Способы коррекции вербального поведения

Вербально-поведенческий и Ловаасовский подходы

Аутизм — это психическое отклонение, проявляющееся в отсутствии нормального социального взаимодействия ребенка и его окружения. Он может проявиться еще в возрасте до одного года, но наиболее ярко признаки заболевания выявляются после трех лет. К первым признакам аутизма относятся:

  • отсутствие зрительного контакта и обмена звуками с окружающими;
  • задержка появления лепета или его полное отсутствие;
  • отсутствие доречевых жестов и реакции на имя и голос;
  • нарушения сна.

Позже, можно заметить нарушения в коммуникативных способностях ребенка-аутиста и в его взаимодействии с окружающими. Аутизм — это сложное психическое расстройство, причины которого до конца еще не раскрыты. Существует несколько способов обучения, направленных на адаптацию детей-аутистов в социальной среде. Рассмотрим два важных направления в работе с данным расстройством.

Вербально-поведенческий подход в работе с аутистами

Эта методика направлена в первую очередь на развитие функциональной речи. Функциональная речь — это коммуникация, полезная для общения с другими людьми. Сюда может входить как устная речь, так и жесты, обмен карточками, использование электронных коммуникаторов. Таким образом, даже те люди, страдающие аутизмом, которые не смогли освоить устную речь или освоили её в малом объёме, могу использовать альтернативные способы коммуникации.

При использовании данного подхода в коррекции аутизма применяется система ABLLS ( Эйбэлс), в рамках которой близким ребенка-аутиста необходимо заполнить ряд опросников. Благодаря этим ответам выявляются сформированные и несформированные навыки ребёнка. Далее специалист-психолог работает над развитием речевых навыков ребёнка-аутиста, а также анализирует его поведение через речь. К примеру, психолог с ребёнком разучивают слово « мяч». Все начинается с повторения слова — ребёнок-аутист повторяет его за учителем. Затем он должен научиться находить мяч на картинке, и, главное, отвечать на вопросы о мяче и уметь формулировать просьбу, о том, чтобы поиграть с мячом. Если аутистичный ребёнок не может освоить вербальную речь, то он может делать это с помощью жестов. Важно научить его слышать и понимать окружающих и уметь с ними взаимодействовать.

Узнайте больше о вербально-поведенческом подходе в лечении аутизма

Также данный подход делает акцент на обучении в естественной среде. Это подразумевает, что ребёнок выполняет все задания и упражнения, под присмотром взрослого ( родителя), обученного вербально-поведенческому методу. Таким образом, обучение происходит не в условиях кабинета специалиста ( детского психолога), а в домашней обстановке. Однако обучение в естественной среде возможно скорее как поддерживающий метод, а не основная форма коррекции поведения ребёнка-аутиста.

Подход Ловааса

Создание этого метода связано с именем Ивара Ловааса, который основываясь на бихевиоральном направлении в психологии, работал с детьми, страдающими аутизмом. Данный метод подразумевает подкрепление за правильные формы поведения и наказание за опасное ( например, самоповреждающее) поведение. В настоящее время в рамках этого подхода используются только поощрения. Если ребёнок-аутист правильно выполняет задание, то его поощряют. Виды поощрения обычно включают в себя любимую еду ребёнка, объятия и т. п.

Сам процесс обучения строится на разделении на простейшие действия какого-либо процесса. Например, обучение мытью рук включает в себя последовательно следующие этапы:

  1. Включение крана
  2. Использование мыла
  3. Ополаскивание рук под водой
  4. Использование полотенца

Так обучение социальным навыкам начинается с простой задачи — спокойно усидеть на месте. Затем ребёнок учиться удерживать зрительный контакт и т. д. В итоге он научается самостоятельно и свободно говорить и действовать.

Оба метода хорошо показывают себя на практике. Однако детские психологи больше склоняются в сторону эффективности вербально-поведенческого подхода, так как он основан на научных исследованиях, включающих множество отдельных исследований и циклов, подтверждающих его эффективность.

Обучение по программе должен проводить хороший детский психотерапевт. Использование этого метода только родителями часто не дает хороших результатов, потому что им трудно заставить ребенка выполнять задания, и они часто начинают награждать ребенка в случаях, когда он этого не заслужил или, к примеру, если просто заплакал. В данной ситуации награда не принесет ожидаемой пользы, а напротив, сформирует у ребенка плаксивое поведение.

У ребенка аутизм? Мы готовы помочь! Наш телефон

Источник

КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО АГРЕССИВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
материал на тему

Арт-терапия является простым и эффективным средством для коррекции и снятия агрессии у дошкольников. Она не имеет ни противопоказаний, ни ограничений, являясь безопасным средством для снятия напряжения.

Читайте также:  Способ реализации финансовой политики совокупность форм

В материале описаны методы арт-терапии.

Скачать:

Вложение Размер
ns_portal.docx 26.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО АГРЕССИВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе

Агрессия, как одна из форм нарушения поведения, у детей дошкольного возраста может проявляться как угодно — от раздражительности до жесткости. Дошкольники могут жаловаться, оскорблять и угрожать, ломать чужие и свои игрушки и портить одежду, а еще драться, кусаться и плеваться! Конечно, такое поведение выходит за рамки нормы и ему нужна коррекция. Манера так держаться не может возникать из ниоткуда, она имеет под собой какую-либо основу. Поэтому для начала необходимо выяснить причины возникновения агрессии у детей столь юного (дошкольного) возраста.

Основанием для формирования агрессивного поведения могут быть самые разные факторы. Такими своими действиями ребенок дошкольного возраста пытается:

  • заставить своих сверстников и взрослых обратить на себя внимание;
  • получить что-нибудь;
  • показать, что он главный;
  • таким образом защищаться;
  • отомстить кому-то за что-то;
  • показать свое превосходство через унижение другого человека (ребенка).

