Способы крепления концов стальных канатов.
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:
а) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
в) путем заливки легкоплавким сплавом;
г) другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).
Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.
Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице.
Число проколов каната прядями при заплетке
Диаметр каната, мм | Минимальное число проколов каждой прядью |
До 15 От 15 до 28 От 28 до 60 |
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.
Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.
Источник
Способы крепления концов стального каната
?Рис.
128.
Крепление концов стального каната : а — петля на зажимах ( жимках ), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо — клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок ;
1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, — 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка
Для временного крепления канатов, что особливо часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам.
Разница состоит в том, что морские узлы связывают из пеньковых канатов, которые располагают большую гибкость и не располагают смазки.
Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют собственную специфику вязки.
Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура.
Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный, который нельзя отменить канат от затяжки.
Наиболее разболтанные узлы показаны на рис.
129, а — е.
Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства трудов по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных автоматов.
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно — монтажных, погрузочно — разгрузочных и прочих произведений с применением грузоподъемных автоматов производятся при помощи грузозахватных приспособлений.
Для подъема и перемещения слабых и сыпучих грузов используется особая тара ( бадьи, лотки, коробки, контейнеры, ковшики и т.п. ).
Канаты являются одним из важнейших конструктивных расчетных элементов.
Резерв прочности для стальных канатов принимают всегда младшим, чем для других элементов одноковшовых экскаваторов.
Поэтому в случае перегрузки экскаватора прежде всего повреждается канат.
Подобным типом, канат служит ограничителем нагрузки.
Об этом необходим хорошенько помнить машинист экскаватора и ни в коем случае не применять канаты других, чем это показано в паспорте диаметров.
Использование каната большего диаметра приводит к тому, что при перегрузке экскаватора, который нельзя отменить выдержать большую нагрузку, уже не может быть ограничителем и вместо него повреждается другой конструктивный элемент ( стрела, рукоять, ковш и т.д. ), ремонт которого обходится значительно дороже и требует больше времени, чем смена каната.
Кроме того, канат большего, чем это нужно, диаметра разрушает ручьи блоков.
Постановка канатов меньшего диаметра требует частой их замены, а значит длительных простоев экскаваторов.
Необходимо обращать самое тяжелое внимание на правильность запасовки канатов и их закрепление.
Способы крепления канатов на экскаваторах.
Чаще всего канат закрепляют с помощью клиновых зажимов.
Петлю каната вкладывают в корпус коуша и затягивают стальным клином.
С увеличением натяжения каната клин затягивается сильнее.
Для канатов небольших диаметров этот способ крепления является легчайшим.
Клин выбивают при помощи борода, вмонтированного в узенькое отверстие коуша.
Заплетка ( счаливание ) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из — за технологической простоты.
К порокам данного способа следует отнести высокую трудоемкость, необходимость применения опасного ручного труда, повы — шенный расход канатов ( концы после заплетки отрубают ), нарушение структурной целостности каната в зоне заплетки и снижение, его агрегатной прочности на 5 — 15% ( в зависимости от диаметра каната и квалификации рабочего ).
Необходимо заметить, что применение в подъемных машинах счаленных ( срощенных встык ) канатов запрещено.
а — шариком ;
б — втулкой с шаром ;
в — втулкой с резьбой для талрепа ;
г — крепление с втулкой типа б ;
д, е — втулки с проушиной и вилкой ;
ж — опрессовка типа огона.
При необходимости обеспечения повышенной прочности заделки, одинаковой 90 — 100% разрывной нагрузки каната, применяются втулки, которые могут располагать разное конструктивное оформление, в том количестве и вид обычного огона с коушем ( рис.
4, б — ж ).
Канаты больших диаметров ( более 30 мм ) крепят в конической втулке.
Конец каната протягивают через узенькое отверстие втулки, потом канат в месте входа во втулку перевязывают.
Конец каната расплетают на отдельные проволоки, вырезают пеньковый сердечник, а проволоки загибают в виде крючков и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки.
Внутреннюю поверхность втулки и находящщиеся в ней проволоки протравливают соляной кислотой, втулку заливают баббитом или другим припоем, а в особо ответственных случаях — свинцом или цинком.
Канат можно крепить, заплетая его конец.
Длина заплетаемой части должна быть не менее 0, 4 . если диаметр каната до 12 мм, а если свыше 12 мм — то 0, 7 .
Этот способ крепления используется не часто.
Широко применяется крепление каната болтовыми зажимами.
Для канатов диаметром от 10 до 34 мм необходимо от 3 до 7 зажимов при расстоянии между зажимами соответственно от 80 до 230 мм.
Крепление каната в барабане одним клином аналогично креплению клиновым зажимом.
Крепление двумя клиньями производится следующим типом : конец каната 1 выпускают через оба отверстия барабана и рано режут клин 2, размещенный ближе к концу каната, а затем клин 3.
Применяется также и болтовое соединение канатов с барабаном, при этом новый служит одной из щечек зажима.
Источник
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 65. Способы крепления канатов
Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют концами на осях, блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления канатов к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.
На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — петля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так.
Рис. 128. Крепление концов стального каната: а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, в — петля с гильзоклиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — то же, с клиньями-вкладышами, ж — на барабане с помощью клина, з — то же, с помощью прижимных планок на торце; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, 11, 14 — клинья, 12 — зажим, 13 — конусная втулка, 15, 16 — клинья-вкладыши прямые и секторные, 17 — центральный клин, 18 — прижимная планка
Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната. Сложенный конец каната вместе с рабочей его частью соединяют зажимами (жимками). Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната.
Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната-1 со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на 113 диаметра.
Петля с заплеткой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец каната расплетен на пряди, каждая из которых несколько раз пропущена (прошита) через прокол между нерасплетенными прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее четырех для канатов диаметром до 15 мм и не менее пяти для канатов от 15 до 28 мм.
Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната, а количество проволок в пряди при последнем проколе должно быть уменьшено двое, т. е. половинное сечение пряди.
Петля с гильзоклиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 128, в) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами Закладывают стальную каленую шпонку 8 и коуш 2. Шпонку вместе с канатами протаскивают обратно примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулку на прессе в обжимках без нагрева.
Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом 12.
На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделку в конусную втулку с залив кой легкоплавким металлом (рис. 128, д) или с клиньями, вкладышами (рис. 128, е). В первом случае конец каната заводя в предварительно залуженную втулку 13, расплетают пряди, обезжиривают и лудят проволоки, удаляют органический сердечник и конце проволок загибают в виде крючков. Затем нагревают втулку до 230 240° Сив вертикальном положении заливают расплавленным металлом
При заделке клиновыми вкладышами канат после расплетения проволок распределяется во втулке концентрическими окружностями В центр вставляется центральный клин 17, затем между проволок первого кольца прямые клинья 15. Следующая окружность составляется из секторных клиньев 16 и т. д.
Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняю либо с помощью клина 14 в конусном гнезде барабана (рис. 128, ж) либо с помощью прижимных планок 18, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, з), либо на самом барабане.
Для временного крепления канатов, что особенно часто встречаете1 при монтажных работах, применяют петли и узлы, аналогичные морскими узлам. Разница заключается в том, что морские узлы, вяжут и; пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имею смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткость имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнят на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а—е.
Рис. 129, Узлы и петли из стальных канатов: а — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел, 1 — свободный конец, 2 — зажим, 3 — рабочая ветвь
Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы 1 канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси рабочих (тяговых) ветвей 3, а оба конца одного каната выходить вместе из петли второго. На концы канатов ставят зажимы 2, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.
Беседочный (морской) узел, простой штык (д войной узе л), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два каната разной толщины.
Источник