Способы которыми человек познает мир

Как человек познает мир

Для формирования оптимального поведения в среде обитания живые организмы должны постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, воспринимая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации. В результате чего формируется динамическая виртуальная модель внешнего мира, определяющая мировосприятие и поведение. У людей эта деятельность определяется как познание – задача и форма реализации разума. Существуют разные классификации и определения форм познания. Обыденное познание, происходит непрерывно как сознательно, так и бессознательно, основывается на разных формах восприятия и практической чувственно-вещественной деятельности. Религия, философия и наука – основные формы целостного познания мира человеком при помощи разума и использующие специально созданную и оформленную методологию.

В основе всех форм познания, с разной степенью проникновения в них, лежит вера. Вера выступает как необходимый и незаменимый элемент в процессе познания, способ обработки информации разумом. Она обеспечивает работу механизма познания через религию, философию и науку и независима от них. Источники веры в природной сущности человека, в его подсознании. В ряде случаев для принятия осознанного решения располагаемой информации не достаточно. Тогда приходится использовать различного рода предположения и допущения. Но для продолжения процесса сознательного мышления разум должен их воспринимать как точные и достоверные, не требующие фактической или логической проверки. А такая информация может приходить только из подсознания. Для этого разум человека использует механизм веры. Вера — неотъемлемое свойство человеческого разума неразрывно связанное с разумом и мышлением. Объектом веры являются те идеи и представления, истинность которых воспринимается разумом как аксиома и не требует своего обоснования в доказательствах. Понятие веры характеризует состояние внутреннего мыслительного процесса человека как момента реального процесса познания призванного восполнять недостаток чем-то подтвержденной информации. Существование веры на уровне инстинктов, позволяет ориентироваться в окружающем мире, получать ответы, на волнующие вопросы, принимать необходимые решения. Здесь своя «методология». Вера и доказательства исключают друг друга: если мы во что-то верим, то нам не нужны доказательства.

Вера лежит в основе религиозной формы познания. Далее вместо словосочетания «религиозная вера» я буду употреблять слово « религия». Как вещество — одна из форм проявления материи, так и религия это одна из форм проявления веры. Религия-система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок. Предрасположенность к религиозным убеждениям — сложная и мощная сила человеческого разума. Людям нужны простые правила решения сложных проблем. Религия отличается от философии и науки способом получения и обоснования своего знания. Люди предпочитают верить в свои знания при принятии решения. Религия регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека. Высшие формы религиозного поклонения несут в себе биологическое преимущество, дают человеку ощущение принадлежности к группе, обладающей значительной силой. Стремясь познать причину существования отдельных сущностей, человек использует разум и находит ответ в существовании бога. Религия не только выделяет человека из окружающего мира, но и создает и прививает через этические нормы правила поведения в нем как разумного существа. Некоторые из этих правил входят в противоречие с природными инстинктами, но они благотворно регулируют общественные отношения. Религия как форма познания реализуется в человеке и обществе через церковь. Зачастую эти понятия также используют как синонимы. Следует различать религиозную веру (веру в Бога) и церковь (социальный институт, элемент государственной идеологии). Религия, как и другие формы познания, механизм познания разумом физического и в первую очередь духовного мира. Посредством религии в первую очередь продолжается процесс эволюции человека в сфере разум как существа социального.

Религиозное миропонимание, основанное на Боге и Церкви, не может быть заменено в разуме соперничающей мифологией, основанной на науке. Бог остается жизнеспособной гипотезой первопричины, хотя такая концепция не поддается ни определению, ни проверке с позиции науки. Здесь не затрагивается вопрос доказательств существования Бога. Ответ на этот вопрос нельзя получить в рамках познания. Для религиозной веры не требуется доказательств существования бога. Согласно научной методологии существование бога недоказуемо. Первооснова бытия – это вопрос, имеющий в философии два равноправных ответа. Ответ будет завесить от философских взглядов того, кто пытается дать ответ на этот вопрос и будет отражать только личное мнение философа. Первичность материи также недоказуема, как и первичность, существование Бога. Более того, эти две гипотезы взаимопроникающие.

Человек может принимать или не принимать существование бога, но нет сознания человека без веры. Без веры в то, что реальность, возможно, охватить нашими теоретическими построениями не могло бы быть науки. Ученый верующий в Бога исследует некоторое явление точно так же, как и другой, неверующий. Если первый открывает новый закон природы, созданной Богом, то второй открывает этот же закон, присущий материальному миру. Если один из них делает на основе открытого закона какие-то предсказания, то точно такие же предсказания делает и второй. Наука – форма познания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых постоянно проверяется и уточняется в ходе общественной практики.

