комплектно.

В состав комплекта должны входить:

детали в соответствии с табл. 4 ;

техническая документация в соответствии с требованиями ГОСТ 23118-78.

Примечание . Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем поставлять упорные и прижимные планки отдельно от болтов, гаек и шайб.

4 . Правила приемки

4.1 . Упорные и прижимные планки должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.

4.2 . Приемку планок производят партиями.

В состав партии должны входить планки одинакового обозначения, изготовленные по одной технологии. Размер партии планок устанавливается по соглашению между потребителем и предприятием-изготовителем и не должен превышать 1000 шт.

4.3 . Для выборочной проверки линейных размеров и шероховатости поверхностей планок от каждой партии отбирают 5 % планок, но не менее 5 шт. Если при проверке отобранных планок окажется хотя бы одно изделие, не удовлетворяющее требованиям настоящего стандарта по одному из показателей, проводят повторную проверку по этому показателю удвоенного количества образцов, отобранных от той же партии. В случае неудовлетворительных результатов повторной проверки партия планок приемке не подлежит.

4.4 . Потребитель имеет право производить контроль качества планок, соблюдая при этом правила приемки и применяя методы контроля, установленные настоящим стандартом.

5 . Методы контроля

5.1 . Контроль линейных размеров планок следует проводить металлической измерительной линейкой по ГОСТ 427-75 и штангенциркулем по ГОСТ 166 -80.

6 . Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

6.1 . Упорные и прижимные планки должны быть упакованы раздельно в деревянные ящики по ГОСТ 2991 -76 или в тару, изготовленную предприятием-изготовителем по документации, утвержденной в установленном порядке.

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение марки узла крепления;

условное обозначение планки (без обозначения номера стандарта);

6.3 . Транспортирование планок допускается любым видом транспорта при условии защиты их от загрязнения и механического повреждения.

6.4 . При хранении тара с планками должна быть защищена от загрязнения и попадания атмосферных осадков.

7 . Указания по монтажу

7.1 . Монтаж деталей узла крепления крановых рельсов следует производить в соответствии с монтажными схемами подкрановых путей, утвержденными в установленном порядке, и требованиями СНиП III-18-75 .

7.2 . Монтажная сварка планок должна производиться после рихтовки рельсов. Толщина сварного шва — 6 мм.

7.3 . Тип электродов должен соответствовать указанному в табл. 5 .

Тип электрода по ГОСТ 9467-75

Минус 40 и выше

Ниже минус 40 до минус 65

7.4 . Детали узлов крепления после окончания монтажных работ должны быть очищены, зашпатлеваны, огрунтованы и окрашены, при этом материал лакокрасочного покрытия должен соответствовать материалу покрытия подкрановых балок.

Источник

Крепления крановых рельсов к подкрановым балкам: узлы и требования по ГОСТу

Монтажные элементы, как правило, поставляются не поодиночке, а в сборке, готовыми к установке. Поэтому рассмотрим сразу узлы крепления подкрановых балок и подкрановых рельс: выясним, какие компоненты могут в них входить, что за требования к ним предъявляют в соответствии с актуальными межгосударственными стандартами и так далее.

Сразу отметим: они применяются повсеместно – во всех тех случаях, когда вообще актуальна укладка ЖД-полотна, по которому впоследствии будет перемещаться грузовая спецтехника или подвижные составы. Их используют на таких объектах как:

эстакады небольшой и средней протяженности,

цеховые, складские и другие закрытые помещения.

Почему они так востребованы? Потому что каждую металлоконструкцию ВСП необходимо надежно зафиксировать, чтобы она не сдвигалась, не нарушала идеально ровную геометрию колеи, не провоцировала сходы (ведь они чреваты травмами, материальными потерями, расходами на ремонт и другими неприятными последствиями).

Читайте также:  Purifying face oil орифлейм способ применения

Узлы крепления кранового рельса к балке

В общем случае состоят из таких компонентов:

планки – прижимная и упорная, П1/П2 и У1/У2/У3 соответственно, в зависимости от типа и марки взятых направляющих;

накладки – для обычных и температурных стыков, из линеек КР и ТС (опять же, смотря какие металлопрофили укладываются;

набор болтов, гаек и шайб, чтобы соединить все элементы ВСП между собой и надежно их зафиксировать на опорах.

В отдельных ситуациях возможен монтаж при помощи «петушков» и двух- и однодырных реек, с использованием крючьев и фасонных пластин под сварку. Хотя, если рассматривать колеи для грузовой спецтехники, то лучше, чтобы стыки были сборно-разборными, а не шовными – тогда можно будет без лишних затрат времени снять лишь один, поврежденный двутавр, а не всю секцию сразу, и выполнить оперативный ремонт или замену. Главное, что нестандартные варианты всегда оговариваются с поставщиком (производителем) в отдельном порядке.

Виды соединений

Обратите внимание, крепление рельса Р43 (Р24 и др) к подкрановой балке, по ГОСТ 24741-81, может быть одного из двух вариантов:

либо допускающее выправку (рихтовку);

Рассмотрим каждое из них.

Подвижное

Упомянутое ранее сборно-разборное – яркий его представитель. Помимо очевидного преимущества – высокой степени ремонтопригодности, – оно обладает одной важной особенностью: его просто необходимо тщательно отладить в процессе установки. Иначе, при неплотном прилегании накладки или стальной планки, неизбежно образуется зазор, а при слишком сильном затягивании болтов – точка концентрации избыточного напряжения. Все эти проблемы достаточно быстро приведут к возникновению повреждений, а когда те начнут распространяться по профилю, это обернется выходом участка транспортной колеи из строя.

