Способы крепления груза при перевозке автотранспортом
Перевозя грузы при помощи автотранспорта, важна как высокая квалификация водителя и большой опыт работы, так и грамотная, качественная работа сотрудников склада. Насколько правильно и тщательно груз будет закреплен в автомобиле влияет на сохранность и целостность его при непосредственной перевозке. Если закреплению груза уделили недостаточно внимания, в процессе перевозки он может смещаться, менять место расположения, что приведет к повреждению содержимого, браку, потере презентабельного внешнего вида, и, как результат – к убыткам.
Если заказчик получит повреждённый груз, грузоперевозчика обязуют возместить ущерб за это. Во избежание этого, особого внимания требует правильное закрепление. Различают разные варианты крепления, применяя разнообразные современные технологии, подручные средства и материалы, основная информация размещена на сайте транспортной компании.
Крепление груза стяжными ремнями
Крепление груза стяжными ремнями – этот метод популярен при осуществлении автомобильных и контейнерных перевозок. Рэтчеты – это стяжные грузовые ремни, применяют в качестве надежного крепления для разных грузов, которые могут быть перевезены на различном транспорте. Эти ремни характеризуются такими преимуществами – удобное и быстрое использование, простое применение. За счет того, что ремень выполнен из мягкой ленты, груз не повреждается, коробка не мнется, не теряет товарного вида, качественно, надежно крепится.
Стяжные ремни имеют еще одно направление в использовании – транспортировка автотранспорта на автовозах. Также этим вариантом дополняют иные методы, комбинируя их, чтобы достичь эффективного и качественного результата.
Применяя ремни в процессе крепления, обращают внимание на такое требование – равномерное закрепление через каждые 1,2-1,5 метра. Выполнение этого требования сократит площадь размещения полезного груза, однако приведет к тому, что содержимое доедет в целости, без малейших повреждений.
Исходя из того, какой тип груза, какой подвижной состав применяется, подбирают крепежные ремни, где может быть разная стяжная нагрузка, длина, крепежные фитинги. Характерные особенности стяжных крепежных ремней:
- Натяжным устройством выступает храповый замок, который не допускает при движении транспортного средства ослабления ленты, которая фиксирует груз. Это гарантирует обеспечение сохранности перевозимых объектов и безопасности для участников движения.
- Если стяжная лента выполнена из полиэфирного материала, ей не страшны перепады температуры, разные погодные условия, реакция химических веществ, масел, механические повреждения.
- При наличии крепежных фитингов, крепление производится в разных видах транспорта, применяя различные крепежные устройства.
Чтобы правильно и эффективно применять крепежные ремни, проводят тщательные просчеты на основании таких данных – вес, коэффициент трения, скольжение, форма перевозимого груза. Если крепление осуществляется прижимом, применяют два ремня и более. В случае прямого крепления, обращают внимание на показатель рабочей нагрузки.
Крепежные ремни должны соответствовать требованиям:
- Быть целыми, без каких-либо повреждений;
- При фиксации их размещают на поверхности последовательно;
- Рассчитывают рабочую нагрузку, чтобы ремни поддавались нагрузке не более, чем этот показатель.
- Ремни не завязывают на узлы, не закручивают.
- Ремни не могут быть натянуты на острые кромки, поверхности. Если груз или его обрамление оснащены острыми элементами, ленту защищают специальными шлангами, защитными уголками.
- Ремни не должны перекручиваться, важно, чтобы груз был обхвачен на полную ширину.
- Поднимать изделия такими ремнями недопустимо.
- Перед тем, как изделия будут эксплуатированы, их тщательно проверяют на различные повреждения.
Крепление груза деревянными распорками
Крепление груза деревянными распорками наиболее давний и надежный, недорогой метод, нашел применение в осуществлении железнодорожных перевозок. Основа метода состоит в том, что поддон с грузом прибивают к полу, если это сделать невозможно, фиксация производится деревянными планками, фиксируемыми к полу. Это препятствует движению груза при его перемещении.
Основные недостатки крепления при помощи деревянных распорок:
- Высокая трудоемкость, формируя крепежи для определенных грузов, изготавливают деревянные поддоны индивидуально, по замерам.
- Распорками могут быть только материалы отменного качества, древесина конкретной породы, прописанная в инструкции.
- Нагрузка при осуществлении транспортировки может не соответствовать допустимой нагрузке деревянной крепежной рамы. Также за счет веса крепежного материала существенно увеличивается объем и вес отгружаемой продукции, что влечет за собой перегруз ТС.
