- Ювелирная закрепка: разновидности
- Подписаться на блог
- Типы закрепок: основные свойства и достоинства
- Глухой, или ободковый тип
- Крепление с крючками и крапанами
- Прикрепление при помощи корнеров — столбиков из металла
- Каст полуглухого вида
- Рельсовое (канальное) крепление
- Клеевый (штифтовый) способ крепления
- Мостовая закрепка (способ Паве)
- Кармезиновое закрепление
- Закрепка «Шатон»
- Invisible, или невидимый крепёж
- Виды закрепок камней в ювелирных изделиях
- Гнездовые закрепки
- Глухие оправы
- Ободковые оправы
- Крапановые закрепки
- Корнеровые закрепки
- Особые закрепки
Ювелирная закрепка: разновидности
Подписаться на блог
Способы прикрепления камней к украшениям известны с древности. Важно подобрать способ, который скроет недостатки минерала или подчеркнёт его красоту. Широко распространены открытый, глухой, невидимый типы крепления.
Типы закрепок: основные свойства и достоинства
Ювелирное мастерство — довольно сложная профессия, однако сложнее всего — закрепить вставки в изделии. Основные варианты крепления известны ещё с древности. В наше время эта технология улучшена. Подбор метода крепления обычно зависит от:
- дизайн украшения;
- камень и его характеристики;
- разновидность огранки;
- металл изготовления изделия.
В украшениях, создаваемых по индивидуальному заказу, иногда применяют несколько вариантов крепления, в таком случае можно говорить о комбинированной закрепке камней. Это зависит от вкуса и фантазии ювелира. Мастер подбирает виды ювелирной закрепки ещё при проектировании.
Глухой, или ободковый тип
Чаще всего этот способ используется при работе с:
- бирюзой;
- яшмой;
- агатом;
- лунным камнем.
Камень прочно фиксируется благодаря опоясыванию основой из металла по ободку. Подойдёт для больших камней, где не требуется создавать особую игру света. Камень и оттенок золота должны сочетаться. Например, на жёлтом золоте прозрачные самоцветы желтеют, т. е. цвет искажается. Однако под камень можно подставить полированное белое золото — тогда проблема устраняется. Гранат, изумруд и рубин становятся ярче и насыщеннее с таким золотом. Известные по всему миру кулоны муранского стекла в серебре также получают такую надежную и минималистичную оправу.
Достоинства:
- дефекты нижней стороны самоцвета скрыты;
- самоцвет кажется больше с таким крепежом;
- прочность закрепки максимальна.
Крепление с крючками и крапанами
Крючки и крапаны позволяют мастеру не ограничиваться в нестандартных решениях. При этом камень располагается в специальной нише и фиксируется крючками и пазами — плоскими, заострёнными или V-образными. Мастер определяет величину и вид лапок, а их количество выбирают по форме огранки камня. Круглые и овальные вставки крепятся шестью крапанами, а прямоугольные и квадратные — четырьмя.
Такие способы крепления ювелирных камней броско выделяют минерал, подчёркивая его красоту. Но он допустим только для самоцветов без повреждений, для камней правильной огранки. Крапановое крепление хорошо для рубинов, бриллиантов, сапфиров, изумрудов, топазов, это позволяет всмотреться в глубину камня, наблюдать в нем игру света.
Плюсы крапанового крепежа:
- Камень кажется легче и крупнее, усиливается блеск.
- Самоцвет «переливается».
- Если крючки расположены по правилам, камень эффектно освещается с каждой стороны.
- Вставку можно легко очистить от грязи.
Прикрепление при помощи корнеров — столбиков из металла
Данный метод подходит для колец с небольшими (диаметром до 4 мм) минералами. Корнеровые касты (уголки) бывают двух видов:
- Открытый — стенки крепежа и корнеры комбинируются.
- Встроенный:
- — каре (четыре корнера и квадратная пластина закрепляют вставку);
- — фаденовый (камни практически соприкасаются рундистами, так как расположены в ряд);
На гладкой металлической поверхности создаются маленькие углубления, в которые ставят камень. У корнеров есть шарообразные верхушки, поэтому такая закрепка ювелирных камней надёжна.
Достоинства крепления корнерами
- Ювелирные вставки визуально увеличиваются.
- Изъяны камня скрываются.