Неподвижное

Оно сварное, и актуально только в том случае, когда оборудование, предположительно, будет функционировать лишь в легком режиме. В других ситуациях каждый шов будет опасным участком, способным спровоцировать аварию.

Интересный альтернативный крепеж рельсов подкрановых путей – с помощью крюков: их нужно размещать через каждые 500-700 мм, причем направляя друг от друга.

Если же выбранные направляющие брусковые, то перед привариванием следует провести их рихтовку, причем очень тщательную.

Такой монтаж предполагает выстругивание пазов и использование планок со специальными овальными отверстиями под болты. В таком случае необходимо не доводить подкладку до профиля, оставляя зазор миллиметров в 10-20, чтобы впоследствии можно было осуществить выправку. Сделав ее и вставив рейки, следует проводить приваривание.

При этом крайне не рекомендуется упрощать технологию и выполнять соединение «напрямую», то есть без пазов. Если так поступить, получите слишком слабые швы, легко разрушаемые под значительными, непрерывными и ударными нагрузками. Чтобы вскорости не пришлось тратиться на дорогой ремонт транспортного полотна, лучше сразу решить вопрос качественно.

Крепление кранового рельса к подкрановой балке

Должно быть максимально надежным для обеспечения длительной и беспроблемной эксплуатации. Поэтому важно правильно выбрать металлопрофили, а они могут быть как обычными железнодорожными, так и ориентированными на мостовую спецтехнику из линейки КР, или даже прямоугольными брусками – приветствуются любые варианты, одобренные межгосударственным стандартом 4121-48.

Какому варианту отдать предпочтение? Это зависит от предполагаемого режима работы, той грузоподъемности, которую нужно обеспечивать в течение длительного времени, установленных ходовых колес (какого они типа, конического или цилиндрического?) и других, менее значимых факторов.

Крепление квадратного рельса осуществляют с использованием, как минимум, двух болтов, обязательно учитывая сечение опоры и тот факт, что при прочностной проверке оно будет ослаблено как раз парой выбранных соединителей. Если монтируются профили из линейки КР, дополнительно применяются специальные лапки, вырезанные из уголка.

Читайте также:  Образованы суффиксальным способом поверху увеличение распылить ледоходный окончательно

Обратите внимание, что балки тоже могут быть разными. Наиболее популярные из них сегодня – это:

Горизонтальные тормозные – стальные (рифленый металл 6-10 мм толщиной), со стандартным верхним поясом и еще одним, сделанным из уголка или швеллера. Как правило, сами закреплены на вышележащих поверхностях (чаще всего, на потолках), особенно если их пролет в длину более 12 м. В таких случаях дополнительный подкос ставить обычно не требуется и даже не рекомендуется.

Сплошные – настоящая классика для крепления рельсов козлового крана. Для спецтехники сравнительно малой грузоподъемности (3-5 тонн) хватит и обычных одинарных, шестиметровых, а вот для мощных моделей (5-30 тонн) нужно уже укладывать составные, сечение у которых несимметричное, – они справятся с нагрузкой в том числе и за счет развитого пояса.

Решетчатые – очень хорошо подходят для длинных пролетов, от 18 м и более. Их верхняя часть – это фермы, выполненные из достаточно жесткого двутавра, у которого сразу двойная работа – и на местный изгиб, и на сжатие по секции. Другие поверхности сечения обычно сформированы парой уголков. Не уступая своим конкурентам в прочности, они существенно легче, что только расширяет сферу их использования.

Прижимная и упорная планка

Это ключевые детали крепления крановых рельс, входящие в любой монтажный узел. Собственно, сам комплект складывается как раз из них, а также из накладок и набора болтов, шайб, гаек.

Могут быть рассчитаны на два температурных режима эксплуатации:

обычный – до -40 0С и выше;

жесткий – в условиях -40…-65 градусов Цельсия.

Во втором случае получают в названии суффикс «ХЛ». У1 становится У1ХЛ, П2 – П2ХЛ и тому подобное. Естественно, выбирать конкретные элементы нужно под тот климат, в котором они будут использоваться. В противном случае элемент очень быстро износится и потребует замены, а также спровоцирует появление зазора или, наоборот, точки концентрации напряжения, то есть места, где со временем образуется дефект.

Болты для фиксации упорных и прижимных планок необходимо проверить на разрыв перед использованием – в соответствии с требованиями ГОСТа Р ИСО 898-1-2011, и это для нормального режима эксплуатации. Если же они выбираются под холодный климат, следует также испытать их на ударную вязкость.

Внимание, существуют определенные допуски между реальными и расчетными размерами. Хотя погрешность все равно обязана быть минимальной и укладываться в рамки разрешенных отклонений. С шероховатостью та же история: она может присутствовать, но не должна быть выше определенного значения. Ну а межгосударственный стандарт 25347-82 устанавливает разницу между практическим и теоретическим диаметром технологического отверстия.

Технические условия

Они полностью регламентируют крепление рельсов подкрановых путей к стальным балкам для организации передвижения мостовых электрических кранов и продиктованы ГОСТом 4121-76. Согласно данному стандарту, созданные таким образом транспортные линии могут эксплуатироваться в легком, среднем и даже тяжелом режиме. Объекты для укладки линий допускаются самые разные, вплоть до открытых и достаточно протяженных эстакад.

Максимальная расчетная сейсмичность при этом составляет 9 баллов по шкале MSK-64, температура окружающего воздуха может достигать -65 градусов по Цельсию.

Также они задают межосевую дистанцию между опорной конструкцией и центральной точкой установки. Она, вместе с другими важными геометрическими параметрами, представлена на чертеже и в таблице ниже.

Источник

Оцените статью
Разные способы