Аналогичный вариант крепления – применение распорных планок, они препятствуют движению груза внутри кузова. Они имеют такие преимущества:
- Малый вес;
- Простая эксплуатация;
- Высокий уровень прочности;
- Универсальные габариты.
Крепление груза воздушными пакетами
Крепление груза воздушными пакетами – современный и эффективный метод, когда пустоты в кузове заполняют пакетами с воздухом. Внедрение этого метода состоит в том, что сдутые пакеты размещают между объектами, после чего заполняют их сжатым воздухом до момента заполнения всех пустот. За счет воздушного пакета фиксируется расположение упаковок и товаров внутри них.
Данный метод заполнения пустот имеет такие преимущества:
- Заполняя пакет воздухом, он идеально отображает геометрию, вид, размер пустоты.
- Паллеты не будут смещаться или двигаться.
- С процедурой крепления под силу справиться одному.
- Данный метод быстро реализовать.
- Малый вес и габариты пакетов в сдутом состоянии.
- Крепящие конструкции не могут заклинить, выйти из строя, в процессе разгрузки пакеты просто удалить.
- Пакеты представлены в большой разновидности, подходят для использования в отношении разных грузов.
- Могут быть использованы несколько раз, пока не выйдут из строя.
- Допустимая нагрузка – до 30 тонн.
- Воздушные пакеты размещают при разном числе грузов и товаров, независимо от того, четное или нечетное их количество.
Определяя метод крепления груза, оценивают, насколько эффективны рассматриваемые варианты в определенной ситуации. Вероятно, оказывая услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, для достижения максимального эффекта понадобится внедрение нескольких способов крепления.
Источник
Размещение и способы крепления грузов в кузове автотранспортного средства
В настоящее время в РФ отсутствуют нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов безопасного размещения и крепления грузов при транспортировке. Действующие в Европе стандарты EN 12195:2010 «Крепление грузов на автотранспортных средствах. Безопасность», EN 12642 «Конструкция кузова коммерческого транспортного средства. Минимальные требования» могут использоваться у нас только в качестве справочного пособия, с целью обеспечения безопасности при перевозке различных грузов. При размещении груза в кузове автомобиля необходимо выполнять ряд требований, некоторые из них приводятся ниже:
- более крупные и тяжёлые грузы должны располагаться внизу кузова и ближе к продольной оси симметрии грузовой платформы или кузова автотранспортного средства, в середине его длины и как можно ниже над настилом платформы (кузова). Расположение центра тяжести (ЦТ) груза влияет и на устойчивость автомобиля, на его управляемость и на эффективность торможения. А конкретно, продольное расположение ЦТ груза влияет и на допустимую полезную нагрузку автомобиля. Существуют специальные диаграммы, показывающие величину грузоподъёмности автомобиля как функцию продольного положения ЦТ груза;
Пример схемы распределения груза в двухосном автомобиле
Пример схемы распределения груза в полуприцепе
Пример схемы распределения груза в трёхосном автомобиле
- однородные штучные грузы в кузове штабелируют с соблюдением одинакового количества ярусов по всей грузонесущей площади при обеспечении надёжного крепления верхнего яруса штабеля;
- грузы с меньшей объёмной массой следует укладывать на грузы с большей объёмной массой ;
- при размещении на автотранспортных средствах длинномерных грузов ( трубы , стальной прокат , лесоматериалы и др. ) разных размеров , разной длины и толщины следует подбирать их одинаковыми в каждом ряду , более длинные следует размещать в нижних рядах , а лесоматериалы кроме того в каждом ряду необходимо сочетать «комель-вершина».
Из курса физики средней школы известно , что на любое тело , двигающееся неравномерно прямо линейно или криволинейно (по радиусу) пусть даже и с постоянной скоростью , т.е равномерно действуют силы инерции , которые особенно проявляются при автотранспортных перевозках.
При резком торможении, наборе скорости, трогания с места, при движении на поворотах и закруглённых участках дороги, эти силы могут достигнуть величин, способных сместить, опрокинуть и даже выбросить груз за борт автомобиля. Значения этих сил определены теоретически и подтверждены практикой.
В Евростандарте EN 12195 :2010 max значения этих сил приняты следующими:
- силы, действующие в продольном направлении вперёд, равны 0,8G (где G-вес груза);
- силы, действующие в продольном направлении назад, равны 0,5G;
- силы, действующие в поперечном направлении влево, вправо равны 0,5G.
