Способы крепления концов канатов
Классификация стальных канатов
Стальные канаты имеют большое число типов и конструкций и различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки. Далеко не все канаты, изготавливаемые промышленностью, могут быть применены на кранах. Как показывают исследования и опыт эксплуатации, число конструкций крановых канатов может быть ограничено 8-10. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает её высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372…2352 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 — Классификация стальных канатов
Признаки, по которым подразделяются канаты | Обозначение |
1. По назначению: | |
грузолюдские | ГЛ |
грузовые | Г |
2. По краткости свивки: | |
одинарной — канат изготавливается из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока | |
двойной — изготавливается из прядей одинарной свивки, свитой вокруг сердечника | |
тройной — изготавливается из прядей двойной свивки, свитой вокруг сердечника | |
3. По типу сердечника: | |
пеньковый | |
асбестовый | |
стальной (применяется при высоких температурах, для увеличения разрывного усилия — прядь или канат двойной свивки) | |
4. По механическим свойствам проволок: | |
высшей марки — для канатов типа ГЛ | В |
первой марки — для всех канатов | I |
второй марки (с согласия потребителя) | II |
5. По виду покрытия поверхности проволок: | |
из светлой проволоки без покрытия — для лёгких условий работы | — |
из оцинкованной проволоки для агрессивных условий работы | С |
из оцинкованной проволоки для жёстких агрессивных условий работы | Ж |
из оцинкованной проволоки для особо жёстких агрессивных условий работы (коррозионно стойкие, но дороже) | ОЖ |
6. По направлению свивки прядей: | |
правая — преимущественная (свивка справа налево вниз) | — |
левая — слева направо вниз | Л |
7. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей каната: | |
крестовая — применяется в основном: направления свивки проволок в прядях и прядей разное, не раскручиваются | — |
односторонняя — направления свивки проволок в прядях и прядей одинаковое, более гибкие | О |
8. По способу свивки: | |
нераскручивающиеся — с обжатием прядей | Н |
раскручивающиеся | Р |
9. По роду свивки: | |
с точечным касанием проволок одинакового диаметра — углы навивки проволок в разных слоях неодинаковы, что повышает давление между проволоками и увеличивает их изнашивание, но они не раскручиваются под нагрузкой | ТК |
с линейным касанием проволок — углы навивки проволок в разных слоях одинаковы, более гибкие, долговечные, срок службы на 30-40% выше, чем ТК | ЛК |
с линейным касанием проволок одинаковых диаметров в верхнем слое пряди | ЛК-О |
с линейным касанием проволок разных диаметров в верхнем слое пряди — имеют лучшее заполнение сечения | ЛК-Р |
с линейным касанием проволок разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди | ЛК-РО |
с точечным и линейным касанием проволок в пряди | ТЛК |
На ГПМ применяют канаты только двойной свивки, шестипрядные, крестовые. Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси рисунок 1.2.
Рисунок 1.2 — Типы свивки стальных канатов:
а — канат крестовой свивки; б — канат односторонней свивки
Канаты различаются по диаметру каната, по маркировочной группе, по количеству проволок в прядях и количеству прядей в канате.
Способы крепления концов канатов
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:
с применением коуша и заплёткой свободного конца каната или установкой зажимов (рисунок 1.3а, в);
с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином (рисунок 1.3б);
другим способом в соответствии с нормативными документами.
Рисунок 1.3 — Способы выполнения петли на конце каната: a — заплётка свободного конца; б — применение клиновой втулки; в — установка винтовых зажимов; г — заливка в конусной втулке; 1 — коуш; 2 — клин; 3 — клиновая втулка; 4 — винтовой зажим; 5 — рабочая ветвь; 6 — скоба; 7 — планка; 8 — гайка
Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.
Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам.
Количество зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.
Источник
Портал газовиков
Всё для безаварийной работы
Всё для безаварийной работы
Эксплуатация подъемных сооружений
Крепление канатов к механизмам подъема и их деталям
Концевые крепления стальных канатов грузозахватных приспособлений
Для изготовления стропов и других грузозахватных приспособлений применяют два вида крепления канатов: разъемное и неразъемное.
В неразъемных соединениях на концах каната петли выполняют заплеткой, постановкой обжимной втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке
Для обеспечения правильного формирования петли, предохранения каната от резкого изгиба и преждевременного износа в петлю каната вставляют коуш — специальное устройство в виде стальных изогнутых пластин, охватывающих канат.
При заплетке (рис.6.5,а) конец каната расплетают на пряди, вырезают сердечник, затем расплетенные пряди вплетают в рабочую ветвь каната, прокалывая ее специальным инструментом. Длина заплетки должна составлять 20…25 диаметров каната.
Наиболее прогрессивным является закрепление концов каната в обжимной втулке (рис.6.5,б). Основной деталью соединения является, овальная втулка из стали или алюминия. Конец каната пропускают через втулку, изгибают для образования петли и вновь пропускают во втулку с противоположной стороны, после чего обжимают в штампе.
Крепление концов каната путем заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке трудоемко и дорого, поэтому широкого распространения не получило.