- Поскольку на золотую пластину наносятся рёбра и насечки, самоцветы можно выложить однородной полосой.
Каст полуглухого вида
Он делает украшение зрительно легче. При этом камень фиксирует давление пазов изделия.
Важно тщательно подобрать камень: он не должен деформироваться, должен быть достаточно твёрдым. Турмалины, сапфиры, алмазы, аквамарины, александриты, аметисты — идеальный выбор в таком случае.
Рельсовое (канальное) крепление
На благородном металле делают небольшой канал, оснащённый пазами для фиксации камня. Метод годится, чтобы расположить ряд идентичных по величине и форме самоцветов. Распространён при изготовлении обручальных колец. Сочетается с прямоугольной огранкой минералов.
Плюсы канальной закрепки:
- Самоцветы крепятся зигзагом, вдоль или волнообразно.
- Крепёж очень прочен.
Клеевый (штифтовый) способ крепления
Годится, чтобы прикреплять жемчужины или другие шарообразные камни. В изделие устанавливается штифт, пронизывающий камень. Если штифт проклеить, изделие будет прочнее. Наиболее известен этот способ на сережках-гвоздиках, или пусетах. Такой путь пригоден для хрупких материалов — жемчуга, кораллов, янтаря или гагата. Здесь нет давления, поэтому камень остаётся целым. Применяется также к полудрагоценным камням — бирюзе или яшме. Камень прекрасно виден со всех сторон, и это неоспоримый плюс штифтового крепления.
Мостовая закрепка (способ Паве)
Так наносят мелкие камни на всю металлическую поверхность. В бороздках между вставками создаются наплывы. Появляется эффект вымощенного или даже крупного целостного камня.
Кармезиновое закрепление
Мелкие камни фиксируются вокруг крупного. Можно использовать несколько типов крепления.
Кармезиновый каст – крапановое крепление. Подходит при работе с аметистами, топазами, изумрудами и рубинами.
Закрепка «Шатон»
«Шатон» — глухая закрепка. Камень вставляется в окружении короны — это крепление хорошо сочетается с алмазами.разновидность глухой закрепки.
Invisible, или невидимый крепёж
Алмазные вставки огранок «багет» и «принцесса» крепят именно так. Идеальная геометрия и хорошая огранка минерала — основные требования к камню. Иногда используется, когда украшение инкрустируют рубинами или сапфирами.
Вставка делает изделие шедевром, если она закреплена профессионально. Искусные ювелиры позволяют заказать украшение на любой вкус без ограничений.
Ателье украшений
тел. 8 965 1367826
Источник
Виды закрепок камней в ювелирных изделиях
Ювелирная отрасль имеет многовековую историю. За это время мастера изобрели огромное количество методов закрепления камней в оправах. По мере развития технологий они становились все сложнее. На сегодняшний день насчитывается более 50 способов закрепок по типам оправ. Попробуем разобраться в этом многообразии.
Существует 4 основных группы типов закрепки камней: это гнездовая (bezel), крапановая (prong), корнеровая (corner) и группа особых закрепок.
Гнездовые закрепки
Группа гнездовых закрепок включает две подгруппы: глухих оправ и ободковых (царговых) оправ.
Глухие оправы
В глухой оправе камень лежит в глухом гнезде и не имеет доступа света снизу. Удерживается он вертикальными стенками, кромки которых прижаты к камню. Чаще всего, глухой закрепкой фиксируют непрозрачные камни и вставки. Плюсы данного вида крепления: камень выглядит крупнее, также этот способ закрепки помогает замаскировать трещины на рундисте камня. Прозрачные камни в такой оправе выглядят ярче за счет отражения металла во внутренней части камня. Если необходимо добавить света, нередко используют разрезную или ажурную оправу: в этом случае в вертикальных стенках выполняют разрезы для большей освещенности камня.
Разновидности глухих оправ:
- Юстированная оправа. Глухая оправа-стаканчик, изготавливается из металла толщиной менее 1 мм. Основание имеет уменьшенный диаметр. После подгонки камень закладывается в оправу и фиксируется на опорном пояске за счет особо точной юстировки.
Рис. 1. Подготовка юстированной оправы для вставки камня
- Разрезная оправа. Разновидность глухой оправы, на поверхность которой нанесен сквозной орнамент.