Силы инерции определяются по следующей формуле: Fm = Cxy · Fg , где
Fm — сила инерции
Cxy — соответствующий коэффициент ускорения инерционной силы, который равен 0,8; 0,5; 0,5 в продольном направлении вперёд, назад и в поперечном направлении соответственно.
Fg — вес груза ( Fg = m · g, где m- масса, умноженная на ускорение свободного падения g=9,81 м/сек²)
Изначально противостоят силам инерции только силы трения. Силы инерции и силы трения всегда противоположно направлены. Сила трения определяется по формуле: Fr = N · M, где
Fr — сила трения
N — сила нормального давления (сила реакции опоры) численно равна весу груза — Fg
M — коэффициент трения, зависит от материала контактирующих тел.
Значения коэффициентов трения для некоторых материалов сведены в таблицу:
Нагружаемая поверхность груза | Сухое сцепление материала | Мокрое сцепление материала | Масляное сцепление материала |
---|---|---|---|
Дерево/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,05-0,15 |
Металл/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,02-0,10 |
Металл/металл | 0,10-0,25 | 0,10-0,20 | 0,01-0,10 |
Дерево/бетон | 0,30-0,60 | 0,30-0,50 | 0,10-0,20 |
Противоскользящие маты | 0,60 | 0,60 | 0,60 |
Для того, чтобы груз остался неподвижным, необходимо выполнить следующие требования: сила трения должна быть больше или равна инерционной силе,
т. е. Fr ≥ Fm, NM ≥ Fg · Cxy
Для того, чтобы увеличить силу трения Fr есть два пути:
- Применить материалы с повышенным коэффициентом трения, например проложить между платформой и грузом противоскользящие маты.
2. Увеличить силу нормального давления N (без увеличения веса груза Fg). Для этого необходимо дополнительное прижатие груза к платформе. Когда груз ничем не прижат, сила нормального давления N равна весу груза Fg. Когда появляется дополнительная прижимающая сила Fv сила нормального давления равна сумме веса Fg и дополнительной прижимающей силы Fv: N = Fg + Fv
Обеспечение достаточной прижимающей силы и есть основная задача крепления груза прижимом стяжными ремнями (способ увязки поверху). Необходимая прижимающая сила с учётом вертикального угла α установки ремня определится по формуле:
Fv ≥ [(Cxy — M)/(M · sin α )] · Fg , где
α — вертикальный угол установки ремня рекомендуется в пределах 75º — 90º.
Число необходимых для крепления груза ремней определится по формуле (при наличии одного натяжного устройства):
n = | (Cxy — M) · Fg |
M · sin α · Stf · Kn |
где n — количество прижимных ремней ;
Stf — сила натяжения ремня, обеспечивается натяжным устройством;
Kn — «передаточный фактор», это коэффициент, который определяет потерю натяжения прижимного ремня из-за трения между ремнём и грузом. При наличии одного натяжного устройства Kn принимается равным 1,5.
3. Для увеличения силы трения наиболее рациональным является комбинированный способ: применение противоскользящих матов и прижимных ремней одновременно. Такой способ крепления груза позволяет значительно снизить (уменьшить) количество прижимных ремней.
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА С ПОМОЩЬЮ ПРИЖИМНЫХ РЕМНЕЙ (способ увязки поверху)
3. УВЯЗКА ШПРИНГОМ (РЕССОРНАЯ УВЯЗКА)
Увязка шпрингом используется для предотвращения перемещения груза в направлении движения или в обратном направлении. У этого способа крепления есть существенный недостаток — при ослаблении ремня может происходить его смещение от своего первоначального установочного положения. Для обеспечения неизменности этого положения и предотвращения падения ремня применяют различные способы для его закрепления: закрепление петлёй, закрепление уголками, закрепление европоддонами, закрепление дополнительной верёвкой, пропущенной поверх груза. Ещё есть вариант крепления груза шпрингом, когда применяют сразу два одинаковых ремня для удержания груза в одном направлении. Можно назвать такое крепление-двойной шпринг. Ремень в этом случае не требует дополнительного удержания от падения. Блокировочная сила при этом составляет учетверённую рабочую нагрузку αC ремня, (равная значению 4 · αC)
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА СПОСОБОМ УВЯЗКИ ШПРИНГОМ
Закрепление ремня «петлей»Закрепление ремня «уголками»
Закрепление ремня «европоддоном»
Заккрепление двойным шпрингом
Достоинства шпринга:
— Используется двойная рабочая нагрузка αC. При этом угол установки ремня к грузовой платформе α не рекомендуется более 45 º;
— Нет необходимости максимально обжимать ленту натяжным механизмом . Достаточно натяжение рукой для выбора слабины. Шпринг начинает работать только при начале смещения груза. Исчезает опасность повреждения груза от давления натяжного устройства.
