Способы коррекции учебной деятельности

Коррекция учебной деятельности

Коррекция недостатков учебной деятельности

Общая характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность – это форма социальной активности человека, направленная на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения.

Компоненты учебной деятельности:

  1. Мотивационный (мотивы учебной деятельности м. б. Следующие: внешние, внутренние, познавательные, учебные, игровые, широкие социальные, понимаемые и действующие, положительные и отрицательные, ведущие и второстепенные и т. д.);
  2. Ориентационный (вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий);
  3. Операциональный (общие учебные действия, начальные логические операции и поведенческие учебные действия);
  4. Оценочный (действия контроля и оценки, фиксирование соответствия или несоответствия результатов учебной деятельности предъявляемым требованиям).

Учебные действия

  1. Начальные логические операции: умение выделять общие и отличительные свойства предметов; умение выделять видо-родовые отношения предметов; делать обобщение; сравнивать; классифицировать.
  2. Общие учебные умения: включаться в деятельность; умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; умение слушать; видеть; умение быть внимательным; работать в темпе; принять цели деятельности; планировать; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место4 контролировать и оценивать учебную деятельность свою и одноклассников; вступать в контакт и работать в коллективе.
  3. Поведенческие умения: входить и выходить из класса со звонком; сидеть за партой и вставать из – за нее; поднимать руку; выходить к доске и работать с ней.

Этапы становления учебной деятельности (В.В. Давыдов)

Формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Ориентация детей не на решение задачи, а на общий способ его получения. Формирование способности сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

Содержание учебной деятельности по структуре обобщения усваиваемых школьниками знаний усложняется. Учащиеся еще коллективно решают учебные задачи, но с тенденцией к самостоятельному, индивидуальному решению.

Учащиеся становятся индивидуальными субъектами учения.

Психологи признают приоритетность начального обучения в формировании, а в случае необходимости коррекции недостатков учебной деятельности.

Коррекция учебной деятельности

Психологи предлагают решать проблему формирования, профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников посредством развития общеучебных интеллектуальных умений.

Общеучебные интеллектуальные умения – это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных предметов, но в отличие от предметных умений имеют широкий диапазон применения.

Общеучебные интеллектуальные умения:

1. умения наблюдения, слушания, чтения;

2. умения классификации и обобщения;

3. умения самоконтроля и самооценки.

Г.Ф. Кумарина предлагает выделять прямой и косвенный путь формирования учебной деятельности.

Прямой путь реализуется в системе специальных учебных заданий, в упражнениях, коррекционно-развивающих занятиях.

Косвенный путь связан с особым структурированием содержания усваиваемого материала, с заложенностью в нем обращения к общеучебным интеллектуальным умениям.

Так, коррекционно-развивающая программа Н.Я. Чутко, Г.Ф. Кумариной (Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под. ред Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.) направлена на развитие следующих сочетаний общеучебных интеллектуальных умений:

      1. наблюдение, классификация, самоконтроль;
      2. слушание, классификация, самоконтроль;
      3. чтение, классификация, самоконтроль;
      4. наблюдение, обобщение, самоконтроль;
      5. слушание, обобщение, самоконтроль;
      6. чтение, обобщение, самоконтроль.

Приведем примеры заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках чтения.

Читайте также:  Метод аналогии способ изложения материала

(Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль)

Рассмотрите рисунок (на рисунке герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино» — Буратино, Мальвина, пудель Артемон, а также аист, астра, дача). Почему именно такой рисунок сделан к этой страничке «Русской азбуки? (знакомящей со звуком и буквой «а»). Раскройте ваши соображения, докажите ответ.

Пример заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках математики.

(Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль).

Прослушайте числа. Выберите и назовите лишнее число: 15, 55, 5, 51. Объясните, почему вы считаете, что выбранное вами число лишнее.

(Чтение, изображение, самоконтроль)

Прочитайте: «Четырехугольная фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые». Запишите название этой фигуры – «квадрат». Нарисуйте эту фигуру и сформулируйте вопрос, который позволяет проверить себя («Соответствует ли мой рисунок признакам геометрической фигуры – «квадрату»?).