Рис. 2. Разрезная оправа
- Ажурная оправа. Глухая оправа, разделенная ажурной вставкой и соединенная методом пайки.
Рис. 3. Ажурная оправа
- «Цыганская» закрепка. Вариант глухой закрепки, в которой камень «утоплен» в металле почти полностью. Фиксация осуществляется за счет того, что на край камня накатывается дополнительный слой металла.
Рис 4. Кольца с цыганской закрепкой
- Флеш-закрепка (flush setting) или притертая оправа. Еще один способ крепления камня в глубине металла. Тонкий металлический поясок по периметру камня удерживает камень в посадочном месте. Флеш-закрепка часто используется для установки бриллиантов.
Рис 5. Инкрустация камня при флеш-закрепке
Ободковые оправы
Ободковые оправы чаще применяют для крепления прозрачных и полупрозрачных вставок. Камень в ней лежит на опорном пояске, который расположен на внутренней стороне оправы и крепится обжатием металла (ободком) по периметру. Благодаря тому, что свет проникает сверху и снизу, прозрачные и полупрозрачные камни особо ярко играют в ободковой оправе.
Разновидности ободковых оправ:
- Сборная ободковая оправа. Оправа на несколько камней.
Рис 6. Сборная ободковая оправа
- Зеркальная оправа. Глухая оправа, в которой камень оправлен в отполированный до блеска обод, выполняющий роль зеркала. Такая оправа помогает придать камню блеск и искристость.
Рис. 7. Устройство и разновидности зеркальных оправ
- Оправа «венчиками». Оправа, в которой ободок прижимается к камню так, что между точками прижима образуются дуги.
Рис. 8. Оправа-венчик
- Камейная оправа. Разновидность оправы, чей ободок с верхней стороны замыкается припаянной внутрь рамкой. Камень при этом вставляется снизу.
Рис. 9. Камейная оправа
- Секционная оправа. Оправа для крепления нескольких камней прямоугольной формы рядом друг с другом.
Рис. 10. Секционная оправа
- Кретоновая оправа. Ободковая оправа, в которой камень фиксируется крапанами в виде выступающих из металла полосок.
Рис. 11. Кретоновая оправа
- Сводчатая оправа. Ободковая оправа, камень в которой фиксируются прижимом на равных расстояниях в определенных точках контура.
Рис. 12. Сводчатая оправа
- Полуглухая оправа. Вариант оправы, где камень фиксируется лишь с двух противоположных сторон «кусочками» обода.
Рис. 13. Кольцо с полуглухой оправой
- Открытая ободковая оправа. Считается «переходной» от ободковой к корнеровой, так как она имеет и обод, и врезанные лапки-корнеры.
Рис. 14. Открытая ободковая оправа
Крапановые закрепки
Крапановые закрепки – на сегодняшний день один из самых популярных способов фиксации камня. Вставку удерживают лапки-крапаны. Они охватывают камень по граням, позволяя солнечным лучам проникать в него со всех сторон. В зависимости от разновидности оправы число и форма крапанов могут быть различным.
Выделяют следующие виды крапановых оправ:
- Закрепка Tiffany Setting. Классическая закрепка в виде короны. Камень приподнят над кольцом и фиксируется 6-ю лапками-крапанами. Закрепка Тиффани была запатентована в 1886 году Чарльзом Льюисом Тиффани и по сей день является одной из самых популярных оправ для колец с бриллиантами.
Рис. 15. Кольцо с классической закрепкой Тиффани
- Кармезиновая оправа. Предназначена для большого количества камней. Центральный фиксируется крапаном или глухой закрепкой, а более мелкие камни из окружающего венца – притираются и крепятся дополнительными закрепочными корнерами.
Рис. 16. Разновидности кармезиновых оправ
- Закрепка «скобка». Модифицированная закрепка Тиффани. Отличается меньшим количеством крапанов – их всего 4 штуки.
Рис. 17. Кольцо с закрепкой «скобкой»
- Закрепка «шатон» или «аркада». Оправа, которая объединяет в себе ободковую и крапановую закрепку. Она имеет основу в виде короны.
Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике
Корнеровые закрепки
Корнеровая закрепка – способ крепления камней непосредственно в металле. При этом вставка фиксируется с помощью маленьких столбиков (корнеров), которые формируются из основного металла оправы специальным инструментом. Ювелир выбирает часть металла в виде стружки и прижимает ее к граням камня. При этом верхняя часть стружки закатывается корневёрткой в полусферу.
Выделяют следующие виды корнеровых оправ:
- Классическая корнеровая закрепка. Камень фиксируется корнерами, при этом вокруг камня нет дополнительной обработки или только срезан глянец.
Рис. 19. Схема установки камней при корнеровой закрепке
- Фаденовая закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро. Отдельно выделяют фаденовую дорожку – это вариант оправы, в которой полоса камней плавно сужается.
Рис. 20. Инкрустация камня в фаденовую оправу
- Фаден-гризантная закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро, на которое нанесен гризант (зернистая насечка).
- Закрепка «каре». Закрепка корнерами в количестве 4 или 12 штук, при которой фадены или фаден-гризанты, проходящие между камнями, образуют квадраты. Также возможен вариант что квадрат образует построение камней. С обратной стороны основы имеются отверстие для сквозного проникновения света.
Рис. 21. Браслет, выполненный в технике каре
- Закрепка «звезда». Разновидность корнеровой оправы, где камень удерживают 4 корнера, а внутренние контуры реза подрезаются в виде четырёх или восьмиконечной звезды или квадрата с вогнутыми сторонами.
Рис. 22. Разновидности оправ «звезда»
- Закрепка «паве». Разновидность корнеровой закрепки для фиксации россыпи большого количества камней небольшого размера. Вставки посажены вплотную друг к другу и фиксируются корнерами. В классическом паве камни располагаются строго по горизонтали и вертикали. Если присутствует смещение на половину фазы – это «тиктовая» разновидность паве.
Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве
«Микро паве» предполагает размещение очень большого количества мелких вставок одинакового размера: наплыв из металла удерживает сразу три близлежащих камня, благодаря чему создается ощущение, что изделие состоит из одного большого камня. Набивная оправа – разновидность «тиктовой» паве. В ней корнеры припаиваются в виде штифтов, а не вырезаются из металла.
Рис. 24. Готовые изделия в технике паве
Особые закрепки
Эта группа закрепок объединяет довольно разношерстнее виды оправ, которые также нашли свое место в ювелирной отрасли.
- Рельсовая (канальная) закрепка. Камни одинакового размера помещаются вплотную друг к другу в ободок-рельс. При этом между камнями нет никаких металлических перегородок. Камень оказывается защищен с краев, при этом сквозь него свободно проходит свет. Рельсовая закрепка используется для прозрачных камней, особенно популярна для создания украшений из бриллиантов.
Рис. 25. Схема и готовые изделия в технике канальной закрепки
- Барный канал (bar setting). Разновидность рельсовой закрепки, только в этом случае каждый камень находится в своем канале. Металлические пластины при этом выступают над вставкой и отчетливо видны.
Рис. 26. Схема и готовые изделия в технике закрепки «барный канал»
- Клеевая закрепка. Закрепка, используемая, в основном, для полудрагоценных камней, жемчуга и иных вставок. Вставка монтируется в небольшое углубление при помощи резьбового штифта и клея.
Рис. 27. Схема и кольцо в технике клеевой закрепки
- Закрепка на щелчок (пружинная). Способ крепления камня на две опорные точки, вставленные в пазы. Вставка открыта со всех сторон.
Рис. 28. Кольца в технике пружинной закрепки
- Невидимая закрепка. Редкий и трудоемкий способ фиксации камней, когда вставки располагаются в сетке-оправе по принципу витража. Грани подгоняются плотно друг к другу из-за чего становятся практически незаметными.
Рис. 29. Ювелирные украшения, выполненные в технике невидимой закрепки
Несмотря на разнообразие видов закрепок, можно с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью пользуются крапановые. Они обеспечивают хороший обзор камня и надежную фиксацию, а также просты в уходе. Поэтому в нашем ассортименте они занимают львиную долю.
Приобрести серьги, кольца, подвески с бриллиантами, зафиксированными крапанами, вы можете в нашем шоу-руме. Все ювелирные изделия проходят апробацию в пробирной палате, а бриллианты имеют сертификаты независимого геммологического центра МГУ.
Источник