— Увеличение длины ленты в процессе транспортировки (вибрации , перепад температур ) не приводит к потере силы крепления.
Способ закрепления ремня петлёй не всегда означает, что нужно использовать специальный ремень, можно использовать простую верёвку, установленную поверх груза, которая будет удерживать шпринг от падения. Способ закрепления уголками применяется редко, так как требует установки специализированных уголков с петлями для проводки ремня шпринга. Уголки необходимо надёжно закрепить на таре. Способ закрепления шпринга «петлёй» и «уголками» хорош ещё и тем, что рабочая нагрузка раскладывается на дополнительный прижим груза к платформе автотранспортного средства, обеспечивая дополнительную силу трения. Способ крепления европоддоном не обладает такой способностью дополнительного прижима груза к платформе, так как прижимает вниз только сам поддон. При креплении поддоном формируется передвижная стенка которая закрепляет всю сторону грузовой единицы, особенно если грузовая единица недостаточно прочная, склонная к деформациям (пакеты на деревянных поддонах).
Расчёт крепления груза способом увязки шпрингом сводится к определению усилия натяжения ремня, возникающего под действием сил инерции. При закреплении ремня от смещения и падения способом «петлёй» или «уголками» расчётная формула имеет вид:
Frem = | (Cx — M) · Fg | (при условии применения одного ремня) |
2(M · sin α + cos α · cos β) |
При закреплении ремня «европоддоном»
Frem = | (Cx — M) · Fg | (при условии применения одного ремня) |
2cos α · cos β |
При креплении груза двойным шпрингом :
Frem = | (Cx — M) · Fg |
4(M · sin α +cos α · cos β) |
Условные обозначения в формулах:
Frem — величина натяжения в ветви ремня возникающая при действии силы инерции;
Cx — коэффициент горизонтального ускорения, составляет вперёд — 0,8 ; назад равный -0,5 ;
M — коэффициент трения между между грузом и платформой ;
Fg — вес груза;
α — угол ремня по вертикали;
β — угол ремня по горизонтали;
По найденному значению Frem выбираем ремень с параметром αC большим или равным Frem, т.е. αC ≥ Frem.
Выше рассмотрены способы крепления груза в кузове автотранспортного средства. Под действием сил инерции груз может не только сместиться от своего первоначального положения в плоскости кузова, но и потеряв устойчивость, опрокинуться. Для предотвращения этого грузы проверяют на устойчивость. Особенно грузы со значительной высотой и небольшой площадью опоры и грузы с высоким расположением центра тяжести.
Кроме применения основных способов крепления по отдельности, например только увязка поверху или блокировка или увязка растяжками можно все способы комбинировать между собой, т.е. применять совместно, например блокировку с увязкой поверху, блокировку с увязкой петлёй, и/или шпрингом, увязку поверху с увязкой шпрингом, применение противоскользящих матов с блокировкой или увязкой поверху и т.д. Способы крепления могут дополнять друг друга, работать в одном направлении или работать в разных направлениях.
Например, при блокировке в направлении вперёд, когда усилие крепления ограничено прочностью бортов дополнительная увязка поверху позволит надёжно закрепить груз, не перегружая передний борт кузова. А сочетание способов: блокировка в продольном направлении с увязкой петлёй в поперечном направлении позволит закрепить груз от смещения во всех направлениях. Способ увязки поверху предохраняет груз от смещения сразу во всех направлениях. Остальные способы увязки (петлёй, растяжками, шпрингом ) могут работать (предотвращать смещение груза) только в одном направлении (например только вперёд), если требуется предотвратить смещение груза в 2-х, 3-х и 4-х направлениях, то количество средств крепления должно быть увеличено в 2, 3, 4 раза соответственно.
Все рассмотренные здесь способы крепления груза показаны на схеме «СПОСОБЫ КРЕПЛЕНИЯ (ФИКСАЦИИ) груза в кузове автомобиля» Схема позволяет быстрее определить средства и способы крепления груза. При выборе способа и средств, крепления необходимо учитывать следующее: массу и габариты груза, расположение центра тяжести груза, форму и тип груза, коэффициент трения, грузоподъёмность автомобиля, количество и расположение точек крепления на грузовой платформе и предельные их нагрузки, прочность бортов.
Источник