Способы крепления грузовых канатов

Способы крепления грузовых канатов

КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВОГО КАНАТА НА БАРАБАНЕ

Существует несколько способов крепления каната на барабане. К креплениям предъявляют следующие основные требования: надежность, удобство осмотра, легкость замены каната, простота изготовления, отсутствие резких перегибов каната перед узлом крепления.

На рис. 4.22, а показано крепление конца каната с помощью прижимной планки. Барабан имеет специальное углубление, в которое устанавливают конец каната. Затем на канат накладывают планку, которую прижимают болтами, работающими на сжатие и изгиб. В результате трения, создаваемого между неприкосновенными витками на барабане, усилие каната S1 перед углом крепления уменьшается и

Такой способ крепления удобен для барабанов с многослойной навивкой, когда крепление необходимо устранить с наружной поверхности барабана. Недостатком этого крепления является необходимость в изготовлении более сложной модели отливки. Кроме того, усложнен осмотр и замена каната.

На рис. 4.22, б показано крепление каната с помощью клина, применяемое для канатов диаметром 10—12 мм. Для самоторможения клин имеет уклон от 1 : 4 до 1 : 5. Преимуществом клинового крепления является отсутствие винтов, простота замены каната; недостатком — усложнение модели отливки.

Наиболее широкое применение имеет способ крепления наружными прижимными планками (рис. 4.22, в). При составлении расчетной схемы этого крепления приняты следующие допущения: продольные и поперечные нагрузки не вызывают изменений в поперечном сечении каната; канат рассматривают как гладкий цилиндр; канат принимают за гибкую нить; канавки на барабане и планке являются неупругими поверхностями; несколько прижимных планок заменяют одной планкой с тем же числом болтов.

Канат натяжением Sмакс удерживается на поверхности барабана следующими силами трения.

1. Силой трения между неприкосновенными витками каната и барабана

2. Суммарной силой трения между канатом и поверхностью барабана, возникающей под планкой на участках БВ и Г Д.

3. Суммарной силой трения Fx между канатом и поверхностью планки на участках БВ и ГД. При определении Fx учитывают условие равновесия витка каната под планкой (рис. 4.22, г), находящегося под действием сил 2N и Р/2. Из многоугольника сил

4. Силой трения между канатом и поверхностью барабана на участке ВГ.

Источник

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

Эксплуатация подъемных сооружений

Крепление канатов к механизмам подъема и их деталям

Концевые крепления стальных канатов грузозахватных приспособлений

Для изготовления стропов и других грузозахватных приспособлений применяют два вида крепления канатов: разъемное и неразъемное.

В неразъемных соединениях на концах каната петли выполняют заплеткой, постановкой обжимной втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке

Для обеспечения правильного формирования петли, предохранения каната от резкого изгиба и преждевременного износа в петлю каната вставляют коуш — специальное устройство в виде стальных изогнутых пластин, охватывающих канат.

При заплетке (рис.6.5,а) конец каната расплетают на пряди, вырезают сердечник, затем расплетенные пряди вплетают в рабочую ветвь каната, прокалывая ее специальным инструментом. Длина заплетки должна составлять 20…25 диаметров каната.

Наиболее прогрессивным является закрепление концов каната в обжимной втулке (рис.6.5,б). Основной деталью соединения является, овальная втулка из стали или алюминия. Конец каната пропускают через втулку, изгибают для образования петли и вновь пропускают во втулку с противоположной стороны, после чего обжимают в штампе.

Читайте также:  Способ такое глагол неопределенной формы

Крепление концов каната путем заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке трудоемко и дорого, поэтому широкого распространения не получило.

К разъемным концевым креплениям относятся болтовые зажимы (рис.6.5,в). Конец каната после закладки его в канавку коуша стягивают с канатом зажимами. Число зажимов должно быть не менее трех, а расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять не менее шести диаметров каната. Все гайки зажимов располагаются со стороны рабочей ветви, а плотность зажима считается нормальной, если поперечное сечение канатов после затяжки гаек составляет 0,6 от удвоенного номинального диаметра.

Концевые крепления канатов а – заплеткой; б – обжимной втулкой; в – винтовыми зажимами; г — клиновой втулкой; 1 – ветвь каната; 2 – винтовой зажим; 3 – коуш; 4 – клин.