Это все основные факторы. А еще агрессия может возникать благодаря психологической предрасположенности детей дошкольного возраста к ней. То есть, у них может быть склонность к враждебному поведению, если имеется хотя бы одна из ниже перечисленных проблем:

  • плохо развиты навыки эффективного общения;
  • неправильное воспитание в семье, гиперопека;
  • низкий уровень интеллекта;
  • отсутствует способность управлять своим психическим состоянием;
  • неразвита одна из главных форм деятельности ребенка дошкольного возраста — игровая;
  • очень низкая самооценка.
  • заболевания ЦНС.

В общем, агрессия — это такой способ адаптации.

Основная ошибка взрослых — родителей и педагогов — это подавление агрессивности, которое приводит к накоплению враждебных мыслей и эмоций внутри сознания ребенка. Последствием становится рано или поздно взрыв ярости и неумение соизмерять силу своей агрессии. Кроме того, совершенно неправильно считать, что если враждебность подавить, то сразу же вокруг настанет мир и покой. Нет, это не так. А еще родителям нужно разобраться в первую очередь в себе, потому что часто их требования вести себя спокойно не являются заботой о ребенке. Просто тревожность, нервозность и усталость становятся необъятными под детский шум и гам. И нужно объяснять детям истинные причины, а не просто говорить «нельзя».

Агрессия бывает направленной:

  • на самого себя;
  • окружающих: непосредственно на раздражитель или на более доступные объекты.

Проявление агрессии может быть словесным (вербальным) или выражаться жестами, интонацией, мимикой, а также может быть физическим.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его закрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Второй — взаимодействие со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Третий источник – средства массовой информации, т.к. дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, демонстрируемых по телевидению, интернету.

Теперь рассмотрим действие каждого источника подробнее.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учиться взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, — один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, в подростковом возрасте окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Вторым источником, откуда дети черпают модели агрессивного поведения, является взаимодействие со сверстниками.

Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).

При изучении детей, посещавших детский сад, отмечается, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Учителями было отмечено, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали дошкольное учреждение, ведут себя более агрессивно, чем дети, посещавшие дошкольное учреждение нерегулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками успешнее усвоили подобные реакции и скорее всего, способны применить их в других условиях, например, в школе и дома.

В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, компьютеров способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности , складываются уже в дошкольном возрасте .

В своей практике, я не стала исключением, и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Реализовать его можно разными способами.

На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания дают ребенку методы арт-терапии и песочной терапии. Я активно использую их в работе с агрессивными детьми и именно на них хочу остановиться.

Арт-терапия опирается на идеях класического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере.

Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.

Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструтивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Полезны действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами.

Также эффективны действия с бумагой. Например, создание трёхмерных объектов и изображений на плоскости. Разрывая, комкая, стискивая ненужные газеты и бумагу, ребёнок получает море позитивных эмоций для благодатного состояния своей детской души. Вся нервозность, злость, а может быть, и ненависть, уходит через активные деструктивные действия. А можно и просто сминать и рвать бумагу или газету.

Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко. Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции.

Хороший терапевтический эффект имеет рисование сыпучими предметами. В необыкновенный восторг приходят дети при работе с сухими листьями, цветками, травой, а также при использовании сыпучих круп и речного песка. Для создания изображения на бумагу наносят клеевую основу и дают размах детской фантазии: растирая засушенные листья разных цветов между руками, получаем богатый разноцветный фон для осенних крон деревьев, при помощи манки садим на небо белые облака, речной песок может вырасти в дом, а горох стать жёлтым полем. Приёмы с использованием таких материалов хороши также для деток, замкнутых и зажатых в себе, для развития в них уверенности и помощи в адаптации.

Отдельно стоит остановиться на песочной терапии .

Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать .

Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия и др.

Таким образом, арт-терапия является простым и эффективным средством для коррекции и снятия агрессии у дошкольников. Она не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

  1. Родителям и другим взрослым, находящимся рядом с детьми, необходимо личным положительным примером показывать, как нужно справляться с различными жизненными ситуациями.
  2. Очень важно, чтобы ребенок понимал и был уверен в том, что он любим без условий, таким, каков он есть.
  3. Постоянно не только словами, но и на собственном примере, обучать детей самоконтролю.
  4. Неуемную энергию малыша следует направить в мирное русло. Лучшее, что здесь может помочь, — это спорт. Он учит контролировать свои эмоции и поведение. Это могут быть, например, плавание, восточные единоборства. А можно записать малыша на кружок рисования, это тоже научит его концентрироваться.
  5. Требовать от ребенка дошкольного возраста что-то нужно только согласно его возможностям это требование выполнить. Здесь нельзя руководствоваться своими желаниями.
  6. Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей.
  7. Нельзя забывать о пользе совместной с ребенком деятельности! И о том, что важно всегда подчеркивать его значимость в этом занятии.
  8. Агрессию как развлечение, а не как реакцию на что-то, лучше пресекать сразу!
  9. Ребенок должен знать, что он добрый, для этого нужно всегда ему об этом говорить.
  10. Важным шагом со стороны родителей будет научить ребенка состраданию. Если он будет понимать, что каким-то своим малоприятным поступком может огорчить близкого и дорогого ему человека, то он уже будет задумываться, прежде чем что-то совершать.
  11. Агрессивные эмоции всегда есть и будут. Их обязательно нужно выплескивать. Это можно сделать так: петь, бегать, играть с мячом, рвать бумагу, бить подушку и т. д.

Источник

Читайте также:  Способ добычи пищи сцифоидные медузы
Оцените статью
Разные способы