Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Анна Тюрк
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Емельянова Н. В. – учитель –логопед,
Тюрк А. В. – учитель –логопед
МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»
Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО,следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа коррекционной работы содержит:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работыв ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическое направление включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
• раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
•комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающеенаправление включает:
• выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик,методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Информацинно-просветительское направление предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
• консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС С. Г. Серафимова Учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ детского сада комбинированного вида №10 «Улыбка» г. Зарайска Аннотация.
Источник
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
ЛЮБОВЬ ПИСНИК
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
Как пишет А. Н.Леонтьев: «Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку».
Зачастую педагогам (в частности руководителям изостудий) и родителям необходимо определять индивидуальные особенности ребёнка для того, чтобы выявить уровень развития детей в той или иной области и помочь детям, которые нуждаются в коррекционных занятиях, направленных на интеллектуальное и художественное развитие. Решение этой проблемы необходимо как дошкольникам, так и родителям, потому что каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка интеллектуально и художественно развитым, что особо важно для усвоения программы и для детей, которые обучаются в школе на результативность усвоения школьной программы. Но развитие ребенка заботит его родителей уже и с раннего возраста их чада. Возникает необходимость с раннего дошкольного возраста проводить коррекционную работу с детьми, которые при диагностике уровня интеллектуального и художественного развития показали слабый результат. Для этого попробуем произвести подбор психологических параметров, влияющих на уровень художественного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Опираясь на труды ведущих психологов можно сделать вывод, что они полностью совпадают с психологическими параметрами, влияющими на уровень интеллектуального развития. Но важно, чтобы они поддавались диагностике и коррекционной работе.
Мы попробовали определить диапазон коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Для этого необходимо четко определить,; что именно будет подвергнуто коррекционно- развивающей работе.
Давайте рассмотрим, что же представляет сейчас та система знаний, которые составляют предмет психологической науки, ту совокупность явлений, которые исследуются в ней. Это психика человека и животных, ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности и качества личности, а также многое другое. С помощью одних психических явлений человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют поступками и действиями. Их называют психическими свойствами и состоянием личности. Разделение явлений, изучаемых в психологии, на процессы свойства и состояния, довольно относительно. Основываясь на работах ведущих психологов: Леонтьева Д. А. ,Запорожца Л. В., Немова Р. С, Петровского А. В. и других можно представить в виде общей схемы круг явлений, которые изучает современная психология.
Основные типы явлений Понятия
внутренние. Активность, воображение, воспоминание, восприятие, забывание, мышление, ощущения, память, повторение, обобщение, понимание, представление, привыкание, речь, самонаблюдение, узнавание, умозаключение, усвоение и др.
внутренние. Внимание, воображение, воля, желание, интерес, одарённость, настроение, образ, переживание, потребность, работоспособность, утомление, характер, эмоции и др.
внешние. Активность, влечение, действия, деятельность, игра, навык, повторение, подражание, усвоение, творчество и др.
внешние. Гениальность, интерес, настойчивость, обучаемость, одарённость, трудолюбие и др.
6. Состояния межличностные. Организованность, взаимопонимание, симпатия, совместимость, статус и др.
На основе предложенной Леонтьевым А. Н. подбираем ряд психологических процессов. Из названных явлений в творческой изобразительной деятельности поддаются корректировкеи наиболее важную роль в художественном развитии ребенка играют:
а). Сенсомоторные качества, особенно связанные с действием руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Точная передача натуры, сходство изображения с изображаемым является одним из важных признаков художественных способностей. Известна, например, что Е. И. Репин после того, как ему отказали в поступлении в Академии художеств, поступил в рисовальную школу, где поразил всех верной передачей натуры, хотя он и не обладал еще техникой штриха. Рассматривая первый из этих рисунков (рисунок «Лопух», действительно приходится удивляться тому, что молодой Репин, не имея никакой школы специального образования, так верно передал не только пропорции, пространственное положение гипсовой
модели лопуха, но и характер, формы, материал.
б). Внимание, обеспечивающее познание художником окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает глубину и полноту зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение тех или иных объектов или явлений. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит из внешнего мира в душу человека.» (Ушинский К. Д. — собрание сочинений. М., -1950 т. 10, с. 22.
Живописец в процессе работы зрительно анализирует объект изображения и одновременно определяет степень правильности передачи на холсте цвета натуры, смешивает краски или наносит их на полотно. Художник должен воспитывать умение распределять внимание.
Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Для выразительности изображения, для привлечения внимания зрителя к главному, основному в произведении художник также должен постоянно учитывать влияние силы раздражителя на сосредоточенность, направленность зрительного восприятия.
в). Творческое воображение и мышление обеспечивающее отбор главного, наиболее существенного и характерного в выявлениях действительности, концентрацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции.
С помощью анализа, синтеза, сравнения и обобщения, художник создает глубоко идейные, реалистические произведения, с поразительной достоверностью характеризующие тот или иной класс, эпоху. Так, в своей знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» Репин, по существу, дал многогранную и исчерпывающую характеристику всем социальным группам дореволюционной России восьмидесятых годов прошлого века. А творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздать не только картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического. Примером могут быть картины В. М. Васнецова «После Игорева побоища» и К. Ф. Юона «Новая планета». Часто темы, образы героев произведений художников навеяны народным фольклором, сюжетами литературных произведений — картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», М. А. Врубеля «Царевна-лебедь» и другие.