Читайте также:  Укажите каким способом подготавливают карпа для фарширования ответ

Современная наука является прямым продолжением тех сознательных усилий разума, которые человек с незапамятных времен затрачивал на то, чтобы организовать для своих целей окружающий мир. Наука дает средства для систематического воздействия на природу, для предсказания и изменения хода, протекающих в природе процессов, созидания устройств и механизмов, способных использовать по желанию и плану человека силы и материальные ресурсы природы. Наука ставит перед собой задачу научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках «сценария» как можно ближе к теоретическому описанию. Природа рассматривается наукой лишь как множество объектов, над которыми можно производить манипуляции и измерения для познания управляющих ею природных законов, тем самым получить возможность управлять ею. Конкретные науки предлагают нам свою конкретную картину мира. Наука — даже если она и занимается изучением нематериальных объектов (психология, информатика, лингвистика) в целом материалистична, она руководствуется только законами и доказательствами. С помощью физических теорий люди пытаются найти себе путь в лабиринте наблюдаемых явлений, своих чувственных восприятий и своего понятия реальности. Представители науки, заняты поиском окончательных законов, верят в существование идеального предела знаний и в то, что человеческий разум приближает этот предел, который определяют как объективная истина. Им постоянно кажется, что наука имеем все данные и условия необходимые для окончательного познания мира и что они уже близки к завершению поисков. Неосмотрительное использование достижений науки представляет значительную опасность для физического существования человечества. Наука создает иллюзию, что природу нужно «преодолеть», «обмануть», ею можно и нужно « управлять» заставить что-то делает «даром».

Человечество не может жить и развиваться, не осмысливая себя и свой мир. Философия – проявление и форма реализации сознания, которая исследует объекты и процессы на стыке идеального и материального. Если вера — пограничная зона между инстинктами и сознанием, то пограничной зоной между верой и наукой можно назвать философию. Она воплощает в себе процессы познания, происходящие в общечеловеческом информационном поле мыслительной работой отдельных личностей. Философия представляет собой обобщенное выражение всеобщего мировоззрения, поскольку оно охватывает природу, общество, человека и вообще все, что человек чувствует и мыслит. Научная сторона философского мировоззрения проявляется в том, что оно учитывает достижения частных наук, обобщает их. Началом каждой физической теории являются мысли и идеи, а не формулы. Философские обобщения, которые распространяются далеко за пределы областей ограниченных наукой, основываются на научных результатах. Успешное восстание против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Информация, накопленная коллективным разумом через философию, определяет суждения, влияющие на вопросы, которые ставят ученые. На концепции, которые они используют для интерпретации данных, и на предположения, которые они выдвигают, когда формулируют свои теории. Результат любого познания приходит в рамках располагаемой информации. Новые концепции возникают не просто в итоге точных наблюдений или математических выводов, и даже не в результате их сочетания, но лишь благодаря работе творческого воображения. Лишь отдельные лучи света познания проникают в разум. Все остальное занято переработкой чужих, ранее добытых знаний.

Нет универсального или главного способа познания, и философия никогда не заменит науку, наука не заменит философии, как нет познания и эволюции разума в сфере этики без религии, основанной на вере. Ни одна из форм в отдельности не в состоянии обеспечить потребности познающего разума. На каждом уровне познания: бытовом, исследовательском, индивидуальном или коллективном происходит определенный уровень взаимного проникновения методологий разных форм познания. Однако навязанное применение « не своей» методологии препятствует познанию. Нельзя делать религию или философию наукообразными, а в науке доказательства «принимать на веру». Непреодолимые противоречия между религией, философией и наукой, а также у множества направлений внутри этих форм познания реально отсутствуют, как правило, существуют противоречия между конкретными людьми — представителями этих путей познания. Есть неприятие чужого мнения, вплоть до физического ему противодействия. Иногда это глубокое внутреннее убеждение в собственной правоте, иногда элементарная корысть или иные побуждения. И то и другое вызвано особенностями человеческой природы и заключено в том, что мы называем разум.

Общим для этих столь не сходных форм познания является их антропоцентризм. Я полагаю, что ухода от антропоцентризма в познании, попытка посмотреть на окружающий мир с позиции элемента жизни наделенного функцией разума (наблюдателя), не центра мироздания вокруг которого и для которого создан мир, а с позиции одного из элементов этого мира, позволит увидеть иную картину мироздания. Множественность точек зрения на одну и ту же реальность подтверждает факт невозможности существования единственной точки зрения, с которой открывается «вид» на всю реальность.

Являясь одновременно субъектом и объектом познания, человек выделяет из него себя и как бы находится вне его. Как субъект он находится вне познаваемого, однако субъективно оставляет себя в центре познаваемого мира и считает, что человек самый главный предмет в мире. Даже Боги меняют свое содержание и место. Признавая первичность и верховенство Бога человек со своим разумом остается «центральней». При этом не учитывается то, что человек не определяющий (основной) элемент даже земной жизни и не разум определяет процессы, происходящие в мироздании.

Читайте также:  Закупки способом запроса котировок по 223 фз

Отказу от антропоцентризма мешает наше подсознательное нежелание принимать иное, отличное ранее усвоенного нами восприятие мира. Нежелание принимать происходящее вокруг нас в динамике, а не по ранее усвоенным нами правилам. Нежелание уходить от догм обусловленных природными особенностями использования разума человеком. Мы привыкли считать, что истина объективна, а путь к истине лежит через знания, но наши знания носят предположительный характер и пересматриваются по мере их накопления. Создаваемые разумом модели мироздания всегда носят субъективный характер. Путь к истине не один, их множество. И что такое истина?

Вера во всесилие науки, использование религии и философии в политических целях приводит к разобщенности элементов познания, препятствуют безопасному, с точки сохранения человечества, миропониманию. И проблема здесь не столько в различной методологии форм познания и присущем всем формам познания антропоцентризме, сколько в различном мировоззрением и убеждениях, которые складываются в каждом человеке и обществе под влиянием жизненных обстоятельств.

Источник

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Потребность в познании

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Читайте также:  Каким способом следует проводить дезинфекцию выделений больного при covid 19 инфекции тест

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Источник

Оцените статью
Разные способы