К разъемным концевым креплениям относятся болтовые зажимы (рис.6.5,в). Конец каната после закладки его в канавку коуша стягивают с канатом зажимами. Число зажимов должно быть не менее трех, а расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять не менее шести диаметров каната. Все гайки зажимов располагаются со стороны рабочей ветви, а плотность зажима считается нормальной, если поперечное сечение канатов после затяжки гаек составляет 0,6 от удвоенного номинального диаметра.
Концевые крепления канатов а – заплеткой; б – обжимной втулкой; в – винтовыми зажимами; г — клиновой втулкой; 1 – ветвь каната; 2 – винтовой зажим; 3 – коуш; 4 – клин.
Клиновые соединения (рис.6.5.г) в стальных втулках с клином соответствующей конфигурации. Свободный конец каната при таком креплении должен быть выпущен за край конусного отверстия на длину равную 10…12 диаметрам каната.
Чтобы обеспечить долговечность использования канатов, их следует правильно хранить и периодически смазывать. Перед этим поверхность очищают от грязи и ржавчины и протирают обтирочными материалами, смоченными в бензине или бензоле. Для смазки применяют различные виды смазочных материалов: технический вазелин, солидол и специальную смазку на основе масленного гудрона, битума, канифоли, технического вазелина, графита. Можно пользоваться смесью солидола и битума в соотношении 1 к 9 и графитными смазками.
Источник
Способы крепления концов канатов у строп
КРЕПЛЕНИЕ КОНЦОВ КАНАТА ПРИ СТРОПОВКЕ
Применение стальных канатов как гибких несущих органов в конструкциях грузоподъемных устройств невозможно без выполнения на них концевых креплений, предназначенных для соединения с элементами подъемных механизмов и перемещаемым грузом. Конструкция концевого крепления каната должна быть простой и надежной, доступной для технического освидетельствования и удобной для замены деталей. В процессе производства монтажных и такелажных работ используют два вида концевых креплений— разъемные и неразъемные.
Неразъемные концевые крепления канатов применяют при изготовлении инвентарных грузозахватных устройств. Петли на концах каната выполняют заплеткой, установкой стальной или алюминиевой обжимной втулки, заливкой легкоплавкими сплавами и др. (рис. 7).
7. Крепление концов каната:
а — заплеткой; б — винтовыми зажимами; в — клиновой втулкой; г — обжимной втулкой; д — заливкой; е — на коуш; ж — болтовыми зажимами; 1 — коуш; 2 — ветвь каната; 3—винтовой зажим; 4 — клин; d — диаметр каната; L —длина заплетки
Заплетка является распространенным способом крепления концов. Однако он имеет недостатки, а именно: высокую трудоемкость, повышенный расход каната, так как оставшиеся концы после заплетки отрубают, нарушение целостности каната в зоне заплетки и вследствие этого снижение его прочности на 5—15 %.
Для выполнения заплетки необходимы слесарные тиски и комплект простейших инструментов. Ее можно выполнять непосредственно на рабочем месте.
Технология заплетки заключается в следующем: на расстоянии 500—700 мм от обоих концов накладывают перевязки, затем конец каната до перевязки распускают на пряди, вырезают пеньковый сердечник и, плотно обтянув коуш петлей каната, закрепляют канат на коуше мягкой проволокой и вплетают его пряди.
Заплетка на коуш производится не менее чем в 3,5 ряда, при этом число проколов каната каждой пряди в зависимости от его диаметра должно быть не менее:
Последний прокол можно выполнить половиной прядей. Заплетка должна доходить до самой обоймы и иметь по всей длине плотную обмотку из мягкой проволоки диаметром 1 мм, длина заплетаемой части — не менее 20 диаметров каната.
Концевая петля в пеньковых канатах также образуется заплеткой, при этом заплетка должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок рядов, а место сплетения и концы прядей должны быть обмотаны так, чтобы не расплетались.
Широкое применение для изготовления стропов получил способ неразъемного концевого крепления конца каната — заделка его в обжимной стальной или алюминиевой втулке. Различают три метода обжатия — поперечное, продольное и в закрытой матрице. Распространен также метод обжатия в закрытой матрице, обеспечивающий хорошее качество изделия, высокую производительность при небольших затратах труда и малую стоимость. К неразъемным соединениям относится также крепление канатными узлами.
При выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов, как правило, используют отрезки канатов или универсальные стропы, применяя для обвязки груз;! различные узлы (рис. 8).
8. Канатные узлы:
а — прямой; б — рифовый; в — простой штыковой; г — штыковой с двумя шлагами д — штыковой с обносом; е — штыковой с двумя шлагами и обносом; ж — морской; з — плотничий (удавка); и — мертвая петля; к — плоский; л — укорачивающие петли; I — IV — последовательность вязки узлов
Различают также крюковые узлы для присоединения конца каната к крюку.
Прямой узел применяют при подъеме груза и для связывания строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обводят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обводят тем же способом, особое внимание обращая на то, чтобы концы каждого находились на одной стороне. Для предохранения каната и удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Во избежание самопроизвольного развязывания узла сращенных стальных канатов отводные концы крепят зажимами или обвязывают проволокой.