Авторы предлагают примеры конкретных дидактических игр, направленных на овладение общеучебными интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

1. Игры на классификацию предметов, изображений предметов по заданному или самостоятельно найденному основанию.

(соединить в группы предметы, находящиеся в классе, во дворе, игровой площадке по цвету, форме, по назначению, игры типа «Домино», основанные на разделении изображений зверей, птиц, расстений по заданному или найденному учащимися основанию.

2. Игры, направленные на формирование, совершенствование умений слушания и классификации объектов (игры типа «Догадайся, кто поет», «Угадай чей голос»). Классификация на слух объектов по самостоятельно найденному основанию (игры типа «Назови четвертое», ведущий называет три (четыре, пять) растений (зверей, птиц, рыб) и обращается к одному из играющих с предложением: «Назови четвертое (пятое)».

3. Игры на обобщение. (назвать группы предметов, находящихся в классе, не перечисляя самих предметов). Пример игры, направленный на развитие умения слушать и обобщать признаки предметов. Психолог описывает признаки знакомого детям дерева, а затем командует: «Раз, два, три – кто отгадал, под это дерево беги». Слушанию и обобщению помогает отгадывание загадок.

В коррекционно-развивающей программе С.В. Кудриной ( С.В. Кудрина учебная деятельность младших школьников. Диагностика . Формирование. – СПб., 2004.) подчеркивается важность развития и коррекции, не только общих учебных умений и логических операций, но и формирования следующих поведенческих умений учеников: умение выполнять действия, связанные со звонком на урок и с урока; умение ориентироваться в пространстве класса; умение пользоваться партой, доской; умение правильно проявлять желание ответить у доски.

Приведем примеры игр.

Ребенок, исполняющий роль учителя, со звонком встает у входа в класс, выполняя обычные действия учителя. Он ждет пока класс построится, и затем говорит фразу, которой учитель постоянно пользуется, давая разрешение войти в класс. Например, 6» Войдите, пожалуйста, в класс и встаньте у своих мест». Одноклассники выполняют инструкцию. Тот, кто лучше всех выполнил свои действия, на следующем уроке становится «учителем».

Учитель рассказывает стихотворение, а ребята выполняют действия, указанные в нем.

Источник

Способы коррекции учебной деятельности

Педагогическая помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий. Помощь должна носить комплексный характер и оказываться всеми специалистами, работающими с детьми (учителями, психологами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами, методистами, администраторами и т.д.).

Читайте также:  Народный способ лечения ревматоидного артрита

При правильной организации и обоснованном выявлении проблем детей, положительные результаты показывает система коррекционно-развивающего обучения (КРО), основные принципы которой разработаны Институтом коррекционной педагогики.

При организации обучения и воспитания в классах КРО общеобразовательной школы соблюдаются основные требования личностно-ориентированного обучения: применение разнообразных видов деятельности; ученик должен выступать в роли субъекта, участника и одного из организаторов образовательного процесса; деятельность подростков должна быть социально значимой и творческой для них; подгонять следует не подростка к школьной среде, а школьную среду делать адекватной потребностям конкретного ученика.

Методические основы проведения педагогической коррекции определяются следующей схемой:

  • инициация творческой позиции и самостоятельности суждений; всемерная активизация контрольно-оценочного компонента учебной деятельности, рефлексии учащихся;
  • использование разнообразных мер помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников; широкое внедрение методов групповой работы с целью более полного включения каждого ученика в решение учебных задач, преодоления коммуникативных барьеров, расширения арсенала способов учебной деятельности, создания ситуаций успеха;
  • применение специальных приемов закрепления учебного материала (его многократное проговаривание в разных контекстах, повторение в игровом ключе, составление заданий для товарища по изученной теме, конструирование аналогичных или обратных задач, разработка опорных схем по теме и т.п.);
  • обеспечение условий для осмысленного, целостного восприятия учебного материала, преодоления фрагментарности усвоения (внутрипредметное и межпредметное интегрирование, выполнение творческих заданий практического характера, требующих применений знаний и умений по разных разделам изучаемой дисциплины, экспресс-опросы по разным разделам программы, экспресс-повторение в групповой работе с использованием учебника, материала разных тем для ответа на проблемные вопросы с фиксацией в тетради забытого и непонятного и т.п.).