г). Восприятие, тесно связанное с мышлением. Это выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений, умозаключений. Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и кончая законченным произведением-картиной, скульптурой и т. п. Н. Н.Ге писал: «Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего, общего, то есть вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на лице, рот и т. п. Всякий раз, когда вы рисуете часть,рисуйте ее в смысле с общим: симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, т. е. оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении целого.» Целостное восприятие действительности — основной принцип изобразительного искусства.
д). Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании и помогающие успешной трансформации их в художественный образ.
Изумительной зрительной памятью обладал И. К. Айвазовский, что давало ему возможность создавать сотни и тысячи сюжетов, совершенно не похожих один на другой, хотя объектом всех их являлось море. Сам художник говорил, что человек не одаренный памятью, сохраняющий впечатление живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом,но истинным художником никогда: сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны- немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их с этим случайным, равно как эффектом света и теней, обставлять свою квартиру».
Прежде чем приступить к практической деятельности по коррекции дошкольников, мы провели определенную подготовительную работу. Она заключается в следующем. В начале детей необходимо продиагностировать по предложенным разработанным тестам и объяснить, для чего предназначено выполнение этой работы, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дали инструкцию и добивались того, чтобы она была правильно понята всеми детьми. Убедившись в этом, мы приступили к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции.
Для эффективности результатов диагностического исследования художественного и интеллектуального развития также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решения, которые на первый взгляд кажутся не полными, абсурдными или невероятными. Ребенку необходимо предложить использование различных изобразительных материалов и техник, что позволило педагогу определить уровень владения карандашом, кистью, фломастером, уровень цветовосприятия. Обязательным условием диагностики является соблюдение длительности занятия, которая определяете активностью и желанием заниматься. На это влияет и создание внешних условий для ребенка, т. е. помещение должно быть знакомым, хорошо освещенным, изолированным от внешних источников шума.
При разработке тестовых заданий большое значение имеет ряд требований, вытекающих из психологических особенностей ребенка. Мы разработали карточки с тестовыми заданиями, которые подбирались из разных источников, форматом 20 х 15 сантиметров, т. к. это наиболее часто используемый размер листа на занятиях рисованием. Изображение на карточках рассчитано на кратковременное рассматривание задания, а значит рисунки должны быть выполнены с минимальным детализированием и использованием цвета, чтобы не отвлекать ребенка от задания. Подготовленный нами комплект карточек с заданиями набран в основном, из графических линейных рисунков. Мы считаем необходимым принять такое исполнение для того, чтобы в дальнейшем эти карточки можно было размножить способом ксерокопирования.
После выполнения диагностирования детей мы произвели анализ уровня развития детей и отобрали детей, нуждающихся в коррекционной работе. С этими детьми продолжали работу с тестовыми карточками, выполняя работу над заданиями с большей точностью, качеством и более быстро. Можно использовать аналогичные задания для некоторых детей. Важно для педагога подвести ребенка к правильному и качественному выполнению задания. Судя по уверенности, аккуратности, правильности и др. параметрам педагог может сделать выводы о необходимости продолжения коррекционных занятий. Важно следить за достаточностью нагрузки на ребенка и его интересом и заинтересованностью ребенка, его родителей и воспитателей.
Экспериментальные и теоретические работы А. Н. Леонтьева послужили вспомогательным материалом для создания базового инструментария в коррекционно-развивающей работе.
На каждого ребенка были заведены карточки с отслеживанием результатов коррекционной работы. Где отмечались результаты коррекционной работы с детьми.
. Продолжая работу по коррекционно-развивающим карточкам, уровень художественного и интеллектуального развития детей стал высоким. Рисунки этих детей уже отправлялись на выставки.
Положительные отзывы мы получили и от воспитателей групп, в которые ходили дети. Дошкольники стали более усидчивы, сообразительны, мобилизованы. Их ответы отличались безошибочностью, своеобразием. Родители заметили, что многие проблемы в обучении детей исчезли. Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия по коррекционно-развивающей работе, а конкретно, карточки-задания заключают в себе потенциал возможности для исправления некоторых проблем в обучении дошкольника и могут быть широко использованы,в дальнейшем, педагогами и воспитателями в игровой и обучающей деятельности с детьми любого возраста и уровня развития.
На основе достигнутых результатов и отзывов педагогов и родителей, считаем необходимостью в продолжении коррекционной работы с детьми всех возрастных групп, а также необходимо разработать дополнительный инструментарий по коррекционной работе для одаренных детей и детей обучающихся в школе. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики
Бизиборд-развивающая доска «Я сам» для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста С помощью родителей мы решили изготовить игровое пособие для наших малышей — развивающие доски в двух вариантах: для мальчиков и девочек,.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Песочную страну» Программные задачи: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение,.
Консультация «Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» Что такое ЗПР? Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, не грубое нарушение.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем Коррекционно-развивающая деятельность (КРД) по расширению ориентировки в окружающем у детей, имеющих различные нарушения в развитии, имеет.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения в развитии Видео Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь в сопровождении дошкольников с нарушениями в развитии. В этом ролике вы увидите работу.
Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.
Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.
Источник