Клиновые соединения (рис.6.5.г) в стальных втулках с клином соответствующей конфигурации. Свободный конец каната при таком креплении должен быть выпущен за край конусного отверстия на длину равную 10…12 диаметрам каната.

Чтобы обеспечить долговечность использования канатов, их следует правильно хранить и периодически смазывать. Перед этим поверхность очищают от грязи и ржавчины и протирают обтирочными материалами, смоченными в бензине или бензоле. Для смазки применяют различные виды смазочных материалов: технический вазелин, солидол и специальную смазку на основе масленного гудрона, битума, канифоли, технического вазелина, графита. Можно пользоваться смесью солидола и битума в соотношении 1 к 9 и графитными смазками.

Источник

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

3.4. Крепление каната. Крюковые подвески

Крепление и расположение канатов на ГПМ должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания, вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

Петля на конце каната при его креплении, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов (рис. 3.5 а, б) либо с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином (рис. 3.5 в, г) путем заливки легкоплавким сплавом. Могут быть применены и другие способы крепления в соответствии с нормативными документами. Не допускается применение сварных втулок (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Рис. 3.5. Крепление конца каната:

а – на коуше с заплеткой; б – на коуше с зажимами; в – в клиновой втулке;

г –в конусной втулке.

Число проколов каната каждой прядью при заплетке в зависимости от диаметра прокола следующее [8]:

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой прядью

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но их должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната (рис.3.5, б).

Читайте также:  Классификация информационных моделей по способу представления

Усилие (момент) затяжки гаек в зависимости от диаметра резьбы зажима следующий:

Момент затяжки, Нм

Способ соединения крюка с гибким элементом зависит от числа канатов, на которых подвешен груз. При одной ветви каната крюк в верхней части вместо хвостовика имеет кольцо, сквозь которое пропускают конец каната, образуя петлю (рис.3.6, а). Для предохранения каната от истирания в петлю закладывают фасонное кольцо желобчатого сечения — коуш. Присоединить одну ветвь каната к крюку можно также при помощи конической втулки, клинового замка или вертлюга (рис.3.6, б).

При подвешивании груза на нескольких ветвях каната крюк соединяют с канатом при помощи подвески. Для защиты блоков подвески от ударов предусматривают кожух. Упорный шариковый подшипник, установленный между гайкой и траверсой, обеспечивает свободное вращение крюка вокруг вертикальной оси.

Различают нормальную и укороченную подвески. В нормальных подвесках, применяемых в стреловых кранах, грузовой крюк 1 (рис.3.7) располагают под блоками 5, опирают его на траверсу 2 через упорный шарикоподшипник 9 и закрепляют гайкой 8, зашплинтованной или надежно зафиксированной другими способами.

Траверса может свободно поворачиваться в обойме 3, состоящей из двух щек с накладками, скрепленными между собой болтами 7. На оси 4 устанавливают, преимущественно на шарикоподшипниках 6, блоки 5, число которых зависит от кратности грузового полиспаста.

В укороченных подвесках грузовой крюк 1 располагают между подвижными блоками 2, опирая его через подшипник 4 на ось блоков 3 как траверсу (рис.3.8). При использовании укороченных подвесок значительно сокращается расстояние от крюка до грузового барабана, что в ряде случаев имеет существенное значение. Однако укороченная подвеска может быть применена только при четном числе блоков.

Чтобы увеличить кратность полиспаста в рассмотренных подвесках, необходимо в них предусмотреть соответствующее дополнительное количество блоков и разместить их на одной оси с имеющимися.

Параметры элементов крюковой подвески выбираются расчетным путем [6].

Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. Для крепления конца каната на барабане наиболее часто, особенно при однослойной навивке каната на барабан, применяют накладки. Количество накладок определяется расчетом, но их должно быть не менее двух (рис.3.9, а; пример проверочного расчета крепления каната к барабану накладной планкой, представлен в разделе 6).

При необходимости сокращения длины барабана и многослойной навивке применяют прижимные планки и клиновое крепление (рис.3.9, б, в). В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Р и с. 3.9. Крепление каната на барабане

а – накладными планками; б – прижимной планкой; в – с помощью клина

Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не допускается.