Источник

Виды нарушений учебной деятельности, причины и пути коррекции.

Виды нарушений учебной деятельности, причины и пути коррекции.

Уход от деятельности.

У ребенка не формируются типичные для школьника формы общения со взрослым, отрешен на уроке, часто не слышит адресованных ему вопросов и заданий, предлагаемые задания ребенок выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению.

2. Двигательная расторможенность(гиперактивность).Для таких детей характерна высокая импульсивность, подвижность,с нижение самоконтроля, могут проявляться навязчивые движения, недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню.

1.Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.

2. Учитель не уделяет время на организацию отдельных учащихся в начале урока.

1.Развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В любой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

2.Ребенок должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Направлять энергию ребенка в нужное русло ( вымыть доску, раздать тетради и т.д.).Требуется постоянное положительное подкрепление познавательной активности и положительного поведения. Педагогу следует избегать завышенных и заниженных требований, большие задания дробить на части с контролем выполнения.

1. Несформированность организации действий

Ребенку сложно запланировать свою деятельность, начать ее самостоятельно, распределить по важности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней организации.

2. Психофизический инфантилизм

Ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии

1.Отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке

2. Неупорядочены отдельные элементы проведения урока

3.Учителем не соблюдаются с ритуалы начала и окончания урока (выход урочного времени за пределы урока)

Читайте также:  Киста лобной пазухи способы удаления

4. Непоследовательность, фрагментарность организующих воздействий.

Проводить обучение планированию деятельности, включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю. Вводить алгоритмы деятельности на уроках с возможностью самоконтроля деятельности.

Строгое соблюдение утвержденных ритуалов урока и организующих воздействий.

3. Низкая познавательная активность

1 Снижение мотивации

Может быт признаком депрессивного состояния, глубокой астении, психологических нарушений. Может относится к отдельному виду деятельности или ко всем видам.

1.Отсутствие приемов стимулирующих познавательную активность

2.Не учитываются возрастные особенности восприятия информации

3.Однообразность педагогических и методических приемов.

Поиск и актуализация важных мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности. Совместная познавательная деятельность с родителями обучающегося.

4. Привлечение внимания, негативное самопредъявление.

1. Негативное самопредъявление

Эти варианты развития встречаются у детей с ярко выраженной демонтративностью, если у ребенка нет других талантов, то она находит выражение в сознательном нарушении правил поведения.

Синдром дезориентации может возникнуть в результате резкого изменения условий жизни ребенка, стрессовой ситуации. В других же случаях у ребенка может быть снижена чувствительность к социальным нормам ( нарушено понимание иерархии норм и правил, их значимости) Дезориентация может развиваться на фоне гиперактивности, импульсивности.

Использование только дисциплинарных воздействий

Учителем не пресекаются попытки деструктивного, неадекватного поведения на уроке.

Педагогу следует замечать ребенка во время положительного поведения. Во время негативного поведения все замечания свести к минимуму, особенно снизить эмоциональность реакций. Давать выход его демонстративности в позитивной деятельности.

Усвоение правил и норм и, прежде всего, их иерархии. На первых парах нужно прекратить наказания за незначительные проступки и неукоснительно пересекать серьезные нарушения, следует обучать ребенка навыкам общения со взрослыми и со сверстниками.

Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшаются память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность. Причиной астении могут быть перенесенные заболевания, переутомление, недостаток витаминов, нарушение режима, длительный стресс.

Завышен план урока, приоритетным считается выполнение плана урока.

Дозировка нагрузок. Частые перерывы, заполненные релаксацией или движениями. Смена видов деятельности. При ярко выражено астении — дополнительный выходной.

Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
— умения планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Источник

Оцените статью
Разные способы