Рифовый узел является разновидностью прямого и применяется для вязки пеньковых и синтетических канатов. При подъеме тяжеловесных грузов его не используют. Завязывается он так же, как и прямой, но при этом один из свободных концов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел.
Штыковой узел применяют для привязывания как стальных, так и пеньковых канатов к грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы и др.
Простой штыковой узел вяжут следующим образом: ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обводят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. Операцию повторяют один-два раза, а затем ходовой конец прикрепляют к коренному мягкой проволокой.
Штыковой узел с двумя шагами применяют в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. Штыковой узел с обводкой используют в основном для пеньковых и синтетических канатов.
Морской узел применяют для образования незатягивающихся петель при закреплении канатов к грузам больших размеров.
Плотничий узел (удавку) используют для подъема длинномерных предметов как пеньковыми, так и стальными канатами. Он крепко затягивается, хорошо держит и
удобен при подъеме гладких грузов. Для его завязывания конец каната обводят вокруг предмета, огибают коренную часть (I) и несколько раз оборачивают вокруг положенного на груз шлага (III).
Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (IV), такой узел называется удавкой со шлагом или удавкой с нахлесткой. Он очень удобен для подъема грузов большой длины в вертикальном положении.
Мертвую петлю применяют при строповке различных грузов: легких и тяжелых, малогабаритных и громоздких. Такая петля крепко зажимает предмет и легко развязывается. Применяя мертвую петлю для строповки грузов на одном конце каната, петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.
Плоский узел используют для связывания канатов различного диаметра. Для его завязывания раскладывают концы канатов на ровной поверхности, затем конец более толстого укладывают в виде петли, а более тонкого подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят под своей коренной частью сверху петли толстого, далее ходовые концы обоих завязывают простым штыковым узлом и закрепляют пеньковые канаты тонким линем, а стальные мягкой проволокой.
Узел для уменьшения длины стропа. Для его вязки укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и выполняют две петли (I), затем одну петлю обводят вокруг другой (II) и обе накладывают на крюк (III), после чего строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). После снятия петель с крюка узел развязывается сам.
Крюковые узлы предназначены для присоединения свободного конца каната к крюку (рис. 9). Для их вязки ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната. Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обводят вокруг спинки крюка дважды, а затем так же заводят в зев крюка и покрывают коренной частью каната. Такие узлы называются крюковыми со шлагом или с нахлесткой. Правильно завязанными узлами обоими способами являются узлы, у которых коренная часть каната прижимает ходовой конец к крюку в его зеве.
В случае привязки груза на двух концах каната применяют также крюковые узлы (см. рис. 9, в, г, д).
9. Крюковые узлы:
а — простой; 6 — крюковый с нахлесткой; в — без петель е нахлесткой; г — без петель; д — двойной; е — без петель с простой накладкой на крюк; ж — то же с перекрестной накладкой; з — без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и — то же с простой накладкой; к — без петель с перекрестной накладкой; л — накладка цепных стропов
На предприятиях, где требуется перемещение тяжелых крупногабаритных грузов, используют двурогие крюки кранов. При надевании стропов па двурогие крюки применяют три способа завязывания узла. При простой накладке стропов на рога крюков (см. рис. 9, в, г, д, е) стропы схватываются стопоркой, сплетенной из стального каната в форме
кольца. При перекрестной накладке стропы ложатся на противоположные рога крюка и один из стропов прижимает другой. Наиболее надежна накладка на два рога крюка. Такой узел применяют при возможном раскачивании груза; стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на обоих его рогах; под крюком стропы схватываются стопоркой. Длина стопорки на всех видах узлов должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и не могла быть оборвана.
При изготовлении неинвентарных грузозахватных устройств для строповки специальных нестандартных тяжеловесных грузов применяют разъемные концевые крепления стальных канатов — болтовые зажимы, клиновые втулки и специальные прижимные планки (см. рис. 7, в, ж).
Наибольшее распространение среди разъемных концевых креплений стальных канатов имеют винтовые зажимы, изготавливаемые ковкой или штамповкой из стали марки СтЗсп, а также литьем из стали марки 25ЛП.
После закладки конца каната в канавку коуша устанавливают зажимы. Минимальное число зажимов зависит от диаметра каната: до 16 мм — 3; 16,5—27 мм — 4; 27,5— 37 мм — 5; свыше 37 мм — 6. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната после последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната. Все гайки зажимов располагают с противоположной стороны конца каната. Крепление выполнено хорошо, если после затяжки гаек общий размер сжатых канатов составляет 0,6 двойного номинального диаметра. Свободный конец каната приматывают мягкой проволокой диаметром 1 мм к рабочей ветви на длину не менее двух диаметров каната.
В основе принципа крепления концов каната с помощью конусной втулки клином лежат силы трения, возникающие между рабочими поверхностями втулки, клина и каната; : при этом чем больше растягивающее усилие в канате, тем выше заклинивающая способность соединения.
Источник