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Источник

Крепление канатов на грузоподъемной машине

Крепление канатов на грузоподъемной машине производится одним из следующих способов: заплеткой, установкой зажимов, с помощью клинового соединения. Крепление конца каната на барабане грузовой или стреловой лебедки крана мостового типа производится в основном с помощью нажимных планок. Допускается применение других проверенных способов крепления по утвержденным нормалям.
При соединении свободного конца каната с его основной ветвью заплеткой или посредством зажимов образующаяся при этом петля должна выполняться с применением коуша (стальной изогнутой пластинки), размеры которого принимаются по ГОСТ 2224—72. Кроме коушей по ГОСТ 2224—72 промышленностью выпускаются коуши судовые для стальных канатов по ГОСТ 9689—72*, которые по форме и прочности лучше первых.
Число проколов прядями при выполнении заплетки должно быть не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм, 5 для канатов диаметром свыше 15 мм и не менее 6 для канатов диаметром свыше 28 мм.
Заплетка — операция трудоемкая, требующая высокой квалификации исполнителя. Пряди пропускают в нераспущенную часть каната так, чтобы каждая прядь входила в нее через одну под две другие пряди. Вход прядей в трос и выход из него располагают по одной прямой. Перед выполнением последней пробивки половину прядей отрубают, а оставшиеся пропускают еще не менее одного раза (половинная пробивка). Она выполняется для обеспечения плавности перехода от заплетки к канату.
После выполнения заплетки оставшиеся концы прядей обрубаются у самого троса, и это место иногда обматывают мягкой проволокой.
Конструкция зажимов и технические требования к ним установлены ГОСТ 13186—67 «Зажимы для стальных канатов». Этим же стандартом определено число зажимов в зависимости от диаметра каната и способ их установки:
Зажим устанавливается нажимной планкой со стороны рабочей ветви каната, а седлом со стороны свободного конца. При таком расположении зажимов сминается свободный конец каната и сохраняется его рабочая ветвь. Менее трех зажимов устанавливать не разрешается.
При эксплуатации кранов нередко имеют место случаи падения груза и стрелы вследствие выскальзывания каната из зажимов, которыми канат закрепляется на кране. Это происходит из-за ослабления гаек зажимов в процессе эксплуатации или несоответствия размеров зажима диаметру каната. Для наблюдения за надежностью узла крепления каната к крану рекомендуется из свободного конца каната после зажимов сделать петлю и закрепить ее дополнительным зажимом. По уменьшению размеров петли судят о степени проскальзывания каната в зажимах и ослаблении их гаек. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима принимаются не менее шести диаметров каната.
При креплении клином канат огибается вокруг стального клина, имеющего канавку, и затем вместе с клином вставляется в плоскую конусную стальную втулку соответствующей формы и размеров, принимаемых по отраслевой нормали. Под действием натяжения каната клин затягивается во втулку и зажимает канат. Клиновые зажимы надежны лишь в тех случаях, когда диаметр каната соответствует размерам зажимного устройства.
При утере клина, что нередко случается при монтаже крана на новом месте работы, его следует изготовлять только по чертежам завода-изготовителя. В случае применения клиньев, размеры которых не соответствуют размерам втулки, возможно постепенное смятие каната и выдергивание его из крепления. Втулка и клин не должны иметь острых кромок, о которые мог бы перетереться закрепленный канат. Применять чугунные втулки и клинья, а также стальные сварные втулки не разрешается. Госгортехнадзор разрешил применение на краностроительных заводах Минстройдормаша коушей штампосварной конструкции, которые изготовляют в соответствии с требованиями отраслевого стандарта. «Детали крепления стальных канатов. Коуши клиновые. Обоймы штампосварные».
Не допускается применять сварные клиновые втулки для крепления замыкающего каната грейфера.
Производить крепление канатов на кране гильзоклиновым способом и путем «запрессовки во втулках нельзя, так как во время эксплуатации крана исключена возможность качественного выполнения гильзо-клинового соединения при замене каната.

Читайте также:  Способы установки промышленного оборудования

Источник

Оцените статью
Разные способы